Что такое утилизационный сбор. Объясняем простыми словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое утилизационный сбор. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Как он влияет на цены

Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).

Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.

Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.

Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.

Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2020 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.

Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).

То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).

Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:

«Так адаптация российского законодательства к условиям членства в ВТО породила самое большое плутовство.
Ежегодно бюджет получает примерно 180 млрд рублей, из которых НИ одного рубля НЕ тратится на то, что было обещано и внесено в Закон 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» (п.8 ст.24.1) – «компенсации из бюджета затрат на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники».

Сейчас все стыдливо обходят тему такой компенсации. Поднимая при этом ставки утилизационного сбора.

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.

Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:

«Если судить по рынку грузовиков, введение утилизационного сбора дало очень многое. Восемь лет назад новых КАМАЗов, особенно в магистральных перевозках, было очень мало. Основной магистральный тягач на тот момент, на наших дорогах – 5-10 летний европейский тягач. Сейчас доля того же КАМАЗа, уже значительна, причем на эту технику пересели не только крупные федеральные компании, но и мелкий бизнес.

Конечно, нет ничего хорошего для рынка в создании искусственной конкуренции, это не здоровый путь развития. Однако, как не крути, он сработал, и отечественный производитель усилил свои позиции. И, возможно, это хорошо. Возможно, развитие отечественного автопрома – это более важная задача, чем поддержка мелких предприятий. Я не могу со своей частной позиции судить об этом.

Читайте также:  Размер и оплата штрафа за непристегнутый ремень в 2023 году

Однако в 2018 году утилизационный сбор вновь дал о себе знать. Он в очередной раз был повышен, и были впервые введены по некоторым видам техники сборы, да еще какие. В этом году для меня лично, как для импортера техники был закрыт рынок полуприцепов. Был введен заградительный размер сбора на полуприцепы старше трех лет.

В отличии от 2012 года, когда были понятны причины и были понятны «наследники» этого рынка, в виде отечественных производителей ну скажем седельных тягачей. Которые были в состоянии обеспечить рынок техникой в необходимых объемах. В 2018 году ситуация стала совершенно непонятной.

Да, в России есть производители полуприцепов. Но, в отличии от производителей тягачей и грузовиков, эти производители на момент введения сборов не были в состоянии удовлетворить спрос не по мощностям производства, не по качеству выпускаемой продукции.

Что получилось в итоге? Прокомментирую лишь рынок полуприцепов, поскольку он будет максимально нагляден. Продажи отечественных полуприцепов не устремились вверх. Да они подросли, но не значительно. Их все равно не стали покупать!

Кто тогда заместил рынок подержанных полуприцепов из Европы? Да, по сути, никто. Единственное, на рынке появились новые игроки и увеличились продажи некоторых опять же импортных марок. За счет чего? За счет снижения цены продукции.

А за счет чего они снизили цены? Естественно, за счет качества».

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

В результате, считает эксперт, вместо работающей программы по замене и утилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.

При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:

«До введения заградительного сбора на полуприцепы, как правило эксплуатировать 15-20 летний полуприцеп было нецелесообразно. Их действительно сдавали на металлолом, поскольку купить 5-7 летний полуприцеп было выгоднее, чем эксплуатировать более старый.

Теперь такой возможности нет. Причем уже стал развиваться другой, фактически нелегальный бизнес – продажа старых рам с документами от Европейских полуприцепов, с целью восстановления этой техники кустарным способом.

Все это конечно никак не похоже на борьбу за безопасность и экологию.
Чего нам ждать от повышений 2020 года? Покажет время. В целом, экология, безопасность и поддержка отечественного производителя – это правильно и хорошо. Но методы, которыми это делается оставляют желать лучшего.

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но с другой – сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.

Для каких категорий авто предоставляется освобождение от уплаты

Законодательством определен ряд категорий «счастливчиков», не уплачивающих утиль сбор:

  • владельцы авто, возвращающиеся на историческую родину (подпадают в рамки программы возвращения на историческую родину), вынужденные переселенцы, беженцы;
  • консульские и дипломатические органы, сотрудники этих органов, их семьи;
  • собственники автомобилей-раритетов (при условии, что авто не моложе 30 лет, будет использоваться только в личных нуждах, установлены «родные» кузов, рама, двигатель);
  • если машина попадает в Россию на срок, не превышающий полгода (следует транзитом);
  • когда «растаможка» происходит в ОЭЗ в Калининградской области и возраст автомашины не старше 3 лет.

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

  • колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

  • самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Читайте также:  О размерах краевых социальных выплат с 1 января 2023 года

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

  • об уплате сбора;

  • об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?

Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:

  1. Выяснить коды бюджетной классификации.
  2. Оформить расчет УС по установленной форме.
  3. Записаться на прием в местный ФНС.

Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:

  1. Формой расчета УС (заполненной).
  2. ПТС на авто, на которое платится сбор.
  3. Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.

К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.

Порядок проставления отметки

Отметку в ПТС автомобиля о внесении утилизационного сбора проставляет официальный представитель таможенного ведомства или налоговой службы, в зависимости от обстоятельств оформления:

  • для импортных авто, пересекающих границу – таможенной службой;
  • для машин от отечественного производителя или приобретаемых в России от владельца, ранее не уплатившего указанную сумму – налоговым ведомством;
  • при оформлении дубликата в связи с утерей, если соответствующая отметка имелась в оригинале – подразделением ГИБДД, выдающим новый техпаспорт.

Проставляется специальный штамп в графе об особых отметках ПТС. Возможны два варианта:

  • указывается, что платеж произведен, с внесением номера государственной структуры, подтверждающей достоверность данного факта;
  • отмечается, что внесение платежа не требуется, с аналогичным подтверждением и ссылкой на пункт норматива, освобождающий от сбора.

В случае с покупкой российского автомобиля или приобретения иномарки у официального дилера, оплату сбора производит завод или продавец. Если же гражданин хочет ввезти машину из-за границы, то заниматься оплатой сбора и сбором документов он будет сам. Оплата сбора будет произведена после процедуры растаможки на границе.

Следующие документы необходимо предоставить ответственному лицу:

  • договор, подтверждающий приобретение автомобиля, несколько копий;
  • паспорт транспортного средства;
  • заполненную форму на оплату;
  • копии документов, подтверждающих данные по заявлению;
  • документ оплаты и его копии.

Утилизационный сбор в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Республике Беларусь введен 01.03.2014 года на основании Указа Президента РБ «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» № 64 от 04.02.2014 года.

Базовые ставки сбора практически полностью соответствуют российским – в пересчете на национальную валюту. Аналогичен и круг лиц, на которых наложена обязанность по уплате утилизационного сбора.

Что касается оснований для освобождения от уплаты взноса – в белорусском варианте к ним добавлен ввоз в РБ автомобиля, принадлежащего лицам, имеющим статус беженцев или получившим разрешение на въезд и проживание в республике на постоянной основе. Освобождение действует в течение 18 месяцев с момента выдачи соответствующих документов (подтверждающих наличие статуса беженца или разрешение на проживание).

Ситуации, когда платеж взимается по ошибке, бывают редко. Тогда необходимо обратиться в учреждение, которое приняло сбор:

  1. Таможенный орган – для транспорта, ввезенного в Россию.
  2. Налоговую службу – для машин, произведенных в РФ.

Если утилизационный сбор на легковой автомобиль или грузовой был оплачен ошибочно, необходимо составить заявление с просьбой возврата излишков. Бланк предоставляется в таможне или налоговой службе. Кроме заявления, нужно предоставить копии следующих документов:

  • паспорта хозяина авто;
  • ПТС;
  • подтверждения оплаты сбора;
  • документа об ошибочном взятии платежа.

Заявка по возмещению рассматривается на протяжении 30 дней. Обращение возможно в течение 3 лет с даты уплаты. Средства не индексируются и возмещаются без учета комиссии. Деньги перечисляются на счет в банке, открытый на заявителя.

Читайте также:  Как заполнить платежное поручение по страховым взносам в 2023 году: образец

Большинство клиентов компании задают такой вопрос. Что значит дубликат? Хотим помочь разобраться нашим читателям в этой ситуации. Поможем водителям отличить оригинал от дубликата ПТС при покупке подержанного авто.

Внешне фактически они не отличаются. И юридическую силу имеют оба документа в одинаковой степени. Иногда на первой странице ставится на ПТС печать, что это оригинал. Выдает дубликат паспорта транспортного средства ГИБДД взамен оригинала.

Причины, когда приходится производить дубликат:

  • Потеря оригинального документа;
  • Оригинал ПТС повредился и происходит утилизация и взамен выдается дубликат.

Где и каким способом оплачивать

Граждане и организации, приобретающие машину в автосалоне, с подобной проблемой не сталкиваются. За них сбор уже уплатил производитель авто. Достаточно только убедиться в наличии печати в ПТС. Сложнее с покупателями подержанных авто. В том случае, когда пометка в ПТС есть — всё в порядке, сбор был уплачен кем-то из предыдущих владельцев. А если нет?

В случае, когда машина выпущена раньше 1 сентября 2012 года, оплату также производить не требуется. Когда же транспорт моложе и нет штампа, отчисления совершает новый владелец.

Ему необходимо обратиться либо на таможню, если он ввозит автомобиль из-за границы, или в ФНС по месту своей регистрации в остальных случаях.

Сумма утилизационного сбора, как, например, налоги или госпошлина, оплачивается через банк или электронные сервисы. Для этого достаточно обратиться в ближайшее отделение любого банка, воспользоваться личным кабинетом на сайте своего банка или произвести оплату через платежные терминалы.

При покупке автомобиля важным показателем является не только его техническое состояние, но и юридическая чистота, влияющая на стоимость ТС. Следует обратить внимание на графу «Особе отметки». Итак, что означает печать утилизационного сбора в ПТС?

Наличие печати красного цвета с наименованием и датой производства уплаты означает, что за данный автомобиль сбор уплачен, и последующие владельцы от него освобождены. Это и есть особая отметка в ПТС об утилизационном сборе. Ее отсутствие означает следующее:

  • Ввоз автомобиля осуществлен до 1апреля 2012 года – когда УС еще не был внедрен;
  • ТС произведено в РФ;
  • Технических паспорт на авто выдан до 01.09.2012;
  • Ввоз осуществлен физическим лицом для личного использования и в самостоятельном порядке.

Что означает утилизационный сбор в ПТС? Если у владельца есть законные основания не платить УС, то сведения об этом должны быть также указаны в ПТС. В ПТС отечественных автомобилей, выданных с 01.09.2012 по 31.12.2013 года, при уплате УС штамп не ставился. Факт уплаты обозначался формулировкой о том, что обязательство по утилизации принято.

Но как быть в том случае, если физическое лицо приобретает автомобиль у лиц, обязанных платить УС или наоборот? Все вопросы следует решать в момент покупки.

Отметка в ПТС «утилизационный сбор»: что это?

Отметка об уплате утилизационного сбора проставляется в разделе «особые отметки» паспорта транспортного средства (ПТС).

Порядок уплаты утилизационного сбора, а также перечень транспортных средств, освобожденных от его уплаты, указаны в Письме ФНС РФ от 28 марта 2019 г. «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и прицепов», Письме Минпромторга РФ № МА-28246/20 от 11 мая 2019 г.

Что такое и кто платит утилизационный Утилизационный сбор для России новый вид, порядок взимания которого, вызывает много вопросов: кто уплачивает и в каких ситуациях, как определить его размер? На эти и многие другие вопросы мы дадим ответ в настоящей статье.

Но поскольку без этого документа невозможно провести никакие действия с машиной, то необходимо получение нового ПТС. Основанием для получения будет служить утрата старого.

На кого возлагается оплата утилизационного сбора?

С 1 сентября 2012 года действует законодательная норма о том, что экологическая безопасность от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) должна обеспечиваться среди прочего уплатой утилизационного сбора.

Изготовитель обязан внести оплату в течение 45 дней после окончания отчетного периода, когда производился расчет налога.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.

Если собственность приобретается на территории России, обычно вносить сбор не нужно. Налог оплачивает производитель или организация, которая поставляла транспорт из другой страны. Аналогичная ситуация при покупке подержанного авто. Сбор, как правило, уже оплачен предыдущим собственником.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *