Лицензия на обращение с отходами Санкт-Петербург

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на обращение с отходами Санкт-Петербург». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Получение лицензии на обращение с отходами – сложный многоступенчатый процесс, требующий длительной подготовки. Этот процесс предполагает сбор от 24 до 60 документов, а также прохождение различных проверок надзорными ведомствами.

Требования для получения лицензии на обращение с отходами в зависимости от вида деятельности

Лицензия на опасные отходы 1-4 класса выдается организациям и ИП, которые смогли подтвердить наличие необходимых ресурсов для работы с соблюдением требований безопасности. Можно перечислить общие требования для оформления разрешительного документа:

  • Заключенные договоры с обученным персоналом. Сотрудники должны обучиться безопасному обращению с отходами в учебном центре и иметь подтверждающие квалификацию удостоверения;
  • Получение положительного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной Роспотребнадзором.

Также предусмотрены специальные требования по каждому виду деятельности с промышленным мусором:

  • Для сбора отходов потребуется подтвердить наличие площадки, а также зданий и сооружений, в которых будет накапливаться мусор;
  • Для обработки потребуется иметь земельный участок, а также здания и сооружения с оборудованием для работы с мусором. Потребуется специальная техника для сортировки, разборки, очистки и других предварительных операций;
  • Для транспортировки потребуется приобрести или взять в аренду автомобили, соответствующие требованиям для перевозки. Помимо технического оснащения, они должны быть маркированы в соответствии с нормами законодательства;
  • Для утилизации потребуется объект недвижимости и специальное оборудование, с помощью которого будет проводиться переработка мусора;
  • Для обезвреживания, помимо объекта недвижимости с рабочим помещением и оборудования, потребуется положительное заключение ГЭЭ;
  • Для размещения отходов аналогично потребуется земельный участок с твердым покрытием, подготовленные к работе здания и сооружения, положительное заключение ГЭЭ.

Перечень документов для получения лицензии на обращение с отходами в зависимости от вида деятельности

Лицензия на деятельность по обращению с отходами предполагает сбор большого количества документов, причем их точный список будет зависеть от конкретного направления работы. Для оформления любого разрешения потребуются следующие виды документации:

  • Заявление на предоставление разрешения. Его нужно подавать в местное отделение Росприроднадзора;
  • Опись предоставленного комплекта документации.

Если требуется оформить разрешение на сбор, обработку, обезвреживание, утилизация, размещение отходов, дополнительно потребуются следующие документы:

  • Подтверждение права владения недвижимостью, на которой будет проводиться работа. Это договоры купли-продажи или аренды земельного участка, зданий и сооружений на нем.
  • Подтверждение наличия у предприятия оборудования для выполнения работ с отходами. Оно может находиться в собственности предприятия или быть взятым в аренду – в любом случае потребуется подтверждающий договор;
  • Подтверждение квалификации сотрудников, которые будут контактировать с отходами. Они должны иметь удостоверения, подтверждающие пройденное обучение.
  • Положительное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной Роспотребнадзором.

Как получить лицензию на отходы в Росприроднадзоре?

Переходим к завершающему этапу. Вот перечень всех необходимых сведений и документов для получения лицензии на отходы в Росприроднадзоре:

  • Документы о праве собственности или аренды на здания, сооружения, транспортные средства, объекты размещения отходов;
  • Документы на оборудование и установки, на которых планируется осуществлять обращение с отходами;
  • Копии трудовых договоров или книжек, подтверждающие наличие в штате лиц, ответственных за обращение с отходами и за допуск работников к нему;
  • Документы о наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств для перевозки отходов;
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов;
  • Положительное заключение государственной экологической экспертизы документации объектов капитального строительств, на которых планируется обезвреживать и размещать отходы;
  • Разрешение на строительство и/или ввод в эксплуатацию объекта обезвреживания или размещения отходов, документ об уплате государственной пошлины на выдачу лицензии;
  • Сертификаты (свидетельства) о прохождении дополнительного обучения (образования) по курсам обращения с отходами по специальной программе, одобренной Минобразования и Минприроды.

Порядок лицензирования

Было бы не совсем корректно говорить о лицензировании без уточнения конкретных параметров планируемой деятельности, потому как процедуры контроля и глубина оценки напрямую зависит от потенциальной экологической опасности предприятия. Для сравнения: лицензия ТБО на перевозку мусора IV класса оформляется около 4.5 месяцев (или за 2,5 месяца в срочном порядке) и предполагает лишь две проверки соискателя, а в случае с обезвреживанием показатели совсем иные – 6 месяцев (3 месяца в срочном порядке при поддержке специалистов «Нева Консалт») и не менее 4 проверок. Лишь две процедуры актуальны для всех без исключения видов деятельности – получение СЭЗ на деятельность и основная лицензионная проверка Росприроднадзора.

СЭЗ (санитарно эпидемиологическое заключение) удостоверяет соответствие объекта или документа требованиям СанПиН. В сфере отходов все соискатели должны иметь площадку (участок земли со всеми зданиями постройками и сооружениями). Если лицензия Росприроднадзора оформляется на деятельность по обезвреживанию или размещению, дополнительно необходимо получить еще несколько санитарно-эпидемиологических заключений (на проектную документацию).

Когда подготовительные мероприятия завершены и на руках у соискателя имеются все необходимые документы, остается только сформировать лицензионное дело и обратиться с ним непосредственно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. По заявлению соискателя снова проводится две проверки – документарная и выездная – а затем выдается лицензия или предписания об устранении несоответствий.

Какие есть противоречия в новых правилах

«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:

  • Для того чтобы объект попал в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), он должен пройти инвентаризацию, для прохождения которой необходимо указывать реквизиты полученной лицензии. «Возникает ситуация, когда застройщик не сможет получить ни лицензию на объект размещения, ни включить объект в ГРОРО. Поэтому данные документы нужно синхронизировать», — говорит представитель «РТ-Инвест».
  • В части проведения государственной экологической экспертизы необходимо установить четкие критерии: что считать новой технологией и когда такая экспертиза действительно необходима, добавил представитель «Ростеха». По его словам, эта позиция госкорпорации доведена до Минпромторга.
  • В проекте постановления правительства не прописано, как будет контролироваться количество мощностей у утилизаторов, если оно не указывается при получении лицензии. «Власти хотят бороться с фейковыми историями об утилизации отходов, но прописывают только сам факт нахождения мощностей в собственности, что не исключает торговли актами утилизации в количестве, превышающем эти мощности», — сказала исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca-Cola, Procter & Gamble, Tetra Pak и «Балтику») Любовь Меланевская.
  • Механизм контроля за выполнением условий лицензий в документе также не прописан. «Запрещено нескольким лицензиатам использовать одно и то же транспортное средство. А ведь есть транспорт, который можно брать в аренду на почасовую или сдельную работу», — замечает Беляева из «Деловой России». Она предупреждает, что принятие поправок приведет к простою дорогостоящего оборудования, которое уже нельзя будет взять в аренду на небольшой срок.
  • Новые правила создадут проблемы и для сделок купли-продажи мусоровозов. Сейчас не нужно уведомлять власти о таких сделках. Но если покупатель техники не уведомил о покупке техники, то ему могут отказать в получении лицензии, добавила Беляева.
  • Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями на 2 августа 2019 г.).
  • Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изменениями на 3 апреля 2018 года) (редакция, действующая с 1 января 2019 года).
  • Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».
  • Постановление Правительства РФ № 1062 от 03.10.2015 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (с изменениями на 28 декабря 2018 года).
  • Постановление Правительства РФ № 903 от 28.08.2015 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».
  • Приказ МПР РФ от 04.12.2014 N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
  • Письмо Росприроднадзора № АС-03-03-36/18448 от 16.10.2015 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».
  • Письмо Роспотребнадзора № 01/9615-15-23 от 14.08.2015 «О выдаче санитарно-эпидемиологического заключения».
  • Постановление Правительства РФ № 1112 от 17.10.2015 «О внесении изменений в требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».
  • Письмо Росприроднадзора № АС-03-03-36/20364 от 17.11.2015 «О лицензировании деятельности (вместе с «Методическими рекомендациями по порядку предоставления гос. услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»)».
  • Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 №7.
  • Приказ Минтранса России от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов» (с изменениями на 2 августа 2017 года).
  • Федеральные авиационные правила «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», утв. приказом Минтранса РФ от 05.09.2008 № 141.
  • Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (введены в действие на XV заседании СЖТ СНГ 05.04.1996 г.).
  • ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».
Читайте также:  Многодетным семьям Югры продлят возможность получить государственную помощь

На какие виды деятельности требуется лицензия по отходам

Лицанзия будет выдаваться на все виды деятельности, связанные с отходами. Если предприятие занимается несколькими такими видами, в лицензии указывается список всех таких действий.

Лицензия на сбор отходов. Это — первый этап, связанный с обращением отходов. Пример — поступление в бизнес-центре отходов от арендаторов. Временное складирование, накопление отходов на время до 6 месяцев лицензированию не подлежит, хотя и проверяется соответствие требованиям законов по охране окружающей среды и обеспечение санитарно-эпидемиологической обстановки для населения.

Лицензия на транспортирование отходов. Это означает перемещение отходов за пределы участка земли, принадлежащего юридическому лицу или ИП. Внутри участка перемещать отходы можно без получения лицензии.

Лицензия на обработку отходов. К обработке относится любая переработка отходов в ходе их подготовке к утилизации — очистка, разборка, сортировка.

Лицензия на утилизацию отходов. Это означает применение отходов для производства продукции или выполнения работ. Бумажные отходы, к примеру, могут использоваться для изготовления из них упаковки.

Лицензия на обезвреживание отходов. Обычно это представляет собой сжигание отходов или выполнение действий, направленных на снижение опасности для окружающей среды. Если отходы сжигаются с целью отопления, это не является их обезвреживанием.

Лицензия на размещение отходов. Это моет быть хранение их или захоронение. Хранят на подготовленных местах до 11 месяцев перед утилизацией или захоронением, а захоронение — последний этап действий с отходами: помещение в хранилища, изолированные от окружающей среды.

Не подлежат лицензированию:

  • накопление отходов, относящихся к 1-4 классам опасности;
  • все действия с наименее опасными отходами 5-го класса опасности.

Лицензироваться обязаны все юрлица и ИП, ведущие деятельность, связанную с отходами.

В соответствии с ФККО пищевые отходы входят в блок 7, который включает большой перечень отходов, в том числе коммунальных. Выделяется отдельная группа, к которой принадлежат несортированные отходы, образующиеся на предприятиях общественного питания. Пищевые отходы от населения входят в состав ТКО и относятся к группе отходов от жилищ. Обращение с данными отходами по СанПиН как части коммунальных отходов регулируется санитарным законодательством в области обращения с ТКО.

Дополнительные требования применяются к пищевым отходам от лечебных учреждений. Они могут относиться к медицинским отходам трех классов: А, Б и В. Их сбор ведется отдельно либо в многоразовых емкостях, либо в одноразовых пакетах, которые размещаются в столовых, помещениях блоков питания. Пищевые отходы класса А, а также пищевые отходы класса Б и В после проведения мероприятий по обеззараживанию могут быть вывезены на захоронение, упакованные в одноразовые пакеты. Накопление ведется на территории учреждения в многоразовых закрытых контейнерах с графиком вывоза не реже 1 раза в неделю при использовании холодильного оборудования, и ежедневно, если оно отсутствует.

Читайте также:  Всё о налоге на прибыль в 2023 году с последними изменениями

Порядок получения лицензии на отходы

Работа с видами вторичного сырья, относящимся к опасным отходам, должна лицензироваться. Порядок лицензирования определен в Положении о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1062 от 3 октября 2015 г.

Лицензирование проводят органы Росприроднадзора согласно «Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», утвержденному приказом Ростехнадзора от 10 декабря 2007 г. № 848.

Алгоритм получения лицензии предприятием вторичных ресурсов

Что изменилось в 2021 году в лицензировании сбора и транспортировки опасных отходов?

В Законодательстве о лицензировании данного вида деятельности появилось новое определение термина «Сбор отходов»

.
Теперь под сбором отходов понимается деятельность по сбору отходов 1-4 классов опасности в целях их дальнейших:

  • Обработки;
  • Утилизации;
  • Обезвреживания;
  • Размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение.
Старая редакция ФЗ № 89 Новая редакция ФЗ № 89
«Сбор отходов»
— прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
«Сбор отходов»
— прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

Мы ценим время своих клиентов, ваше участие сведено к минимуму!

С целью исключения избыточных требований и введения запрета на дополнительную необоснованную нагрузку на бизнес продолжается большая нормотворческая работа по актуализации природоохранного законодательства. Гармонизация законодательства — долгий и кропотливый процесс, апогеем которого должен стать четкий механизм работы всех нормативных правовых актов. Тем не менее во вновь разрабатываемых документах еще встречается отсутствие логики и причинно-следственных связей.

Наглядным примером может служить проблема обращения с отходами. Сначала из всех отходов производства и потребления выделили твердые коммунальные отходы (далее — ТКО), которые образуются, как выяснилось, не только в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, но и в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Управление ТКО поручено региональным операторам.

Хозяйствующие субъекты до сих пор недоумевают, для чего отходы предприятия делить на ТКО и не ТКО, складировать в разные контейнеры, а затем разными транспортными компаниями вывозить на один и тот же полигон для захоронения, но это совсем другая история.

Положительные результаты деятельности региональных операторов пока не очевидны.

Например, еще не очищены территории от несанкционированных свалок, а новые продолжают появляться, лесопосадки завалены отходами, вблизи возведения коттеджных поселков сваливаются строительные отходы и др.

Несмотря на это, реформирование в области обращения с отходами продолжается.

Так, обращение с отходами I–II классов опасности теперь является зоной ответственности федерального оператора, не оставлены без внимания товары и упаковка, утратившие потребительские свойства, за утилизацию которых отвечает их производитель. И это еще не все! С большой долей вероятности не будут оставлены без внимания и промышленные отходы III–V классов опасности, составляющие значительную часть от всех образующихся в Российской Федерации отходов: для управления такими отходами должен быть определен еще один федеральный оператор.

Как хозяйствующему субъекту разобраться, кому, когда и какие отходы передавать, с каким именно оператором заключать договор, наличие какой лицензии запрашивать, какие документы оформлять, чтобы не нарушать природоохранное законодательство? Ведь в конечном итоге ответственность за отходы, возникающие в процессе деятельности предприятия, несет их образователь.

Может быть, посредством «регуляторной гильотины» будет внесена ясность в работу государственных органов и упразднена часть административных барьеров? Вряд ли. К огромному сожалению, следует признать, что чем больше улучшающих изменений вносится в документ, тем хуже он становится.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *