Косвенные налоги: перечень, уплата, декларация

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Косвенные налоги: перечень, уплата, декларация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Большинство товаров, экспортируемых из России, не облагается НДС по ставке 0%, но для пользования таким правом налогоплательщик в течение 180 дней должен предъявить в ФНС документы по вывозу товаров в соответствии с перечнями, определенными в п. 1 ст. 165 НК РФ.

При этом, входной НДС, относящийся к экспортированным товарам (работам, услугам) можно предъявить к вычету в периоде подтверждения экспорта. Особые преференции предоставлены экспортерам несырьевых товаров. Они вправе заявить вычет в периоде приобретения товара.

Перечень сырьевых товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.04.2018 № 466 и применяется с 01.07.2018. До этого момента следовала руководствоваться обобщенным перечнем в п. 10 ст. 165 НК РФ.

Если в течение 180 дней экспорт не будет подтвержден, с суммы экспорта необходимо заплатить НДС по ставке 20% (п. 9 ст. 165 НК РФ). При этом на сумму сформировавшейся недоимки будут начисляться пени. Если впоследствии документы все же удастся собрать, то уплаченный НДС можно будет принять к вычету в полном объеме (пени при этом не возвращаются).

Изучим теперь, как осуществлять уплату косвенного налога, представленного акцизом.

Импорт из стран таможенного союза

При ввозе товарных ценностей из стран таможенного союза (Казахстана и Белоруссии, а с 29.05.2014 Армении с Кыргызстаном) платить косвенные налоги должен покупатель импортных товаров в местную налоговую, где он стоит на учете. Данная обязанность имеется как у плательщиков рассматриваемых видов налогов, так и у лиц, освобожденных от этого в силу применения спецрежимов или положений ст.145 НК РФ.

Для вычисления добавочного налога следует применять одну из ставок, определенных 2-м и 3-м пунктами 164 ст. НК РФ. Также нужно учитывать положения из 17-го пункта Протокола, сопровождающего Договор о ЕАЭС в качестве 18-го приложения.

Считать НДС нужно в день принятия ценностей к учету от стоимости, подлежащей перечислению поставщику за приобретенные ценности согласно приложенной документации. Суммы из документов, обозначенные в иностранной валюте надлежит перевести в рубли по курсу ЦБ на день оприходования товаров.

Срок перечисления добавленного налога – до 20-того числа включительно месяца, идущего за месяцем оприходования ввозных товаров. Вместе с оплатой надлежит предоставить пакет документов, в составе которого:

  • Налоговая декларация;
  • Заявление об уплате косвенных налогов;
  • Выписка из банка в подтверждения оплату налогов;
  • Счета-фактуры;
  • Транспортная документация;
  • Договор, заключенный с поставщиком;
  • Иные документы из п.20 Приложения №18 к Договору о ЕАЭС.

Перечисленный добавленный налог плательщики могут направить к возмещению, все прочие лица обязаны его списать в расходы или включить в стоимость ввозных ценностей.

Документальным основанием для приемки к вычету выступает счет-фактура, платежная документация о перечислении налога, заявление, поэтому возместить такой НДС можно только после представления данной документации в налоговую.

Meждy пpямыми и кocвeнными нaлoгaми имeютcя cyщecтвeнныe paзличия.

Taк, пpямыe нaлoги пepeчиcляютcя в бюджeт тoлькo c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв и имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa. B чacтнocти, пpямым нaлoгoм oблaгaютcя:

  • движимoe и нeдвижимoe имyщecтвo;
  • зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, oтпycкныe и иныe дeнeжныe выплaты,
  • пpoизвoдимыe пo мecтy paбoты coтpyдникa;
  • цeнныe бyмaги;
  • пpибыль, пoлyчeннaя пpи oткpытии coбcтвeннoгo бизнeca.

Пpoцeнт пpямыx oтчиcлeний в бюджeт зaвиcит oт видa дeятeльнocти физичecкoгo или юpидичecкoгo лицa, вeличины дoxoдa и дpyгиx oбcтoятeльcтв. Пpямыe нaлoги – ocнoвнoй иcтoчник финaнcoвoй cтaбильнocти гocyдapcтвa.

В составе заявления 3 раздела и 1 приложение:

  • в раздел 1 сведения заносит покупатель или посредник (если по законодательству государства, на территорию которого ввозится товар, эти лица уплачивают косвенные налоги);
  • раздел 2 предназначен для проставления отметки о регистрации заявления в налоговом органе;
  • раздел 3 заполняется не всегда и не всеми — только в определенных случаях, перечисленных в п. 4 Правил заполнения заявления по косвенным налогам (приложение № 2 к Протоколу об обмене информацией от 11.12.2009);
  • приложение оформляется в том случае, если число участников поставки более трех.

Проверьте, правильно ли вы заполнили заявление по косвенным налогам с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Заполняйте разнообразные налоговые заявления с помощью материалов нашего сайта:

  • «Заявление о переходе на УСН в 2020-2021 годах (образец)»;.

Как распределяются экземпляры заявления?

От импортера потребуется (п. 1 Правил заполнения заявления — приложение № 2 к Протоколу об обмене информацией между налоговыми органами стран — участниц ЕАЭС от 11.12.2009):

  • 4 бумажных экземпляра заявления + заявление в электронном виде; или
  • подписанное ЭЦП электронное заявление.
Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

Для чего применяется ЭЦП, полученная в Федеральном казначействе, узнайте из публикации.

Распределение бумажных вариантов заявления:

  • 1 — забирают налоговики;
  • 1 — импортер оставляет у себя;
  • 2 — импортер отправляет своему контрагенту (для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС).

О способах представления контролерам разнообразных отчетов узнайте из материалов:

  • «Как проходит сдача отчетности СЗВ-М на бумажном носителе?»;
  • «Электронная отчетность через интернет — что лучше?».

Налоговая база косвенного налога

При рассмотрении общего случая налоговая база косвенного налога определяется на основе стоимости приобретенных товаров. Если речь идет о товарах, являющихся результатом выполнения работ по договору, стоимостью определяется цена сделки, подлежащей уплате одной из сторон поставщику за товар. При этом налоговую базу могут увеличить отдельные расходы (если иное не предусмотрено включением этих расходов в цену сделки), например такие как:

  • страховая сумма;
  • затраты на доставку товара;
  • стоимость упаковки, в том числе стоимость упаковочных материалов.

Важно! В налоговую базу по косвенным налогам включается сумма акцизов, которые подлежат выплате по подакцизным товарам.

При реализации или получении подакцизных товаров налоговая база определяется, как:

  • расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров;
  • объем реализованных подакцизных товаров в естественном виде;
  • комбинированная налоговая ставка, включающая ставку в процентах и твердом выражении.

Как правильно заполнить

Порядок, как заполнить декларацию об уплате косвенных налогов, аналогичен тому, что применяется в отношении других налоговых отчетов:

  • в документе заполняются только те разделы, которые напрямую касаются деятельности налогоплательщика, и по которым были осуществлены фактические операции;
  • во всех незаполненных полях ставятся прочерки;
  • фальсификация сведений запрещена;
  • исправления на бумаге, использование корректора, выход за границы ячеек, порча страниц скрепляющими инструментами не допускается;
  • декларация заверяется руководителем или иным ответственным лицом, которому доверено вести отчетность.

Форма состоит из титульного листа и трех разделов. Лицевую часть и первый раздел заполняют все налогоплательщики акцизов. Информация в остальных блоках проставляется по мере необходимости.

Переходный период

Некоторые вопросы взимания и уплаты косвенных налогов (НДС и акцизов) при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе в переходный период разъяснены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 293.

Если ΠΏΠΎ Ρ‚ΠΎΠ²Π°Ρ€Π°ΠΌ, Π²Π²ΠµΠ·ΠµΠ½Π½Ρ‹ΠΌ с Ρ‚ΠµΡ€Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ государств — участников ΠΆΠ°ΠΌΠΎΠ¶ΠµΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ союза, Ρ‚Π°ΠΌΠΎΠ¶ΠµΠ½Π½Ρ‹Πµ ΠΏΡ€ΠΎΡ†ΠµΠ΄ΡƒΡ€Ρ‹, Ρ€ΠµΠ¶ΠΈΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΎΠΏΠµΡ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π² соответствии с Ρ‚Π°ΠΌΠΎΠ¶ΠµΠ½Π½Ρ‹ΠΌ законодательством этих государств, Π½Πµ Π±Ρ‹Π»ΠΈ завершены ΠΏΠΎ состоянию Π½Π° 1 июля 2010 Π³., Π²Π·ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠµ косвенных Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΎΠ² ΠΏΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ Ρ‚ΠΎΠ²Π°Ρ€Π°ΠΌ осуществляется Ρ‚Π°ΠΌΠΎΠ¶ΠµΠ½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½Π°ΠΌΠΈ соответствующего государства — участника ΠΆΠ°ΠΌΠΎΠ¶ΠµΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ союза.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Правовую основу регулирования косвенного налогообложения во взаимной торговле в таможенном союзе составляют следующие документы:

  • Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г. (далее — Соглашение) [1];
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 г., (далее — Протокол) [2];
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.;
  • Протокол от 11 декабря 2009 г. о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г.
Читайте также:  Как оформить прописку через МФЦ быстро и просто: пошаговая инструкция

Перечисленные правовые акты предусматривают применение принципа взимания косвенных налогов по стране назначения в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах.

Взимание НДС при импорте товаров осуществляется налоговыми органами, что влечет за собой необходимость усиления администрирования косвенных налогов в условиях отсутствия таможенного оформления товаров, а именно контроль за обеспечением полноты поступления в бюджет НДС по импортируемым товарам.

Возмещение НДС производится налоговыми органами страны-экспортера на основании информации, полученной от налоговых органов страны-импортера без подтверждения таможенными органами факта осуществления экспорта.

Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Таможенные пошлины — разновидность косвенных налогов — стали первыми видами денежных платежей в казну государства. Английский экономист Уильям Пети отмечал следующие преимущества косвенных налогов перед другими налогами:

— налог взимается с того, кто оплачивает какие-либо товары или услуги, при этом налог никому не навязывается и его легко уплатить;

— исключается двойное налогообложение за один и тот же товар, поскольку его нельзя употребить дважды;

— сбор налогов дает информацию о благосостоянии государства и его граждан в конкретный момент времени.

Кроме того, широкое распространение косвенного налогообложения было обусловлено его фискальными выгодами. Налог уплачивается незаметно для потребителя, так как включается в цену приобретаемого товара. Подчас покупатель, совершая покупку, даже не подозревает о том, что он становится плательщиком налога.

Акцизы являются дополнительным налогом, взимаемым при реализации товаров, отличающихся повышенным спросом и высокой рентабельностью.

Акцизы относятся к косвенным налогам, т. е. сумма акциза включается в цену проданных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Это означает, что начисление акцизов увеличивает себестоимость продаж.

Основными отличиями акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения — потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых — безъэквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких налогов на потребление с широкой базой обложения, как НДС или налог с продаж, то второе — от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами (гербовые сборы, сборы за пересечение границы и т.д.)

Читайте также:  Как оформить землю общего пользования в СНТ в собственность садовода

Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы — на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная. Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами, и способа коррекции негативных экстерналий. Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане.

Некоторые вопросы взимания и уплаты косвенных налогов (НДС и акцизов) при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе в переходный период разъяснены решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 293.

Если по товарам, ввезенным с территории государств — участников Таможенного союза, таможенные процедуры, режимы и операции в соответствии с таможенным законодательством этих государств не были завершены по состоянию на 1 июля 2010 года, взимание косвенных налогов по таким товарам осуществляется таможенными органами соответствующего государства — участника Таможенного союза.

Другая ситуация — товары отгружены после 1 июля 2010 года, однако их предварительное декларирование таможенному органу государства-импортера было произведено до этой даты. Кроме того, до 1 июля 2010 года декларант уплатил косвенные налоги по данным товарам. Чтобы подтвердить обоснованность применения ставки НДС 0% и (или) освобождения от уплаты акцизов, экспортер таких товаров должен включить в пакет документов, представляемых в налоговый орган, копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов он представлять не обязан.

НДС при торговых операциях внутри России: порядок и сроки уплаты

ИП и юрлица на ОСН платят НДС до 25-го числа каждого из 3 месяцев, идущих за отчетным кварталом, в котором на территории России были произведены торговые операции, облагаемые данным налогом (то есть реализация товаров, облагаемых НДС). При этом в каждом из 3 месяцев за отчетным кварталом в бюджет перечисляется 1/3 от исчисленного НДС за квартал (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Например, если за 1 квартал 2020 года фирма исчислила НДС в сумме 150 000 руб., то она должна уплатить:

  • до 27.04.2020 — 50 000 руб.;
  • 25.05.2020 — 50 000 руб.;
  • 25.06.2020 — 50 000 руб.

О том, как заполнить и сдать декларацию по НДС читайте в нашем материале.

ИП и юрлица на спецрежимах платят НДС, только если по своей инициативе сформируют для российского контрагента счет-фактуру с выделенным налогом либо универсальный передаточный документ с признаком 1. Уплата налога осуществляется в срок до 25-го числа месяца, идущего за кварталом, в котором был выдан счет-фактура. При этом исчисленный НДС уплачивается в бюджет в полной сумме, которая не делится на 3.

Рассмотрим теперь порядок уплаты косвенного налога, представленного НДС, при импорте товаров, работ и услуг в Россию.

Основные положения по уплате таможенного НДС при импорте товаров остались прежними по сравнению с положениями Соглашения между Россией и Белоруссией от 15 сентября 2004 г., за исключением следующих моментов:

— введены новые правила определения налоговой базы;

— комплект документов, представляемых в налоговый орган, дополнен информационным сообщением;

— отсутствуют положения об особенностях уплаты обязательных платежей при транзите товара и освобождении от уплаты НДС при ввозе товаров для переработки с целью последующего вывоза продуктов переработки за пределы Таможенного союза.

Общим принципом обложения НДС является исчисление и уплата налога покупателем в бюджет государства, на территорию которого товары были импортированы.

Важно помнить, что если товары приобретаются на основании договора между резидентом государства — члена Таможенного союза и организацией, не имеющей отношения к тройственному союзу, но при этом товары импортируются с территории России, Беларуси или Казахстана, косвенные налоги уплачиваются тем участником сделки, на чью территорию импортированы товары.

В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров. Исчисленный НДС уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров либо за месяцем, когда должен пройти платеж, предусмотренный договором.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *