Какие проводки использовать бюджетникам для учета основных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие проводки использовать бюджетникам для учета основных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Какие средства считаются основными

Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.

Имущество признается ОС, если:

  • Обладает материальной формой.

  • Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.

  • Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).

  • Пользование объектом приносит прибыль организации.

Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:

  • У него есть материальная форма.

  • Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.

  • Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.

  • Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях

На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:

Счет аналитического учета Наименование
0 111 41 000 Права пользования жилыми помещениями
0 111 42 000 Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)
0 111 44 000 Права пользования машинами и оборудованием
0 111 45 000 Права пользования транспортными средствами
0 111 46 000 Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным
0 111 47 000 Права пользования биологическими ресурсами
0 111 48 000 Права пользования прочими основными средствами
0 111 49 000 Права пользования непроизведенными активами

Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок

  • коммунальные услуги по счетам управляющих компаний в многоквартирных домах;
  • компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодателей и ссудодателей;
  • поставку топлива (исключение — природный газ по газораспределительной сети);
  • водоснабжение и горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу;
  • энергосервисные договоры и контракты.

Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.

Бюджетную отчетность следует формировать в разрезе кодов операций сектора государственного управления. Правило касается таких форм, как отчет о финансовых результатах деятельности: 0503121 — для КУ, 0503721 — для БУ. Отчет о движении денежных средств: 0503123 — для КУ, 0503723 — для БУ.

Специальные кодификаторы следует применять в учете и планировании расходов учреждения бюджетной сферы. Их используют при подготовке бюджета на отчетный период и планировании закупок. Шифр не используется обособленно, так как является структурной частью целого — кода бюджетной классификации.

Важно знать, что вопросы квалификации работ в качестве капремонта или текущего ремонта не относятся к компетенции бухгалтерии. Задача бухгалтера правильно применить КБК только после получения заключения технических специалистов о виде запланированных строительных работ.

Например, бюджетным учреждением заключен договор с подрядной организацией на покраску фасада здания учреждения на общую сумму 200 000 руб. Заключенным договором предусмотрена уплата авансового платежа в размере 50 000 руб. В учетной политике бюджетного учреждения прописано, что затраты на ремонт объектов нефинансовых активов учитываются в составе накладных расходов. Следующие бухгалтерские записи возникнут в учете учреждения:

Согласно п. 3.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР № 279, к текущему ремонту зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их частей и инженерного оборудования от преждевременного износа. Для этого должны проводиться профилактические мероприятия и устранение мелких повреждений и неисправностей.

Читайте также:  Расшифровка кодов ОКВЭД и их классификация 2023 год

Заключая договор на приобретение строительных материалов необходимо руководствоваться федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Незначительные текущие ремонтные работы могут в учреждении проводиться своими силами. Если в штате имеется рабочий по обслуживанию здания, то для проведения мелкого текущего ремонта не требуется заключение дополнительного гражданско-правового договора, так как работник получает заработную плату. В этом случае для ремонта могут понадобиться только расходные строительные материалы.

Данный вопрос возникал у всех бухгалтеров при прочтении Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта «Запасы», доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075. В данном письме счет 106 04 применяется повсеместно при принятии к учету материальных запасов.

Дело в том, что Федеральным стандартом «Запасы»*(10) предусмотрена реклассификация материальных запасов в иную группу или категорию объектов учета исходя из новых условий их использования. На направление использования материальных запасов указывает код КОСГУ, отражаемый в 24-26 разрядах номера счета 105 00. В свою очередь, отнесение материальных запасов на соответствующие коды КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса (п. 11.4 Порядка № 209н*(11)).

С 2021 года начал применяться Федеральный стандарт «Непроизведенные активы»*(6). С учетом п. 10 Федерального стандарта «Непроизведенные активы», а также пп. 36, 71, 76, 77, 78, 144, 333, 381, 383 Инструкции № 157н*(7), п. 16 Инструкции № 162н, п. 20 Инструкции № 174н, п. 20 Инструкции № 183н*(8) можно сделать следующий вывод о счетах, применяемых для учета земельных участков в различных ситуациях.

  • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»: аналог группы объектов учета представлен группой 710.00.00.00 «Научные исследования и разработки» ОКОФ;
  • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
  • I «Программное обеспечение и базы данных»: аналог группы объектов учета представлен группой 730.00.00.00 «Программное обеспечение и базы данных» ОКОФ;
  • D «Иные объекты интеллектуальной собственности»: аналог группы объектов учета представлен группой 790.00.00.00 «Другие объекты интеллектуальной собственности» ОКОФ.

Бухучет в детском саду: часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Как учитываются стройматериалы, поступившие в некоммерческое ДДУ от строительного предприятия?

Делается проводка операции «Безвозмездно полученные стройматериалы»: Дт 10 Кт 86.

Вопрос №2. Какой бухучет питания сотрудников в автономном ДС вести проще?

Внесение сотрудниками суммы оплаты за питание в кассу будет считаться самым простым вариантом.

Вопрос №3. Где может располагаться бухгалтерия детского сада?

Все бюджетные детские сады обслуживаются централизованной бухгалтерией. Она может располагаться в здании одного из ДС.

Вопрос №4. Может ли муниципальный садик сдавать в аренду помещения на вечернее время?

Можно, если: 1) прибыль пойдет на улучшение учреждения; 2) деятельность коммерческой организации-арендатора не противоречит СанПиН.

Вопрос №5. Можно ли организовать в ДС занятия аэробикой для сотрудников?

Да, во внерабочее время, установленное согласно правилам внутреннего распорядка учреждения, оформленного соответствующим приказом.

Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Единые методические основы ведения соответствующего учета на территории РФ регулируются ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года. Помимо прочего современные требования регламентируются специальной Инструкцией №148, сформированной по приказу Минфина, от 30 декабря 2008 года.

Для понимания понятий, на основании которых формируется бухгалтерский учет в бюджетных организациях, необходимо обратиться к действующему федеральному законодательству, регламентирующему порядок работы некоммерческих организаций. В подавляющем большинстве случаев под бюджетной организацией может пониматься та, которая была создана самим государством. Эти самые организации могут формироваться Российской Федерацией, ее субъектами или органами местного муниципалитета.

Коды ОКОФ для уличного фонаря, скамьи, фонтана

Такие объекты прямо не поименованы в ОКОФ ОК 013-2014. Поэтому решение о присвоении кода ОКОФ комиссия по поступлению и выбытию активов принимает самостоятельно с учётом положений СГС «Основные средства» (п. 34 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243). По нашему мнению, их можно учитывать:

  • Уличный фонарь по коду ОКОФ 220.25.11.23.140 «Площадки с ограждениями для обслуживания и осмотра технологического оборудования».
  • Уличную скамью по коду ОКОФ 220.41.20.20.900 «Сооружения спортивно-оздоровительные и сооружения прочие, не включенные в другие группировки».
  • Фонтан по коду ОКОФ 220.41.20.20.900 «Сооружения спортивно-оздоровительные и сооружения прочие, не включённые в другие группировки».

Расходы на благоустройство и озеленение при расчёте налога на прибыль

Расходы на благоустройство и озеленение территории, осуществленные за счёт средств субсидий или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), в налоговую базу по налогу на прибыль не включайте (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 49 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом вы обязаны вести раздельный учёт доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В рамках приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения расходы на благоустройство и озеленение учитывать рискованно в связи с тем, что такие затраты во многих случаях напрямую не связаны с коммерческой деятельностью, а представляют собой обустройство пространства на территории организации с практической и эстетической точки зрения (п. 49 ст. 270 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575). Если вы принимаете решение учитывать затраты на благоустройство в расходах по налогу на прибыль, то рекомендуем подготовить локальные нормативные документы, в которых будет указано, какая экономическая цель будет достигнута после проведения таких работ. В пользу признания расходов на озеленение в целях налога на прибыль есть разъяснения, например, в Письмах Минфина России от 09.11.2011 N 03-03-06/1/736, от 07.07.2009 N 03-03-06/1/443.

Важно! Сохраняется риск, что налоговые органы и в этом случае могут исключить затраты на благоустройство из расходов по налогу на прибыль. Тогда вам придется отстаивать свою точку зрения в суде.

Читайте также:  Льготная ипотека с господдержкой в 2023 году: самое главное

Если вы можете обосновать и документально подтвердить, что затраты на благоустройство напрямую связаны с приносящей доход деятельностью (затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода) или такие издержки обязательны по закону, то, принимая во внимание судебные риски, такие затраты можно отнести на расходы при расчёте налога на прибыль в следующем порядке:

  • расходы на благоустройство, в результате которого образовалось основное средствоамортизируемое имущество, списывайте через амортизацию (пп. 3 п. 2 ст. 253, ст. 256 НК РФ);
  • расходы на благоустройство (озеленение), в результате которого образовалось основное средство, не отвечающее критериям амортизируемого имущества, списывайте на материальные расходы (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • расходы на благоустройство текущего характера (стрижка газонов, кустарника, уборка листьев с газонов, покос травы, уборка и вывоз снега, кронирование, обрезка и валка деревьев) включайте в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 4 п. 2 ст. 253, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • стоимость приобретенного посадочного материала включайте в материальные расходы (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • стоимость приобретенных строительных материалов, которые будут применены для благоустройства территории, отражайте в общем порядке.

Ликвидационная стоимость ОС

Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2020). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.

П. 31 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если:

1) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

2) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

3) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта ОС не может быть определена.

В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.

Постановка имущества на учет

При поступлении имущества определяется его принадлежность к ОЦДИ. К имуществу относятся основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА) и материальные запасы (МЗ). В состав основных средств не включается недвижимость – здания, сооружения, участки. Для уточнения отнесения объекта к недвижимости можно воспользоваться справочником ОКОФ. Среди имущества встречаются объекты со сложной идентификацией принадлежности. Например, к зданиям относят:

  • Передвижные мастерские, АТС, кухни.
  • Щитовые домики, плавучие сооружения для проживания.
  • Вагоны-лаборатории, передвижной диагностический автотранспорт, электростанции или трансформаторное оборудование, установленное в вагонах или автомобилях.

Постановка на учет производится вне зависимости от источника приобретения имущества. К каждому из объектов прикрепляется инвентарная карточка, в которой указываются основные данные актива. Комиссия по приемке устанавливает срок полезного использования объекта. В регистрах и балансе ОЦДИ выделяется на отдельных счетах.

Правила оформления электронных первичных документов

Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):

  • квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);

  • простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.

Читайте также:  Виды выплат за счет средств пенсионных накоплений

В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:

1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;

2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).

Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).

Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).

Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.

В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.

При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:

Изменения электронного первичного документа

Обоснование

Изменение размера граф и строк

Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091

Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой

Добавление вкладных листов

Регистры аналитического учета

ОБЪЕКТ РЕГИСТРЫ УЧЕТА ОСОБЕННОСТИ
Виды МЗ Карточки количественно-суммового учета Ведут ЦМО по наименованию, сорту и количеству
Продукты питания Накопительная ведомость по приходу и расходу, оборотная ведомость Оборотная ведомость заполняется на основании накопительной ведомости. В конце месяца выводятся остатки
Разбитая посуда Книга регистрации Ведут ЦМО
Молодняк животных, животные на откорме Книга учета По видам и возрастным группам(только молодняк)

Учет объектов, полученных в безвозмездное пользование

Первоначальное признание объекта учета операционной аренды (право пользования активом) производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде). В соответствии с пунктом 26 стандарта «Аренда» объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются ссудополучателем в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен, как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.

Объекты учета операционной аренды на льготных условиях (право пользования активом) ссудополучателем отражаются с учетом следующих положений пункта 27.1 стандарта «Аренда».

Правила перехода на ФСБУ 6/2020

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

Приведем нюансы учета в рассматриваемой структуре:

  • Учредитель участвует в управлении финансами.
  • Счета открываются в казначействе.
  • Финансирование осуществляется в пределах сметы.
  • Доходы от работы направляются в бюджет.
  • Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
  • Операции с ценными бумагами не проводятся.
  • Структура не имеет прав на использование УСН.

Зачастую при монтаже единых функционирующих систем подрядчиком в рамках одного договора выполняются работы как для целей капитальных вложений (установка, расширение единых функционирующих систем, монтаж оконечных приборов), так и не для целей капитальных вложений (текущего характера).

Для казённых учреждений

Порядок нумерации счетов Плана счетов бюджетного учёта для казённых учреждений определён в пункте 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЁННЫМИ учреждениями) с изменениями, внесенными приказами Минфина вплоть до Приказа от 29.03.2023 № 35н .

Об общем случае в разрядах 1-17 номера счета аналитического учёта используется 4-20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы; в терминологии 1С этот код называется КПС ). Там же приведены некоторые исключения к составу КПС, приведем их в виде таблицы:

Счет учета

Шаблон КПС

Счета группы 101 (кроме 106, 107, 109) и счёт 20135

Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000

ХХХХ 0000000000 000.

Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учётной политикой или целевым назначением имущества.

111.40, 111.60

ХХХХ 0000000000 000

201.00

ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000

204.00 и корреспондирующий 401.20.200

0000 0000000000 000

209.81

ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000

304.01

0000 0000000000 000

401.30

0000 0000000000 000

401.60 и корреспондирующий 401.20

ХХХХ 0000000000 ХХХ


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *