Как пенсионный фонд проводит выездные проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как пенсионный фонд проводит выездные проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закона от №212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд. Первоначально Правлением ПФР (Распоряжение от 11.05.2010 № 127р) были утверждены Временные методические указания по организации проведения выездных проверок. Однако этот документ во многом повторял положения названного закона и не давал четкого представления об основных аспектах, подлежащих проверке и описанию в акте выездной проверки. В связи с этим для установления единообразной правоприменительной практики по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 №34р были утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее – Методические рекомендации). Ранее действовавший документ, регулирующий порядок проверок, признан утратившим силу.

Организация выездных проверов ПФР.

Обратите внимание: хотя Методические рекомендации были утверждены в 2011 году, данный документ применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 года.

Какие документы может требовать Пенсионный фонд при проверке?

Что проверяет Пенсионный фонд при выездной проверке? В самом общем видетакиепроверки сводятся к определению того, правильно ли рассчитывают и своевременно ли работодатели платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медстрахование.

Для этого у проверяемого субъекта посредством требования запрашиваются копии документов, которые:

  • выступают основанием для расчета и перечисления в фонд взносов;
  • подтверждают корректность произведенных расчетов и перечислений.

Перечень документов, которые могут требовать проверяющие, установлен в приложении № 1 к Методическим рекомендациям. К ним, к примеру, относятся:

  • учредительные документы и лицензии;
  • бухгалтерская отчетность;
  • расчеты по пенсионным страховым взносам и взносам на ОМС;
  • регистры бухгалтерского и налогового учета;
  • трудовые и коллективные договоры;
  • приказы;
  • гражданско-правовые договоры;
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, касающиеся выплат в пользу физлиц (ведомости, расходные ордера, платежные документы);
  • документы, касающиеся персонифицированного учета в системе пенсионного страхования.

Как идет проверка и чем может закончиться

Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Основанием для продления выездной проверки может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории проведения проверки;
  • наличие у организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление или несвоевременное представление страхователем документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Проверки, проводимые внебюджетными фондами, бывают двух видов: камеральные, иногда их называют «документальные», и выездные. Во время камеральной проверки обрабатываются документы, уже переданные в фонд (без выезда на фирму или к предпринимателю). Выездная проверка проводится на территории фирмы или предпринимателя.

Выездные проверки территориальные органы ПФР и ФСС проводят совместно на основе ежегодных планов-графиков.

Проводить проверки государственным внебюджетным фондам позволяют следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах);
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г.№167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 г.№255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Критерии отбора фирм для проверок содержатся в Письме Пенсионного фонда РФ от 21.12.2010 N ТМ-30-24/13848 и Фонда социального страхования РФ от 21.12.2010 N 02-03-08/13-2872.

Органы ПФР вправе проводить камеральные и выездные проверки за периоды до 01.01.2017, а также проверки сведений персонифицированного учета. Особенности проведения проверок изложены в обосновании.

С 01.01.2017 администрирование страховых взносов возложено на налоговые органы. Однако контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ

Законом N 212-ФЗ было предусмотрено проведение в отношении плательщиков страховых взносов камеральных и выездных проверок. Их целью является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов (ч. 1 — 2 ст. 33, ст. ст. 34 — 35 Закона N 212-ФЗ).

Законодательство не предусматривает обязанности контролирующих органов заблаговременно письменно сообщать о проведении выездной проверки, а также обязанности по публикации плана выездных проверок.

Вместе с тем выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Положения Закона N 212-ФЗ не предусматривают обязанности контролирующих органов заблаговременно вручать (направлять) решение о проведении выездной проверки плательщику страховых взносов, но предписывают должностным лицам этих органов, непосредственно проводящим проверку, предъявлять одновременно со служебными удостоверениями решение о проведении выездной проверки в целях доступа на территорию или в помещение плательщика страховых взносов (ч. 1 ст. 36 Закона N 212-ФЗ).

В п. 3.7 Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р, указано, что одновременно с ознакомлением плательщика страховых взносов с решением о проведении выездной проверки должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную проверку, плательщику страховых взносов, подписавшему указанное решение, вручается требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки.

Читайте также:  Штраф проезд на красный свет 2024 камера

Таким образом, плательщик страховых взносов должен подготовить и представить необходимые для выездной проверки документы органу, проводящему эту проверку, в течение 10 рабочих дней с момента получения требования о представлении этих документов.

По телефону требовать документы ПФР не в вправе.

В 2018 г. ПФР вправе проводить выездные проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, то есть за 2015 — 2016 гг. Также в рамках выездной проверки может проводиться проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (ч. 6 — 7, 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, Письмо ПФР от 16.12.2009 N КА-25-25/12669).

При проведении выездных проверок органы ПФР руководствуются Методическими рекомендациями по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденными Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р (далее — Методические рекомендации N 34р), Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденными Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п (далее — Методические рекомендации N 11п).

Включение плательщиков взносов в план выездных проверок осуществляется с учетом критериев, установленных в п. 2.1 Методических рекомендаций N 34р.

Плательщик страховых взносов обязан обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов (ч. 21 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Необходимые документы могут быть истребованы (ч. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Перечень документов, подлежащих истребованию у плательщика, приведен в п. 7.4 Методических рекомендаций N 34р.

Проверка индивидуальных сведений может проводиться при оценке пенсионных прав застрахованных лиц. Примерный перечень документов, которые могут быть истребованы, приведен в Приложении 1 к Методическим рекомендациям N 11п (п. п. 6 — 7 Методических рекомендаций N 11п).

ПФР и ФСС РФ отбирают плательщиков страховых взносов по следующим критериям (основаниям):

1) наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 года в территориальные органы ПФР и ФСС РФ;

2) наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС РФ;

3) несвоевременное представление индивидуальных сведений;

4) наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;

5) применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;

6) выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в т.ч. при непредставлении плательщиком пояснений);

7) наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;

8) отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);

9) уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;

10) неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;

11) периодичность проведения проверок плательщика — не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);

12) наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

В плане-графике рекомендуется отражать:

— наименование плательщика страховых взносов;

— регистрационный номер плательщика страховых взносов в территориальных органах ПФР и ФСС РФ;

— идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН);

— код причины постановки на учет (далее — КПП);

— месяц начала проверки;

— проверяемый период;

— основания (критерии) для включения плательщика в план-график (по номерам критериев из приложения к плану-графику) с учетом среднесписочной численности работников, количества застрахованных лиц за 9 месяцев 2010 года;

— ответственное подразделение территориального органа ПФР и ФСС РФ за проведение выездной проверки.

Комплект документов, подлежащих

истребованию у плательщика страховых взносов для проведения

выездной проверки

7.4.1. Учредительные документы:

— устав и (или) учредительный договор, положение.

7.4.2. Приказы об учетной политике.

7.4.3. Разрешительные документы:

— лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.

Важные моменты выездной проверки

  1. Планово проводится совместно с проверкой ФСС (ч. 3 ст. 33 ФЗ № 212).
  2. Внеплановые проверки происходят по отдельности.
  3. Захватывают период, не превышающий 3 календарных лет «тому назад» от вынесения решения о проверке.
  4. Руководство ПФР может приостанавливать и возобновлять выездную проверку:
    • для истребования дополнительных документов (их можно предъявлять в виде заверенных копий);
    • для получения сведений от иностранных органов контроля в рамках действия международных договоров;
    • для перевода полученных сведений на государственный язык.
  5. Страхователя проверяют на его территории, для чего он должен выделить ревизорам отдельное помещение. При отсутствии такой возможности проверка может переместиться на территорию регионального отделения ПФР (п. 1 ст. 35 ФЗ № 212).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении проверки. Как правило, сразу предъявляется и требование о предоставлении конкретных документов. Количество и наименование объектов проверки не ограничено.

Какие документы будут затребованы при проверке?

Примерный перечень документов, на основании которых может быть осуществлена проверка ПФР достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованного лица, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям № 11п. Вот некоторые из перечисленных документов:

  • учредительные документы;
  • штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг;
  • списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
  • расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
  • лицевые счета работников;
  • приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);
  • трудовые книжки работников;
  • табель учета рабочего времени;
  • документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда.

Для проведения проверки организация, в которой планируется ее осуществлять, должна быть уведомлена не менее чем за три дня до начала. Для этого в адрес компании направляется решение руководителя территориального органа Пенсионного фонда. В нем должна содержаться следующая информация:

  • наименование организации или ИП, которые будут проверены;
  • предмет планируемой проверки, то есть на что она будет направлена;
  • период, который будет проверен;
  • ФИО и должность сотрудников, которые будут осуществлять проверку.

Решение составляется в двух экземплярах: один для организации, второй – для фонда.

Выездная проверка проводится на территории проверяемой организации. При этом если отсутствует возможность предоставить проверяющим помещение для ее осуществления, можно попросить отложить проверку. Не стоит забывать, что проверяющие не имеют права проводить осмотр территории и помещений организации .

Проверяющие обязаны предъявить следующие документы перед началом осмотра:

  1. служебные удостоверения;
  2. решение о проведении проверки.

Только в этом случае они допускаются на территорию проверяемой организации. При противодействии началу проверки составляется соответствующий акт. На его основании проверяющие органы имеют право самостоятельно определить сумму доначисления взносов, а также приостановить течение исковой давности.

Читайте также:  Как проверить завещание если не родственнику

Сроки проведения документальной проверки

Соблюдение сроков всех этапов проверки является обязательным условием работы ревизоров.

Этап проверки

Срок исполнения

Период, предоставляемый плательщику на подготовку документов 10 дней со дня вручения решения о проверке
Срок проведения проверки 2 месяца
Время оформления акта 2 месяца от дня вручения справки об окончании проверки
Срок опротестования результатов 15 дней от даты вручения акта
Вынесение решения по проверке руководителем ПФР 10 дней от даты окончания срока на опротестование

Вступление в силу решения по акту проверки производится по истечении 10 дней со дня вручения документа руководителю предприятия. При несогласии с данными оспаривание итогов проверки производится в судебных органах.

Рассмотрим пример опротестования размера штрафа, наложенного по результатам проверки. По данным решения, предприятие «Комфорт» предоставило недостоверные сведения персонифицированного учета в 1 квартале 2015 года, повлекшие штраф в размере 5% от величины страховых взносов, начисленных за отчетный период. Инспекторы начислили санкции со всех выплат предприятия, включая правильные отчисления. Сумма составила 58 тысяч рублей. Наложение штрафа было оспорено в судебной инстанции. Суд определил неправомочность наложение штрафа на сумму всех взносов. По решению суда сумма снижена до 3 тысяч рублей.

Привлечение к ответственности по результатам проверки

Если по результатам проверки сотрудниками Пенсионного фонда будет доказано наличие нарушений, на организацию могут быть наложены соответствующие санкции. При этом привлечь к ответственности можно только при наличии решения Пенсионного фонда, вступившего в силу. Даже при оплате штрафов плательщик не освобождается от уплаты взносов и пеней по ним.

Все санкции представлены в таблице ниже.

Нарушение

Сумма штрафа

Отсутствие документов, необходимых для контроля начисления и уплаты страховых взносов 200 рублей за каждый непредставленный документ
Отсутствие или предоставление недостоверных сведений персонифицированного учета 5% от суммы к уплате взносов, начисленных за отчетный период (3 месяца)
Несвоевременное представление расчетов в срок до полугода 5% от неуплаченных взносов в месяц (30% максимально)
Тоже, при просрочке сдачи отчетности более 180 дней 30% от суммы взносов и дополнительно 10% от суммы за каждый месяц, начиная со 181 дня
Неуплата взносов 20% положенной к уплате суммы
Тоже, при условии выявления умысла 40% суммы неуплаченных взносов

В ст. 43 ФЗ от 24.07.2009№ 212-ФЗ установлены смягчающие обстоятельства, исключающие вину плательщика взносов при возникновении форс-мажорных обстоятельств, болезненного состояния лица при совершении действий или исполнения разъяснений ответственных лиц ПФР.

Какие документы могут проверить?

В рамках проводимой выездной проверки сотрудники ПФР могут затребовать предоставления определенных документов. При этом в законе определено, что они должны соответствовать вопросам проводимой проверки. Для удобства все документы, которые могут быть затребованы, сведены в таблицу.

Проверяемые направления Формы документов Анализируемые данные
Учредительные документы Устав, свидетельство о применении специальных режимов в учете, выписка из реестра и прочие Подтверждение сведений, указанных в лицевом счете и учетном деле плательщика взносов
Учетная политика Приложение к приказу, действующее в проверяемом периоде Выявляется отсутствие схем уклонения от уплаты взносов
Формы общего характера о работниках Штатное расписание, журнал учета договоров,

расчет списочной численности

Выявление лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, сотрудников, работающих по договорам ГПХ
Формы, подтверждающие наем работников не по трудовым договорам Договоры гражданско-правового характера Определение факта произведения отчислений в ПФР с вознаграждений работников
Документы о приеме на работу физических лиц Трудовые договоры и книжки, дополнительные соглашения, приказы Срок действия трудового договора
Приказы о предоставлении отпуска Приказ о предоставления отпуска без сохранения заработной платы Период, не включаемый в страховой стаж
Внутренние акты о выплатах работникам основного и дополнительного характера Положение об оплате труда, премировании, коллективный договор Перечень выплат в составе заработной платы
Формы, подтверждающие выплаты заработной платы Расчетно-платежные ведомости, документы кассы и банка, карточки лицевых счетов, авансовые отчеты Проверка факта выдачи заработной платы, периода начислений
Регистры учета Оборотно-сальдовые ведомости, налоговые регистры, для ведущих УСН и ИП на ОСН – книга учета доходов и расходов Данные, отраженные на счетах учета для сравнения с показателями, указанными в отчетности

Рассмотрим пример определения инспектором ПФР данных по сотруднику, отчисления которого не были учтены в отчетном периоде. При проверке предприятия ООО «Импульс» был выявлен договор с физическим лицом М., отчисления взносов которого не внесены в отчетность РСВ-1. Сумма взносов составила 2500 рублей и была разнесена между другими сотрудниками. В ходе проверки ПФР не было обнаружено занижение отчислений. По результатам проверки было принято решение о необходимости представления уточненной РСВ-1с исправлениями данных по работникам. Если бы сумма отчислений была не распределена, а занижена, предприятию полагалось бы доплатить взнос, пени и штраф.

Сроки проведения документальной проверки

Соблюдение сроков всех этапов проверки является обязательным условием работы ревизоров.

Этап проверки

Срок исполнения

Период, предоставляемый плательщику на подготовку документов 10 дней со дня вручения решения о проверке
Срок проведения проверки 2 месяца
Время оформления акта 2 месяца от дня вручения справки об окончании проверки
Срок опротестования результатов 15 дней от даты вручения акта
Вынесение решения по проверке руководителем ПФР 10 дней от даты окончания срока на опротестование

Вступление в силу решения по акту проверки производится по истечении 10 дней со дня вручения документа руководителю предприятия. При несогласии с данными оспаривание итогов проверки производится в судебных органах.

Рассмотрим пример опротестования размера штрафа, наложенного по результатам проверки. По данным решения, предприятие «Комфорт» предоставило недостоверные сведения персонифицированного учета в 1 квартале 2015 года, повлекшие штраф в размере 5% от величины страховых взносов, начисленных за отчетный период. Инспекторы начислили санкции со всех выплат предприятия, включая правильные отчисления. Сумма составила 58 тысяч рублей. Наложение штрафа было оспорено в судебной инстанции. Суд определил неправомочность наложение штрафа на сумму всех взносов. По решению суда сумма снижена до 3 тысяч рублей.

Как проходит «кастинг» на проверку

На плановые выездные ревизии сотрудники фондов отдельно не ходят, так как ПФР и ФСС могут проводить плановые выездные проверки только совместно. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС.

ФСС и ПФР ежегодно совместно составляют план выездных проверок. При этом каждый из фондов старается включить в план страхователей, интересных именно ему. В итоге примерно половина компаний попадает в план по инициативе ПФР, половина – по предложению ФСС.

Рассмотрим, на основании каких критериев происходит отбор.

  • Расхождения в отчетности. Назначить выездную ревизию фонды могут по итогам камеральной проверки. Например, если сотрудники ПФР в ходе «камералки» выявят несоответствия в расчетах по формам РСВ-1 и индивидуальных сведениях. Такой же подход применяют и в ФСС. Причем проверка возможна даже в том случае, если чиновники запросили у компании пояснения, и она их дала. Кроме того, если представленные в отделения ПФР расчеты по страховым взносам за предыдущий год не соответствуют количеству расчетов, сданных в отделения ФСС России, есть вероятность, что компании назначат выездную проверку.
  • Снижение зарплаты. Если у компании по сравнению с прошлым годом значительно снизился фонд оплаты труда – также повод включить ее в план совместных выездных проверок.
  • Нулевая отчетность. Особое внимание инспекторы обращают на компании, сдающие нулевую отчетность. Зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ. А если есть начисленная заработная плата, должны быть и страховые взносы.
  • Необлагаемые выплаты. К необлагаемым выплатам относятся государственные пособия, выплаты временно пребывающим в России иностранным работникам и т. д. В план попадают компании, которые отражают значительные суммы необлагаемых выплат (больше 10% от общей суммы) и часто подают корректирующие расчеты.
  • Пониженные тарифы. Речь идет о компаниях на «упрощенке» с льготной деятельностью и другие компании, которые платят пониженные взносы. При этом особенно рискуют оказаться в плане проверок компании с пониженным тарифом, которые по требованию фонда не подали на камеральную проверку документы, подтверждающие право на льготу.
  • Наличие долгов. В план попадут компании с недоимкой по взносам. Причем ФСС интересуют как компании с долгом в 1000 руб., так и крупные должники – от 100 000 руб. Но проверка возможна, только если компания хронически не платит взносы – два и более квартала подряд.
  • Подача «уточненок» к уменьшению. Страхователи, которые подают «уточненки» с уменьшением платежей, и делают это регулярно, очень рискуют оказаться в плане проверок. В фондах считают, что это может говорить об ошибках в расчете взносов.
  • Крупнейший налогоплательщик. Из всех компаний, помимо всего прочего, проверяющие будут выбирать те, у которых имеются наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или наибольшая среднесписочная численность работников.
  • Большие суммы расходов, финансируемых за счет ФСС. К таким расходам относятся пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет. В план включают компании, у которых расходы на пособия превышают 50 процентов от всех начисленных взносов. Но фонд сначала запросит объяснения. Ему можно ответить, что высокие расходы связаны с большим числом больничных. Визит возможен, только если фонд найдет нестыковки в больничных или его не устроят пояснения.
  • Подошел срок проверки. Выездная проверка фондов проходит раз в три года. Поэтому, если организацию не проверяли три года подряд, сотрудники ПФР и ФСС, скорее всего назначат ей проверку. То есть в план включают компании без особых признаков, у которых уже три года не было ревизии.
  • Расчеты в банке идут, а отчетности нет. С 2015 года ФСС вправе запрашивать в банках данные по счетам компаний. Эти сведения фонды запросят по всем компаниям, которые не отчитываются. Если у таких страхователей есть движение по счетам, то им стоит ждать визита контролеров.
  • Мигрирующие компании. Вдобавок ко всему ПФР интересуется теми компаниями, которые не находятся по своему юридическому адресу и не сообщают фонду данные о фактическом местонахождении.
Читайте также:  Может ли отец отказаться от ребенка и не платить алименты?

Как проверят облагаемую базу

Чтобы удостовериться, правильно ли плательщик посчитал облагаемую базу, проверяющие должны досконально изучить все суммы по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Также им рекомендовано заглянуть в аналитические данные по кредиту счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отдельное внимание ревизоры обратят на проводки, созданные в бухгалтерской программе не автоматически, а вручную. Авторы комментируемой методички считают, что за такими проводками зачастую скрываются разовые выплаты, на которые не начислены страховые взносы.

Кроме того, подозрение контролеров вызовут случаи нетипичной корреспонденции счетов. Подобные операции изучат с особой тщательностью, в частности, посмотрят соответствующую «первичку».

Какие документы пенсионный фонд проверяет при проверке льготника

Кроме того, выявляются работники, которые работали в организации в течение проверяемого периода и на которых не представлены индивидуальные сведения по причине отсутствия страхового свидетельства или иным причинам. Составляются списки таких работников с указанием причины отсутствия страховых свидетельств или иной причины непредставления индивидуальных сведений. При этом информацию по тем работникам, на которых можно представить индивидуальные сведения, и по тем, на которых индивидуальные сведения не могут быть представлены по причине увольнения и отсутствия связи с указанными работниками, заносят в отдельные списки. Таким образом, определяется сумма страховых взносов, которые должны быть уплачены организацией за своих работников, и одновременно осуществляется контроль выполнения сроков и порядка анкетирования и регистрации в системе ПФР вновь принятых сотрудников.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице . Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *