Приватизация муниципальных унитарных предприятий плюсы и минусы в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация муниципальных унитарных предприятий плюсы и минусы в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Более того, по результатам проведенных Росимуществом совещаний с 55 федеральными органами исполнительной власти, в которых также принимали участие представители Экспертного совета при Правительстве РФ, были консолидированы предложения ФОИВ по целевым функциям для 100% ФГУП. Однако при этом министерства и ведомства настаивают на сохранении 155 предприятий в форме ФГУП. Более того, количество предприятий, которые отраслевые ведомства предлагают преобразовать в бюджетные учреждения и казённые предприятия, за прошедший год возросло с 79 до 247, а в отношении 194 предприятий, уже включённых в программу приватизации, предлагается принять иные решения.

  • В составе имущества унитарного предприятия могут находиться объекты, которые не подлежат приватизации:это имущество, изъятое из оборота; это объекты социальной, культурной инфраструктуры муниципалитета и объекты жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому возникают сложности на этапе определения, какие объекты имущественного комплекса подлежат передаче в частные руки, а какие нет.
  • Приватизация – это процесс, предусматривающий отчуждение имущества у органов власти и поступление средств от приватизации в доход соответствующего бюджета. Все процедуры оценки и аудита имеющегося имущества и финансового состояния реорганизуемого предприятия нацелены на то, чтобы дать объективную оценку стоимости имеющегося в управлении МУП муниципального имущества. Таким образом, процедура «разгосударствления» осуществляется на возмездной основе.
  • Процесс передачи имущества из собственности государства в частные руки законодательно регламентирован, кроме того, на уровне муниципального образования принимаются нормативные акты, определяющие эту процедуру. Для начала, решение о приватизации должен принять орган местного самоуправления. Далее весь процесс включает в себя несколько последовательных шагов – это оценка и аудит имущества, уведомление общественности, кредиторов предприятия, информирование налоговой инспекции о проводимой деятельности по смене организационно-правовой формы. Все эти шаги четко регламентированы на уровне муниципалитета и требуют времени.
  • При приватизации у унитарных предприятий отчуждаются земельные участки, которые находились на праве постоянного пользования или аренды, и земельные участки, на которых размещены объекты недвижимости, входящие в состав приватизируемого имущества.
  • При реорганизации муниципального унитарного предприятия к вновь созданному ООО переходят все права и обязанности преобразованного МУП в соответствии с передаточными актами.

Приватизация муниципальных унитарных предприятий плюсы и минусы в 2022 году

Особенностями обладают акционерные общества, созданные на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, которые должны определяться отдельными федеральными законами. Поскольку таковые до сих пор не приняты, совместный Пленум Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ своим Постановлением разъяснил, что до принятия и введения в действие соответствующих федеральных законов акционерные общества агропромышленного комплекса действуют на основании правовых актов Российской Федерации, принятых до введения в действие Закона об акционерных обществах. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 г. N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, N6, 1997, п.1

Унитарное предприятие при приватизации обязательно должно преобразоваться в открытое акционерное общество в случае, если размер имущества подлежащего приватизации унитарного предприятия превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия. Размер уставного капитала такого общества определяется в порядке, предусмотренном ст.11 Закона о приватизации, а требования устава должны соответствовать ст.11 Закона об акционерных обществах. До первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) этого общества.

Преобразование юридического лица — это одна из форм реорганизации (ст. 57 ГК РФ), при которой подразумевается изменение организационно-правовой формы юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК РФ). В нашем случае — ГУП (МУП) на ОАО. Однако при преобразовании унитарного предприятия происходит еще и смена собственника его имущества: было публично-правовое образование, стало юридическое лицо (п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2). Эта особенность предопределяет другую отличительную черту преобразования унитарного предприятия в акционерное общество: такое преобразование является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества (п. 1 ст. 13 Закона о приватизации ). Напомним, что приватизацией признается возмездное отчуждение федерального имущества, имущества субъектов федерации и муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц. В случае преобразования унитарного предприятия в ОАО возмездность обеспечивается передачей в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество (ст. ст. 1, 2 Закона о приватизации). Таким образом, в результате преобразования ГУП (МУП) в ОАО собственником акций становятся РФ, субъект РФ или муниципальное образование (ст. 39 Закона о приватизации).

Читайте также:  Поиск туров от всех туроператоров

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Формирование передаточного акта

В акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества (в том числе здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права) и их балансовая стоимость. Также в передаточном акте фиксируются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации, и размер уставного капитала, количество и номинальная стоимость акций.

Передаточный акт подписывается принимающей стороной (единоличным исполнительным органом) только после регистрации ОАО (п. 29 Письма Минимущества России от 06.06.2002 N АБ-2/10099).

Пример 1. Согласно прогнозному плану на 2009 г. МУП «Жилцентр» включено в состав предприятий, имущественный комплекс которых подлежит приватизации. По состоянию на 31.03.2009 (с учетом результатов инвентаризации и аудиторской проверки) составлена промежуточная отчетность предприятия. Все имущество, находящееся в хозведении МУП «Жилцентр», отчуждается в собственность ОАО «Жилцентр». Кроме того, сверх указанного имущества обществу передаются земельные участки. Их совокупная кадастровая стоимость равна 500 тыс. руб.

Отчетный год приватизируемого предприятия

Прежде чем сформулировать основные принципы составления бухгалтерской отчетности при преобразовании унитарного предприятия в ОАО, нужно ответить на очень важный вопрос: прерывается ли текущий отчетный год по причине преобразования предприятия в другую организационно-правовую форму? Однозначного ответа на него нет ни в Письме Минфина России от 23.12.1992 N 117, ни в Методических указаниях. По нашему мнению, отчетный год прерывается. Укажем на факты, косвенно это подтверждающие. Во-первых, согласно п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (ОАО). Преобразуемое юридическое лицо (унитарное предприятие) с этого момента считается прекратившим свою деятельность. Таким образом, до и после совершения регистрационных действий мы имеем дело с двумя разными юридическими лицами, хотя одно из них (ОАО) и является правопреемником другого (ГУП, МУП). Во-вторых, в силу п. 6.1 Письма N 117 приватизируемое предприятие (ГУП, МУП) на дату регистрации (дату завершения приватизации) составляет бухгалтерскую отчетность в объеме форм годового отчета за отчетный период с 1 января по 1-е число месяца регистрации. Эта отчетность представляется всем пользователям согласно законодательству о бухгалтерском учете, в частности ст. 15 Закона о бухгалтерском учете . С даты регистрации (даты завершения приватизации) преобразованное предприятие (ОАО) составляет бухгалтерскую отчетность как новое юридическое лицо за период с 1-го числа месяца регистрации по 31 декабря включительно.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

В-третьих, исходя из ст. 14 Закона о бухгалтерском учете, отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Однако для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года.

На основании приведенных норм можно прийти к выводу, что у приватизируемого предприятия (ГУП, МУП) отчетный год начинается 1 января, а заканчивается за день до завершения реорганизации (даты регистрации ОАО). Следовательно, у вновь созданного в процессе преобразования акционерного общества отчетный год — с даты государственной регистрации по 31 декабря текущего года (или следующего, если регистрация предприятия произошла после 1 октября).

Реорганизация МУП в ООО пошаговая инструкция

Весь процесс реорганизации состоит из нескольких шагов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Шаг 1. Принимаем решение о преобразовании.

Его принимает местный орган самоуправления либо судебная инстанция.

В решении фиксируется:

  • Характеристика всего имущества;
  • Способ, которым проводят приватизацию;
  • Стоимость объекта приватизации;
  • Возможен ли кредит или рассрочка для тех, кто захочет приобрести предприятие.

Также в решении нужно упомянуть:

  • Имущество, не подлежащее приватизации;
  • Список тех объектов, которые приватизировать можно.

Шаг 2. Составляем план приватизации.

В нем определяем сроки проведения ревизий и других мероприятий.

Кроме того, план необходим для:

  • Проведения инвентаризации без нарушений;
  • Более полного анализа экономической деятельности предприятия аудиторами;
  • Повышения инвестиционной привлекательности предприятия.

В план нужно включить следующие пункты:

  • Экономическое обоснование процедуры;
  • Основные мероприятия;
  • Как будет отчуждаться имущество: в пользу частного лица или компании;
  • Порядок формирования цены на объекты.

Шаг 3. Оцениваем имущество.

Для этого составляется промежуточный бухгалтерский баланс и оформляется документация на земельный участок. Затем аудиторы осуществляют проверку всей деятельности предприятия. Затем определяется балансовая стоимость активов. Только после этого формируют передаточный акт.

Шаг 4. Уведомляем кредиторов.

Если аудиторы выявляют, что вы использовали кредитные средства, то всех кредиторов ставят в известность о процессе преобразования МУП.

При этом:

  • Комиссия по реорганизации ставит в известность ФНС в трехдневный срок;
  • Сообщает кредиторам в письменном виде о начале процесса реорганизации. На это отводится 5 дней.

Шаг 5. В СМИ размещаем информацию о преобразовании.

Процесс приватизации во избежание различных нарушений должен контролироваться общественностью. Для этого информация о процедуре преобразования размещается в Вестнике госрегистрации юридических лиц. Публикация осуществляется 1 раз в две недели.

Шаг 6. Проводим инвентаризацию.

Если на предприятии нет комиссии, которая занимается проведением инвентаризаций, ее следует создать. Руководитель утверждает ее состав, а сам возглавляет комиссию. В процессе ревизии проверяют, все ли имущество в наличии.

При этом:

  1. Если выявляются ценности, которые не были оприходованы, их оценивают и вносят на баланс предприятия.
  2. Имущество, признанное непригодным для дальнейшего использования, списывают.

Шаг 7. Составляем передаточный акт.

Чтобы он был составлен верно, в него нужно включить следующую информацию:

  • Список имущества, которое подлежит приватизации;
  • Список всех кредиторов (если таковые имеются);
  • Информация о земельных участках;
  • Размер балансовой стоимости имущества;
  • Сумма уставного капитала ООО, которое будет создано.

Шаг 8. Создаем новое ООО.

Это завершающий этап преобразования. ООО, которое будет создано, является юрлицом, требующим регистрации. Для этого нужно внести изменения в ЕГРЮЛ.

С этой целью вы подаете в ФНС заявление, в котором указываете:

  • ОКПО предприятия;
  • ИНН;
  • Название предприятия полностью;
  • Полный адрес вместе с почтовым индексом;
  • Причину, по которой вносятся изменения;
  • Информацию обо всех участниках ООО;
  • Данные паспорта каждого учредителя;
  • Данные об имуществе предприятия, находящемся в залоге.

На основании этого заявления происходит регистрация преобразования МУП в ООО. А вы получаете на руки документ, подтверждающий регистрацию изменений.

Чаще всего гендиректором вновь созданной компании становится руководитель МУП. Что касается сотрудников, то если у них нет возражений, остаются в силе их трудовые договоры, заключенные ранее.

Собственником уставного капитала созданного ООО является муниципальное образование, а это значит, что участники общества покупать доли в УК не смогут.

✅ Способы приватизации

Передача государственного и муниципального имущества в частное владение может происходить несколькими путями. В расчет берутся тип имущества и характер процедуры.

Выделяют следующие способы приватизации:

  • переход имущества собранию акционеров;
  • передача имущества в собственность ООО (при отсутствии акций);
  • аукцион государственного или муниципального имущества;
  • реализация части акций на торгах;
  • перепродажа акций при управлении предприятием третьими лицами по доверенности;
  • проведение биржевых торгов;
  • вклады в акционерное общество (АО) с целью стратегического развития;
  • иные способы.

Кого не изменения коснутся

Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2017), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:

  • субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
  • организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
  • предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
  • ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
  • ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
  • структуры, которые работают за пределами РФ.
Читайте также:  Документы для оформления магазина одежды

Этот перечень правительство вправе дополнять.

Что значит унитарное предприятие

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, имущество которой полностью неделимо. Форма собственности предусмотрена для различных госструктур и муниципальных образований. Официальное название всегда должно содержать отсылку к учредителю.

Главной и явной отличительной особенностью является указание в уставе лица, которое полностью владеет всем имуществом (государственные структуры или муниципальные управления). Следовательно, само предприятие не владеет своим имуществом как собственник частного бизнеса. Вверенное имущество такому юридическому лицу находится в доверительном управлении.

Собственниками имущества УП может быть: Российская Федерация, субъект РФ, конкретный орган местного самоуправления.

Преимущества и недостатки

На самом деле, сложно выделить плюсы и минусы унитарного предприятия в силу того, что данные предприятия может учреждать только государство со своими структурами. Частному сегменту данная форма собственности недоступна. Итак, можно выделить следующие плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • Самостоятельное предприятие, которое осуществляет хозяйственную деятельность под надзором и защитой вышестоящих структур;
  • Может претендовать на различные дотации и поддержки от государства;
  • За счет находящегося в управлении имущества, генерирует прибыль;
  • Процедура банкротства практически невозможна, так как собственник (государство) будет осуществлять финансовое оздоровление предприятия;
  • Привилегированное положение в рамках закупочных процедур (при закупках для государственных и муниципальных нужд контракты содержат достаточно жесткие рамки для победителей закупок или иных исполнителей).

К минусам относятся:

  • Жесткий контроль со стороны вышестоящих организаций, которые полностью регламентируют и регулируют всю деятельность УП;
  • Вопросы реорганизации согласовываются с собственником имущества;
  • Нет возможности ведения свободной коммерческой деятельности;
  • Большая часть прибыли отчисляется в бюджет государства.

Процесс акционирования МУП «Воронежская горэлектросеть» завершится в январе 2022 года

А июле 2022 года Александр Гусев поручил рассмотреть возможность покупки акций МУП «Воронежская горэлектросеть». Более 90% дебиторской и кредиторской задолженностей приходится на МКП «Воронежтеплосеть» и МУП «Воронежская горэлектросеть». Ранее депутаты Воронежской городской думы согласовали увеличение уставного капитала приватизируемого МУП «Воронежская горэлектросеть». После того как предприятие станет акционерным обществом, его капитал составит 3 148 327 000 рублей.

Процесс акционирования МУП «Воронежская горэлектросеть» находится на заключительной стадии и завершится в январе 2022 года. Об этом сообщил губернатор Воронежской области Александр Гусев на пресс-конференции в пятницу, 21 сентября. Следующий этап – это продажа и ликвидация.

Преобразование МУП в ООО

Часто муниципальное унитарное предприятие по своей хозяйственной деятельности и стоимости активов близко к характеристикам ООО. Государственные предприятия могут не приносить прибыль или не быть эффективными в своем роде деятельности. Преобразование МУП в более подходящий вид организации решит эту проблему. О том, как проходит преобразование МУП в ООО, мы расскажем в нашем материале.

Нужно составить промежуточный бухгалтерский баланс и оформить документы на земельный участок (статья 28 №178-ФЗ). Аудиторская компания по договору с организаторами преобразования проводит проверку деятельности предприятия. Далее следует определить, что относится к имущественному комплексу предприятия, какие объекты приватизируются, какие нет (таковые остаются в собственности муниципального образования согласно статье 30 №178-ФЗ). Также нужно определить балансную стоимость приватизируемых активов МУП и размер равного ей уставного капитала.

Акционирование МУПов хотят начать с предприятия «Ачинский транспорт»

Власти парировали тем, что приватизация не предполагает ликвидации предприятий, а напротив, позволит МУПам укрепить позиции на рынке, стать конкурентоспособными за счёт большей свободы и снятия обязательств отчислять 50 процентов прибыли в бюджет, а после оставаться с нулевым балансом. В качестве аргументов приводилась и важность сохранения 150 рабочих мест, которые сейчас заняты в «Ачинском транспорте».

Депутаты и здесь пытались вывести власти на компромисс. Валерий Гусаров, к примеру, высказался, что акционировать МУПы необходимо без имущества. Большинство таких предприятий убыточные, а значит, после приватизации их ждёт неминуемое банкротство, что по логике предполагает дальнейшую распродажу объектов недвижимости и прочего имущества, находящегося на балансе предприятия. Валерий Гусаров считает, что это имущество выгоднее оставить на балансе города, сдавать в аренду или продать, но не передавать заведомо провальному бизнесу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *