Арбитражное соглашение и арбитрабильность споров: главные разъяснения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Арбитражное соглашение и арбитрабильность споров: главные разъяснения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для того чтобы получить возможность прибегнуть к услугам третейских судей, стороны должны при подписании договора сделать в нем арбитражную оговорку (ранее – третейская оговорка). Тем самым стороны соглашаются, что при возникновении разногласий по вопросам, связанным с этим договором, разрешаться эти разногласия будут в рамках третейского разбирательства.

Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции

Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.

Но есть и другие отличия:

— В возможности обратиться в суд:

  • в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;

  • для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.

— В части назначения судей:

  • в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;

  • в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.

— В части оплаты работы судов:

  • в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;

  • арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.

— В части полномочий судов:

  • третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;

  • полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.

Разница в порядке работы третейского и арбитражного суда

Процесс разрешения дела в АС и ТС имеет существенные различия и выражается в следующем:

  1. Сроки разрешения конфликта:
  • в АС строгие временные рамки разбирательства, за нарушение которых к судье могут быть применены санкции;
  • длительность рассмотрения дела ТС ничем не ограничивается, однако, как правило, спор разрешается в пределах 1 месяца.
  1. Место проведения слушаний:
  • в АС слушания осуществляются в зале суда;
  • ТС может быть проведен по любому адресу, удобному для контрагентов.
  1. Публичность заседаний:
  • за исключением отдельных категорий дел, процесс в АС носит открытый характер;
  • по общему правилу процесс в ТС не предается публичной огласке, на заседание могут прийти только участники спора.
  1. Правила формирования протокола:
  • в АС всегда ведется протокол слушаний;
  • в ТС стороны вправе отойти от общих требований по формированию протокола.
  1. Выплаты арбитрам:
  • в АС судьи получают зарплату из государственного бюджета;
  • в ТС выплаты арбитрам включаются в сумму издержек сторон.
  1. Полномочия судей по истребованию доказательств:
  • судья АС уполномочен направлять запросы в компетентные органы и организации о представлении доказательств;
  • арбитр ТС должен обратиться в государственный суд для формирования соответствующего запроса.

Услуги наших юристов:

  • бесплатная юридическая консультация по вопросам третейского судопроизводства;
  • разработка третейского соглашения и правил третейского разбирательства;
  • написание и подача искового заявления и отзыва в третейский суд;
  • участие в процедуре переговоров (медиации), содействие в заключении мирового соглашения;
  • организация экспертиз (бухгалтерских, товароведческих, строительных и других);
  • сбор, анализ и систематизация доказательств (документов, аудио- и видеозаписей, вещественных доказательств);
  • заявление об обеспечительных мерах;
  • представительство в третейском суде;
  • оспаривание решения третейского суда;
  • контроль за исполнением решения третейского суда.

Этот вид судопроизводства используют во многих странах, так как оно позволяет существенно уменьшить количество дел, которые рассматриваются традиционно через государственные суды. Напомним, что до 2017 года в нашей стране работало около 1,5 тысяч третейских судов. Точной статистики нет, так как до этого периода они были саморегулируемыми, но обязательно уведомляли государство о своем существовании. Это значит, что такие организации имели право появляться, а также закрываться по личной инициативе.

В 2015 году в Российской Федерации стартовала реформа рассматриваемого вида судопроизводства, которая завершилась в 2017. Цель реформы – корректно организовать работу третейских судов, четко прописать полномочия представителей судебной власти, так как они остаются важным институтом в законодательстве России. Напомним, что решение коллегии третейского суда сложно отменить, а также пересмотреть.

Читайте также:  Начисление алиментов если отец не работает в ДНР

Главное преимущество реформы 2015-2017 годов – введение процедуры лицензирования представительством Министерства юстиции России. После того как получение лицензии стало обязательным, численность третейских судов существенно сократилась. Сейчас в Российской Федерации функционирует меньше десяти организаций, при этом каждый год подается больше ста заявок на получение лицензии.

Третейские суды (арбитражи) всюду в мире альтернатива государственным. И в России до 2017 г., по разным оценкам, работало до 1500 третейских судов. Разброс в данных объясняется тем, что третейские суды были саморегулируемыми, они лишь уведомляли государство о своем существовании. Соответственно появлялись и исчезали по собственной инициатива.

Реформа третейских судов 2015–2017 гг. была направлена против такого хаоса, поскольку полномочия третейских судов были и остаются весьма значительными, например решение третейского суда практически невозможно пересмотреть или отменить. Главное достижение реформы введение лицензирования в Министерстве юстиции РФ. После этого количество третейских судов резко сократилось. Сегодня в России нет и десятка, хотя ежегодно на лицензию подаётся порядка 100 заявок.

В случае, если правилами постоянно действующего арбитражного учреждения не устанавливается ответственность некоммерческой организации, при которой оно создано, перед сторонами арбитражного соглашения в большем размере, чем предусмотрено настоящим Федеральным законом, некоммерческая организация, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, несет гражданско-правовую ответственность перед сторонами арбитража только в виде возмещения убытков, причиненных им вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения постоянно действующим арбитражным учреждением своих функций по администрированию арбитража или связанных с осуществлением им своих обязанностей, предусмотренных правилами постоянно действующего арбитражного учреждения, при наличии умысла или грубой неосторожности. Некоммерческая организация, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, не несет гражданско-правовой ответственности перед сторонами арбитража за убытки, причиненные действиями (бездействием) арбитра.

Арбитр не несет гражданско-правовой ответственности перед сторонами арбитража, а также перед постоянно действующим арбитражным учреждением в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением функций арбитра и в связи с арбитражем, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу, который может быть предъявлен к арбитру в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, в совершении которого арбитр будет признан виновным в установленном законом порядке. При этом правилами постоянно действующего арбитражного учреждения может быть предусмотрена возможность снижения гонорара арбитра в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих функций.

Порядок разрешения спора в арбитраже (третейском суде)

Споры, передаваемые на рассмотрение арбитража (третейского суда) могут быть рассмотрены либо единоличным арбитром, либо коллегиально.

В соответствии с требованиями законодательства, количество судей в третейском суде должно быть нечетным. Количество и состав судей определены во внутренних документах, регулирующих порядок деятельности арбитража (третейского суда).

Однако, при обращении в арбитраж (третейский суд), стороны могут прийти к соглашению об ином количестве судей, рассматривающих их спор, но количество судей обязательно должно быть нечетным.

В самом общем виде процедура выглядит следующим образом:

  • Подача искового заявления
    Истец инициирует арбитражное разбирательство путем подачи искового заявления, в котором указываются соответствующие факты и требуемые средства правовой защиты.
  • Отзыв на исковое заявление
    Ответчик представляет свою правовую позицию на требования иска путем подачи отзыва, в котором указываются соответствующие факты и возможные возражения на исковое заявление.
  • Выбор арбитра
    Отбор арбитров – это процесс, в ходе которого стороны получают списки потенциальных арбитров и выбирают группу, которая будет рассматривать их дело.
  • Предварительные слушания
    До начала слушаний арбитры и стороны проводят очные или онлайн-встречи, на которых назначают даты слушаний и решают предварительные вопросы.
  • Раскрытие доказательств
    Данная стадия представляет собой это обмен документами и информацией в рамках подготовки к слушаниям.
  • Слушания
    Стороны и арбитры встречаются лично для проведения слушаний, в ходе которых стороны представляют аргументы и доказательства в поддержку своих доводов.
  • Принятие арбитражного решения
    После завершения слушания арбитры обсуждают факты дела и выносят письменное решение, которое называется арбитражным решением.

Защита в арбитражном суде

Внимание

Третейский суд: арбитраж цивилизованной страны В развитых государствах помимо основной государственной судебной системы разрешения споров законом предусмотрены и альтернативные способы, к которым относится третейское разбирательство. Причём если в России арбитраж – это государственный орган, а третейский суд – коммерческий, то в западных правовых системах третейский суд арбитраж представляет как одно из основных звеньев судебной системы. Чем отличается арбитражный суд от суда общей юрисдикции? Арбитражный суд – это государственный орган, который осуществляет правосудие в области экономической деятельности, прежде всего, это – разрешение экономических споров между юридическими лицами при различных правонарушениях.

Его компетенцию регулирует Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Понятие арбитражного разбирательства и виды третейских судов

1. В условиях интернационализации хозяйственного оборота организации и фирмы различных государств в случаях возникновения споров стали часто обращаться к международным коммерческим арбитражным судам, а не к государственным судам страны ответчика. В подавляющем большинстве контрактов, заключаемых российскими юридическими лицами с фирмами других стран, предусматривается, что споры будут рассматриваться в порядке арбитража (в третейских судах). Под арбитражным разбирательством в международном частном праве понимается рассмотрение споров в третейских судах, избираемых или специально создаваемых сторонами внешнеэкономических контрактов для рассмотрения возникающих между ними споров. Из этого следует, что международный коммерческий арбитражный суд — это орган, предназначенный для разрешения споров с участием иностранных фирм и организаций. По своей юридической природе — это третейский суд, т.е. суд, избираемый или создаваемый самими сторонами и исключительно по их усмотрению. Применение в названии этих третейских судов термина «арбитраж» требует разъяснения.

Читайте также:  Размеры пособий с 1 февраля 2023 года: какие выплаты увеличились и на сколько?

Во-первых, и это особенно важно подчеркнуть, речь идет не о государственных арбитражных судах, образующих в соответствии с Конституцией РФ вместе с судами общей юрисдикции судебную систему РФ и призванных рассматривать споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (экономические споры). В России и в некоторых других государствах СНГ термином «арбитраж» обозначается суд как государственный орган. Именно поэтому во избежание смешения с другими арбитражными судами в отношении третейских (арбитражных) судов, специально предназначенных для рассмотрения споров с иностранными фирмами, обычно применяется понятие «международный коммерческий арбитраж» (или аналогичное понятие «международный торговый арбитраж»). Термин «международный коммерческий арбитраж» используется как для обозначения в целом этого специфического механизма рассмотрения споров, так и для обозначения конкретного органа, созданного для рассмотрения таких споров (например, такой орган при Торгово-промышленной палате РФ именуется «Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ»). Он может означать состав арбитров или единоличного арбитра, рассматривающих конкретный спор.

Арбитражное рассмотрение инвестиционных споров

1. В двусторонних международных договорах о поощрении и взаимной защите инвестиций, действующих для России, предусматриваются специальные положения о рассмотрении в арбитражном порядке так называемых инвестиционных споров, под которыми понимаются споры между инвесторами и государством, в котором сделаны инвестиции. В эту категорию входят споры, относящиеся к размеру и порядку выплаты компенсации в качестве возмещения за ущерб, причиненный инвестициям в результате какого-либо вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения или гражданских беспорядков (ст. 4 Соглашения с Великобританией, п. 5 ст. 4 Соглашения с ФРГ). Это споры, относящиеся к размеру и порядку выплаты компенсации в случае национализации, экспроприации или мер, имеющих аналогичные национализации или экспроприации последствия (ст. 5 Соглашения с Великобританией, п. п. 1 — 3 ст. 4 Соглашения с ФРГ, ст. 6 Соглашения со Швейцарией), а также касающиеся последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по переводу капиталовложений и доходов от них в страну постоянного места пребывания инвестора (ст. 6 Соглашения с Великобританией; ст. 5, пп. «а» п. 2 ст. 8 Соглашения со Швейцарией), иные споры (пп. «б» п. 2 ст. 8 Соглашения со Швейцарией).

В доктрине международного частного права все эти споры отнесены к категории инвестиционных споров, понимаемых в узком смысле. Если же иметь в виду не только споры с государством, принимающим частные инвестиции, но и споры между участниками предприятия с иностранными инвестициями или же такого предприятия с одним из участников, то тогда применяется понятие инвестиционного спора в широком смысле. Выше уже отмечалось, что в соответствии с Законом 1993 г. в международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться споры предприятий с иностранными инвестициями, созданных на территории России, между собой, споры между их участниками, а также их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

В отечественной литературе (С.И. Крупко) применялись и иные классификации инвестиционных споров, в частности классификация по критерию предмета спора. В соответствии с этой классификацией это споры, связанные с допуском инвестора и осуществлению инвестиционной деятельности, споры, возникающие с осуществлением этой деятельности, и споры, связанные с прекращением инвестиционной деятельности. Все эти споры при наличии определенных условий могут быть предметом рассмотрения арбитражных судов (международного коммерческого арбитража).

Рассмотрение споров в порядке арбитражного разбирательства между государством и иностранным инвестором может быть предусмотрено международным договором, как многосторонним, так и двусторонним. При наличии такого договора, как правило, для передачи спора на рассмотрение арбитража заключения арбитражного соглашения не требуется.

Основным многосторонним соглашением, предусматривающим арбитражное рассмотрение инвестиционных споров, является Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств. В Конвенции участвует 152 государства. Она вступила в силу из стран СНГ и Балтии — для Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Латвии, Туркменистана, Украины, Узбекистана. В число 15 государств, подписавших конвенцию, но еще не ратифицировавших ее, входят Киргизия, Молдавия и Россия.

Конвенция относит к инвестиционным споры, вытекающие из отношений между иностранным частным лицом и государством-реципиентом по поводу инвестиций частного лица. В соответствии с положениями Конвенции споры подлежат рассмотрению в специальном органе — Международном центре по разрешению инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития. Тем самым был введен универсальный механизм арбитражного рассмотрения таких споров. Предусмотрен единый контроль за рассмотрением споров, что призвано способствовать единообразию практики. Имеющаяся практика рассмотрения дел в Центре показала (было рассмотрено более 50 дел), что наиболее типичными являются споры, связанные с возмещением убытков, вызванных односторонним изменением соглашений, ненадлежащим исполнением обязательств, выплатой компенсации, связанной с национализацией или экспроприацией.

Читайте также:  О регистрации и налоге на садово-дачные постройки (2022)

Основные положения Конвенции касаются определения юрисдикции Центра, соотношения национальной и международной процедуры рассмотрения спора, введения примирительной процедуры, определения права, подлежащего применению; изменения и отмены решения арбитража, признания и исполнения решений арбитража.

Третейский суд что это?

Не удивительно, что для многих сочетание «третейский суд» попросту не знакомо. Этому не уделяют внимание в институтах и университетах, а сами представители бизнеса по старинке продолжают осаждать здания арбитражных судов и проводят в этих судах от полугода и более для получения решения. Основная проблема – недостаток информации как о самих судах так и о том как и где проходят такие процессы. Поэтому вопрос: третейский суд что это? Еще какое-то время будет достаточно актуальным.

Стоит один раз предпринимателю или его юристу провести процесс в Первом Арбитражном третейском Суде как мгновенно во всех договорах появляется третейская оговорка суда. Причина проста: третейский суд это суд для бизнеса. Нам знакома фраза: сделано для людей. В нашем случае будет правильно сказать: сделано для бизнеса. Хотя, для людей тоже. Ведь обычные гражданские споры физических лиц третейский суд также рассматривает.

Третейский суд это суд коммерческий или коммерческий арбитраж. Так его называют по той причине, что при рассмотрении дела платится не государственная пошлина, а третейский сбор.

При этом, третейский суд обладает такими же полномочиями и решения третейского суда приравниваются к решениям государственных судов. Данные решения также обязательны к исполнению. По ним также выдаются исполнительные листы и производится взыскание или арест имущества должника.

Третейский суд удобен тем, что рассматривает дела по месту нахождения самого суда. Если у компании-поставщика находящейся в Москве есть должник в Самаре то дело будет рассматриваться в Москве. Очевидные преимущества по месту рассмотрения получают компании, обслуживающие частных лиц. К ним, в первую очередь, относятся и ломбарды и банки и агентства недвижимости.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” такие суды бывают двух видов:

  • временные – для рассмотрения конкретного спора;
  • постоянные – при биржах, торгово-промышленных палатах и др. организациях.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях – юридических лицах.

Законодательством Российской Федерации запрещается создавать постоянно действующие третейские суды при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Допускаются только третейские суды, имеющие статус НКО.

По состоянию на 05.06.2014 в Российской Федерации создано 385 третейских судов в 73 субъектах федерации. Наиболее крупными третейскими судами в России являются арбитражи, созданные при Торгово-промышленной палате. При ТПП РФ действуют ведущие в России и известные в мире третейские суды (арбитражные институты):

  • Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС);
  • Морская арбитражная комиссия (МАК);
  • Третейский суд для разрешения экономических споров;
  • Спортивный арбитраж;
  • Коллегия посредников по проведению примирительных процедур.

Арбитраж (третейские суды) и третейское разбирательство

Применительно к области третейского разбирательства важно понимание терминологии, которой оперируют российские правоведы. Используемые термины «арбитраж» и «третейский суд» являются синонимами, если речь идет о частном юрисдикционном образовании, рассматривающем переданный на его разрешение гражданско-правовой спор. Изредка можно встретить в качестве синонима указанных понятий использование терминов «трибунал» или просто «суд».

Однако в силу ряда исторических особенностей развития отечественной юрисдикционной системы термин «арбитраж» в российской правовой терминологии приобрел еще одно значение, которое в какой-то степени заслонило его первоначальное значение. Речь идет о том, ч то термином «арбитражный суд» обозначаются государственные суды, рассматривающие экономические споры с участием предпринимателей.

При этом сохраняется и второе значение этого термина, подразумевающее, что арбитражным судом является негосударственный юрисдикционный орган, образованный соглашением частных лиц для разрешения гражданско-правового спора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *