Возврат имущества в казну по инициативе автономного учреждения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат имущества в казну по инициативе автономного учреждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право оперативного управления, как правовой институт впервые был введен в законодательство в 1961 году сначала только для обозначения имущественных прав государственных организаций. В 1981 году оно было распространено и на кооперативные, государственно-кооперативные, межколхозные предприятия.

Суть и назначение договора оперативного управления недвижимым имуществом

Как было указано выше, данное соглашение является разновидностью договора аренды, но такие правоотношения не урегулированы отдельными нормами Гражданского кодекса, поэтому применяется сложившаяся юридическая практика.

Исходя из этого, под договором оперативного управления имуществом подразумевается письменное соглашение между субъектами хозяйственной деятельности, либо муниципальными (государственными органами), на основании которого, одна сторона, которой принадлежит недвижимое имущество, передает его в управление другой стороне, при этом за это не берется плата.

Такое существенное отличие его от договора аренды. Плюс к этому нужно добавить, что недвижимое имущество, передающееся таким способом, должно быть поставлено на баланс субъекта хозяйственной деятельности, и соответственно оперативный управитель платит налоги, проводит амортизационные отчисления.

Когда возникает право, касающиеся оперативного управления предприятием

Интересным представляется пункт 1 статьи 299 гражданского кодекса.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Здесь говорится, что описанное выше управление собственностью начинает действовать с того момента, как собственник передал его предприятию, при условии отсутствия противоречий, претензий со стороны посторонних компаний.

Например, оперативное право на недвижимость начинается в день его регистрации на владение в госреестре. Стоит отметить, что данное право имеет вещное действие и отдает его субъектам правовые полномочия по применению имущества с наложением обязанностей по ведению закрепленного имущества.

Законодательное регулирование оперативного управления

Право оперативного управления регулируется Гражданским кодексом РФ. Ст. 296 ГК РФ устанавливает базовые признаки оперативного управления:

Оперативное управление — это своеобразная передача определенного имущества от собственника другому субъекту. Если классическое право собственности — это триада, которая включает в себя полное владение, пользование и распоряжение, то управление подразумевает ограниченные возможности субъекта.

Право называется оперативным по одной простой причине: имущество было передано с целью совершения определенных и конкретных действий. Как правило, сама деятельность организации по управлению контролируется собственником.

Управление доступно двум особым организациям: учреждениям и казенным предприятиям. Учреждения создаются в некоммерческих целях, казенные — в коммерческих, но со строго определенной задачей. Учреждения, по сравнению с казенными субъектами, обделены распоряжением — хозяин должен самостоятельно решать судьбу имущества.

Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления

Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.

Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.

Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.

Главное отличие права хозяйственного ведения и оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае, круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Работы по поддержанию в рабочем состоянии противопожарной системы, вентиляции и дымоходов

  • проверять состояние всех элементов вентиляционной и дымоотводящих систем, в том числе на засоры, повреждение антикоррозийного слоя краски, на целостность конструкций;
  • следить за исправным состоянием систем автоматического дымоудаления, противодымной защиты;
  • проводить техническое обслуживание оборудования дымоудаления и системы вентиляции и осматривать их не реже трёх раз в год;
  • разрабатывать планы восстановительных работ при обнаружении дефектов, повреждений в системах вентиляции и дымоудаления.
  • проводить осмотры состояния пожарной сигнализации, пожарных выходов, лестниц, лазов, проходов, систем аварийного освещения, систем пожаротушения и средств противопожарной защиты;
  • менять вышедшие из строя датчики, проводку и противопожарное оборудование, ремонтировать сигнализации, цепи заземления, очищать пожарные гидранты от мусора и наледи.
  • проверять состояние внутридомового оборудования и устранять неисправности, которые могут привести к скоплению газа в доме;
  • проводить техобслуживание и ремонт систем контроля загазованности помещения;
  • принимать меры по обеспечению безопасности людей при ликвидации утечки газа.
Читайте также:  Как зарегистрировать ранее учтенную недвижимость

Категории ограничения прав пользования, распоряжения таких юридических лиц

Исходя из требований, которые представлены в ст.296 ГК РФ, любой субъект оперативного контроля должен пройти регистрацию в качестве юридического лица. Только после того, как будет пройден процесс регистрации, субъект получит право оперативного управления имуществом физических и юридических лиц.

Однако и тут имеются некоторые особенности. Одним из ключевых положений ст.296 ГК РФ является тот факт, что казенные предприятия могу осуществлять комплексное управление имущественными интересами исключительно в рамках действительной правовой базы. Это означает, что любые действия должны быть согласованы в первую очередь с владельцем имущественной массы, находящейся под контролем казенного предприятия, и при этом все действия должны подчиняться требованиям закона, и не нарушать его ключевые принципы.

Таким образом, несмотря на то, что предприятие имеет полное право контролировать и использовать имущество, которое было ему передано владельцами, распоряжаться без участия других лиц он будет исключительно в той среде, которая касается продукции, произведенной при помощи имущественных ресурсов в результате хозяйственной деятельности.

1.1. Правовые основания

Правовыми основаниямидля разработки настоящего Положения являются:

— Закон города Москвыот 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы»;

— Закон города Москвыот 19 декабря 2007 г. № 49 «Обосновах управления собственностью города Москвы»;

— Закон города Москвыот 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественнойказне города Москвы»;

— Закон города Москвыот 25 июня 2008 г. № 26 «О государственномимуществе города Москвы».

1.2. Сфера применения

Предметомрегулирования настоящего Положения являются отношения, возникающие в процессеуправления и распоряжения уполномоченными органами исполнительной власти городаМосквы объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.

Настоящее Положение нераспространяется на отношения по управлению объектами нежилого фонда городаМосквы, являющимися объектами культурного наследия.

Настоящее Положение нерегулирует порядок приватизации объектов нежилого фонда города Москвы, а такжепорядок передачи объектов нежилого фонда города Москвы в собственностьРоссийской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальнымобразованиям.

1.3. Термины и определения

Для целей настоящегоПоложения используются следующие термины и определения:

Управление нежилымфондом — организованный процесс принятия и исполненияуполномоченными органами исполнительной власти города Москвы решений по учету,владению, пользованию и распоряжению объектами нежилого фонда, а также поконтролю за использованием по назначению и сохранностью объектов нежилого фондаи мониторингу соблюдения условий использования, предусмотренныхгражданско-правовыми договорами с пользователями и решениями собственника вотношении объектов, переданных в хозяйственное ведение и оперативноеуправление.

Нежилой фонд— совокупность принадлежащих городу Москве и не предназначенных для проживаниячеловека следующих недвижимых вещей: зданий, строений, сооружений и нежилыхпомещений.

Объект нежилого фонда— здание, строение, сооружение, в том числе объект инженерного иликоммунального назначения, или нежилое помещение, входящее в состав объектанежилого фонда и/или расположенное в многоквартирном доме.

Использование объектанежилого фонда — владение и (или) пользование объектомнежилого фонда, осуществляемое на ограниченном вещном праве хозяйственноговедения или оперативного управления, или на обязательственном праве аренды,доверительного управления, безвозмездного пользования или концессии.

Пользователь объектанежилого фонда — государственное унитарное предприятие, в томчисле казенное, государственное учреждение, иная организация или гражданин,которому передан объект нежилого фонда в пользование (хозяйственное ведение,оперативное управление, аренду, доверительное управление, безвозмездноепользование, концессию) на основании решения собственника илигражданско-правового договора.

Назначение объектанежилого фонда — это разрешенные проектной документацией идокументами градостроительного зонирования виды деятельности, допустимые прииспользовании объекта нежилого фонда, определенные в договоре или ином акте(решении) о передаче в пользование объекта нежилого фонда при егоиспользовании.

Ликвидация объектанежилого фонда — это действия, совершенные по решениюсобственника объекта нежилого фонда, в результате которых объект прекратил своесуществование.

Иные термины, неопределенные в настоящем пункте, применяются в соответствии с действующимзаконодательством Российской Федерации и города Москвы.

1.4. Цели и задачи управления объектаминежилого фонда

Управление объектаминежилого фонда направлено на достижение следующих основных целей:

а) обеспечениереализации полномочий субъекта Российской Федерации города федеральногозначения Москвы;

б) созданиеблагоприятных условий для жизнедеятельности населения города Москвы;

в) развитие экономикигорода Москвы и предпринимательства;

г) обеспечениеэффективности использования имущества города Москвы.

1.5. Принципы управления объектаминежилого фонда

Управление объектаминежилого фонда основано на следующих принципах:

а) гласности иоткрытости;

б) обеспеченияконкурентных условий доступа участников хозяйственно-экономической деятельностик использованию объектов нежилого фонда города Москвы;

в) социальнойнаправленности управления нежилым фондом города Москвы.

1.6. Полномочия органов исполнительнойвласти города Москвы по управлению объектами нежилого фонда

1.6.1. Полномочияорганов исполнительной власти города Москвы по управлению объектами нежилого фондаопределяются настоящим Положением, а также иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации и города Москвы.

4.1. Страхованиеобъекта нежилого фонда обеспечивает в числе прочих сохранность объекта втечение срока пользования от рисков утраты и порчи объекта нежилого фонда.

4.2. Страхованиеобъекта нежилого фонда осуществляется Ссудополучателем после передачи объектанежилого фонда по акту приема-передачи в течение одного дня.

Договор страхованиязаключается на один год и ежегодно переоформляется на новый срок в течениесрока действия настоящего Договора.

Выгодоприобретателемпо договору страхования является Ссудодатель объекта нежилого фонда.

4.3. Страховой полисхранится у Ссудополучателя. Ссудополучатель представляет Ссудодателю копиюстрахового полиса на объект нежилого фонда для учета.

Читайте также:  План БТИ: зачем он нужен и как его получить

4.4. При наступлении страховогособытия Ссудополучатель в срок, указанный в страховом полисе, уведомляет обэтом Ссудодателя и Страховщика, после чего представляет Ссудодателю документы,Выгодоприобретателем по договору страхования является Ссудодатель объектанежилого фонда.*

4.3. Страховой полисхранится у Ссудополучателя. Ссудополучатель представляет Ссудодателю копиюстрахового полиса на объект нежилого фонда для учета.

4.4. При наступлениистрахового события Ссудополучатель в срок, указанный в страховом полисе,уведомляет об этом Ссудодателя и Страховщика, после чего представляетСсудодателю документы, подтверждающие факт наступления страхового случая.

Передача недвижимости в ОУ

Недвижимое имущество закреплено за учреждениями или предприятиями их собственником. Чаще всего это госимущество. Поэтому решение о передаче принимает уполномоченный на распоряжение муниципальными объектами орган.

Решение может быть в виде акта, приказа или другого нормативного документа:

  1. После решения о закреплении объекта, нужно оформить документ о его фактической передаче — акт приёма-передачи.
  2. После этого имущество снимают с баланса муниципалитета и проходят процедуру его госрегистрации для оперативного управления.
  3. Учреждение или предприятие получает свидетельство установленного образца об успешно пройденной регистрации.

Законодательное регулирование

ГК несет в себе основные положения о праве собственности, формах его реализации. В частности, имеется специальная статья, посвященная и оперативному управлению имуществом.

Кроме ГК, вопросы управления государственным и муниципальным имуществом регулируется инструкциями, положениями, принятыми как федеральным правительством, так и его отдельными органами (Росимуществом), так и на региональном уровне.

Росимуществом опубликовано специальное письмо о распоряжении государственным недвижимым имуществом.

Федеральные органы власти относительно имущества, принадлежащего региону или муниципалитетам вправе давать лишь рекомендации.

Организации, не имеющие отношения к государству или муниципалитетам, обязаны придерживаться исключительно положений ГК. Применение пунктов иных актов, например, при заключении договора оперативного управления имуществом, возможно по желанию собственника.

Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления

Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.

Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.

Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. Контролировать, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения.
  2. Назначать руководство государственной компании.
  3. Осуществлять реорганизацию предприятия.
  4. Использовать часть прибыли от применения активов.

В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.

Главное отличие права хозяйственного ведения и оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае, круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Договор безвозмездного пользования помещением: нужно ли регистрировать отношения сторон, формы сделок

В общих случаях проводить сделку можно через нотариуса или вовсе составить соглашение в простой письменной форме. В первом случае специалист контролирует соблюдение установленных процессуальных моментов и гарантирует правовую чистоту договора.

  • точное описание объекта соглашения – конструктивные и технические признаки, состояние на момент передачи;
  • указание об отсутствии недостатков, препятствующих использованию в конкретных целях;
  • разрешение на передачу в субпользование на безвозмездных началах и запрет на возмездную субаренду (даже с согласия собственника);
  • приложение с техническими документами на объект.

Полномочия владельцев

Согласно ст. 217 ГК РФ собственник обладает следующими правами:

  • владение;
  • распоряжение;
  • пользование.

На деле это означает, что собственник может совершать любые действия по отношению к своему имуществу. Если рассматривать этот вопрос более детально, то можно сказать, что такой владелец вправе:

  • отчуждать нежилое имущество (продажа, мена, аренда, залог);
  • завещать объект определенным субъектам;
  • осуществлять текущий и капитальный ремонт помещения;
  • реконструировать недвижимость по согласованию с государственными органами;
  • трансформировать объект в жилую квартиру/апартаменты;
  • использовать имущество для извлечения прибыли и занятия бизнесом;
  • заключать договор страхования недвижимости;
  • защищать имущество всеми законными способами.

Права собственника в идеале безграничны, но в многоквартирном доме необходимо всегда считаться с интересами соседей. Это значит, что лицу будет проблематично свободно реконструировать, увеличивать площадь помещения.

СПРАВКА. Если имущественные амбиции субъекта будут затрагивать общее имущество собственников МКД, то необходимо провести общее собрание жильцов и получить на это их согласие (ст.40 ЖК РФ).

Пункт 1 статьи 297 ГК РФ устанавливает общее правило о том, что распоряжение переданным казенному предприятию имуществом осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Абзац 2 п. 1 ст. 297 ГК РФ устанавливает исключение из общего правила о распоряжении имуществом казенного предприятия только с согласия собственника. Это исключение относится к производимой предприятием продукции — она реализуется самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В противном случае реализация продукции была бы затруднена из-за необходимости получения согласия, что могло бы негативно повлиять на эффективность участия предприятия в гражданском обороте. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

Согласно п. 2 ст. 297 ГК РФ порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается собственником его имущества. Более подробно отношения, связанные с распределением доходов казенного предприятия, регулируются подзаконными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Необходимо учитывать, что любое казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов. Доходы казенного предприятия от реализации производимой им продукции (работ, услуг) являются основой финансирования уставной деятельности предприятия. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.

Читайте также:  Когда можно продать имущество без декларации – изменения 2023 года

Частное учреждение полностью лишено правомочия распоряжения имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Иной правовой режим имеют доходы, полученные частным учреждением от разрешенной учредительными документами хозяйственной деятельности — приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение частного учреждения. Однако это не означает возникновение отдельного вещного права на указанные доходы: они учитываются отдельно, но также являются объектами права оперативного управления частного учреждения.

Автономное учреждение вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, однако, насколько свободно учреждение в осуществлении данного правомочия, зависит от вида (категории) имущества. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом от 3 ноября 2006 г. «Об автономных учреждениях».

Автономное учреждение также свободно в осуществлении правомочия распоряжения доходами от приносящей доход деятельности, если эта деятельность осуществляется в соответствии с уставом и не противоречит целям, для достижения которых создано учреждение. При этом возможность самостоятельного распоряжения распространяется как на любое движимое, так и на недвижимое имущество, приобретенное за счет указанных выше доходов.

Бюджетное учреждение имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Так же как и в случае с автономным учреждением, условия распоряжения зависят от вида (категории) имущества. Без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Отличие от автономного учреждения в отношении правомочия распоряжения имуществом в том, что автономное учреждение не может распорядиться только недвижимым имуществом, переданным собственником или приобретенным за счет средств собственника, а бюджетное не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, независимо от источника приобретения — средства учредителя или собственные средства.

Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Для признания движимого имущества особо ценным не требуется, чтобы уставная деятельность при отсутствии указанного имущества была абсолютно невозможной, достаточно наличия оснований предполагать, что она будет существенно затруднена. Недостаток данного критерия — в его оценочном характере, поскольку потребность учреждения в определенном имуществе не всегда очевидна. Однако вероятность возникновения споров минимальна, поскольку решение об отнесении движимого имущества к особо ценному принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным либо бюджетным учреждением или о выделении средств на приобретение такого имущества.

Установление порядка отнесения движимого имущества к особо ценному возложено на Правительство РФ. Он установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества». Например, для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер стоимости особо ценного движимого имущества устанавливается федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Еще один критерий отнесения движимого имущества к особо ценному — специальный порядок отчуждения, установленный законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Непосредственно законом к данной категории отнесены музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.

Поскольку суть ограничений на распоряжение имуществом автономного либо бюджетного учреждения — в сохранении возможности осуществления уставной деятельности, не может быть отнесено к особо ценному имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного (бюджетного) учреждения. Кроме того, режим особо ценного имущества не может быть распространен на имущество, приобретенное за счет собственных доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

Казенные учреждения имеют наименьший объем правомочий. Они не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Все операции такое учреждение осуществляет через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, однако доходы, полученные от указанной деятельности, должны направляться в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ, ст. 161 БК).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *