Как приватизировать служебную квартиру судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как приватизировать служебную квартиру судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Процедура приватизации служебного жилья имеет свои особенности и нюансы, которые необходимо учесть. Если вы являетесь сотрудником ведомственной организации и проживаете в служебной квартире, возникает вопрос о возможности оформления права собственности на это жилье. Что стоит знать о процедуре приватизации и какие правила следует соблюдать?

Изменения в правовом регулировании приватизации

В 2023 году вступают в силу новые законы, касающиеся приватизации служебной квартиры. Эти изменения в правовом регулировании влияют на процесс приватизации и права жильцов.

  • Упрощение процедуры приватизации: Новые законы предусматривают упрощенный порядок приватизации для служебных квартир. Теперь жильцам будет легче оформить право собственности на жилье и стать его полноценными владельцами.
  • Расширение права на проживание: Новые законы также расширяют право на проживание в служебной квартире. Теперь, после приватизации, жильцы имеют право проживать в своей квартире без ограничений и без необходимости получать разрешение от работодателя.
  • Изменения в учете стоимости квартиры: Стоимость приватизируемой квартиры будет определяться по новым правилам. Кроме того, жильцы получают право на выплату компенсации, если стоимость их квартиры окажется ниже рыночной.

В целом, изменения в правовом регулировании приватизации служебной квартиры в 2023 году направлены на облегчение процесса приватизации и усиление прав жильцов. Они предоставляют больше свободы и уверенности в праве на жилище.

Преимущества изменений в правовом регулировании приватизации
Преимущество Описание
Упрощение процедуры приватизации Меньше бюрократии и формальностей при оформлении права собственности на квартиру.
Расширение права на проживание Жильцы имеют право проживать в своей квартире без ограничений и разрешений.
Изменения в учете стоимости квартиры Новые правила определения стоимости квартиры и возможность компенсации, если стоимость окажется ниже рыночной.

Положения о судебном пути при приватизации ведомственного жилья

Приватизация ведомственного жилья предоставляет гражданам возможность приватизировать квартиры, которые им предоставлены на служебное пользование. Но что делать, если администрация отказывает в передаче права собственности на жилье? Кто имеет право обратиться в суд и как происходит судебный путь в случае отказа?

Особенности процедуры приватизации ведомственного жилья включают в себя возможное отсутствие права на приватизацию. Необходимость приватизации ведомственного жилья возникает в случаях, когда граждане проживают в служебных помещениях в течение определенных сроков и соблюдают условия, указанные в законе. Однако администрация может отказать в передаче права собственности, вызвав необходимость обращения в суд.

В случае отказа администрации в передаче жилья в собственность, гражданину стоит обратиться в суд с заявлением о приватизации служебного жилья. Процедура обращения в суд включает в себя составление и подачу искового заявления, на основании которого суд принимает решение о возможности приватизации ведомственного жилья.

Основные нюансы судебного пути при приватизации ведомственного жилья заключаются в необходимости доказать право на приватизацию, привести доказательства соблюдения условий приватизации и определить правомерность отказа администрации. Для этого гражданину стоит предоставить все необходимые документы, подтверждающие его право на приватизацию и соблюдение требований закона.

Таким образом, положения о судебном пути при приватизации ведомственного жилья предусматривают возможность обратиться в суд с иском о приватизации служебного жилья в случае отказа администрации. Однако прежде чем обратиться в суд, необходимо ознакомиться с условиями приватизации, обратиться к специалистам и предоставить все необходимые документы для доказательства своего права на приватизацию.

Как повысить шансы на выигрыш в суде

Основной совет — тщательно подготовьте доказательную базу. То есть документы, которые подтверждают ваше право требовать приватизации того служебного помещения, в котором вы жили и живете до сих пор.

Итак, вам потребуется представить суду:

1) документы, которые подтверждают законность вашего проживания в служебном помещении.

Чаще всего это договор найма служебного жилого помещения, а также решение вашего работодателя о предоставлении вам квартиры в связи с трудовыми отношениями. Например, решение жилищной комиссии научно-исследовательского института или распоряжение префекта административного округа г. Москвы.

Если у вас нет договора найма, или вы заключили его позже, чем вселились в квартиру, принесите в суд ордер на вселение.

2) документы, которые подтверждают вашу постоянную регистрацию в служебном помещении.

Прежде всего — это копия вашего паспорта с отметкой о регистрации. А также данные из паспортного стола, открытый вам финансовый лицевой счет, выписки из домовой книги, справка о проверке жилищных условий или справка о фактическом проживании и другие жилищные документы.

3) документы, которые подтверждают, что служебное помещение исключено из специализированного жилищного фонда и фактически утратило статус служебного.

Это любые документы, которые подтверждают, что в отношении вашей квартиры или жилого дома выполняются условия, о которым мы рассказали выше. Так, можете принести в суд решение уполномоченного органа (например, Департамента городского имущества г. Москвы) об исключении вашей квартиры из специализированного жилищного фонда. А также выписку из ЕГРН, согласно которой в реестре нет сведений об отнесении жилого помещения к служебным.

4) справки, уведомления из Управления Росреестра по Москве и Департамента городского имущества г. Москвы, выписки из ЕГРН и другие документы. Они должны однозначно подтверждать: вы не имеете в собственности другого жилого помещения, и раньше никакое не приватизировали.

5) документы, которые подтверждают, что кроме вас, на помещение не претендуют другие граждане.

Тут речь идет как о посторонних, так и о членах вашей семьи — если таковые имеются и живут вместе с вами. Например, можете заручиться их согласием на то, что спорную квартиру или жилой дом приватизируете вы, а они от приватизации отказываются. Такое согласие заверьте у нотариуса.

Кто имеет право на приватизацию служебного жилья?

Вопрос о приватизации служебного жилья является актуальным для множества людей, занимающих государственные должности или работающих в ведомственных организациях. Чтобы понять, кому и когда разрешено приватизировать служебную квартиру или помещение, необходимо обратиться к законодательству.

Согласно Закону о приватизации жилья, приватизировать служебное жилье или помещения можно:

  • Служащим в ведомственных организациях;
  • Гражданам, работающим на государственных должностях;
  • Лицам, занимающим определенные должности в образовательных или медицинских учреждениях;
  • Другим категориям работников, установленным законодательством.

Однако, право на приватизацию служебного жилья не предоставляется всем перечисленным категориям. Приватизация возможна только в определенных случаях и при соблюдении определенной процедуры.

Для того чтобы иметь право на приватизацию служебного жилья, необходимо соблюдение следующих условий:

  • Работник должен занимать служебную квартиру в течение определенного времени, установленного законодательством;
  • Необходимо заключить договор найма на право пользования служебным жильем.

Причины приватизации служебного жилья могут быть разнообразными. Это может быть необходимость оформления собственности на проживаемое жилье, желание изменить место жительства, возможность получить дополнительный доход в случае продажи или аренды квартиры, а также другие личные факторы.

Читайте также:  Мировое соглашение по алиментам

Важно отметить, что в 2023 году вступает в силу новый порядок приватизации служебного жилья, который устанавливает более жесткие требования к приватизации. Поэтому, перед принятием решения о приватизации служебного жилья, необходимо ознакомиться с новыми правилами и порядком приватизации.

Как приватизировать служебную квартиру?

Приватизация служебного жилья – это процедура оформления права собственности на квартиру или другое жилое помещение, которое имеет лицо по служебному найму. В частности, речь идет о жилфонде Крыма и Севастополя, о федеральных и областных жилфондах в России.

Кто имеет право приватизировать служебную квартиру? Приватизировать жилплощадь по служебному найму могут как граждане РФ, так и иностранцы, имеющие временное или постоянное место жительства на территории России.

Приватизация служебного жилья осуществляется строго в соответствии с законом и определенным порядком. Чтобы приватизировать квартиру, необходимо соблюдать следующие условия и пройти определенные этапы:

  1. Ознакомиться с законодательством о приватизации жилья и условиями приватизации в данном регионе.
  2. Составить заявление на приватизацию и подать его в управление жилфонда.
  3. Предоставить все необходимые документы, подтверждающие право на приватизацию (паспорт, договор найма, свидетельство о рождении или браке, документы на квартиру и т.д.).
  4. Дождаться решения жилфонда о возможности приватизации и подписание договора на приватизацию.
  5. Внести оплату за приватизацию и подписать приватизационный договор.
  6. Пройти регистрацию собственности в органах Росреестра.

Важно учитывать, что порядок приватизации служебной квартиры может незначительно различаться в зависимости от региона и ведомственной принадлежности жилья.

Для тех, кто интересуется причинами приватизации служебного жилья, можно отметить несколько основных факторов:

  • Получение права собственности на жилое помещение и установление стабильности в жилищных отношениях;
  • Возможность распоряжаться квартирой по своему усмотрению – сдавать ее в аренду, продавать или передавать по наследству;
  • Получение возможности улучшить жилищные условия, например, расширить жилую площадь или переехать в другой район;
  • Избежание возможных проблем, связанных с жилищным фондом, например, смена работодателя, переезд в другой город или отрицательные изменения в жилфонде.

Если вам интересно, можно ли приватизировать служебную квартиру в вашем регионе, лучше обратиться в управление жилья или юридическую консультацию. Там вам подробно расскажут о возможностях и условиях приватизации служебного жилья, а также проведут нужные процедуры и проверят документы с учетом вашей ситуации.

Однако, прежде чем приступать к приватизации, важно быть внимательным и внимательно ознакомиться с законодательством и правилами приватизации в вашем регионе, чтобы не нарушить закон и избежать возможных проблем в будущем.

Договор найма служебного помещения

Договор найма служебного помещения имеет большое значение в контексте приватизации служебной квартиры. Вопросы чье и какое право на приватизацию служебных помещений являются спорными и часто подлежат рассмотрению судом.

Согласно законодательству, служебное помещение предоставляется на основании договора найма. По истечении срока найма, а также в других случаях, предусмотренных законом, может возникнуть необходимость в новом договоре найма служебного помещения.

Для заключения договора найма служебного помещения необходимо обратиться к ведомственному или муниципальному органу, имеющему право на выделение служебного жилья. Причиной для обращения обычно служат основания, предусмотренные законом: официальное служебное положение, необходимость проживания вблизи места работы и т.д.

Для подготовки договора найма служебного помещения необходимо ознакомиться с правилами и процедурами ведомственного органа или муниципалитета, а также с тем, какие документы и сроки приватизации служебного жилья предусмотрены законодательством. Также рекомендуется ознакомиться с судебной практикой по вопросам приватизации служебных квартир и основаниям для прекращения или изменения договора найма.

Договор найма служебного помещения должен содержать информацию о сторонах, предмете договора, сроке найма, обязанностях сторон и размере арендной платы. Также важно учесть, что договор может содержать условия о возможности приватизации служебного помещения в будущем.

В общем случае, договор найма служебного помещения предусматривает, что наниматель имеет право на проживание в служебной квартире на определенный срок, с возможностью продления срока найма или приватизации помещения в соответствии с законодательством.

Судебная практика в вопросах приватизации служебных помещений неоднозначна. В некоторых случаях судом может быть признано право нанимателя на приватизацию служебного жилья, в то время как в других случаях суд может принять решение в пользу ведомственного органа или муниципалитета.

Таким образом, договор найма служебного помещения играет важную роль в процессе приватизации служебных квартир. Каждый случай судебной практики является уникальным, поэтому важно обращаться к опыту и судебной практике для решения спорных вопросов о приватизации служебных помещений.

Законодательные ограничения на сделки со служебным жильем

В ч. 3 ст. 92 ЖК прямо указано, что служебные квартиры нельзя:

  1. сдавать в аренду;
  2. передавать внаем;
  3. отчуждать любым образом – то есть продавать, менять, дарить и др.

К сожалению, и на приватизацию данного вида недвижимости установлен законодательный запрет – в ст. 4 Закона России № 1541-1 от 4 июля 1991 “О приватизации…” (далее – Закон) прямо сказано, что приватизировать служебные помещения нельзя. Исключение – если такая квартира находится в собственности у:

  • совхоза;
  • другого предприятия, осуществляющего деятельность в сельскохозяйственной сфере;
  • иных учреждений, приравненных к сельскохозяйственным.

Исключение из общего правила № 1

Тем не менее, в аб. 2 ст. 4 Закона сказано, что в исключительном порядке приватизация служебной жилплощади все же возможна.

Для этого собственнику помещения или лицу, которому оно передано в хоз. ведение или оперативное управление, нужно принять соответствующий нормативный акт, в котором прописать – при соблюдении каких условий передача ведомственного жилья все же может быть осуществлена.

Однако, следуя вышеуказанной норме, владелец ведомственного помещения должен исходить из принципов разумности и справедливости – другими словами, не “раздавать квартиры всем подряд”.

Например, в локальном акте ведомства может быть предусмотрено, что приватизация осуществляется при наличии определенного количества членов семьи нанимателя или только для определенных социально-незащищенных категорий.

Расслужебить жилье военнослужащему: законодательство

Законодательство РФ предусматривает обеспечение жильём всех лиц, исполняющих воинскую службу. Согласно ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», им гарантировано решение жилищного вопроса через выделение денежных средств на покупку/строительство жилого объекта или через предоставление жилых помещений во временное пользование за счёт средств федерального бюджета.

Более того, данный закон допускает возможность расслужебить квартиры военнослужащим при соблюдении следующих условий:

  • граждане должны быть признаны нуждающимися в жилье на основаниях, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ;
  • общий срок военной службы должен составлять 20 лет и более;
  • при увольнении по состоянию здоровья или по достижении предельного возраста пребывания на службе, минимальная продолжительность исполнения обязанностей – 10 лет.

В перечисленных случаях власти предоставляют военным жильё. Оно передаётся в собственность бесплатно или через договор социального найма.

Более того, Постановление Правительства РФ № 451 наделяет военнослужащих ещё одним специальным правом – на получение жилья при увольнении во внеочередном порядке.

Таким образом, приватизация служебного жилья, находящегося во временном пользовании у военнослужащих, возможна. Однако оформляемый в собственность объект должен соответствовать определённым требованиям:

  • жилая площадь отвечает нормам, установленным ст. 15.1 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • объект не располагается на территории ЗАТО;
  • в Минобороны РФ отсутствуют жилые помещения, которые могут быть переданы военному и его семье в порядке очерёдности в рамках обеспечения жильём нуждающихся лиц.

Если все озвученные условия выполнены, то можно переходить непосредственно к процессу приватизации. Для начала потребуется изменить статус помещения, переведя его из специализированного служебного объекта в муниципальную собственность.

Для этого нужно:

  • Обратиться к собственнику помещения с требованием поменять статус объекта.
Читайте также:  Новости подведомственных учреждений

В данном случае речь идёт о Министерстве обороны. Обращаться можно к командиру воинской части, составив рапорт. Специально утверждённой формы рапорта нет. В тексте чётко излагают свои требования, подкрепляя их ссылками на законодательство и прикладывая подтверждающие документы. При отказе Минобороны конфликт урегулируют через суд. Там можно обжаловать решение ведомства. На обжалование истцу выделяется 3 месяца.

  • Приватизировать объект.

После того как жильё получило муниципальный статус и был заключён договор о социальном найме с муниципалитетом, можно приступать к приватизации квартиры.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

  1. Заказчик имеет право:
    1. Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
    2. Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
    3. Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
  2. Заказчик обязан:
    1. Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
    2. Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
    3. Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
    4. Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
  3. Исполнитель имеет право:
    1. Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
    2. Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
      • неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
      • если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
    3. Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
    4. В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
    5. При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
  4. Исполнитель обязан:
    1. Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
    2. Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
    3. Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
    4. В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
    5. Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
  5. Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.

СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ

  1. Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
  2. Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
    1. до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
    2. до момента расторжения Договора.
  3. Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.

ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ОБЩЕЖИТИЙ

Наряду со служебными жилыми помещениями в настоящее время значительное количество граждан проживает в общежитиях различного типа и вида. Для судебной практики также остро стоят проблемы рассмотрения споров о приватизации таких жилых помещений. Данное обстоятельство обусловливается тем, что в советский период достаточно большое количество жилых домов имело статус общежития, принадлежавшего государственным учреждениям и предприятиям. После начала процесса разгосударствления экономической системы многие дома, именуемые общежитиями, перешли в частные руки либо в муниципальную собственность, кроме того, зачастую общежития по факту перестали быть таковыми, хотя в правоустанавливающей документации все еще являлись специализированным жилым фондом.

По многим спорным вопросам были приняты решения судов высших инстанций, что позволило судебным органам на местах сформировать определенную правоприменительную практику.

Так же, как и в отношении служебных жилых помещений, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в статье 4 установлен запрет на приватизацию жилых помещений. При этом в отличие от служебных жилых помещений их собственникам либо владельцам на праве оперативного управления или хозяйственного ведения не предоставлено возможности принимать решения о приватизации каких-либо помещений в общежитии. На первый взгляд ситуация кажется достаточно простой: запрет на приватизацию общежитий установлен законодателем и, соответственно, не может быть оспорен без внесения соответствующих поправок в нормативно-правовые акты. Тем не менее в суды общей юрисдикции ежегодно поступают тысячи исковых заявлений о признании права на приватизацию комнат в общежитии, значительная часть которых удовлетворяется.

Рассмотрим наиболее распространенные категории дел, связанных с требованием признать право на приватизацию общежития.

Прежде всего следует указать на то, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма .

Фабула дела: бюджетное учреждение обратилось с иском о выселении К. и членов ее семьи. Иск был обоснован тем, что жилье предоставлялось на время трудовых отношений между К. и бюджетным учреждением, в настоящий момент трудовые отношения прекращены.

Кем рассматривалось дело:

  1. в первой инстанции Октябрьским районным судом г. Уфы, в удовлетворении требований бюджетного учреждения было отказано;
  2. в апелляционной инстанции Верховным судом Республики Башкортостан, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Итоговый судебный акт: Апелляционное определение от 19 июня 2017 г. по делу N 33-10891/2017.

Читайте также:  Два собственника продают квартиру нужен ли нотариус

Апелляционная инстанция при оставлении в силе решения суда первой инстанции руководствовалась следующим:

  1. К. поставлена в очередь как государственный служащий для получения единовременной выплаты для приобретения жилого помещения;
  2. у К. отсутствуют какие-либо жилые помещения в собственности;
  3. К. входит в круг лиц, которых в соответствии со ст. 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» выселить из служебного помещения нельзя;
  4. договор найма служебного жилого помещения не расторгнут, не был признан недействительным.

В данном судебном деле основную роль в положительном решении для нанимателя сыграл тот факт, что ее ситуация является исключением и выселить ее нельзя, также немаловажным моментом являлось то, что наниматель нуждалась в жилье как государственный служащий и стояла в очереди для получения единовременной выплаты.

Фабула дела: К. обратился с иском о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение к департаменту городского имущества города Москвы. В исковом заявлении было указано, что жилое помещение имело первоначально статус служебного, однако в дальнейшем выбыло из специализированного жилищного фонда и перешло в муниципальную собственность. В удовлетворении заявления истца о заключении договора социального найма департамент городского имущества отказал.

Кем рассматривалось дело:

  1. в первой инстанции: Кузьминский районный суд г. Москвы, исковые требования были удовлетворены;
  2. в апелляционной инстанции: Московский городской суд, решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба департамента городского имущества города Москвы осталась без удовлетворения.

Итоговый судебный акт: Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2018 N 33-46579/2018.

Апелляционная инстанция при оставлении в силе решения суда первой инстанции руководствовалась следующим:

  1. жилое помещение находится в муниципальном жилом фонде;
  2. жилые помещения, находящиеся в муниципальном жилом доме, должны предоставляться по договорам социального найма;
  3. переход служебного жилья в муниципальную собственность меняет статус служебного жилья, то есть после того, как жилье передано в муниципальную собственность, оно утрачивает статус служебного;
  4. так как жилье утратило статус служебного, к нему должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма;
  5. так как жилое помещение имеет правовой режим жилья, который устанавливается для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, это жилое помещение можно приватизировать;
  6. лица, проживающие в таком жилье, имеют право его приватизировать и оформить право собственности на жилое помещение;
  7. истец выразил волю на приватизацию жилого помещения.

Исходя из примера, описанного выше, в ситуациях, когда жилое помещение утратило статус служебного, можно предложить следующий алгоритм приватизации:

  1. для начала необходимо обратиться в соответствующий муниципальный орган власти с заявлением о заключении договора социального найма. Если муниципальный орган власти препятствовать не будет, то после заключения договора социального найма на жилое помещение его можно будет приватизировать без судебных разбирательств;
  2. если же орган муниципальной власти отказал в заключении договора социального найма, необходимо обращаться в суд;
  3. для суда необходимо будет собрать соответствующие доказательства (документы, подтверждающие, что жилье утратило статус служебного, первоначальный договор найма, которым оформлено право проживания истца и членов его семьи, документы, подтверждающие регистрацию в служебном жилье истца и членов его семьи, также необходимо будет предоставить и сам отказ органа муниципальной власти).

На сегодняшний день по таким делам сформирована устойчивая судебная практика, исковые заявления нанимателей жилых помещений, которые утратили статус служебного, как правило, суды удовлетворяют.

Исходя из вышеизложенного необходимо отметить следующее. Очень сложно составить какой-то единый алгоритм, по которому можно осуществить приватизацию служебных жилых помещений. Это вызвано тем, что для различных служащих государственных органов предусматриваются специальные нормативно-правовые акты, регулирующие их права на жилые помещения. Если выделить предельно общие элементы, которые присутствуют во всех ситуациях и могут быть использованы всеми, то можно дать следующие советы:

  1. наиболее простой способ приватизировать служебное жилое помещение — договориться с собственником жилищного фонда о приватизации. Закон это прямо предусматривает, но в данном случае дать разрешение на приватизацию — это право собственника фонда;
  2. если вы обращаетесь с иском о приватизации служебного жилья, помните, что по общему правилу его приватизировать нельзя, необходимо выяснить, является ли жилье вообще служебным, в каком фонде оно находится, на каких условиях заключался договор найма и т.д.;
  3. если приватизировать вы не имеете права и вас выселяют, проверьте исключения, возможно, как раз вас не имеют права выселять без предоставления иного жилья;
  4. попытайтесь перевести жилое помещение из собственности специализированного жилищного фонда в муниципальную собственность. Жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, утрачивают статус служебных, к ним применяется правовой режим жилья, который устанавливается для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Жилое помещение, выбывшее из специализированного жилищного фонда, можно приватизировать либо путем заключения договора социального найма, либо в судебном порядке;
  5. если вы являетесь государственным гражданским служащим, военным, работником правоохранительных органов, необходимо изучить специализированные нормативно-правовые акты, которые регулируют социальное обеспечение работников вашего органа, возможно, как раз в вашем случае есть возможность оформить жилое помещение на праве собственности либо как минимум сохранить право проживания в жилом помещении до предоставления иного жилого помещения.

В завершение хотелось бы сказать, что судебная практика очень неоднозначная по вопросам служебного жилья и выселения из него, в данной статье представлен обзор лишь некоторых нормативно-правовых актов, а также лишь некоторые примеры судебной практики.

Если у вас возникли сложности с приватизацией служебного жилья или вас из него выселяют, то лучше сразу обратиться за юридической помощью к специалисту, так как в случае, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении ваших исковых требований, сложно будет обжаловать такой отказ, если вообще возможно. Не стоит руководствоваться готовыми шаблонами и обрывочными сведениями из Интернета, каждая ситуация имеет свою специфику и требует индивидуального подхода, тем более по таким серьезным делам, как споры о жилых помещениях и правах на них.

Заявление на приватизацию

Процесс переоформления недвижимости начинается с обращения к работодателю. Форма ходатайства о передаче жилья не регламентирована законодательно. Заявление можно написать от руки или напечатать на компьютере.

В документе необходимо указать:

  • наименование организации-работодателя;
  • данные заявителя (фамилия, имя, отчество, контактную информацию);
  • сведения о членах семьи нанимателя, зарегистрированных в квартире;
  • дата и основания предоставления служебной жилплощади;
  • технические характеристики помещения (адрес, площадь, количество комнат);
  • просьбу о передаче недвижимости в порядке приватизации;
  • основания, позволяющие оформить собственность (локальные акты предприятия, ссылки на законодательство).

Перечень документов для приватизации

В список бумаг, которые требуется представить для оформления помещения в собственность, входит множество различных справок и выписок.

Обязательный комплект документации включает:

  • заявление;
  • согласие (или отказ) всех членов семьи на участие в приватизации;
  • постановление о переводе служебной жилплощади в муниципальный фонд;
  • соглашение о социальном найме;
  • справка о лицах, прописанных в квартире;
  • копии удостоверений личности жильцов (паспорт или свидетельство о рождении);
  • техпаспорт объекта, выполненный специалистами БТИ;
  • выписку из лицевого счета (для подтверждения своевременной оплаты коммунальных услуг).

Государство предоставляет каждому гражданину возможность однократного участия в приватизации (ст. 11 Закон № 1541-1). При обращении с заявлением о передаче жилья необходимо представить справку о том, что ранее право не использовалось.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *