Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

При обострении заболеваний шофер обязан сообщить об этом медику. Взысканий за плохое самочувствие, естественно, не предусмотрено. Если в рейсе произошло отравление химическими веществами, руководство оплачивает сотруднику больничный, в тяжелых ситуациях – лечение в стационаре.

Правила организации проведения послерейсовых медосмотров

Обязанность организовать медицинское освидетельствование и оплатить его стоимость целиком и полностью возложена на работодателя. При этом время, которое водители тратят на эти обязательные процедуры, учитывается как рабочее и оплачивается в соответствии со средней ставкой на данном предприятии для данного работника.

Правом осуществлять деятельность по проведению послерейсовых медосмотров обладают только медицинские работники с соответствующей лицензией. Местом проведения может быть аккредитованное медучреждение, а также непосредственно территория предприятия, оснащенная в соответствии с правилами, изложенными в приказе Минздрава России №835н от 15.12.2014 г. То есть компания обязана при отказе от услуг медучреждений нанять в штат медработника с лицензией и оснастить ему рабочее место в соответствии с отраслевыми нормативами.

Услуги мобильных пунктов компании «МедТехРейс» – это удобно и выгодно. Наши клиенты получают медосмотры водителей в удобном месте в соответствии с заранее согласованным графиком. При этом отчетность руководителю о проведенных мероприятиях предоставляется как в стандартном виде, так и в электронном – в современном мобильном приложении.

Законодательство и нормативы, регулирующие порядок предрейсового медосмотра водителя

  1. Закон о Безопасности Дорожного Движения с многочисленными изменениями от 30.07.19 г. № 196-ФЗ, статьи 20 и 23.
  2. Медицинские осмотры некоторых категорий работников: ст. 213 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.01 (в новой редакции действует с 13.08.20 г.).
  3. Порядок проведения предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей: Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г. (с новыми поправками выйдет в конце I квартала 2021 г.).
  4. Закон об охране здоровья граждан (соблюдение врачебной тайны ст. 13; виды медосмотра, диспансеризация: ст. 46 п. 2; части 4-5) РФ № 323-ФЗ от 21.11.11 г. в последней редакции, действующей с сентября 2020 года.
  5. Статья 94. Закона № 242-ФЗ от 29.07.17 г. Сведения о лицах, … в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.

Обратите внимание: 22 пункт норматива (№ 242-ФЗ ст. 94) изменят в 2022 году на основании Закона № 439-ФЗ от 25.12.18 г.

  1. Минтранс РФ утвердил Положение №15 на основании Федерального Закона №197-ФЗ (30/12-01 г.) ТК РФ; ст. 329 об учете отдыха и рабочего времени водителя. В новой редакции вступил в силу 13/08-20 г.
  2. Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 “О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения”: В приложении 7 и 8 приводится список изучаемых тем при подготовке медработников по ПМО и освидетельствованию на алкоголь. Каждый курс занимает 36 часов, в совокупности – 72. Возможно дистанционное обучение.
  3. Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Алгоритм стандартного прохождения медицинского контроля

Процедура регламентируется Приказом Минзрдрава и состоит из следующих этапов:

  • опрос о физическом самочувствии;
  • визуальное обследование кожи и слизистых оболочек на предмет обнаружения травм, повреждений, сыпи, свидетельствующей об инфекционном заболевании и т. д.;
  • замер температуры, систолического и диастолического артериального давления, пульса. При отклонении показателей от нормы измерение может быть проведено ещё 2 раза с интервалом 20 минут;
  • выявление признаков любого типа опьянения или его остаточных явлений:
    • объём алкогольных паров в дыхании — посредством алкотестера,
    • анализ мочи, если при отсутствии алкоголя по тесту на приборе у гражданина присутствуют визуальные и поведенческие признаки опьянения (независимо от его вида).

Нарушение правил предрейсового контроля

Работа водителя сопряжена с риском возникновения различных опасных для жизни и здоровья людей ситуаций. Поэтому несоблюдение правил предрейсовых медицинских осмотров водителей, а также некорректное оформление сопроводительных документов карается административным наказанием.

Рассмотрим установленные законодательством меры ответственности в таблице:

Нарушители Вид нарушения и наказание (штраф, рублей) Статья КоАП
отсутствие допуска нарушение порядка медосмотра допуск в состоянии опьянения
Физические лица 1 000 – 1 500 11.32
должностные лица 15 000 – 25 000 5.27.1 (ч.3)
2 000 – 3 000 11.32
20 000 12.32
ИП (индивидуальные предприниматели) 15 000 – 25 000 5.27.1 (ч.3)
30 000 – 50 000 11.32
100 000 12.32
юридические лица 110 000 – 130 000 5.27.1 (ч.3)
30 000 — 50 000 11.32
100 000 12.32

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению новых административных штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров:

Статья 11.32. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров

Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Итак, водитель, нарушивший правила проведения медицинского освидетельствования или осмотра рискует получить штраф 1 000 — 1 500 рублей.

Должностное лицо (врач, проводящий освидетельствование или осмотр) за то же нарушение получит штраф 2 000 — 3 000 рублей.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — 30 000 — 50 000 рублей.

Отмечу, что данный штраф накладывается не сотрудниками ГИБДД, а должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Еще раз напоминаю, что изменения в нормативные документы вступают 31 марта 2014 года. Так что будьте внимательны.

Удачи на дорогах!

Предрейсовый и послерейсовый осмотр

Кому нужно проходить предрейсовый осмотр водителей?
-Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб

Кому нужно проходить послерейсовый осмотр водителей?
— Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов

Когда нужно проводить предрейсовый осмотр?
-Обязательные предрейсовые осмотры проводятся перед каждой сменной в течение всего времени работы лица в качестве водителя.

Читайте также:  Иностранные работники 2023: какие изменения учесть работодателям

Когда нужно проводить послерейсовый осмотр?
— Обязательные послерейсовые осмотры проводятся после каждой сменной в течение всего времени работы лица в качестве водителя.

Какие санкции предусмотрены законодательством РФ при не прохождение предрейсового и послерейсового осмотров?
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей

Какие процедуры проводятся во время предрейсового и послерейсового осмотра?
-сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса, выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований, количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе; определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

Какие документы во время предрейсового и послерейсового осмотра заполняет медсестра?
— Результаты проведенных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике:
1) дата и время проведения медицинского осмотра;
2) фамилия, имя, отчество работника;
3) пол работника;
4) дата рождения работника;
5) результаты исследований;
6) заключение о результатах медицинских осмотров;
7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
8) подпись работника.

Какие действия предпринимает медработник (медицинский центр АсокмаМед) при выявление плохого самочувствия водителя?
-направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь

Для чего нужен предрейсовый и послерейсовый осмотр?
-Для допуска в рейс водителя.

Кто оплачивает штраф за не прохождение предрейсового/послерейсового осмотра?
-Юр. лицо (Работодатель). И это не освобождает его от ответственности проведения осмотра.

Кто оплачивает предрейсовый и послерейсовый осмотр?
-Предрейсовые и послерейсовые осмотры оплачивает работодатель.

Кто проводит предрейсовые и послерейсовые осмотры?
-Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя ) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам

12 марта вступило в силу новое Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств. В утвержденном двумя ведомствами «Положении о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств», прописаны порядок, сроки и особенности проведения обязательных медосмотров для водителей. Чем это чревато, и что нужно знать автомобилистам о нововведениях в медосмотре?

Документом предусмотрен порядок и особенности проведения медосмотра, виды медосмотра и периодичность проведения.

Виды медосмотра

Согласно нововведениям, задекларировано 4 вида осмотра:

  • предварительные (для кандидатов в водители при получении прав);
  • периодичные (для всех водителей);
  • ежесменные (для водителей профессионалов, до и после рейсов);
  • внеочередные (для водителей профессионалов при наличии информации об ухудшении состояния здоровья).

Правда, не совсем понятно, кто будет контролировать факт проведения осмотра. Кандидат в водители будет обязан его пройти, а вот как быть с опытными водителями — не ясно. Ведь ГАИ не уполномочена требовать предъявления справки. А сам водитель вряд ли побежит делать медосмотр, который платный. Говоря проще, не предусмотрен механизм контроля за прохождением медосмотров.

Да и с внеочередным осмотр полная неясность. Но основания прописаны:

  • направление собственника или должностного лица, которое несет ответственность за эксплуатацию транспортных средств перевозчика;

Механизм контроля за прохождением медосмотров в Положении не прописан

  • по информации медработника о постоянном ухудшении состояния здоровья водителя, что препятствует безопасному управлению транспортным средством;
  • по требованию и/или по решению уполномоченного должностного лица ГАИ при наличии оснований.

Возраст и периодичность

Независимо от категории прав и стажа водителя, периодическому медосмотру подлежат все. Однако, есть градация по возрасту, от которой зависит периодичность:

  • в возрасте до 55 лет (включительно) — один раз в 10 лет;
  • в возрасте от 56 до 75 лет (включительно) — один раз в 3 года;
  • в возрасте от 76 лет и более — один раз в год.

Что касается водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, они должны проходить осмотр каждый год.

Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен

Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.

Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:

  • Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
  • Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
  • Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
  • Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
  • Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.

Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Предрейсовый и послерейсовый медосмотры

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства (за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Если водитель находится в состоянии токсического опьянения, он не вправе управлять транспортным средством (п. 2.1 ст. 19 Закона N 196-ФЗ). В этом случае работодатель обязан не допускать такого сотрудника к работе (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Обратите внимание! Обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей транспортных средств могут проводиться привлекаемыми медицинскими работниками. Но работодатели вправе и ввести в штат должности медработников и создать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и др.), оказывающие медицинскую помощь сотрудникам организации (п. 7 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, ч. 4 ст. 24 Закона N323-ФЗ).

Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств приведены в приложении к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, а также в приложении 9 к Приказу Минздрава СССР N 555 .
Следует отметить, что все организации и предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, вне зависимости от осуществляемых видов деятельности обязаны организовывать предрейсовые медицинские обследования (осмотры) водителей. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики: постановления ФАС ЗСО от 16.10.2008 N Ф04-6445/2008(14518-А75-6), ФАС ВВО от 03.06.2008 N А82-9455/2007-29, ФАС ПО от 15.01.2010 N А72-4961/2009. В практике встречается и иная позиция, согласно которой положения законодательства о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей распространяются только на организации и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (см., например, Постановление ФАС ЦО от 23.11.2009 N А36-706/2009).
Также возникает вопрос: должны ли водители проходить медицинские осмотры, если не числятся в штате организации, эксплуатирующей транспортные средства? Для ответа обратимся опять-таки к судебной практике. В Постановлении ФАС СЗО от 25.11.2013 N А56-78601/2012 отмечено, что положения ст. 20 и 23 Закона N 196-ФЗ, касающиеся медицинских осмотров, распространяются на водителей как штатных единиц организации. Если в штате организации не предусмотрена должность водителя, то предписание о проведении медицинских осмотров лиц, допускаемых к управлению транспортными средствами, принадлежащими организации, является недействительным. Других решений судов по данному вопросу мы не нашли, но если вы не готовы отстаивать свое мнение в суде, лучше все же организовать прохождение медосмотра даже лицами, не занимающими должности водителей, но управляющими транспортными средствами, числящимися на балансе организации.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов, в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Прохождение водителем автомобиля указанных осмотров подтверждается отметками, которые проставляются в путевом листе. Согласно Приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» сведения о водителе включают:
— его фамилию, имя, отчество;
— дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) прохождения им предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.
Но все ли должны проходить послерейсовый медосмотр?
В Постановлении ФАС ДВО от 23.07.2013 N Ф03-3254/2013 рассмотрена следующая ситуация. По результатам внеплановой проверки выдано предписание организовать послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Однако организация считает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей. В ходе рассмотрения материалов дела суд указал, что если осуществляется деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств, то на организацию возлагается обязанность по проведению послерейсовых медосмотров водителей.
В Постановлении ФАС ЦО от 29.04.2013 N А23-3530/2012 суд отклонил довод организации о том, что обязанность по проведению послерейсового медицинского осмотра водителей возлагается лишь на специализированные организации, основной деятельностью которых является оказание услуг по перевозкам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. У организации имеется семь автотранспортных средств, с использованием которых осуществляется перевозка сотрудников в качестве пассажиров, а также грузов для собственных нужд, с выездом данных транспортных средств на дороги общего пользования. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии у организации обязанности по проведению послерейсовых медосмотров водителей, эксплуатирующих транспортные средства, принадлежащие юридическому лицу. Кроме того, суд указал, что положения Закона N 196-ФЗ применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, и применение данного закона не ставится в зависимость от вида и характера перевозок автомобильным транспортом.

Читайте также:  Допросы, проверки и новые методы контроля: как общаться с налоговой

Положение об организации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей в организации – образец

Порядок проведения медосмотров водителей установлен методическими рекомендациями, утвержденными письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. Согласно данному документу, работодатель может утвердить отдельный локальный правовой акт о медосмотре водителей — положение об организации соответствующих осмотров. Оно состоит из двух больших блоков:

  • Общие положения. По сути, это краткое изложение норм законодательства, обязывающих водителей проходить медосмотр.
  • Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров. В этом блоке документа должно быть точно расписано, как именно проходит медосмотр. Должны быть регламентированы все действия врачей: сбор анамнеза, измерение давления и пульса и так далее.

Нужен ли послерейсовый медосмотр водителей

В 20 статье Закона №196-ФЗ говорится про обязанность медицинского осмотра до начала рабочего дня водителей, управляющих автотранспортом, принадлежащим юрлицам, включая ИП. Когда транспорт числится на балансе организации, чтобы совершать рейсы, требуется оформлять путевой лист со всеми реквизитами.

Если техникой управляет владелец ТС — физическое лицо, прохождение ПМО необходимо при транспортировке груза (багажа) или пассажиров. Для собственных нужд разрешается, например, использовать таксомотор без путевки с отметкой о пройденном медосмотре. При этом цель — личная поездка, не должна ставиться под сомнение.

Примечание: Выезжать на линию без предрейсового медконтроля могут водители, рейс которых нельзя отложить. Сотрудники экстренных служб: Скорая медпомощь, МЧС, Аварийные подразделения и пр., проходят медконтроль в период отсутствия срочных вызовов.

Мед. осмотр по-завершении смены или рейса проходят работники, занятые транспортировкой опасных грузов, перевозчики пассажиров. В том числе, водители, вошедшие в диспансерную группу, стоящие на особом контроле у медработников по ПМО. К таковым относятся водители:

  1. Автобусов.
  2. Такси (включая маршрутки).
  3. Бензовозов, перевозчики ГСМ материалов.
  4. Транспортирующие: отравляющие хим. средства; огнеопасный, взрывоопасный и пр. груз, который может причинить вред здоровью людей (экологии).
  5. Замеченные в принятии алкоголя или психотропных препаратов.
  6. Достигшие 55-летнего возраста.
  7. Имеющие хронические заболевания, которые могут препятствовать управлению автомобилем.

Послерейсовый медосмотр могут проходить водители по распоряжению руководства организации. Работодатель вправе, в целях повышения уровня самодисциплины, обязать работников к прохождению медосвидетельствования в конце рабочего дня. Получить подобное предписание возможно от федеральных или региональных органов власти, например, в условиях пандемии COVID-19.

Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.

Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.

  1. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
  2. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Примечание: Здесь отсутствует упоминание о дате и времени осмотра. В других нормативах они указаны. Поэтому лучше прописать число, месяц, год + время процедуры: час и минуты от и до. Например: Дата: 12.12.21; Время: 8:00 — 8:08; Подпись с расшифровкой: Соколова А.А. или УКЭЦП.

Представьте ситуацию: осмотры не проводятся, штампы медработников подделывают. В организации, где работает несколько водителей, в путевых листах стоит одно время прохождения ПМО. При обнаружении такого нарушения, контролирующие органы подвергнут немалым штрафам руководителей и должностных лиц. За подделку документов грозит уголовная ответственность. Поэтому время ПМО, технического контроля, выезда с парковочной стоянки не должны совпадать ни в одной путевке, ни в нескольких.

Примечание: Когда сотрудники работают по скользящему графику, осмотр проводят в разное время суток. Руководство автопредприятия обязано предоставить возможность его прохождения в любой период рабочего дня, включая праздники и выходные.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

  1. В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
  2. Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.

Итак, данная услуга сравнительно недорогая. Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей.

Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.

[3]

Резюме. Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из приоритетных задач государства. Важная роль в решении этой задачи отведена медицинским работникам. На них возложена обязанность по допуску граждан к управлению транспортными средствами. Одна из форм такого допуска — проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Однако послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся не всегда, и причина этого — недостаточная урегулированность данного вопроса на законодательном уровне. В статье исследована проблема послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и обоснована необходимость их обязательного проведения.

Медицинский осмотр водителей транспортных средств является одной из наиболее важных мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Действующим законодательством предусмотрены три вида медицинских осмотров водителей транспортных средств: предрейсовые, послерейсовые и текущие (ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» N 169-ФЗ).

  1. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.
  2. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
  3. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.
  4. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
  5. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.

Законодательство разрешает проводить медосмотр водителей перед рейсом и по возвращении только специально назначенным медработникам. Они должны проходить соответствующее обучение и иметь действительный сертификат. За качество организации медосмотров отвечают работодатели. Им разрешено:

  • привлекать на договорных условиях сотрудников больниц. При этом нужно следить, чтобы у больницы имелась лицензия на проведение этой категории медосмотров;
  • вводить соответствующего медработника в свое штатное расписание, создавать соответствующие подразделения. Право так делать прописано в п. 4 ст. 24 ФЗ № 323-ФЗ. В зависимости от объема работы и количества задействованного персонала можно организовать кабинет, медпункт, медчасть. В обязанности медперсонала такого подразделения целесообразно включать не только проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а и предоставление медпомощи всем трудящимся компании.

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2020 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
Читайте также:  Потребительская корзина в 2023 году: официальные данные

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  • была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
  • проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
  • медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
  • Психиатрическое освидетельствование что это и как проходит
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Стандарт специалиста по охране труда 524н
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

Итак, по новым правилам вместо обязательного CDT-теста психиатр-нарколог сможет назначить лабораторные исследования крови или мочи, если выявит симптомы и синдромы, с которыми вождение запрещено. Их перечень ограничен – это шизофрения, эпилепсия, слепота, умственная отсталость, расстройства психики, и связанные с употреблением алкоголя и других психоактивных веществ расстройства.

То есть, врач не будет направлять всех кандидатов на CDT-тест (тем более, что к его эффективности у экспертного сообщества есть вопросы), вместо этого он сможет назначить такие анализы, которые дадут полную картину по человеку.

Что касается цен, пока по ним нет ясности. В Минздраве пока не смогли спрогнозировать, как изменится стоимость медкомиссии, а в Госдуме уверяют, что стоимость вырастет только для тех, кому придется сдавать дополнительные анализы (то есть, для имеющих определенные симптомы).

Учитывая, что новые правила вступают в силу с 1 января 2021 года, в настоящее время действуют прежние правила прохождения медицинского освидетельствования.

Для того, чтобы получить водительское удостоверение категории B, нужно пройти следующих врачей:

  • терапевт (или врач общей практики);
  • офтальмолог;
  • психиатр;
  • психиатр-нарколог;
  • по усмотрению терапевта – невролог.

При этом пройти психиатра и психиатра-нарколога можно только в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, и только по месту жительства или пребывания.

Остальных врачей можно пройти в любой медицинской организации, лицензия которой позволяет выдавать справки для водителей. Как правило, это те же государственные или муниципальные поликлиники (иногда там можно пройти сразу всех врачей, но это редкость), или частные учреждения, где терапевта и офтальмолога можно пройти при первом же посещении.

Соответственно, стоимость медкомиссии будет отличаться в зависимости от региона и формы собственности учреждения. Например, в Москве стоимость освидетельствования врачом-психиатром составляет 900-1000 рублей, тогда как в регионах можно пройти психиатра и психиатра-нарколога за 500-600 рублей.

Остальных врачей можно пройти за 700-1500 рублей в зависимости от учреждения (и в Москве, например, пройти врачей в частной клинике может быть даже дешевле, чем в государственных).

Проходить врачей можно в любой последовательности, главное – к терапевту нужно идти в конце (он завершает оформление справки).

Действовать справка будет в течение 12 месяцев. То есть, если новые правила освидетельствования вызывают вопросы, пройти врачей можно уже сейчас – даже если экзамен в ГИБДД или время замены прав пройдет только в 2021-м.

Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.

Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2021 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:

  • Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
  • Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
  • Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
  • Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
  • Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.

Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Об особенностях процедуры

На основании законодательных актов установлено, что медицинские освидетельствования проводятся перед тем как выйти в рейс водителю на средстве передвижения. Определяется, какие опасные факторы могут повлиять на состояние здоровья и общее самочувствие водителя.

Осмотры должны оплачиваться администрацией предприятия, никаких платных дообследований не должно быть. Сотрудники, проводящие медосвидетельствование, должны иметь определенную квалификацию, иначе оснований для проведения медосмотра не будет.

По итогам проведенных мероприятий:

  • Рассматриваются жалобы водителей, измерение показателей давления, состава крови и иного биоматериала. На основании пишется решение о допуске либо недопущению к управлению авто.
  • Сообщается руководству транспортной структуры о результатах проведения и выводах по проведенному медосмотру.

Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что непроведение обязательных медицинских осмотров и освидетельствований грозит как руководству, так и самому учреждению административными штрафами. В частности, согласно ст. 11.32 КоАП РФ нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 2000 до 3000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Статья 12.31.1 КоАП РФ определяет ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. Так, должностные лица учреждения могут быть оштрафованы на 5000 руб., а само учреждение — на 30 000 руб.

Кроме того, допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 20 000 руб.; на юридических лиц — 100 000 руб. (ст. 12.32 КоАП РФ).

Так что рекомендуем не нарушать нормы трудового законодательства в части организации обязательных предварительных, периодических, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, и тогда у контролирующих органов не будет оснований для применения мер ответственности.

По каким причинам происходит отстранение водителя от выхода на линию?

Врачебный контроль необходимо вести тщательно и регулярно. Медики работают, чтобы не только предотвратить выход в рейс работника в состоянии опьянения различного типа, но и на ранних стадиях выявляют хронических заболевания и патологии. Именно они могут стать причинами потери сознания за рулем, аварии, которая произойдет из-за резкого и внезапного снижения концентрации.

Законом определены конкретные проблемы физического и психологического характера, при которых появляются поводы для не допустить водителя выполнять свои профессиональные обязанности:

  • опьянение в результате приема алкоголя или запрещенных веществ;
  • изменение давления, сильно отличающееся от стандартных показателей данного пациента;
  • признаки обострения болезни, нетипичного и тревожного развития;
  • высокий или слишком низкий уровень ЧСС;
  • хроническое заболевание в стадии обострения;
  • пребывание под воздействием психотропных препаратов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *