Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить регламент осуществления закупок по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Регламент — это правила отдела продаж, которые упорядочивают бизнес-процессы компании. Создавать такой документ требуется не всегда, но чаще всего он упрощает обучение новичков и поднимает уровень обслуживания. О разработке регламента стоит задуматься, если у вас больше пяти менеджеров: чем больше людей работает в компании, тем сложнее осуществлять индивидуальный контроль качества работы.
Управление закупками: понятие и необходимость
Производственные потоки обязаны быть непрерывными. Перебои в поставках, производстве и продажах ведут к снижению прибыли, оборачиваемости капитала, увеличению издержек на производство товаров, работ и услуг компании.
Управление закупками – самая важная часть материально-технического обеспечения, поскольку грамотный подход к формированию закупочной деятельности напрямую влияет на стоимость конечного продукта. Оно касается компаний, занимающихся розничной и оптовой торговлей – объемы закупок составляют в таких компаниях значительную часть хозяйственной деятельности. В крупных фирмах за закупки отвечает специализированный отдел, в компаниях с небольшим производством достаточно отдельного специалиста.
Основная цель – обеспечить поступление товаров, сырья, инвентаря для изготовления продукта. Помимо этого, отдел по управлению закупками контролирует наличие запасов, уровень цен на приобретаемые товары, регулирует выбор и взаимоотношения с поставщиками.
Для производственных предприятий стратегия закупочной деятельности является первостепенной, поскольку уже на начальном этапе производственного цикла способна обеспечить конкурентные преимущества продукта и компании на рынке за счет минимизации издержек.
Для начала рассмотрим критерии, в соответствии с которыми выстраивается логистический цикл:
- Планомерность — обеспечение поступлений товаров соответственно заданному графику.
- Ритмичность — соблюдение определенных временных промежутков, позволяющее выстроить торговые, производственные и складские процессы.
- Оперативность — отслеживание динамики изменений спроса и внесение соответствующих корректировок в планы.
- Экономичность — последовательное сокращение временных и финансовых издержек.
- Централизация — организация контроля за выполняемыми операциями, подразумевающая применение современных технических средств.
Регламент отдела продаж: что это и как он влияет на работу отдела
Наличие регламента для менеджеров позволяет упорядочить деятельность отдела, улучшить производительность. Правила работы точно требуются, если:
- менеджеры не знают о своих зонах ответственности;
- коллектив систематически не выполняет свои обязанности;
- появляются жалобы на качество обслуживания от клиентов;
- нет согласованности действий внутри отдела и между подразделениями;
- план не выполняется, система мотивации не работает.
Регламент как документ
Регламент в хозяйственной организации – это организационно-распорядительный документ, пошагово описывающий определенный бизнес-процесс с момента его начала до его завершения.
Регламенты строго индивидуальны и могут действовать только в той организации, которая утвердила их для себя. Так, при составлении инструкций по делопроизводству обычно пользуются ГОСТ Р 6.30-2003 «Единые системы документирования». Единая система организационно-распорядительной документации. Требования к документации» и Методические указания по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003*. На основании этих документов создаются внутренние инструкции как в небольшом магазине, так и в ОАО федерального уровня. Но, например, порядок прохождения внутренних документов, установленный в одной организации, может совершенно не подходить для другой.
Ознакомившись с правилами, новый сотрудник подразделения должен понять, какие у него задачи, и быстро включиться в процесс.
Обычно регламенты бизнес-процессов разрабатывают приглашенные в организацию представители консалтинговой фирмы. Но им не обойтись без помощи рабочих, которые осуществляют эти процессы каждый день.
Когда в бизнес-процесс вовлечено несколько структурных подразделений (такой процесс называется сквозным), регламент может заменить длительную внутреннюю переписку. Ведь сотрудник одного отдела не может подчиняться начальнику другого, так почему же он должен брать на себя инициативу и выполнять какие-то действия без распоряжения своего непосредственного начальника? В нормальных условиях руководители отделов должны переписываться. Если есть регламент, то в исполнение процесса включаются сотрудники разных отделов, не дожидаясь указаний «сверху».
Какие процессы подлежат регулированию?
Без сомнения, очень удобно иметь отдельный регламент для всех рабочих процессов. Однако у этой медали есть и другое лицо, а именно:
- регулирование требует серьезных финансовых вложений: хорошие консультанты стоят дорого, как и рабочее время собственных сотрудников;
- любой процесс постоянно развивается: появляются новые технические условия работы, к его реализации приходят новые люди с разной подготовкой, а составленная сегодня схема процесса может через год измениться до неузнаваемости. За этим тоже нужно следить, а значит новые расходы;
- процессный подход к реализации, когда «шаг в сторону равен побегу», не способствует проявлению инициативы сотрудников и, ведь, никто, в конце концов, не сможет оптимизировать процесс лучше, чем те, с кем они работают непосредственно в теме;
- введение стандартов почти наверняка встретит сопротивление со стороны сотрудников, как непосредственных участников процесса, так и многочисленных «сторонников». Преодоление сопротивления – это целый этап внедрения стандарта, требующий как временных, так и материальных ресурсов.
Поэтому стандартные процессы подлежат регламентации в первую очередь. Они всегда будут иметь место в организации, вне зависимости от внешней ситуации. Список процессов, которые необходимо регламентировать в той или иной организации, составляется строго индивидуально, исходя из многих факторов.
Зачем разрабатывать регламент
Положение разрабатывается под конкретную должность: «положение о продавце», «положение о риелторах», «положение о менеджере по закупкам» и т.д.
Разработка проекта регламента и его применение требует, в первую очередь, волевого решения собственника. Работа довольно трудоемкая, требует большого внимания к деталям и терпения. Однако, как показывает практика, это сторицей окупается.
Слишком многие компании изначально сомневаются в необходимости такого описания и считают, что управление процессами не имеет значения. Некоторые планируют заказать какой-нибудь крутой (и дорогой) регламент в консалтинговом агентстве только потому, что это модно и престижно, или потому, что, по слухам, регламенты есть у конкурирующих компаний. Определенно не стоит создавать правила по этим причинам.
Српецифика снабжения предприятия
Для небольших фирм с узким сортаментом выпускаемой продукции это может быть один специалист по обеспечению. Для организаций среднего размера, выпускающих более широкую номенклатурную гамму, как правило, организуется уже отдел снабжения. На крупных предприятиях с развитым сортаментом нередки случаи создания управлений (дирекций) по обеспечению с развитой структурой.
В случаях, когда отдельные товарные группы велики по объемам и сложны по сортаменту, создается специализированный отдел материального снабжения по направлениям.
Например, на всех предрпиятиях трубной отрасли бюро металлов входили в состав производственных подразделений заводов. Это обосновано тем, что номенклатура заготовок составляла десятки тысяч наименований и составление графиков производства напрямую зависело от ритмичности ее поставок.
Зачем предприятию отдел снабжения
Работа отдела снабжения необходима для того, чтобы поддерживать на предприятии достаточный запас товаров. Он занимается определением потребностей компании в определенных материалах, товарах, технических ресурсах, а также организацией их хранения и выдачи, контролируя назначение использования материально-технических ресурсов и содействуя их экономии.
Сотрудникам отдела снабжения при решении данной задачи предстоит изучение, учет спроса и предложения по всем потребляемым материальным ресурсам, а также анализ уровня и колебания цен на продукцию, на услуги посредников, поисксамого выгодного варианта товародвижения, оптимизация своих запасов с учетом сокращения складских и транспортно-заготовительных издержек.
Основная функция отдела снабжения заключается в оптимальном, своевременном обеспечении соответствующих материальных ресурсов для производства – подходящего качества и комплексности.
Как подготовить по 223-ФЗ
Для заказчика по 223-ФЗ основным документом является положение о закупках В положении определяется все: от порядка осуществления торгов по закону №223 до состава договорного отдела и перечня участников закупочной деятельности предприятия. Регламент составляют как дополнительный регулирующий документ. Он не заменяет положение о закупке, а при необходимости дополняет его.
Порядок составления регламента по 223-ФЗ аналогичен акту в рамках Федеральной контрактной системы. Некоторые заказчики формируют совместный регламент и по ФКС, и по закону о заказах отдельными видами юридических лиц.
Вот образец регламента заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ: акт, регулирующий взаимодействие подразделений для организации закупок товаров, работ и услуг ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.
Закупка товаров: как организовать эффективный процесс снабжения предприятия или организации
Виталий Роженюк |
Практические рекомендации по организации схемы закупки товаров (закупки материальных ресурсов, закупки ТМЦ). Краткий обзор этапов закупки товаров, эффективная организация которых может быть необходимой для качественного обеспечения предприятия материальными ресурсами.
1.1. Менеджер по снабжению [наименование организации, предприятия] относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется приказом руководителя [наименование организации, предприятия] по представлению [наименование должностного лица].
1.2. На должность менеджера по снабжению назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (по специальности «менеджмент») или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области теории и практики менеджмента, с опытом работы по специальности не менее двух лет.
1.3. Менеджер по снабжению непосредственно подчиняется [наименование должностного лица].
1.4. Менеджер по снабжению должен знать:
— законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность;
— методические материалы по материально-техническому обеспечению [наименование организации, предприятия];
— методы и порядок перспективного и текущего планирования снабжения [наименование организации, предприятия] материально-техническими ресурсами;
— основы ценообразования и маркетинга;
— стандарты и технические условия на поставляемые материально-технические ресурсы;
— оптовые и розничные цены на продукцию;
— порядок организации подготовки и заключения договоров на поставку продукции;
— правила оформления документации;
— стандарты хранения, транспортировки и отгрузки продукции со склада;
— порядок оформления отчетности о проделанной работе;
— основы социологии, психологии и мотивации труда;
— этику делового общения;
— структуру управления [наименование организации, предприятия], перспективы инновационной и инвестиционной деятельности;
— методы оценки деловых качеств работников;
— методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;
— основы законодательства о труде;
— передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента;
— правила и нормы охраны труда.
1.5. Режим работы менеджера по снабжению определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными [вписать нужное].
1.6. Во время отсутствия менеджера по сбыту его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
3.1. Менеджер по рекламации имеет право:
3.1.1. Самостоятельно определять формы взаимоотношений с поставщиками материально-технических ресурсов.
3.1.2. В случае возникновения трудностей при рассмотрении претензий и исков обратиться за консультациями в юридическую службу [наименование организации, предприятия] и (или) передать ей все необходимые документы и материалы, относящиеся к поставленному (передаваемому) вопросу.
3.1.3. Своевременно получать информацию в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей.
3.1.4. Принимать решения в рамках своей компетенции.
3.1.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.1.6. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.1.7. Требовать от руководителя [наименование организации, предприятия] содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.1.8. Докладывать руководителю [наименование организации, предприятия] или его заместителям обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.
3.1.9. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
3.1.10. Вносить на рассмотрения руководителя организации предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
3.1.11. Докладывать руководителю [наименование организации, предприятия] обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
3.1.12. Повышать свою квалификацию.
Организация материального обеспечения
Главная функция отдела снабжения на предприятии – обеспечение других подразделений необходимыми материалами. Исходя из этого, его формирование происходит по следующим направлениям:
- Отдел нормирования. Разработка норм расходов сырья и материалов и контроль их исполнения. В состав подразделения могут входить бухгалтер, отвечающий за ведение основной финансовой и бухгалтерской документации, и экономист, занимающийся расчетами.
- Материальный отдел. Организует и контролирует поставки согласно требованиям производственного и технологического процесса.
- Отдел технического контроля. При приемке материалов проводится входной контроль. Все сырье и материалы, которые поступают на склад, должны соответствовать производственным и технологическим требованиям. Кроме проверяющих, в состав отдела целесообразно включить юриста, который при необходимости будет составлять претензии.
материальный технический строительство снабжение логистика
В настоящее время строительство любого объекта или комплекса объектов принято организовывать по методу «управления проектом».
В научной литературе широк и подробно изложен процесс реализации инвестиционно-строительных проектов на основе метода «управления проектом» с характеристикой и анализом всех его фаз. В соответствии с этим методом организация закупок и поставок материальных ресурсов в жизненном цикле проекта занимает ведущее место, является задачей первостепенной важности и характеризуется следующим:
Планирование и организация осуществляются на основе данных проектно-сметной документации;
Графики поставок разрабатываются в увязке с общим планом реализации проекта;
Выбор поставщиков материальных ресурсов осуществляется на основе изучения так называемых квалификационных анкет призванных осветить управленческие, технические, производственные и финансовые возможности поставщика;
Список претендентов, разрабатываемый на основе изучения анкет, согласуется с заказчиком и руководителем проекта;
Окончательный выбор поставщиков осуществляется в результате торгов;
Учет и контроль за поставщиками осуществляется на основе специальных графиков, по номенклатурным группам материальных ресурсов, основываются на общем плане реализации проекта.
Вместе с тем следует отметить, что метод «управления проектом» хорошо разработан для одного отдельно взятого проекта и не учитывает специфики, когда подрядная организация выполняет строительство определенного множества проектов исходя из своей производственной мощности.
В настоящее время вопросы определения и оптимизации форм организации материально-технического обеспечения строительство объектов на уровне подрядной организации требует особого внимания.
Это вызвано тем, что руководству организации необходимо совмещать противоречащие друг другу требования, выраженные в контрактах по строительству отдельных объектов, с требованиями эффективного использования материально-технических и финансовых по строительно-монтажной организации в целом и получения ею высоких конечных результатов. Такое противоречие может быть связано с неравномерностью потребления материальных ресурсов по календарным периодам года, необходимостью поддержания запаса на уровне, обеспечивающим отсутствие простоев на производстве и.т.д.
В этой связи эффективная организация процесса материально-технического обеспечения строительства, выбор его рациональных форм, которые должны учитывать неопределенность хозяйственных связей по поставкам ресурсов, приобретают первостепенное значение.
Все разнообразие форм организации материально-технического обеспечения строительства в настоящее время можно свести в три группы.
Первая, назовем ее автономная, строиться на преимущественно прямых связях с поставщиками материальных ресурсов и организационно полностью замыкается рамками строительной фирмы. Подобная организация МТО строительства характерна для достаточно крупных строительных фирм, имеющих стабильные заказы и сохраняющих определенную специализацию. Они, как правило, располагают собственной сетью экономически зависимых снабженческих подразделений, включая и подразделения производственно-технологической комплектации.
Вторая группа включает строительные фирмы, в равной мере использующие как прямы хозяйственные связи, так и услуги коммерческих посредников. Обычно это средние и мелкие строительные предприятия, склонные к универсализации и диверсификации производства. Они чаще всего используют лишь элементы (фрагменты) системы производственно-технической комплектации на отдельных объектах.
Третью группу образуют специализированные предприятия и организации материально-технического обеспечения строительства (включая УПТК).
Состав производственных подразделений службы МТО строительной фирмы также достаточно разнообразен и зависит в первую очередь от таких факторов как: масштабы и география деятельности фирмы; отраслевая принадлежность фирмы и продуктовая специализация; уровень кооперации в области МТО строительства и.т.п.
По мере реформирования отношений собственности в сфере капитального строительства наравне с учетом количественных показателей (объем закупок, смета затрат и.т.п.) уделяется большое внимание качественным критериям (надежность, сопряженность, сервис и.т.п.). Впрочем, это и не удивительно, так как в условиях рыночной экономики хозяйственные связи по закупкам материально-технических ресурсов устанавливаются не по принуждению (по фондам), а в силу экономической целесообразности.
Для оценки приоритетов в выборе строительными фирмами поставщиков материально-технических ресурсов были проведены социологические исследования среди руководителей строительных организаций региона. Им было предложно оценить своих поставщиков по десятибалльной системе по таким критериям, как надежность, технологическая сопряженность, сервис, продажная цена, форма материалодвижения, имидж поставщика, закупочные издержки и кредитоспособность. Распределение ответов респондентов приведено в табл. 1.
Как и предполагалось, большинство респондентов абсолютный приоритет отдает надежности поставщика (каждый восьмой из проинтервьюированных руководителей строительных организаций на первое место при оценке поставщиков поставили критерий надежности). Правда, более детальная расшифровка критерия «надежность» поставщика показала неоднозначную трактовку его респондентами.
Многие под надежностью поставщика понимают устойчивость хозяйственных связей, своевременное и в полном объеме выполнение договорных обязательств по поставкам продукции производственно-технического назначения. Иные к этому добавляют способность удовлетворить непредвиденные нужды строительной фирмы. Но все, безусловно, сходятся во мнении, что надежным является поставщик, полностью выполняющий свои договорные обязательства.
Очевидно в силу кризиса платежей, среди критериев оценки поставщиков большинство респондентов на второе место ставят их кредитоспособность. Как правило, под кредитоспособностью поставщика понимается возможность закупки у него материально-технических ресурсов без предоплаты или иных гарантий платежеспособности строительной фирмы.
Таблица 1. — Приоритеты критериев оценки строительными фирмами
региона поставщиков материально-технических ресурсов
Предпочтение все без исключения руководители строительных фирм отдают системе расчетов с поставщиками в форме последующей оплаты счетов после поступления закупленных материально-технических ресурсов.
На третье место при оценке поставщиков респонденты поставили такой критерий, как «продажная цена».
Организация обеспечения материалами
Отдел снабжения, функции которого рассмотрены выше, обычно строится по трем основным направлениям:
- Материальные группы. Они занимаются организацией и контролем поставок товаров отдельных групп (спецодежда и обувь, концтовары, подшипники, смазки и горючее, хозтовары и прочее), контролируют их правильное использование в соответствии с требования технологического процесса. В непосредственном контакте с ними работает складское хозяйство.
- ОТК на приемке. Организует входной контроль матералов и изделий в соответствии с упомянутыми выше положениями. В составе группы обязательно участие квалифицированного юриста, возглавляющего претензионную работу. Основанием для осуществления ее деятельности является соответствующий стандарт предприятия.
- Бюро нормирования. Это подразделение разрабатывает и контролирует выполнение норма расхода материалов. В его состав входит специалист, отвечающий за своевременным движением бухгалтерских и финансовых документов и отчетность по ним, а также экономист или соответствующая группа. Это зависит от размера предприятия и объема потока информации.
Процесс организации закупки
Шаг 1. Выявление потребности. Определите требования к закупаемым товарам исходя из ожидаемых характеристик конечного продукта.
Шаг 2. Анализ запасов. Актуализируйте данные о наличии товаров на складе, при нехватке запасов – выявляем количество, необходимое закупить.
Шаг 3. Поиск и выбор поставщика. Рассмотрите коммерческие предложения, выберите одного или нескольких поставщиков, заключите контракты, определите условия и периодичность поставок.
Важно! Выбор поставщика осуществляется с учетом политики компании. Концентрация на одном поставщике позволит получать бонусы и скидки, что выгодно для оптовиков
Но при этом существуют определенные риски срыва поставок и ограничения со стороны партнера.
Шаг 4. Подготовка, размещение и контроль заказа. Автоматизация операций процесса от подготовки заказа до его оплаты и получения сокращает сроки между поставками и позволяет оптимизировать работу отдела закупок. Постоянный контроль за соблюдением сроков и выполнении обязательств поставщика.
Шаг 5. Получение и осмотр товара. Бракованная продукция подлежит возврату и замене. Данные условия необходимо предусмотреть в договоре с поставщиком на этапе подписания договора
На данном этапе также важно правильно организовать на складе хранение сырья по номенклатуре товара, соблюдая технические возможности хранения с сохранением потребительских свойств.
Шаг 6. Документальное сопровождение. Подразумевает подписание входящей документации, оплата товара и возможная претензионная работа, если имеются споры с поставщиками по поводу сроков, количества и качества приобретенного сырья.