Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Способ определения безопасной дистанции :частное мнение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определение интервала и дистанции приведено в правилах ДД (п. 9.10). Формулировка остается неизменной более четверти века, однако в ней нет четких обозначений. Информация сводится к тому, что водитель должен поддерживать такое расстояние спереди, сзади и по бокам, которое позволяет избежать столкновения с другими участниками дорожного движения (зависит от скорости, исправности ТС, состояния дорожного покрытия, времени года). В краткое определение невозможно втиснуть все цифровые обозначения и конкретные расстояния. Кроме того, необходимо учитывать тормозной путь. Он представляет собой метраж, пройденный ТС после нажатия на педаль до полной остановки. На этот показатель влияют десятки моментов, начиная от климатических условий, заканчивая электронными помощниками авто.
Безопасную дистанцию рассчитывать в метрах не очень удобно. Без электронных помощников сложно вычислить реальное расстояние. Человек «на глазок» может принять за 50 м дистанцию в 30-35 м. Отталкиваться от секунд проще и точнее. На дороге примечают ориентир с последующим отслеживанием проезда его автомобилем с добавлением 2 секунд. Если маячок при маневре оказался позади, увеличивают расстояние, впереди – уменьшают.
Именно 2 секунды берется потому, что человеку требуется приблизительно 0,8 сек. на осознание ситуации, 0,2 на выполнение действия, плюс 1 на заторможенную реакцию и усталость водителя. Подобная методика подходит для сухой дороги. На мокром асфальте – 3 сек., заснеженном покрытии – 6 сек. Ночью дистанция составляет рубеж светового пятна от головных фар.
На скорость реакции за рулем влияют следующие факторы:
- пол (мужчины чуть быстрее);
- возраст;
- погодные условия;
- прием медикаментов, спиртного, наркотических веществ;
- переутомление.
Штрафы за несоблюдение дистанции
За нарушение правил по соблюдению дистанции предусмотрены санкции. Стоит отметить, что большая часть штрафов выписывается после дорожно-транспортного происшествия. К ответственности сотрудники ГИБДД привлекают, руководствуясь ст. 12.12 КОАП о нарушении норм размещения транспортного средства на дороге. Максимальное наказание в этом случае составляет 1,5 тысяч рублей.
При отсутствии инцидента штрафы не выписываются, протокол оформляется только при возникновении аварийной ситуации. Если пытаются оштрафовать без факта ДТП, необходимо обжаловать решение в судебном порядке. Иногда санкции накладываются на водителя передней машины. Например, при экстренном торможении без каких-либо обоснований. Чтобы доказать, что человек остановился не для предупреждения столкновения, потребуются показания свидетелей, записи с камер либо видеорегистратора.
Отдельным пунктом следует отметить наказание за нарушение бокового интервала. К водителю, который резко, без включенного указателя поворота, перестраивается из одной в другую полосу, могут применяться штрафные санкции (ст. 12.15). Если меры приняты к тому, кто ехал по своей колее, решение подлежит обжалованию в суде. Повод – явное нарушение маневрирования (пункт 8.1 ПДД). В качестве доказательств используют запись регистратора или свидетельские показания.
В следующих случаях наказание за нарушение дистанции не применяется:
- один из участников процесса не перемещался (к примеру, припаркован);
- ТС не соблюли дистанцию, но это не привело к аварии;
- один из водителей двигался назад.
Здесь правило еще проще: чем больше — тем лучше. Фактически следует всегда держаться ровно в середине своей полосы (если нет колейности, глубоко утопленных люков и прочих препятствий).
Говорят, что безопасный боковой интервал на высокой скорости (при движении по загородной дороге) должен равняться примерно половине ширины машины. В городе он может быть меньше, но не стоит забывать о мотоциклистах, ездящих между рядами, и не только на узких эндуро, но и на круизерах — широченных и очень дорогих. При аварии вам вполне могут приписать несоблюдение бокового интервала. Если будете ехать ровно в середине своей полосы, оснований для этого не возникнет.
Последний совет — думать не только за себя, но и за других участников движения, пытаться предусматривать их дальнейшие действия, а также прислушиваться к интуиции. Если вам хочется увеличить дистанцию или боковой интервал — не нужно сопротивляться этому чувству. Безопасность не может быть лишней.
Учимся правильно соблюдать дистанцию на дороге
По ПДД дистанция между автомобилями не оговаривается точно. Указано лишь то, что правильной дистанцией является расстояние, которое позволит автомобилисту предотвратить ДТП. Давайте рассмотрим, несколько способов, как определить безопасную дистанцию самостоятельно для разных условий на дороге.
Как определить безопасную дистанцию в метрах Самое простой правило, по которому можно определить безопасную дистанцию между автомобилями в городе звучит так: безопасная дистанция в метрах = половине скорости в километрах. Например, при скорости 60 км/ч дистанция при движении автомобиля до впереди идущего транспорта должна быть 30 метров. При таких расчетах, если даже автомобиль резко затормозит, вы всегда успеете вовремя затормозить и избежать наезда. Важно! Важно знать! У каждого автомобилиста должно быть универсальное устройство для удаления царапин на автомобиле любой окраски.
Правила движения: дистанция между машинами по пдд в метрах
Принято считать, что на сухой дороге или на асфальте после дождя безопасная дистанция между автомобилями по ПДД должна составлять минимум 2 секунды. Если асфальт грязный и на нем много глины или пыли, то дистанция должна соответствовать 3 секундам. В случае если снег укатанный, то подойдет дистанция и в 3 секунды, однако опытные водители советуют новичкам выдерживать большую дистанцию.
Если на дорогах прошел снег с дождем и все осадки за ночь замерзли, то самой безопасной дистанцией будет расстояние минимум в 5 секунд. Также всем водителям стоит помнить, что при необходимости дистанцию между ТС нужно увеличивать и соблюдать осторожность. Особенно это важно в том случае, если шины на автомобиле не соответствуют сезону.
Советы от экспертов Безусловно, определить точное безопасное расстояние не поможет даже ПДД.
Опубликована статистика ДТП за январь — июнь 2020 года. На столкновение легковых автомобилей приходится 39% от общего числа аварий. В актах одной из причин часто указываются плохое состояние дороги и неправильный выбор дистанции между транспортными средствами (ТС). Обязательная дистанция между машинами по ПДД в метрах обозначена только на знаке 3.16 — ограничение минимальной дистанции. Устанавливают его совместно со знаками, обозначающими опасные подъемы и спуски, крутые повороты. На дорожных сооружениях его применяют, чтобы уменьшить нагрузку на проезжую часть.
Наказывая водителей за ДТП, инспектор в акте происшествия ссылается на статью 9. ПДД — «Расположение ТС на проезжей части».
Пункт 9.10 — водитель обязан обеспечить безопасную дистанцию, чтобы избежать столкновения (прямого и бокового) с другими ТС. Пункт 9.11 — водитель ТС, которое движется медленнее основного транспортного потока, должен предоставлять обгоняющим его ТС дистанцию (расстояние), необходимую для обгона и перестроения.
1.1. Ограничениескорости — одиниз наиболеераспространенных методов регулированиядорожного движения, который применяется дляповышения уровняего безопасностиво многихстранах мира (приложение1).
1.2. Ограничениескорости движенияможет бытьобщим илиместным.
1.3. Общееограничение вводитсяна всейдорожной сетистраны с учетомсостояния дорог, категории транспортныхсредств иклассификации водителей. Такое ограничениескорости вСССР быловведено Правиламидорожного движенияс 1 января 1976 г.
1.4. Местноеограничение скоростираспространяется наотдельные опасныеучастки дорог. Это участки, при въездена которые коэффициентбезопасности наиболеебыстроходных автомобилей (отношение скоростина данномучастке кскорости наподходах кнему) меньше 0,6, а такжеучастки синтенсивным движениемпешеходов и зоныремонтных работи т.п.
1.5. Величинуместного ограниченияскорости следуетвыбирать на уровне 85 %-ной обеспеченностипо кумулятивнойкривой фактическинаблюдаемых скоростейдвижения нарассматриваемом участкепо методике, приведеннойв приложении2.
1.6. Наподходах копасным участкамдорог знак 3.24 «Ограничение максимальнойскорости» целесообразноустанавливать совместнос предупреждающимзнаком, информирующимводителей опричинах вводимого ограничения. Например, накривой вплане знак 3.24 устанавливается сознаком 1.11.1 или 1.11.2 (рис. 1).
1.7. Установказнака ограниченияскорости, какправило, должнарассматриваться вкачестве временноймеры доустранения причин, вызвавших необходимостьтакого ограничения.
Рис. 1. Примеррасположенияпредупреждающего и запрещающего знаковнаполнойопоре
1.8. Знак 3.24 «Ограничение максимальнойскорости» следует устанавливатьс табличкой 7.5.4, указывающей времяего действия, если ограничениевводится наопределенные часы, например, ушкол, заводскихпроходных ит.п.
1.9. Минимальныйпредел ограниченияскорости надорогах не долженбыть ниже 40 км/ч, кроме случаев, когда ограничениевводится научастках соскользким покрытием (гололедица, снежныйнакат).
1.10. Еслимаксимально допустимаяскорость нижеустановленной Правилами дорожногодвижения, ограничениераспространяется на весьтранспортный поток.
Безопасную дистанцию рассчитывать в метрах не очень удобно. Без электронных помощников сложно вычислить реальное расстояние. Человек «на глазок» может принять за 50 м дистанцию в 30-35 м. Отталкиваться от секунд проще и точнее. На дороге примечают ориентир с последующим отслеживанием проезда его автомобилем с добавлением 2 секунд. Если маячок при маневре оказался позади, увеличивают расстояние, впереди – уменьшают.
Именно 2 секунды берется потому, что человеку требуется приблизительно 0,8 сек. на осознание ситуации, 0,2 на выполнение действия, плюс 1 на заторможенную реакцию и усталость водителя. Подобная методика подходит для сухой дороги. На мокром асфальте – 3 сек., заснеженном покрытии – 6 сек. Ночью дистанция составляет рубеж светового пятна от головных фар.
На скорость реакции за рулем влияют следующие факторы:
- пол (мужчины чуть быстрее);
- возраст;
- погодные условия;
- прием медикаментов, спиртного, наркотических веществ;
- переутомление.
Штраф за нарушение дистанции
Штраф был введён недавно и используется не очень активно. В основном его выписывают уже после аварии. Причина в столь редких штрафах в том, что камере трудно зафиксировать расстояние между машинами – для этого должны быть какие-либо ориентиры, что случается крайне редко.
Однако если водителем не был принят во внимание знак 3.16 (минимальное расстояние между автомобилями), то штраф вполне может воспоследовать. После волны увеличений денежных размеров наказания за нарушение ПДД, сегодня штраф составляет 1500 рублей.
Причём штраф может быть выписан и при несоблюдении боковой дистанции. Пример такого нарушения – попытка обгона на двухполосной дороге с двухсторонним движением в тех местах, где дорога слишком узкая и создаётся опасность столкновения.
Нарушение ПДД – всегда потенциальная угроза здоровью, имуществу и даже жизни. Казалось бы, какая мелочь – ехать чуть ближе к заднему бамперу другого автомобиля. Но мир полон случайностей, и такая маленькая деталь может привести к жертвам.
Водитель может резко затормозить, у вас не хватит реакции – и авария готова. Не стоит забывать, что в большинстве случаев виновным в таком ДТП будет признан владелец автомобиля, едущего позади. Поэтому вам решать, соблюдать нужное расстояние или нет – до первого аварийного случая.
Таблица: вырезки из правил ПДД
Пункт 9.10. | Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. |
Пункт 9.11. | Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м, должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне. |
Пункт 10.1. | При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять все возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства. |
Пункт 10.5. | Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. |
Таблица: вырезки из правил ПДД
Пункт 9.10. | Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. |
Пункт 9.11. | Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м, должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне. |
Пункт 10.1. | При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять все возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства. |
Пункт 10.5. | Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. |
Водители иногда превращаются в пешеходов.
Один из пунктов Правил, который нужно помнить абсолютно всем, — пункт 5 раздела 3:
«На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы выходят на проезжую часть дороги после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части дороги вне пешеходного перехода пешеходы не создают помех для движения транспортных средств и не выходят из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».
Конечно, это не отменяет обязанности водителя уступить дорогу пешеходу на переходе, как предписывает пункт 1 раздела 14: «Водитель транспортного средства уступает дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги его направления движения по нерегулируемому пешеходному переходу».
- Штраф за несоблюдение бокового интервала и дистанции может быть наложен только в том случае, если автолюбитель попал в дорожно-транспортное происшествие. Причём следует отметить тот факт, что ДТП должно было произойти со следующим условием: оба автомобиля двигались. В том случае, если одна машина была припаркована, наложить штраф никто не имеет права.
- Соблюдение дистанции — весьма важное положение, прописанное в ПДД. Не соблюдая положенную дистанцию, водитель не сможет иметь возможность избежать возникновения аварийной ситуации. Об этом следует помнить.
- Штраф за несоблюдение дистанции составляет 1500 рублей. Именно эту сумму придётся уплатить нарушителю.
Сколько придется заплатить в доход государству
Сумма штрафа за несоблюдение дистанции в 2021 году, может равняться 1500 рублям.
Именно эта сумма указана в КОАП 12.15 часть 1, а именно:
Любые нарушения в виде движения транспорта по обочине, несоблюдения дистанции между машинами. Также расположение транспорта на проезжей части, пересечение транспортной или пешеходной колонны и движение на встречном разъезде, может наказываться административной ответственностью в виде штрафа в размере 1 500 рублей.
Иногда конфликтные ситуации возникают при тонировании задних стоп-сигналов. Что кстати в последнее время распространено. Ситуация выглядит таким образом:
Движутся 2 автомобиля. Второй автомобилист врезается в первого, по той причине, что у первого задние стоп-сигналы скрыты под тонировкой. Из-за этого водитель автомобиля движущегося сзади, совершает наезд. Согласно КОАП, виновным в ДТП окажется второй водитель. Также не сможет освободить от выплаты штрафа шипованная резина.
Тем не менее, если получится доказать, что впереди идущий автомобилист не принял меры к замене шин, за несоблюдение дистанции штраф нередко в суде делится пополам.
Но это только в том случае, если на автомобиле не был выставлен знак «ШИПОВАННАЯ РЕЗИНА». В противном случае никаких послаблений не произойдет и штраф платить придется в любом случае и в полном объеме.
Что касается самого знака «ШИПЫ», его отсутствие как ни странное нарушением в принципе не является, но как показывает практика, его наличие способно выручить автовладельца и частично смягчить наказание, либо полностью помочь уйти от ответственности.
Средний тормозной путь легковой машины, которая едет по сухому ровному покрытию со скоростью 60 км/час, равен 15 м. Однако в городских условиях выдерживать эту дистанцию невозможно.
Плотный поток машин стартует сразу после зеленого сигнала светофора, при этом расстояние составляет меньше 2 метров. Каждый водитель рассчитывает, что идущая перед ним машина не затормозит. Чтобы не надеяться на случай, нужно знать безопасное расстояние до следующего автомобиля.
Безопасная дистанция и боковой интервал.
17 Декабря 2021 Соблюдение дистанции и бокового интервала – это одни из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Пункт 9.10 Правил дорожного движения гласит, что «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». Обе эти величины автомобилист должен определять самостоятельно.
Дистанция — не фиксированная величина для всех случаев. Она зависит от скорости движения, состояния асфальта и шин вашего автомобиля, погодных условий, в том числе от скорости реакции и самочувствия водителя.
Существуют приемы, помогающие быстро сориентироваться во время вождения.
Первый из них – деление скорости движения надвое. Иными словами, если скорость транспортного средства составляет 80 км/ч, то до машины, едущей впереди, должно оставаться не менее 40 м. Этот способ эффективен при перемещении по сухому дорожному покрытию и больше подходит для езды по трассе. Если же идет дождь или асфальт покрыт слоем льда, такие расчеты становятся неактуальными. В сложных метеоусловиях безопасная дистанция будет равна скорости движения транспортного средства.
Не каждый водитель может безошибочно определить расстояние «на глаз». Для тех, кому затруднительно интуитивно определять промежутки, существует так называемое правило двух секунд. Необходимо дождаться, пока машина, едущая впереди, поравняется с каким либо ориентиром (дорожным знаком и пр.). После этого нужно сосчитать до двух. Если ваш автомобиль за это время проехал заданную отметку, значит, скорость нужно сбросить. Среднестатистическому водителю требуется ровно 1 секунда, чтобы среагировать на опасность и нажать на педаль тормоза. Вторая секунда – запас для тех, чья реакция не отличается быстротой. Иногда временной интервал приходится увеличивать. Например, после снегопада и во время дождя опытные водители советуют выдерживать дистанцию в 4 секунды. При езде по гололеду безопасный промежуток возрастает до 5-6 секунд.
Все приведенные выше советы больше подходят для передвижения по загородным шоссе. Для городских же улиц существуют другие «хитрости». Автоэксперты не советуют отдаляться от машины впереди больше чем на 3 метра. Оптимальная же дистанция – 2/3 кузова транспортного средства. Разумеется, при этом крайне важно соблюдать скоростной режим, учитывать дорожные и метеорологические условия.
В ПДД не указано количество метров, которые водители обязаны соблюдать. Принято считать, что безопасная дистанция — это половина величины скорости автомобиля, который двигается в потоке машин с одинаковой скоростью.
Например, при движении 40 км/час дистанция должна составлять 20 м. На практике нет величины дистанции, раз и навсегда устанавливающей расстояние для определенной скорости и дорожных условий.
В ПДД существует понятие эффективного расстояния — это безопасная дистанция между машинами. Согласно ПДД, эффективное расстояние следует увеличить, если:
- автомобили едут по трассе с некачественным дорожным покрытием;
- за рулем машины находится новичок;
- дождь сменился снегом, на трассе появились препятствия и обзор стал хуже;
- водитель резко увеличивает скорость;
- водитель перестроился в конец автомобильной очереди, в которой больше 5 транспортных средств.
Дистанцию требуется увеличить еще сильнее, если водитель едет:
- по мокрому асфальтобетонному покрытию;
- по обледенелой дороге;
- по мокрой грунтовой дороге;
- по заснеженной дороге.