Мусорная реформа: чем отличаются ТБО от ТКО?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мусорная реформа: чем отличаются ТБО от ТКО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО

В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.

Новые правила разграничили сферы ответственности:

  1. Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
  • обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
  • разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
  1. Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
  2. Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).

Полигон представляет собой один из объектов размещения отходов. Это специально оборудованное сооружение, которое предназначено для размещения отходов. Полигон включает объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», исключение негативного воздействия на окружающую среду достигается за счет природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, которые и обеспечивают защиту окружающей среды. Это подтверждается мониторингом состояния окружающей среды, соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. При этом пункт 2 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» говорит о том, что исключение негативного воздействия на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга окружающей среды, который проводят собственники полигона.

Статья 12 Федерального закона № 89 запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также на территории водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, законодатель запретил захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза их загрязнения. В этой же статье указано, что объекты размещения отходов должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Новая запись об отходах в квитанции

Для осуществления коммунальных услуг по обращению с мусором региональный оператор может привлекать сторонние организации или проводить мероприятия своими силами. Это отразится на порядке оплаты, но не на сумме. Сумма за обращение с ТКО зависит от установленных в регионе нормативов, которые учитывают уровень урбанизации, климат и другие факторы.

Как правило, управляющие компании заключают договор с региональным оператором на обслуживание территории. В такой ситуации оплата за оборот ТКО включена в платежку от управляющей компании. На территориях с частной застройкой управляющие компании не действуют, поэтому жители обязаны самостоятельно заключать договор с региональным оператором, который вывозит мусор.

Региональный оператор может организовать работу с помощью субподрядчиков, которые выполнят все операции по обращению с ТКО. К таким операциям относится и прием оплаты с населения: например, в Москве оплату этой услуги принимает «Мосэнергосбыт».

ТБО (Твердые Бытовые Отходы) представляют собой общий итог отходов в конкретной квартире, образовавшийся за какой-то промежуток времени и в современном мире это основная часть появляющегося мусора. В ТБО входят и растения, и кости, и скорлупки от яиц, старые вещи, целлофан, обувь, пластмасса, дерево и металл и многое другое, список несложно продолжить самому.

Термин «твердые бытовые отходы» уже устарел. Сейчас употребление его будет не очень верно относительно новых правил нашей жизни, поэтому важно понять, какие же изменения являются причиной смены буквы Б на К в этом условном сокращении.

ТКО расшифровывается как «Твердые Коммунальные Доходы» и является по сути тем же самым, что и ТБО. Сюда так же входят пакеты, скорлупки, обувь, косточки, продолжите ряд сами. Так же за ТКО считаются отходы, произведенные в процессе своей деятельности юридическими лицами. А вот ТБО может быть употреблен только в отношении физических лиц. Проще говоря, твердые коммунальные доходы – это более широкое определение, включающее в себя отходы и произведенные в быту, и произведенные в процессе какого-то производства, схожие с бытовыми.

Читайте также:  Имеет ли право стажёр ГИБДД останавливать автомобили и проверять документы?

Эти изменения были необходимы, чтобы сделать ситуацию с экологией чуть более стабильной, ведь твердые отходы, которые многие годы гниют на свалках являются серьезным врагом природы нашей планеты. Таким образом количество перерабатываемого мусора стало гораздо больше. Кроме того, это помогло нормализовать цены за вывоз мусора. Раньше они зависели от того, живут в помещении или работают, сейчас же цена зависит от статуса человека, который пользуется услугами вывоза мусора – то от того, физическое он лицо или юридическое, так как количество мусора, которое появляется в отдельно взятой квартире совершенно точно будет меньше, чем количество мусора на предприятии.

Статистика утверждает, что половина всех образующихся отходов доступна для переработки. И лишь 50% мусора должны быть утилизированы или захоронены. Места для расположения полигонов обычно подбираются администрациями населенных пунктов, но предварительно они согласуют их размещение с местным населением.

Что из себя представляет полигон для ТКО? Это специально оборудованное сооружение, предназначенное для складирования коммунальных отходов. На нем расположены объекты для хранения отходов, а еще объекты для их последующего захоронения.

В Федеральном законе “Об отходах производства и потребления” №89-ФЗ от 24 июня 1998 года указано, каким образом с помощью полигона исключается отрицательное влияние на внешнюю среду. Это реализуется с помощью природоохранных мероприятий, наличиях технических сооружений и определенных решений, обеспечивающих защиту природы.

Подтверждающие факты добываются с помощью постоянного мониторинга состояния окружающей среды собственниками полигона, а также соблюдения нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

В ст. 12 прописано запрещение захоронений отходов в границах населенных пунктов, лечебно-оздоровительных, курортных, рекреационных, лесопарковых, водоохранных зон и водосборных площадях, используемых в качестве питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Что включает в себя ТКО

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.

К данной группе относятся:

  1. Мусор из жилых помещений.
  2. Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО.
  3. Растительный мусор, полученный в результате уборки цветника, газона и пр. в населенном пункте.
  4. Отходы от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций.
  5. Мусор и смет от уборки железнодорожных, автомобильных вокзалов; аэропортов, терминалов; портов; станций метро; любого общественного транспорта.
  6. Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
  7. Мусор, образованный в местах временного проживания (гостиницы); помещениях, в которых предоставляются социальные услуги (почта, больница и т.д.).
  8. Отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах: развлечения, образования, ухода за внешним видом и пр.

Варианты экономии на мусоре

Есть несколько способов экономии на мусоре:

  1. Систематическая сортировка. Для этого создаются контейнеры под определенные разновидности ТКО (пластика, стекла, бумаги, пищевых отходов, особо опасных предметов).
  2. Переработка вторсырья. Такой подход способствует сокращению объема выбрасываемых отходов и экономии природных ресурсов. Этот метод используется в отношении металлолома, пластика, макулатуры, стеклотары, древесины, электроники, нефтепродуктов.
  3. Соблюдение норм накопления отходов. Необходимо принимать во внимание лимиты образования отходов в тот или иной отрезок времени на одного человека.

В процессе обращения с ТБО и ТКО на предприятиях используется специальный учетный журнал, заполнение которого происходит в свободной форме в соответствии с действующими нормами и принципами законодательства.

О том, как устроен полигон твердых бытовых и твердых коммунальных отходов, можно узнать ниже на видео.

Скопление большого количества мусора на территориях контейнерных площадок не только портит внешний вид жилого района, но и представляет реальную опасность для здоровья жителей.

Отходы жизнедеятельности человека в процессе разложения, помимо неприятного запаха, выделяют вредные вещества в верхние слои грунта и воздух. Места скопления отходов являются благоприятной средой для размножения бактерий.

Своевременный вывоз мусора позволит избежать угрозы скопления отходов и появления грызунов – главных переносчиков опасных для человека болезней.

Данные об уровне опасности отходов помогут существенно снизить потенциальный риск нанесения ущерба физическому состоянию человека и экологии окружающей среды.

Проявление внимания к выбрасываемому мусору и его ликвидации поможет сократить количество проблем, создаваемых твердыми бытовыми отходами.

Скопление большого количества мусора на территориях контейнерных площадок не только портит внешний вид жилого района, но и представляет реальную опасность для здоровья жителей.

Отходы жизнедеятельности человека в процессе разложения, помимо неприятного запаха, выделяют вредные вещества в верхние слои грунта и воздух. Места скопления отходов являются благоприятной средой для размножения бактерий.

Своевременный вывоз мусора позволит избежать угрозы скопления отходов и появления грызунов – главных переносчиков опасных для человека болезней.

Данные об уровне опасности отходов помогут существенно снизить потенциальный риск нанесения ущерба физическому состоянию человека и экологии окружающей среды.

Проявление внимания к выбрасываемому мусору и его ликвидации поможет сократить количество проблем, создаваемых твердыми бытовыми отходами.

Российская нормативно-правовая база обращения с отходами

Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:

  1. ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
  2. ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
  3. ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
  4. ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
  5. ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
  6. ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
  7. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
  8. ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
  9. ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
  10. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
  11. ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
  12. ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
  13. ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.

Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.

Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов.

Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок.

Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов.

Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:

  • приоритет утилизации над захоронением;
  • ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
  • запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
  • необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.

Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:

  • предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
  • принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
  • внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
  • рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
  • расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
  • соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
  • внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.

В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.

В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве.

Еще одним недостатком существующего законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».

Отличия для организаций

Главным отличием ТБО и ТКО для организаций является обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с отходами.

До 2022 года понятие твердые бытовые отходы включало в себя лишь мусор, созданный гражданами. Предприятия такой мусор не образовывали и, соответственно, не имели обязанности по организации процесса обращения с ним и оплате услуг обслуживающей организации.

С введением термина ТКО вопросы вывоза и утилизации мусора стали касаться и юридических лиц. Теперь каждое предприятие обязано заключить договор с регоператором и своевременно оплачивать услуги.

Единственным исключением являются организации, которые на своей территории имеют полигон для размещения ТКО. В этом случае заключение соглашения не требуется.

ТКО – какие отходы можно выбрасывать в мусорные баки?

Отходы ТКО, которые образуются в ходе потребления товаров физическими лицами и деятельности юридических лиц, должны быть собраны в специальные контейнеры ТКО, откуда они идут на переработку либо же на утилизацию.

Читайте также:  Провоз багажа — нормы Россия

В соответствии с законодательством в контейнеры ТКО можно выбрасывать:

  • отходы растительного происхождения;
  • бумага и листья деревьев;
  • просроченные продукты питания;
  • отходы текстиля;
  • упаковочные материалы (полиэтилен, картон и т.д.).

В контейнеры ТКО запрещено выбрасывать:

  • мусор строительного типа;
  • отходы с консистенцией масла;
  • фекалии домашних животных;
  • лекарственные препараты;
  • вещества токсичного типа (ртутные градусники и т.д.).

Каждый тип отходов перерабатывается по индивидуальной технологии. Применение в производстве вторсырья даёт возможность экономить природные ресурсы.

Классификация твердых коммунальных отходов

На данный момент выделяется несколько типологий классификации мусора. Так, отходы разделяют по составу, длительности использования и степени опасности для природы и человека.

  1. По морфологическому составу выделяют:
  • органические отходы;
  • резину;
  • кожу;
  • стекло;
  • текстиль;
  • древесину;
  • металлы;
  • пластик;
  • бумагу и картон.
  1. По длительности использования:
  • кратковременные (бумага, одежда и пр.);
  • длительного пользования (техника, электроника, шины и др.).

При этом нельзя считать ТКО:

  • отходы от животноводческой деятельности;
  • строительный мусор, образующийся при строительстве целого объекта.

Конкретные виды отходов, относящихся к ТКО, четко указаны в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. К ним относятся непосредственно твердые коммунальные отходы (код 7 31 000 00 00 0), а также отходы, подобные коммунальным из других подтипов и групп, если в их названии указано, что они являются ТКО. Например, от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава под кодом 7 34 201 01 72 4 формируются отходы, относящиеся к группе «Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным».

ТКО — разделение по классам опасности

Отходы могут представлять опасность для жизни людей, поэтому их разделили по классам, характеризующим степень нанесения вреда человеку.

В составе ТКО встречаются отходы, относящиеся к одному из пяти классов опасности:

I класс – материалы, которые могут принести колоссальный вред людям и природе. Окружающая среда не может восстановиться после концентрирования токсичных соединений опасного мусора. К этому классу относятся различные материалы, содержащие ртуть (градусники, люминесцентные лампы и т.д.).

II класс – предметы, негативно влияющие на природную среду, однако с возможностью дальнейшего постепенного восстановления (от 30 лет и более), если вовремя приняты меры по ликвидации отрицательного воздействия отходов. К данному классу относятся машинные масла, аккумуляторы и пр.

III класс – материалы, которые причиняют вред окружающей среде, но при этом природа способна восстановится в течение десяти лет. К этому классу опасности относится строительный мусор: цемент, ацетон, краски, металлосодержащая продукция.

IV класс – вред на человека не ярко выраженный. Загрязненная таким мусором природа может полностью восстановиться за 3 года. Данный класс составляют бумага, дерево, пластик и пр.

V класс – материалы, безвредные и для природного окружения, и для человека. К этому классу относят пищевые отходы, посуду, керамику и т.д.

Классы опасности определены в паспортах отходов – документах, в соответствии с которым оценивается угроза мусора для окружающей среды и человека. Посмотреть, к какому классу по степени опасности относится тот или иной вид ТБО, можно в федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).

Санитарные правила и нормы регламентируют принципы обращения с утильсырьем (СанПиН по ТБО). Они включают несколько пунктов:

  • Мусор должен храниться строго определенное время. Так, зимой срок его хранения может быть не больше 3 суток, а летом – не более суток.
  • Сбор утильсырья должен производиться в металлические контейнеры.
  • Диапазон, в котором должны быть установлены контейнеры, составляет от 20 до 100 метров от жилого комплекса.
  • Летом контейнерные шкафы должны промываться минимум один раз за 10 суток.
  • Не допускается забирать мусор из сборных пунктов, чтобы использовать его как вторичное сырье.
  • Новые жилые комплексы, которые имеют 5 и более этажей, должны быть оборудованы мусоропроводами, причем они обязаны соответствовать строительным нормам класса 8-72.
  • Вывоз мусора из контейнеров осуществляется 1 раз в неделю. За это ответственен орган, следящий за жилым комплексом (управляющая компания или ТСЖ).

За несоблюдение любого из этих пунктов СанПиН на нарушителей накладывается штраф.

В РФ существует отдельный федеральный закон о ТКО, освещающий правовые стороны вопроса об обращении с отходами (ФЗ №89 от 24.06.1997 «Об отходах производства и потребления»). Последняя редакция от 25 декабря 2020г. В нем прописаны классы опасности мусора, права и обязанности государства и граждан в области экологии, ответственность за нарушение закона. Также в документе говорится об обязательном получении лицензии на осуществление деятельности, связанной с опасными отходами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *