Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 293 УК РФ. Халатность (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Евгений работал в Росреестре и занимал должность государственного регистратора. В 2016 году им была оформлена сделка купли-продажи земельного участка. Однако позже оказалось, что продавцом земли оказался не владелец участка, а его полный тёзка. Из-за этого реальный владелец понёс ущерб — около 630 000 рублей.
Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями
Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:
- Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
- Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
- Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.
Особенности уголовной ответственности за халатность
Меру наказания за невыполнение обязанностей в рамках полномочий законодатель связал с величиной урона. Так, уголовная ответственность за халатность без квалифицирующих признаков (крупный ущерб) такова:
- штраф до 120,0 тыс. руб. либо в размере зарплаты за период до года;
- обязательные работы до 360 часов;
- исправительные – до года;
- арест – до 3 месяцев.
Причинение особо крупного ущерба увеличивает наказание. Так, штраф налагается в размере от 200,0 тыс. до полумиллиона рублей. А арестовать недобросовестного чиновника суд имеет право на срок до полугода. Также увеличены максимальные периоды назначения обязательных (480 часов) и исправительных (до 2 лет) работ. Дополнительно законодатель ввел ответственность в виде запрета занимать должность на срок до трех лет.
Во втором и третьем пунктах статьи 293 описывается ответственность за причинения в результате халатности . Наказываются в рамках исследуемой нормы тяжкие последствия для пострадавшего вплоть до смертельного исхода. Так, халатное отношение к обязанностям, повлекшим по неосторожности тяжкие увечья или смерть, приводит к назначению:
- принудительных работ на период до пяти лет с вероятным запретом занимать определенные должности в течение трех лет;
- тюремного заключения до пяти лет.
Виды преступной халатности
На практике небрежность выполнения обязанностей, не применение данных полномочий, порой трудно доказуема в рамках совершения преступных деяний.
Для формулировки обвинения, ссылаясь на халатность по статье УК РФ, необходимо:
- иметь подтвержденную документально информацию о полномочиях, возложенных обязанностях, служебных функциях конкретного лица, занимающего должностное положение;
- подтверждение прямой причинной связи невыполнения (недобросовестного выполнения) обязанностей обвиняемым с наступившими последствиями, квалифицируемыми как преступление по отношению к гражданам, обществу, государству;
- доказанность причинения вреда.
С правовой точки зрения различают несколько видов халатности, которая может стать причиной судимости по уголовному законодательству (не нужно путать с недостаточной компетентностью, несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточного уровня знаний):
- служебную;
- должностную;
- профессиональную.
Последствия халатности, достаточные для квалификации состава уголовного преступления:
- материальный ущерб, нанесенный организации, обществу, гражданам (более 1,5 млн. руб., если эти средства не были похищены, присвоены, использованы не по назначению в рамках превышения полномочий, используя служебное положение);
- нарушение существенных прав физических или юридических лиц, к которым относят – конфиденциальность сведений, полученных по роду деятельности, несохраненную коммерческую тайну и прочие;
- вред, причиненный физическому состоянию здоровью человека, наступившая смерть – при наличии заключения судебно-медицинской экспертизы, подтверждающей следственную связь невыполнения должным образом своих обязанностей и нанесением вреда (без предварительного злого умысла);
- выраженные нарушением общественных интересов, в целом государства – когда создаются препятствия для возможности обычного образа жизни, планирования отдыха и так далее.
Основания возбуждения уголовного дела
Безразличие, проявленное халатным отношением к должностным обязанностям, ставшее причиной тяжелых, опасных для общества последствий, признается законным основанием для наказания виновных.
Приведем несколько примеров, что может стать причиной открыть уголовное производство по обвинению в халатности по статье.
- Формализм со стороны руководителя предприятия к выполнению требований охраны труда может привести к аварийным ситуациям, несчастным случаям, получению подчиненными производственных травм с тяжкими для здоровья и жизни людей последствиями.
- Отписка инспектора территориального органа в сфере труда о проведенном контроле соблюдения работодателем норм трудового права косвенно также может стать причиной непоправимых последствий. Например, по факту представитель Роструда не появился в организации для расследования жалобы подчиненных о том, что не проводится специальная оценка труда рабочих мест, работодатель не обеспечивает рабочих средствами индивидуальной защиты при выполнении трудовых обязанностей в опасных и вредных условиях.
Смерть работника, связанная с полученным профессиональным заболеванием, вследствие игнорирования требований создания безопасных условий труда, может стать поводом в данном случае привлечения к ответственности не только работодателя, но и инспектора, назначенного провести надзорные мероприятия по жалобе.
- Непринятие мер сотрудниками полиции, если поступают сигналы о бытовом насилии по отношению к членам семьи, ставшее в последующем причиной более серьезной трагедии – повод привлечь к ответственности уже стражей закона, призванных защищать права и покой мирных граждан.
- Еще одной сферой деятельности, где ненадлежащим образом выполнение своих обязанностей приводит к нарушению прав, назовем – услуги, оказываемые социальными службами.
Результатом халатности становятся:
- искалеченные судьбы детей, оставленных проживать с неблагополучными родителями;
- преждевременные смерти одиноких стариков, инвалидов, не получивших должный уход.
- Невнимательность при внесении данных в финансовые документы бухгалтером и как следствие нанесенный материальный ущерб предприятию – одна их причин обращения к правоохранительным органам.
- Неисполнение должным образом надзора со стороны противопожарных служб может привести к неминуемой трагедии, гибели массы людей в случае возникновения пожара.
- Халатное отношение медработников также нередко стоит жизни и здоровья пациентов.
К сожалению, этот список далеко не полный.
Второй комментарий к Ст. 293 УК РФ
1. Объективная сторона складывается из трех признаков:
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение виновным своих служебных обязанностей;
2) наступление общественно опасных последствий в виде причинения крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
3) причинная связь между деянием и последствиями.
2. Неисполнение служебных обязанностей означает бездействие — несовершение лицом конкретных действий, которые оно обязано было совершить в силу своего должностного статуса. При установлении состава должностной халатности необходимо в каждом случае определить круг служебных полномочий должностного лица и установить, какие конкретно обязанности не были им выполнены без уважительных причин.
3. Под ненадлежащим исполнением обязанностей следует понимать их неполное, или некачественное, или несвоевременное выполнение.
4. Объективная сторона халатности характеризуется не просто неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, а тем, что они оказались неисполненными по причине недобросовестного или небрежного отношения виновного к службе. Под недобросовестностью нужно понимать сознательное пренебрежение всеми или некоторыми из своих обязанностей, отношение к ним как к не обязательным или не важным. Небрежное отношение к службе означает недостаточную внимательность в отношении своих обязанностей, их выполнение без должных тщательности и прилежания.
5. Халатность наказуема только при наступлении общественно опасных последствий в виде причинения крупного имущественного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Размер ущерба является крупным, если его сумма превышает 1,5 млн руб. (примечание к ст. 293 УК). О понятии существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см. комментарии к ст. 285 УК.
6. По своей субъективной стороне может выражаться в легкомыслии или небрежности.
7. Субъект преступления — специальный: должностное лицо.
8. Причинение особо крупного ущерба (свыше 7 млн руб. — примечание к ст. 293 УК) влечет повышенную ответственность по ч. 1.1 данной статьи.
9. В части 2 предусмотрена ответственность за халатность, повлекшую по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. В последней разновидности халатность конкурирует с преступлением, предусмотренным ч. 2 ст. 109 УК. Конкуренция этих норм должна разрешаться в пользу ч. 2 ст. 293 УК, которая является специальной по отношению к ч. 2 ст. 109 УК.
10. Часть третья ст. 293 УК устанавливает ответственность за халатность, повлекшую по неосторожности смерть двух или более лиц.
Другой комментарий к Ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Объективная сторона халатности образована тремя признаками: а) общественно опасным деянием в форме действия или бездействия; б) общественно опасными последствиями в виде причинения крупного ущерба или иного существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связью между деянием и последствиями.
2. Халатность наиболее часто выражается в бездействии, когда виновный не выполняет тех действий, которые должен был совершить в силу возложенных на него обязанностей. Однако халатность может быть выражена и в форме действия — закон указывает, что наказуемым является не только невыполнение служебных обязанностей, но и ненадлежащее их выполнение. В этом случае виновный выполняет свои служебные обязанности, но делает это недобросовестно.
3. Закон исходит из того, что халатность является проявлением недобросовестного или небрежного отношения к должностным обязанностям. Условием ответственности за халатность является реальная возможность надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности. Если в конкретном случае такая возможность отсутствует, отсутствует и состав рассматриваемого преступления.
4. В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих служебных обязанностей должны быть причинены общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также крупного экономического и экологического ущерба, стоимостное выражение которого в соответствии с примечанием к статье превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Между указанными последствиями и деянием должностного лица необходимо установить наличие причинной связи.
Что такое халатность с юридической точки зрения?
В уголовном праве халатность считается преступлением и подлежит наказанию, если вследствие этого был причинён значительный ущерб (материальный, моральный, физический).
То есть под халатностью понимается ненадлежащее исполнение гражданином возложенных на него должностных обязанностей ввиду недобросовестного или небрежного отношения к своей трудовой деятельности.
В России халатность является уголовным преступлением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 293 УК РФ.
Тема халатности довольно часто поднимается в СМИ, поскольку её последствия бывают очень трагичны.
Причины такого отношения к своим профессиональным обязанностям довольно разные. Это может быть легкомыслие, неосторожность, небрежность или же сознательное игнорирование обязанностей.
Что такое халатность по УК РФ?
Понятие и термин «халатности» строго прописаны в Уголовном Кодексе РФ. Под этим термином подразумевают полное неисполнение или недобросовестное исполнение своих обязанностей лицом, занимающим должность в качестве представителя власти.
К таким действиям можно также отнести частичное исполнение должностных обязанностей, недобросовестное, небрежное отношение к своей работе.
Важно: этот термин можно применить, только если действия или бездействие лица повлияли на интересы общества, государства или нарушили права граждан РФ.
Уголовная ответственность за халатность в каком случае наступает – судебная практика
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)
Наряду с основным непосредственным объектом, в качестве которого, как во всяком преступлении рассматриваемой группы, может выступать любой из элементов видового объекта (в зависимости от того, в какой сфере совершено преступление), злоупотребление должностными полномочиями посягает на конкретные права и законные интересы граждан или организаций, составляющие дополнительный либо факультативный объект должностного злоупотребления.
Объективные признаки
Объективная сторона заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Таким образом, объективная сторона преступления включает три обязательных признака: 1) общественно опасное деяние, 2) общественно опасные последствия, 3) причинную связь между деянием и последствиями.
Общественно опасное деяние может выражаться как в действии, так и в бездействии. Оно состоит в совершении (либо несовершении) должностным лицом конкретных действий, которые формально не выходят за пределы служебной компетенции виновного, но совершаются (либо в нарушение обязанности не совершаются) им вопреки интересам службы, т. е. в ущерб тем целям и задачам, которые поставлены перед данным должностным лицом в соответствии с его статусом.
Следует подчеркнуть, что в отличие от Уголовного кодекса 1960 г. действующий Кодекс характеризует данное преступление как использование должностным лицом не служебного положения, а служебных полномочий.
На это особое внимание обратила Судебная коллегия Верховного Суда РФ при рассмотрении протеста прокурора по делу О. В своем определении коллегия указала, что при решении вопроса о наличии или отсутствии в действиях должностного лица состава данного преступления необходимо установить круг и характер его служебных прав и обязанностей, закрепленных в нормативных актах, уставах, положениях и т. д. Ссылки на эти нормативные акты обязательно должны содержаться во всех процессуальных документах, в которых формулируется обвинение лица в злоупотреблении должностными полномочиями, с обязательным указанием на конкретные права и обязанности, в злоупотреблении которыми данное лицо обвиняется, и обоснованием вывода о том, что обвиняемый действовал вопреки интересам службы.
Конкретные формы должностного злоупотребления весьма разнообразны: они могут состоять в нарушении финансовой дисциплины, сокрытии правонарушений; в необоснованном проведении внеплановых проверок и т. п. Например, К. был осужден по ч. 1 ст. 285 и п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ за то, что, работая старшим инспектором таможенного поста Калининградской таможни, за взятку скрыл выявленное им нарушение таможенных правил со стороны гражданина Литвы И.
Использование должностным лицом своего служебного положения в широком смысле, т. е. служебного авторитета, служебных связей за рамками компетенции должностного лица, не образует объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями.
Общественно опасные последствия данного преступления закон определяет как существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
По характеру эти последствия могут быть как имущественными, так и иными: нарушение конституционных прав и свободы, подрыв авторитета органов власти, создание помех в функционировании публичных институтов, нарушение общественного порядка, сокрытие преступлений и т. п. Установив характер нарушенных прав и законных интересов, суд обязан обосновать вывод о том, что нарушение было существенным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 16 октября 2009 г. № 19, при этом «необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т. п.» (п. 18).
Действия (бездействие) должностного лица, злоупотребившего служебными полномочиями, должны находиться в причинной связи с причинением указанных выше последствий.
Состав данного преступления сконструирован как материальный, поэтому оконченным преступление следует считать с момента наступления общественно опасных последствий.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины и специальным мотивом.
В качестве обязательного мотива альтернативно выступает корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность означает стремление извлечь имущественную выгоду для себя или других лиц или избавиться от материальных затрат без завладения чужим имуществом (иначе деяние станет хищением). А иная личная заинтересованность означает стремление получить выгоду неимущественного характера, в основе которого лежат соображения карьеризма, протекционизма, семейственности, желание получить взаимную услугу, заручиться влиятельной поддержкой и т. п. (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19).
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, может быть только должностное лицо, не занимающее государственных должностей Российской Федерации либо субъекта РФ, а также должности главы органа местного самоуправления.
Квалифицированные виды
Квалифицированный состав злоупотребления должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ) предполагает совершение преступления должностным лицом особого ранга — занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно должность главы органа местного самоуправления.
К лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации, закон относит лиц, занимающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (примечание 2 к ст. 285 УК РФ). Такими лицами являются Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, председатели Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, федеральные министры, федеральные судьи и другие высшие должностные лица Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» отнесены к государственным должностям категории «А».
Согласно примечанию 3 к ст. 285 УК РФ к лицам, занимающим государственные должности субъектов РФ, относятся лица, занимающие должности, установленные конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов данного субъекта РФ (например, руководители всех ветвей государственной власти, депутаты представительного органа, министры правительства, судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ и другие высшие должностные лица субъекта РФ, занимающие государственные должности категории «А»).
Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)
Объективные признаки
Это преступление определено в законе как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций.
Дополнительный объект — тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ.
Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в присвоении полномочий должностного лица и совершении в связи с этим неправомерных действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Именно в совершении таких неправомерных действий и заключается опасность анализируемого преступления, а присвоение полномочий должностного лица составляет, условно говоря, способ совершения преступления. Для того чтобы получить возможность совершения неправомерных действий от имени должностного лица, виновный выдает себя за таковое.
Присвоение полномочий должностного лица может иметь различные формы: устное объявление себя должностным лицом, использование форменной одежды или поддельных документов должностного лица. В последнем случае деяние требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ.
Состав данного преступления материальный, преступление признается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Вопрос о признании нарушения прав и законных интересов существенным решается судом с учетом конкретных обстоятельств, характера и количественных показателей причиненного вреда. При отсутствии указанных последствий действия, совершенные в результате присвоения полномочий должностного лица, состава рассматриваемого преступления не образуют. Эти последствия должны находиться в причинной связи с неправомерными действиями, совершенными в результате присвоения полномочий должностного лица.
Если неправомерные действия, совершенные с присвоением полномочий должностного лица и существенно нарушившие права и законные интересы граждан или организаций, содержат состав другого преступления (например, нарушение конституционных прав и свобод), то деяние должно квалифицироваться по совокупности преступлений.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — специальный, им может быть только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Совершение аналогичных действий лицом, не являющимся государственным или муниципальным служащим, не образует состава рассматриваемого преступления.
Так, Верховный Суд РФ отменил приговор Верховного Суда Республики Башкортостан и прекратил за отсутствием состава преступления дело К., осужденного по ст. 288 УК РФ, на том основании, что, не являясь государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, К. не являлся субъектом присвоения полномочий должностного лица.
Если лицо, не являющееся государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, выдает себя за должностное лицо и благодаря этому совершает хищение чужого имущества или приобретает право на него (например, лицо занимается поборами с водителей, незаконно надев форму работника милиции и выдавая себя за инспектора дорожно-патрульной службы), его действия следует квалифицировать как мошенничество при отягчающих обстоятельствах (ст. 159 со ссылкой на п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
Это преступление определяется в законе как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Взяточничество представляет собой одну из самых опасных и весьма распространенных, но очень труднодоказуемых форм коррупции.
Объективные признаки
Обязательным признаком получения взятки является ее предмет. Взятка может выражаться в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконного оказания услуг имущественного характера либо предоставления иных имущественных прав.
Под деньгами закон подразумевает денежные знаки в российской или иностранной валюте, находящиеся в обращении либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену на новые.
Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
К ценным бумагам относятся государственные и негосударственные облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции и другие документы, которые законодательством Российской Федерации отнесены к категории ценных бумаг (ст. 142, 143 ГК РФ).
Иное имущество охватывает любое другое, помимо денег и ценных бумаг, имущество (включая имущественные обязательства), как движимое (драгоценности, автомобиль, картина, кинокамера и др.), так и недвижимое (земельный участок, жилой дом, дача и т. п. — ст. 130 ГК РФ).
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 разъясняется, что «под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами)». Так, по одному уголовному делу взяткой была признана работа по ремонту принадлежащего должностному лицу автомобиля.
Касаясь понятия иных имущественных прав, Пленум разъясняет, что «имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ)».
Таким образом, прежней законодательной формулировкой «выгоды имущественного характера» охватываются: 1) услуги имущественного характера и 2) иные имущественные права (например, право безвозмездного пользования имуществом, наследование по завещанию).
В литературе предпринимались попытки определить минимальную стоимость предмета преступления. Некоторые ученые опирались на ст. 575 ГК РФ.
С включением в УК РФ статьи 291.2 (мелкое взяточничество) стоимость предмета взятки в смысле ст. 290–291.1 УК составляет сумму, превышающую 10 тыс. руб. (если не брать в расчет ничтожную стоимость, превращающую деяние в малозначительное в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ). Объективная сторона заключается в получении взятки лично или через посредника.
Под получением взятки лично следует понимать ее фактическое принятие не только самим должностным лицом, но и его родными или близкими с его согласия или при отсутствии его возражений.
Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо получает взятку не из рук взяткодателя, а от лица, которое выступает в роли передаточного звена между взяткодателем и взяткополучателем. Смысл использования посредника состоит в том, чтобы затруднить выявление факта взяточничества.
Само по себе получение должностным лицом имущественной выгоды еще не означает получения взятки. Необходимым признаком этого преступления является обусловленность взятки последующими действиями должностного лица. Это значит, что взяткодатель не просто вручает должностному лицу подарок, а передает материальные ценности, предоставляет услугу имущественного характера или иные имущественные права за то, что должностное лицо совершит в его пользу ответные действия (или воздержится от их совершения).
Закон предусматривает четыре формы желательного для взяткодателя поведения должностного лица в ответ на передачу ему взятки: она вручается под условием, что за взятку должностное лицо совершит в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действия (бездействие), которые:
а) входят в служебные полномочия должностного лица;
б) не входят в его служебные полномочия, но оно может способствовать совершению таких действий (бездействия) в силу своего должностного положения;
в) выражают общее покровительство взяткодателю со стороны должностного лица;
г) означают попустительство взяткодателю по службе со стороны должностного лица.
Под совершением действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица следует понимать совершение или воздержание от совершения в интересах взяткодателя действий, которые находятся в рамках компетенции должностного лица и которые оно должно было или могло совершить по службе.
Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц означает использование взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других (подчиненных ему или равных по рангу) должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др. (п. 4 того же постановления).
Однако получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ.
Третий вариант желательного для взяткодателя поведения должностного лица заключается в общем покровительстве по отношению к взяткодателю.
Халатность и служебный подлог
Говоря о халатном отношении к своим должностным обязанностям и возможным последствиям этого в виде установленной законом ответственности, важно отличать халатность от служебного подлога, так в Уголовном кодексе для этих преступлений имеются отдельные статьи. Умение правильно разграничить халатность и служебный подлог позволит привлечь виновного к ответственности именно в той мере, в которой он того заслуживает.
С точки зрения уголовного законодательства служебный подлог характеризуется в первую очередь прямым умыслом со стороны нарушителя. То есть он в корыстных или иных личных целях специально вносит в рабочие документы какие-либо исправления, дописки, ложные данные.
При этом халатность УК РФ определяет как небрежное отношение к своим обязанностям, то есть об умысле в этом случае говорить не приходится. Скорее, действие виновного будет характеризоваться как небрежность, неосторожность. Проще говоря, здесь налицо ситуация, когда к негативным последствиям привело наплевательское отношение работника к обязанностям.
Человек, в отличие от механического устройства, может уставать, его внимание, при выполнении любой работы на протяжении длительного периода, притупляется, а желание исполнять свои функции ответственно, проявляя инициативу и рвение, на одной и то же должности через 3 – 5 лет вовсе пропадает. Следствием работы на надоевшей должности, а также в результате недосыпа, личных расстройств и переживаний или в силу врожденной ленивости, может стать некачественное или неполноценное исполнение всех предписанных обязанностей, от которых может зависеть наступление обстоятельств способных нанести вред социально-значимым ценностям или людскому благосостоянию.
Если такое стечение условий наступает, то говорят о халатном взгляде человека на вмененные должностные функции.
Юридическое понятие преступной халатности
Халатность в бытовом понимании этого слова – это недобросовестное выполнение или заведомое невыполнение своих обязанностей. Юридическое же понимание данного термина более емко и подразумевает не только халатное отношение к предписанным служебным обязанностям, но и следствия, которые наступили в результате халатности. К таковым относится:
- причинение ущерба какому-либо имуществу, независимо от его формы собственности. Например, сторож на платной парковке уснул, и в результате произошла кража дорогостоящего имущества из машины, стоящей на парковке;
- нарушение прав и интересов граждан, организаций или государства. Пример: сотрудник органов миграционной службы забыл поставить нужную отметку в документах мигранта и тому не дали вид на жительство в нашей стране;
- причинение вреда здоровью или жизни людей. К примеру, доктор, проводя лечение зуба своему пациенту, случайно оставил в полости зуба маленький осколок инструмента. Итогом стало сильное воспаление и необходимость хирургического вмешательства. Подробнее о врачебной халатности мы расскажем в этой статье
Уголовный Кодекс рассматривает преступную халатность по статье 293.
Халатность может выражаться в следующих действиях должностного лица:
- занимание определенной должности с заведомым несоответствием ей;
- отсутствие адекватной реакции на нарушения, допускаемые подчиненными;
- отказ от выполнения предписанных обязанностей;
- перепоручение выполнения своих обязанностей некомпетентному лицу;
- совершение ошибок при исполнении обязанностей.