Новые требования к маломерным судам в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к маломерным судам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В 2023 году вступают в силу новые правила регистрации лодок и моторов Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Владельцам судов необходимо ознакомиться с требованиями и выполнить все необходимые процедуры для правильной регистрации.

Как исключить судно из реестра маломерных судов

«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.

В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:

  1. документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
  2. таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
  3. свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.

В 2023 году ГИМС вводит обязательную маркировку для всех зарегистрированных лодок. Это необходимо для установления идентификационных характеристик каждой лодки, что упрощает процесс идентификации в случае потери, кражи или других правонарушений.

Маркировка лодок включает следующие элементы:

  1. Регистрационный номер: каждая лодка получит уникальный регистрационный номер, который будет присваиваться владельцу при регистрации. Номер должен быть видимым и долговечным на лодке, обычно наносится на нос, корму или борта, чтобы его можно было легко прочитать.

  2. Информационные этикетки: на лодку должны быть нанесены информационные этикетки с основными характеристиками лодки, такими как ее максимальная грузоподъемность, количество пассажиров, максимальная скорость и другие данные, важные для безопасности. Эти этикетки могут быть размещены на видных местах, например на бортах или в кабине лодки.

  3. Отличительные знаки мотора: если на лодке установлен мотор, то на моторе должны быть видимые отличительные знаки. Это может быть пластиковая эмблема, этикетка или другой способ маркировки, который указывает на принадлежность мотора к данной лодке.

Маркировка лодок является обязательным требованием ГИМС, и невыполнение этого требования может повлечь штрафы или другие административные санкции. Поэтому владельцам лодок необходимо внимательно ознакомиться с требованиями по маркировке и выполнить их в установленные сроки.

Ответственность за нарушения:

В случае нарушения правил регистрации и эксплуатации лодок и моторов ГИМС, владельцы могут нести различные виды ответственности, включая:

  • Штрафные санкции, которые могут быть наложены за несоблюдение правил и условий регистрации;
  • Отказ в дальнейшей регистрации или продлении регистрации лодки или мотора;
  • Возможность изъятия лодки или мотора до устранения выявленных нарушений;
  • Ответственность по законодательству Российской Федерации в случае причинения вреда окружающей среде или другим лицам вследствие нарушения правил эксплуатации;
  • Уголовная ответственность в случае серьезных нарушений, включая умышленные действия или причинение вреда с использованием нерегистрированных лодок или моторов.

Владельцы лодок и моторов должны быть осведомлены о правилах регистрации и эксплуатации и строго следовать им, чтобы избежать негативных последствий и ответственности. Это включает в себя такие меры, как получение необходимых документов, правильная установка и использование регистрационных знаков, соблюдение требований к безопасности и окружающей среде, а также поддержание в хорошем состоянии и сервис, а также ремонт и замена деталей по мере необходимости.

Комментарий к ст. 16 КВВТ РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи конкретизирует для речных судов общую обязанность собственника судна осуществлять его государственную регистрацию. Аналогичная обязанность предусмотрена в ст. 33 КТМ, ст. 3 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» в отношении других видов судов.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 16 комментируемого Кодекса государственной регистрацией судна и прав на него следует признавать акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Считается общепризнанным, что только факт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (недвижимым имуществом в данном случае выступает и речное судно) порождает изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов правоотношений.

В этой связи акт государственной регистрации судна следует считать правоустанавливающим правовым актом. Это обусловлено тем обстоятельством, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являясь правоустанавливающей деятельностью уполномоченных органов исполнительной власти, подтверждает и права на такое имущество, и производимые с ним сделки.

Кроме этого, следует отметить, что указанная деятельность выражается в действиях специального уполномоченного государственного органа исполнительной власти или уполномоченной им организации, то есть представляет собой административный (позитивно-управленческий) процесс по реализации функции государственного управления.

Вышеизложенное позволяет признать, что государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует воспринимать как правовой административный акт ненормативного характера и индивидуальной направленности, имеющий правоустанавливающую силу.

Читайте также:  Налоговый вычет за обучение в автошколе

2. В соответствии с требованиями комментируемой нормы государственной регистрации подлежат суда, которые являются самоходными или несамоходными плавучими сооружениями, предназначенными для использования в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река — море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода.

Административно-правовые отношения по государственной регистрации судна и прав на него возникают между:

1) собственником судна, судовладельцем, юридическими и физическими лицами, реализующими вещные права на судно на любом законном основании, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, судебным приставом, лизингодателем, кредитором, доверительным управляющим, с одной стороны;

2) регистрирующим органом, с другой стороны (о регистрирующих органах см. п. 8 комментария к настоящей статье и комментарий к ст. 17).

В соответствии с комментируемой статьей собственник должен зарегистрировать свое судно в одном из нижеперечисленных реестров судов:

— Государственный судовой реестр. В нем содержится информация о существующих и прекращенных правах на судно, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. В государственный судовой реестр включается информация только о судах, находящихся в собственности российских лиц.

Пример: акционерная компания «Оушн Тролерс Интернэшнл Лимитед» («Ocean Trawlers International Limited», Гонконг) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к ООО «САХАЛИНИНВЕСТМОРЕ» о признании права собственности на судно — МПБ «Дальмос» и истребовании его из чужого незаконного владения.

Иск был обоснован тем, что указанное судно приобретено (оставлено) за собой компанией, являющейся залогодержателем судна по договору ипотеки, в силу п. 5 ст. 58 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Это является основанием возникновения права собственности компании на судно и его истребования у ответчика.

Дело рассматривалось арбитражными судами в нескольких инстанциях. Апелляционный суд, сославшись на положения п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 131 ГК, пришел к выводу о том, что, поскольку право собственности истца на судно не зарегистрировано в Государственном судовом реестре, оно не возникло у истца и не может быть признано за ним. Отказывая в удовлетворении требования об истребовании спорного судна из незаконного владения, апелляционный суд исходил из отсутствия доказательств наличия у истца права собственности на МПБ «Дальмос», находящегося во владении ответчика.

Суд кассационной инстанции посчитал указанный вывод апелляционного суда ошибочным, сделанным без учета того, что истец является иностранным юридическим лицом, право собственности которого на спорное судно не может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, так как включению в указанный реестр подлежат суда, обладающие правом плавания под Государственным флагом РФ. Правом плавания под Государственным флагом РФ обладают только суда, находящиеся в собственности российских лиц. Переход права собственности на судно к иностранному лицу влечет за собой исключение судна из Государственного судового реестра РФ.

Требования к спасжилетам по ГОСТ

С 1 мая 2020 года вступили в силу новые требования к спасжилетам по ГОСТ Р 58108-2019. Автоматически был отменен предыдущий ГОСТ Р 58108-2018. По новым правилам утверждены следующие типы спасательных жилетов, разделенные по уровню плавучести: УП-50, УП-100, УП-150.

  • УП-50 – страховочные плавательные средства, которые можно применять не дальше, чем 500 м от берега, в водоемах, где высота волны менее 0,25 м.
  • УП-100 – спасательные средства для использования во внутренних водных путях или в море не дальше 12 миль от берега. При этом есть ограничения по высоте волны – она не должна превышать 2 м.
  • УП-150 – подходят для морских районов плавания.

Основные требования к спасжилетам по ГОСТ:

  • Жилет должен иметь светоотражающие элементы, расположенные на надводной части спасательного средства. При этом они должны располагаться так, чтобы их было видно сверху и со всех сторон вокруг.
  • Надводная видимая часть спасательного средства должна быть заметна издалека. Для этого жилет изготавливают из материалов ярких расцветок – оранжевого или ярко-красного.
  • Спасжилеты должны быть оснащены паховым ремнем.

Административные проступки

Отсутствие на судне документов, требуемых для проверки инспекторами ГИМС, влечет за собой получение предупреждения или оформление штрафа в размере 100 рублей. Поэтому всегда возите с собой водительские права, судовой билет и свидетельство о праве собственности (или доверенность).

Штрафом в размере от 300 до 500 рублей караются мелкие правонарушения, в числе которых:

  • опасное маневрирование;
  • превышение скорости;
  • несоблюдение правил плавания;
  • игнорирование навигационных знаков;
  • остановка в запрещенных для стоянки местах;
  • невыполнение требований по использованию звуковых и световых сигналов.

Далее ставка штрафных санкций повышается от 500 до 1000 рублей. К этой категории относятся такие нарушения, как необоснованное отсутствие технического освидетельствование и неправильное нанесение бортовых номеров. В пределах этих же сумм карается управление маломерным судном без регистрации, отсутствие судоводительских прав, переоборудование лодки или катера без полученного разрешения от надзорных органов ГИМС МЧС.

Главные изменения 2022 года

  • Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.

В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.

Читайте также:  Учет основных средств в программе "1С:Упрощенка 8" (ред. 2.0)

Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:

  • Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
  • Заявления о регистрации будут приниматься, в основном, через портал Госуслуг.
  • Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и (по желанию) бумажный. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4. Оба выданных варианта будут иметь одинаковую силу.

По сути, с этого года мы официально и повсеместно переходим на единый электронный Реестр со всеми плюсами и минусами современных технологий. Это принципиальный момент, который позволяет понять те нововведения, с которыми нам теперь жить.

На какой лодке можно плавать без прав?

Если вы уверены, что уже сейчас, в 2022 году вам нужны права на лодку, в ГИМС вы можете получить права на управление моторной лодкой в том же 2022 году. После того, как вы окончили курсы судовождения и получили допуск к экзаменам, нужно будет собрать пакет документов, в том числе заявление, диплом или справка об окончании курсов, медицинская справка, паспорт и две фотографии 3×4 см.

Экзамен в ГИМС состоит из двух этапов. Сначала потребуется пройти компьютерный тест, позволяющий подтвердить теоретические знания, после чего инспектор проверит ваши практические навыки. При успешной сдаче экзамена в 2022 году можно сразу же отнести в ГИМС документы с подтверждением профпригодности для дальнейшего оформления прав на управление моторной лодкой. Получить удостоверение можно уже через 10 дней. Теперь вы сможете управлять лодкой с любым мотором, представленным в каталоге нашего магазина. Будем рады помочь с выбором.

Маломерное судно (МС), в соответствии с новым законом, имеет длину не больше 20 метров, количество людей 12 и меньше. Государственная пошлина за регистрацию составляет 1000 рублей, при этом денежный сбор за выполнение технического осмотра не взимается, т. к. освидетельствование для таких лодок не требуется.

Термин «маломерное судно» отмечен в приказе Минтранса осенью 2002 года, но в нем упомянуты только определенные критерии для разных типов судов. Для самоходной техники силовой агрегат мощностью не более 75 л. с., а для гребного типа судна признак маломерности – грузоподъемность:

  • байдарка – минимум 150 кг;
  • гребная лодка надувного типа — 225 кг.

Под вышеуказанным термином были многие судна, массово применяющиеся рыбаками, туристами, к примеру, байдарки типа «Свирь.К» и «Ильмень» или прорезиненная лодка «Уфимка-22».

Если лодка, при наличии оснащения и установленного мотора (до 10 л.с.), весит не более 200 кг, то регистрировать её в органах ГИМС не нужно.

Другие правила:

  1. Федеральный закон 36 содержит следующее положение: не предназначены для госрегистрации шлюпки и другие плавсредства, являющиеся принадлежностями судна, а также моторные лодки, масса которых до двухсот килограмм килограммов включительно и мощность силовых агрегатов (при установке) до восьми киловатт включительно, а также парусные суда для спорта, длиной не больше 9 метров, не имеющие моторов, и на которых отсутствуют места для отдыха.
  2. Если лодка имеет максимальную общую массу менее двухсот килограммов и мотор меньше 10-и л.с (по закону до 8 кВт – 10,8 л.с, но многие представленные двигатели мощностью 9,9 л.с), то на основании законодательного акта нет необходимости регистрировать средство, права на управление лодкой с мотором не требуются.
  3. Госинспекция советует регистрировать МС, чтобы предотвратить недоразумения, если плавательное средство похитят или украдут, потому что полиция будет заниматься расследованием и поиском моторной лодки при наличии свидетельства собственности, судового билета.

На каких лодках можно плавать без прав?

Наиболее актуальный вопрос перед покупкой у большинства людей, которые впервые покупают лодку.

Ответить нам помогут как ни странно — госуслуги. Там не только перечислены показатели лодок на которых можно плавать без прав, но и быстрые ссылки на получение прав, список категорий прав и актуальный список предусмотренных штрафов.

Итак, права на управление маломерным судном не нужны если:

  • Общая длина судна менее двадцати метров
  • Количество пассажирских мест меньше 12
  • Общая масса судна не превышает 200 кг
  • Мощность двигателя составляет менее 8 киловатт, либо 10,8 лошадиных сил

Процедура освидетельствования маломерного судна в 2023 году: пошаговая инструкция

Для освидетельствования маломерного судна в 2023 году необходимо следовать определенной процедуре, которая включает несколько шагов. В первую очередь, владельцу судна необходимо обратиться в специализированное учреждение ГИМС для получения информации о необходимых документах и требованиях.

Шаг 1: Владелец судна должен подготовить необходимый пакет документов, включающий в себя: заявление на освидетельствование, копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, свидетельство о регистрации судна, документы, подтверждающие наличие страховки и другие необходимые документы, которые требуются в конкретном случае.

Шаг 2: После подготовки документов, необходимо обратиться в ГИМС для подачи заявления. В процессе подачи заявления, владелец судна может получить консультацию о требованиях и процедуре освидетельствования. В некоторых случаях может потребоваться предварительная запись на освидетельствование.

Шаг 3: После подачи заявления и предоставления документов, необходимо дождаться рассмотрения заявления специалистами ГИМС. Этот процесс может занять определенное время. В случае положительного решения, владелец судна получит уведомление о назначенном сроке освидетельствования.

Шаг 4: В назначенный срок необходимо явиться на освидетельствование судна по адресу, указанному в уведомлении. На этом этапе будут проверены технические характеристики судна, его соответствие требованиям безопасности и другие параметры.

Читайте также:  Отпуск работающему ветерану труда

Шаг 5: После освидетельствования судна, владелец получит результаты освидетельствования, зафиксированные в соответствующем документе. В случае положительных результатов, судно будет зарегистрировано и получит допуск к использованию в 2023 году. В случае недостаточного соответствия требованиям, владельцу будет предоставлена информация о необходимых доработках или изменениях.

Следуя этой пошаговой инструкции, владелец маломерного судна может успешно освидетельствовать его и получить допуск к использованию в 2023 году.

Особенности освидетельствования маломерных судов в 2023 году

Освидетельствование маломерных судов в 2023 году предусматривает соблюдение ряда особых требований, чтобы обеспечить безопасность плавания и соблюдение нормативных актов.

Стандарты безопасности: Освидетельствование маломерных судов включает проверку соответствия судна стандартам безопасности, включая требования к экипировке, доступности спасательных средств и обеспечению герметичности корпуса.

Требования к документации: Владелец маломерного судна должен предоставить полный пакет документов, включающий свидетельство о регистрации, технический паспорт, сертификат соответствия и др. Также может потребоваться предоставление сведений об эксплуатации и обновлении судна.

Сертификация экипажа: Владелец маломерного судна должен обеспечить наличие квалифицированного экипажа, который прошел обязательную сертификацию и имеет необходимые навыки для безопасного управления судном.

Регулярные проверки: В 2023 году освидетельствование маломерных судов требует регулярной процедуры проверки судна с определенной периодичностью, чтобы обеспечить его надежность и соответствие нормам.

Соблюдение экологических норм: Маломерные суда должны соответствовать экологическим требованиям, включая требования к выбросам вредных веществ и эффективности использования топлива. При освидетельствовании будет учитываться их влияние на окружающую среду.

Все эти особенности освидетельствования маломерных судов в 2023 году направлены на обеспечение безопасности плавания и соблюдение нормативных актов в сфере маломерного судоходства. Соблюдение всех требований и прохождение процедуры освидетельствования обязательно для получения разрешения на плавание. Данная процедура гарантирует защиту судовладельцев и обеспечивает безопасность для окружающей среды.

Какие испытания нужно пройти

Для освидетельствления маломерного судна в 2023 году необходимо пройти ряд испытаний, чтобы обеспечить его безопасность и соответствие установленным требованиям.

Испытание на плавучесть. В ходе этого испытания проверяется способность судна держаться на поверхности воды и не тонуть при нормальных условиях эксплуатации. Для этого проводятся измерения объема судна, определяются его вес и плавучесть.

Испытание на механическую прочность. Во время этого испытания проверяется, как судно выдерживает нагрузки, возникающие во время эксплуатации. Оно подвергается вибрационным и ударным испытаниям, чтобы убедиться в его стойкости к статическим и динамическим нагрузкам.

Испытание на пожаробезопасность. В рамках этого испытания проверяется способность судна справляться с возможными пожарами на борту и предотвращать их распространение. Оцениваются системы пожаротушения, материалы, используемые в конструкции судна, и их способность выдерживать высокие температуры.

Испытание на электрическую безопасность. Это испытание позволяет проверить правильность и надежность электрических систем на судне. Производится измерение сопротивления изоляции, проверяется работа электрооборудования и системы электрозащиты.

Испытание на экологическую безопасность. Во время этого испытания оценивается воздействие судна на окружающую среду. Проверяется соответствие судна требованиям по выбросам загрязнений, шуму и вибрации. Также проводятся испытания систем очистки сточных вод и утилизации отходов.

Испытание на мореходность. В ходе этого испытания проверяются мореходные качества судна и его способность справляться с различными условиями морской среды. Оцениваются такие параметры, как устойчивость, маневренность, скорость, управляемость и комфортность нахождения на судне.

Испытание на надежность. Это испытание позволяет оценить работоспособность и долговечность судна в различных эксплуатационных условиях. Проверяется надежность систем и узлов, а также проводятся тесты на искусственное старение материалов и деталей судна.

Общее количество и порядок испытаний могут зависеть от конкретных требований, установленных регулирующими органами. Однако все испытания направлены на обеспечение безопасности судна и его эффективное функционирование.

Лодки которые нужно регистрировать

ГИМС – Государственная Инспекция по маломерным судам МЧС России

Лодки, которые нужно регистрировать в ГИМС:

  • используемые для передвижения в закрытых для обычного пользования районах или возле государственных границ;
  • длиной от 20 метров и больше;
  • с разрешенным количеством пассажиров от 13 и больше;
  • с массой, тяжелее 200 килограмм;
  • с силовой установкой, заявленной максимальной мощностью больше 8 кВт или 9.9 лошадиных сил;
  • с силовым агрегатом, мощностью до 10 лошадиных сил, но разрешенной установкой моторов выше 9,9 л/с.

Обязанности судоводителя

Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018–2019, судоводители обязаны:

  • знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства;
  • перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна;
  • при перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
  • обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.);
  • выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *