Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.

Для предпринимателей на УСН:

  • Количество работников — не более 100.
  • Совокупный годовой доход — не более 150 миллионов рублей.

Для индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему:

  • Количество работников — не более 15.
  • Совокупный годовой доход — не более 60 миллионов рублей.
  • Пункт отправления или назначения груза должен находиться на территории того субъекта РФ, в котором выдан патент. Если оба пункта находятся на территории другого субъекта РФ, требуется приобретение патента на работу в этом субъекте.

Разумный подход к поставкам

В 2022 году заказчики зачастую руководствовались принципом: главное – привезите. При этом стоимость доставки практически не имела значения. Задача стояла просто: доставить груз, который застрял, например, в порту Роттердама, или если его не получалось выкупить у поставщика напрямую. В результате, по разным оценкам, несмотря на просевший курс рубля, импорт в России подорожал в среднем на 30%. Эта надбавка – результат в том числе не всегда эффективных логистических решений.

В 2023 году рынок в целом насыщен, пришла пора более взвешенно и разумно подходить к планированию своих поставок в новых реалиях, которые уже более-менее понятны: нужно тщательнее отбирать логистических партнеров, сравнивать и выбирать по рынку наиболее эффективные решения и маршруты.

Поиск помещения и закупка оборудования

Затраты на открытие офиса транспортной компании, занимающейся международными перевозками довольно небольшие. В отличие от транспортной компании, занимающейся сборными грузами, в наличии склада необходимости нет.

Поэтому необходимо просто найти небольшое, но удобное помещение с возможностью доступа в интернет и подключения телефонии. Последнее особо важно, поскольку предстоит делать много звонков за пределы России – рекомендуем тщательно выбрать провайдера и определиться с тарифами на связь, чтобы в дальнейшем не тратить большие суммы на переговоры.

На текущий момент арендовать офис в городе-миллионнике для размещения 3-5 человек можно не дороже 20 000 рублей в месяц.

Для открытия транспортной компаний, оказывающей услуги по международным перевозкам, вам понадобится небольшая, но профессиональная команда. Про бухгалтера мы уже говорили – необходим сотрудник именно с опытом работы в ВЭД, однако не обязательно брать его на постоянную работу. Услуги ведения бухгалтерии можно передать на аутсорс и стоить они будут от 5 до 10 тысяч рублей в месяц.

Даже если у вас есть определенные наработки по клиентской базе, менеджер по продажам в любом случае будет необходим для дальнейшего развития компании. Лучше не скупиться на заработную плату такому сотруднику и брать состоявшегося профессионала в сфере международных перевозок. Обучение и ввод в курс дела новичка может затянуться на довольно долгий период времени. Стандартные условия для регионального города-миллионника: оклад порядка 50 000 рублей плюс хороший процент от новых сделок.

Аналогичные рекомендации касаются подбора логиста – лучше брать человека с опытом в данной сфере, поскольку наработка перевозчиков с нуля займет не один месяц и будет сопряжена с определенными рисками. Идеальный кандидат – из крупной западной компании, располагающий своими проверенными подрядчиками в указанных регионах. ФОТ логиста аналогичен менеджеру – окладная часть в размере пятидесяти тысяч рублей и бонусная составляющая, зависящая от количества закрытых заявок на перевозку.

Преимущества сотрудничества компаний с самозанятыми

Сотрудничество с гражданами, оформившими себя как самозанятые, уплачивающие налог на профдоход, безусловно, несет в себе ряд преимуществ.

Основное преимущество состоит в том, что у компании-заказчика отсутствует необходимость удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы на вознаграждения данным лицам. Самозанятые сами платят налог со своего дохода. И это не НДФЛ, а налог на профессиональный доход (НПД), ставка которого, кстати говоря, ниже ставки НДФЛ, что дает преимущества и для самого гражданина. А от уплаты страховых взносов самозанятые и вовсе освобождены. Соответственно, раз компания, выплачивающая доход самозанятому гражданину, не должна платить за него налог и страховые взносы, то, соответственно, она не обязана и заполнять по нему отчетность.

Читайте также:  none

Именно поэтому некоторые организации даже выдвигают условие потенциальным внештатникам и предлагают зарегистрироваться им в качестве самозанятых.

Отмена обязанности ведения журнала регистрации путевых листов

Вплоть до 1 марта 2023 г. собственники (владельцы) транспортных средств обязаны были регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 № 368).

Журнал можно было вести на бумажном носителе или в электронной форме.

Новый НПА об обязанности ведения такого регистра не упоминает, следовательно, отказаться от него или продолжать заполнять — решать самой организации или ИП.

Если журнал больше не ведется, не торопитесь от него избавляться: срок хранения журналов, баз данных учета путевых листов — 5 лет (п. 554 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).

Специфическая первичка

Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.


Иные обязательные документы по грузоперевозкам

В дополнение к путевому листу водитель должен иметь:

  • Водительское удостоверение.
  • Паспорт транспортного средства.
  • Страховой полис об обязательной автогражданской и другой добровольной ответственности.
  • Договор о трудоустройстве к ИП в качестве водителя-экспедитора. Допускается предъявление копии договора. При отсутствии договора необходимо иметь доверенность на право управления транспортом.
  • Товарно-транспортная накладная (ТТН), если осуществляется перевозка грузов ИП или юридического лица. В документе отражаются реквизиты сторон, места отправки и приема груза, характеристика перевозимого товара, вес и другие дополнительные данные. Может служить основанием для оприходования груза.
  • Транспортная накладная (ТН). Подтверждает правомочность грузоперевозки, содержит только транспортный раздел. Документ содержит особые отметки грузоотправителя.
  • Поручение экспедитору, устанавливающее перечень услуг.
  • Экспедиторская, складская расписка, доверенность на груз.
  • Разрешение на транспортировку груза с особыми характеристиками – негабаритного, опасного товара.

В комплект водителя входят другие сопроводительные документы, определяемые видом перевозимого груза. При перевозке продуктов необходим санитарный паспорт, животных – ветеринарный паспорт, спиртосодержащей продукции – справка к ТТН и другие документы.

Плюсы и минусы дела по доставке грузов

К минусам относят высокий риск профессии водителя, аварийность на дорогах, высокую стоимость новой техники. Кроме того, разорить могут и недобросовестные клиенты, если неправильно оформлять заказы. Таких случаев, увы, немало.

Неподъемным может оказаться и старт. Реальные расчеты многих экспертов показывают, что бизнес оказывается успешным, когда новые малотоннажные грузовики имеют ценник не дороже 600-700 тыс. рублей. Увы, за такие деньги можно взять разве что 3-х и даже 5-летние “Газели”, но их восстановление потребует не только нервов, но и опять-таки денег.

К плюсам относят большие заработки — конечно, если повезет с международными заказами. В то же время опрос бизнесменов показывает, что после 3 лет работы на этом рынке большинству удается найти постоянных клиентов.

Перемены в финансово-экономической области

  • Снижение товарооборота между Россией и государствами западной коалиции;
  • Новый подход к тому, в какой валюте вести расчеты. Если раньше повсеместно использовался доллар, то теперь малый и средний бизнес переориентировался на национальные денежные единицы. При расчетах с Китаем стали использоваться юани, с Индии – рупии, с Турцией – лиры и т. д. Также стали озвучиваться планы о том, чтобы создать единую валюту для расчетов между государствами-членами ЕАЭС;
  • Рост товарооборота с азиатскими и африканскими странами, а также с рядом государств Центральной и Южной Америки.
  • Закон о параллельном импорте, который был принят в начале прошлого года, на практике продемонстрировал свою эффективность и продолжит действовать дальше.

Ответственность и штрафы

Регистрируя ООО необходимо понимать, что ответственности у юридического лица гораздо больше, чем у ИП. Например, за превышение лимита бизнес-расчетов наличными средствами ИП оштрафуют на 4-5 тыс. руб., а компанию – на 40-50 тыс. руб. А за неприменение кассового аппарата штраф для ИП составляет 25-50% от суммы расчета, но не менее 10 тыс. рублей, тогда как для ООО – 75-100%, но не менее 30 тыс. рублей.

Читайте также:  Что такое ИНН физического лица, расшифровка и как его получить?

Как вы видите сами, за административные правонарушения наказания для ООО в несколько раз превосходят денежные санкции для ИП. Помимо этого, согласно КОАП, к ответственности могут привлечь не только саму организацию, но и ее должностных лиц (руководителя, главного бухгалтера).

Уголовная ответственность для руководителей организаций также более серьезная, чем для индивидуальных предпринимателей. Связано это с тем, что целый ряд статей в Уголовном кодексе посвящен именно юридическим лицам.

Что касается налоговой ответственности, то для ИП и ООО она, в большинстве случаев, совпадает (происходит это из-за того что в налоговом законодательстве вместо указания конкретной организационно-правовой формы чаще всего употребляют термин «налогоплательщик»).

Как уже было сказано, европейское направление автомобильных грузоперевозок во втором квартале 2022 года резко потеряло свой грузопоток из-за совместных санкций.

«Зато ближневосточное и китайское направление испытывает значительный перегруз. Основной проблемой для потребителей услуг стало увеличение сроков из-за нехватки пропускных способностей погранпереходов, к примеру, со стороны Китая, а также роста цен, поскольку многие клиенты нуждаются в более быстрой доставке, происходит экономически обоснованная тенденция спроса-предложения», — говорит учредитель ООО «СиноИмпорт ВЭД» (SinoImport) Кристина Анисимова.

На рост тарифов на грузоперевозки повлияли уже озвученные факторы в виде проблем с комплектующими, дефицитом самой техники, так и другие. Среди них коммерческий директор ООО «Навиния Рус» (Nawinia Rus) Светлана Почечуева выделяет удлинение маршрута с европейских направлений в виде заезда в Турцию, длительные простои транспорта на границах, подорожание топлива.

Также сказались дефицит качественного водительского состава и усложнение логистики на европейском направлении: в маршрут добавились перегрузы и перецепки на территориях ТЛЦ. По оценкам г-жи Почечуевой, услуги для клиентов по европейским направлениям подорожали в 2-3 раза, в Китай — на 40-60%, СНГ — на 15-20%. Скачок цен по внутрироссийским направлениям эксперт оценивает от 15 до 50% в зависимости от регионов.

«Кстати, СНГ в этом году показывает уровень цен «высокого» сезона гораздо ниже, чем в аналогичный период 2021 года. Сказалось то, что высвободившийся транспорт с Европы перешёл на направление СНГ», — поясняет представитель Nawina Rus.

А вот, по словам Даниила Демьянова, внутрироссийские перевозки подорожали в пределах инфляции, а международные — более значительно, на 20-30%, где-то на 50%, в зависимости от схем поставок.

Ставки на услуги автоперевозок к лету стали подниматься, вспоминает Александр Проскурин. В июле были пиковые цены — в моменте ставки повышались до 20%. В октябре рост ставок замедлился. К концу года рост тарифов составил примерно 10–12% по отношению к 2021 году. Получается, в итоге услуги автоперевозки в 2022 году подорожали примерно на уровень инфляции.

Генеральный директор ООО «Эй Си Эл» (Agile Customs & Logistics) Мария Симакова оценивает рост услуг на автоперевозки в 1,5-2 раза и делится практикой своей компании, согласно которой увеличились объёмы грузов из портов Новороссийска и Дальнего Востока.

«Порты Владивостока и прежде были загружены, но сейчас они загружены колоссально. Добавим к этому сокращение доли ж/д перевозок при вывозе импорта из-за дефицита порожних ж/д платформ и контейнеров. И получим наглядный пример высокого спроса на автовывоз. Как следствие, нехватка автомобилей и рост цен на транспортировку автотранспортом.

Подрядчики по направлениям двух столиц также поднимают цены, чтобы окупить перевозку на круг, т. к. из-за уменьшения импорта/экспорта через порты Санкт-Петербурга, не факт, что у перевозчиков получится взять груз обратно и они не поедут пустыми. Во избежание убытков автотранспорт должен быть загружен в обе стороны маршрута», — разъясняет г-жа Симакова.

Между тем Виталий Скуратов утверждает, что объёмы грузов на рынке, наоборот, уменьшились. Основной причиной этого он называет падение импорта. Из страны ушли крупные производители, продукцию которых сейчас продолжают завозить, но уже по другим схемам. По словам представителя «Байкал-Сервис ТК», это не тот объём, что был раньше.

Естественно, пертурбации 2022 года наложили отпечаток и на кадровую составляющую. С одной стороны, с уходом иностранных перевозчиков высвободились опытные логисты, операторы, экспедиторы, декларанты и другие востребованные специалисты.

«После сокращения до минимума грузопотоков из/в Европу и увеличения на Юге и Дальнем Востоке стали востребованы сотрудники со знанием специфики данных направлений. Также пользуются спросом сотрудники, которые могут разрабатывать новые логистические решения, умеют планировать новые маршруты, продумывают, каким транспортом выгоднее совершить перевозку, где проще и без очереди сделать перевалку и т. д., а также те, кто владеет компетенциями в области внешнеэкономической деятельности для выстраивания сотрудничества с представителями многих стран Азии», — перечисляет Светлана Почечуева.

Только вот все эти востребованные специалисты почему-то не ринулись к оставшимся работать транспортным операторам. По мнению Марии Симаковой, на рынке труда появляются ценные кадровые единицы, которые отдают предпочтение российским компаниям. Но это не отменяет фактора, что найти специалиста нужного уровня по-прежнему не так легко. К тому же, добавляет спикер, всё большее количество соискателей мужского пола отдаёт предпочтение удалённому формату работы.

Читайте также:  Какие субсидии положены молодым семьям?

Справедливости ради, не у всех компаний есть проблемы с кадрами. Например, в «АСТ Плюс» ситуация не поменялась. Как говорит Даниил Демьянов, у них уже много лет работает слаженный коллектив, текучка минимальная, а количество сотрудников скорее немного увеличилось.

«Ситуация на рынке труда, безусловно, изменилась. Часть профессиональных кадров покинула территорию РФ, а заменить их проблематично из-за недостаточной квалификации потенциальных соискателей. Кто-то был мобилизован, кто-то подписал контракт о прохождении военной службы с целью заработать больше, чем на своём предыдущем месте.

Мы отмечаем нехватку водителей, имеющих удостоверение категории Е, складских сотрудников, логистов-международников и специалистов по ВЭД», — приводит в пример ситуацию в SOTA Logistic Кирилл Латинский.

Для пенсионеров российское законодательство не предусматривает каких-либо льгот и привилегий. По аналогии с любым другим гражданином предприниматель-пенсионер обязуется своевременно осуществлять уплату взносов в Пенсионный фонд.

Единственный плюс заключается в получении фиксированного пенсионного пособия от государства и возможности его повышения по мере развития деятельности в связи с ростом страховой части пенсии.

Есть и «подводные камни». Пенсионер, получающий доход ниже прожиточного минимума, получает доплаты социального характера. При открытии ИП он будет считаться работающим гражданином, поэтому лишится их.

Ответственность такие предприниматели, как и любые другие ИП, несут недвижимостью и другими видами имущества. Это также один из существенных минусов данного статуса для лиц пенсионного возраста.

Сравнение ООО и ИП – ниже на видео.

Но не все так однозначно и на восточном направлении

Правда, подчеркивают Beluga Projects Logistic, есть на восточном направлении и свои проблемы. Так, например, до недавнего времени часто наблюдались сбои экспортных поставок в Россию из-за существовавшей в Китае политики нулевой терпимости к Covid-19. Сейчас, правда, она уже ослабевает, что должно сбалансировать транзитные сроки и стоимость перевозок.

«Еще одной сложностью является то, что транспортная инфраструктура России на данный момент не соответствует тому объему импорта, который идет по восточному направлению, — отмечают в компании. — Это произошло из-за переориентации экономики РФ преимущественно на Китай и, как следствие, привело к увеличению грузопотока».

При этом в Beluga Projects Logistic не исключают, что «партнеры на восточном направлении воспользовались осложнением экономических связей между Россией и странами Запада и подняли стоимость своих товаров и услуг для российского бизнес-сообщества».

«Кроме того, значительное количество важных для экономики РФ производителей санкционных товаров все-таки отказываются поставлять их в Россию из-за страха вторичных санкций, поскольку они ведут активную внешнеэкономическую деятельность как раз таки со странами Запада, которые и инициировали санкции в отношении России», — отмечают в компании.

Впрочем, подчеркивают там, есть и важные положительные тренды сотрудничества на восточном направлении.

«Во-первых, многим участникам российского бизнеса удалось диверсифицировать своих поставщиков сырья и товаров, заменив их преимущественно на поставщиков из Китая, что позволило им продолжать свой бизнес в России. Во-вторых, получилось согласовать платежи за товары и услуги в валютах стран-поставщиков, что сняло с участников ВЭД риски блокировок транзакций в евро и долларах», — поясняют в Beluga Projects Logistic.

В компании полагают, что в 2023-м году на фоне сокращения сотрудничества с государствами, поддержавшими санкции в отношении РФ, будет происходить еще большая переориентация экономики России на страны Юго-Восточной Азии и Китай. Однако такая переориентация требует существенных государственных и частных инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру России, чтобы та смогла беспрепятственно обслуживать растущий грузопоток.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *