Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Классность водителей по категориям 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водителю должен предоставляться ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 24 календарных дней (далее – к. д.) за отработанный рабочий год (ст. 75 КЗоТ; ст. 6 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, далее – Закон № 504).
Водитель автомобиля: квалификационные характеристики
Итак, Квалификационный справочник, который принят еще в советские времена и носит рекомендательный характер, предполагает установление следующих классов квалификации водителям.
3-й класс присваивается водителям, управляющим одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств «В» или «С», или управляющим только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D».
2-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управляющим автобусами, отнесенными к категориям транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
Отметим, что 2-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии.
1-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «D» и «Е».
Заметим, что 1-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.
Для справки! В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения следующих категорий и входящих в них подкатегорий (п. 25 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097):
а) категорий «A» «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE»;
б) подкатегорий «A1», «B1», «C1», «D1», «C1E», «D1E».
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «B», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «B1», удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «C», – также право на управление ТС подкатегории «C1» и т. д. (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения 2-го и 1-го классов квалификации водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе:
-
систематически выполнять планы, графики перевозок и соблюдать расписание движения;
-
не иметь перерасхода топлива против установленных норм;
-
соблюдать трудовую и производственную дисциплину (не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших ДТП или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).
Порядок оформления на работу
Кандидат на должность водителя подходит по возрасту, имеет нужную квалификацию и не имеет противопоказаний по состоянию здоровья. Теперь нужно правильно оформить водителя на работу.
Шаг 1. Подача заявления о приеме на работу
Будущий сотрудник подает заявление о приеме на работу, а также:
- паспорт (другой документ, удостоверяющий личность);
- трудовую книжку (если это не первое место работы);
- документ об образовании;
- справку органа ГНС о присвоении идентификационного номера (учетная карточка налогоплательщика);
- водительское удостоверение;
- документы, подтверждающие прохождение медосмотра (см. подробнее в «БАЛАНСЕ», 2020, № 46-47, с. 17);
- военный билет или свидетельство о приписке к призывному участку.
Ежегодные отпуска водителей
Кроме того, водитель имеет право на ежегодные дополнительные отпуска:
- за особый характер труда (ст. 76 КЗоТ, ч. 1 ст. 8 Закона № 504). Водители, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических или геологических условиях и в условиях повышенного риска для здоровья, имеют право на дополнительные дни отпуска. Продолжительность такого отпуска установлена в приложении 2 к постановлению КМУ от 17.11.97 г. № 1290 (далее – Постановление № 1290). Максимальная его продолжительность – 35 к. д.;
- за работу с вредными или тяжелыми условиями труда (ст. 76 КЗоТ; ст. 7 Закона № 504). Право на такой отпуск есть у водителей, специфика работы которых подразумевает негативное воздействие на здоровье вредных производственных факторов (приложение к Постановлению № 1290). Максимальная продолжительность такого отпуска – 35 к. д. Конкретную продолжительность этого отпуска работодатель устанавливает в коллективном или трудовом договоре;
- за ненормированный рабочий день (ст. 76 КЗоТ, ст. 8 Закона № 504). Такой отпуск можно установить водителям легковых автомобилей, кроме водителей такси (п. 2.10 Положения № 340). Максимальная продолжительность такого отпуска – 7 к. д. (п. 3 Рекомендаций, утвержденных приказом Минсоцполитики от 10.10.97 г. № 7). Работодатель указывает конкретную продолжительность данного отпуска по каждому виду работ, профессий и должностей в колдоговоре (п. 3 этих Рекомендаций). Если на предприятии нет колдоговора, тогда привести такой перечень можно и в другом локальном документе предприятия, например в Положении об отпусках.
ОБРАЗЕЦ ТОВ «Апельсин» Наказ № 123-ОК 15.11.20 р. м. Луцьк Про прийняття на роботу Прийняти на роботу Сороченка Анатолія Федоровича з 16.11.20 р. на посаду водія автотранспортних засобів із посадовим окладом згідно зі штатним розписом із випробувальним терміном 3 (три) місяці. Підстава: заява Сороченка А. Ф. від 15.11.20 р. Директор (підпис) В. А. Короленко З наказом ознайомлений: 16.11.20 р. (підпис) А. Ф. Сороченко |
Правила присвоения класса водителю в ходе его трудоустройства
Процедура присвоения класса водителю проводиться при трудоустройстве гражданина на должность. Причем согласно информации, прописанной в справочнике, изначальная квалификация при найме на работу независимо от каких-либо заслуг – это 3-класс.
Об этом говорит судебная практика. В Верховном Суде Республики Якутия в 2018 году рассматривалось дело, когда иск против своего работодателя подал гражданин, ранее трудившийся в другой организации, где ему был присвоен 1 класс. Истец требовал сохранения своей квалификации на новом месте работы.
Однако суд отказал в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что работодатель вправе самостоятельно решать вопрос о сохранении квалификации водителя, полученной им на предыдущем месте ведения трудовой деятельности. Причина этого в том, что квалификационный справочник являлся документом, имеющим юридическую силу, в бывшем Советском Союзе, а сейчас в РФ информация оттуда носит исключительно рекомендательный характер.
Что означает класс водителя
Ежегодно покупая автогражданку в одной и той же страховой компании, водитель зарабатывает себе определённый авторитет. Для того чтобы было легче фиксировать историю вождения каждого автомобилиста, в ОСАГО предусмотрены классы, которые присваиваются конкретно ездоку, а не транспортному средству (ТС). Показатель классности не только создаёт репутацию, но и влияет на стоимость полиса в следующем страховом периоде, ведь это не постоянная, а изменяемая величина.
Всего в системе ОСАГО существует 15 классов. Самый минимальный, и соответственно, худший показатель – «М». Высочайшая планка для водителя – это значение «13». Если же новоиспеченный автомобилист обратился за страховкой первые, ему будет присвоен класс «3». Это значит, что при расчёте стоимости автогражданки будут учтены все показатели, кроме истории вождения, так как она отсутствует.
Как узнать класс водителя онлайн
Практика показывает, что страховщики иногда допускают ошибки при расчёте КБМ для страхователей. Возможно, это делается не специально, но вероятность того, что такое происходит преднамеренно, тоже есть. Именно поэтому нужно уметь самостоятельно определять свой класс автомобилиста.
Каждый автолюбитель может не только самостоятельно рассчитать свой КБМ, но и проверить его через специальные сервисы. Не стоит забывать, что есть единая база РСА (Российского союза автостраховщиков), которая постоянно совершенствуется и пополняется свежей информацией. Проверять свой класс и показатель КБМ можно через АИС РСА
Перед пользователем открывается форма для заполнения, в которой необходимо указать следующие параметры:
- кто является собственником ТС – юридическое или физическое лицо;
- тип договора – с ограничением или без ограничения числа допущенных к управлению лиц;
- ФИО и дату рождения страхователя;
- серию и номер водительских прав;
- дату начала действия страховки.
После подтверждения кода безопасности и нажатия на кнопку поиск, произойдёт отправка запроса. Через несколько секунд под формой появится сообщение, в котором будет указан показатель КБМ на следующий страховой период. По величине этого коэффициента можно легко определить класс водителя по таблице.
Классность водителей по ОСАГО
Получить первый класс по вождению для страховых компаний легко. Оформление полиса ОСАГО будет намного дешевле, если не попадать в ДТП в течение последнего страхового года. Страховщики назначают водителям водительские классы для того, чтобы опледелять уровень мастерства автовладельца. Чем меньше аварий было оформлено через страховую компанию за конкретный промежуток времени, тем выше категория класса водителя и тем меньше он заплатит за покупку полиса ОСАГО. Страховая система включает в перечень назначения классности водителей не только безаварийное вождение, но и другие факторы, такие как возраст водителя, его стаж вождения автомобилей, даты присвоения категорий по водительскому удостоверению, и т.д.
Положение о порядке аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессией тракториста-машиниста, и допуска их к управлению тракторами и другими самоходными сельскохозяйственными, мелиоративными и дорожно-строительными машинами, утвержденное заместителем министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 5 декабря 1994 г. (утратило силу)
Положение о порядке аттестации и присвоения квалификации лицам,
овладевающим профессией тракториста-машиниста, и допуска их к управлению
тракторами и другими самоходными сельскохозяйственными, мелиоративными и
дорожно-строительными машинами, утвержденное заместителем министра
сельского хозяйства Республики Казахстан от 5 декабря 1994 г.
Утратило силу в соответствии с приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан — Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 января 2004 года № 33
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
- Судебные решения
1. Настоящее Положение разработано на основании постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 26 августа 1993 года № 735, устанавливает единый порядок аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессией тракториста-машиниста и является обязательным для применения на всей территории Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
- Судебные решения
2. Подготовка и переподготовка трактористов-машинистов осуществляются в профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и учебных центрах, а повышение квалификации, как правило, — в учебно-курсовых комбинатах (пунктах), учебных центрах и на курсах по утвержденным в установленном порядке учебным планам и программам.
В соответствии с программой обучения профессией тракториста-машиниста овладевают также учащиеся средних общеобразовательных школ, средних специальных и студенты высших сельскохозяйственных учебных заведений.
Программой предусматривается изучение слушателями основ агротехники и машиноиспользования, устройства и технической эксплуатации тракторов и других машин, правил дорожного движения, техники безопасности при выполнении механизированных и других работ, организации и оплаты труда, основных законодательных актов, связанных с использованием земли и ведением фермерского хозяйства в условиях рыночной экономики.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
- Судебные решения
3. По завершении полного курса подготовки, переподготовки или повышения квалификации проводится аттестация слушателей в виде сдачи квалификационных экзаменов созданным для этой цели соответствующим квалификационным комиссиям.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
- Судебные решения
4. Председателем квалификационной комиссии назначается представитель профтехобразования, членами комиссии — руководитель учебного заведения, преподаватели специальных дисциплин, представители администрации хозяйств. Состав комиссии утверждается в установленном порядке.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
- Судебные решения
5. Выпускники средних общеобразовательных школ, прошедшие обучение по программе тракториста-машиниста, сдают экзамены квалификационным комиссиям хозяйств, на базе которых они проходили производственную практику.
Понижаем класс водителя
Классность можно не только установить, но и понизить (п. 7 Справочника). Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя с занесением в трудовую книжку. Водителям, которым понижен класс квалификации, а также лишенным права управления транспортным средством на срок более года, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях вновь.
Понизить класс можно, если водитель 2-го и 1-го класса:
- не выполняет требования, предусмотренные квалификационной характеристикой или должностной инструкцией;
- систематически не выполняет планы, графики перевозок и расписания движения;
- имеет перерасход топлива;
- имеет за последние три года работы нарушения ПДД, повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия;
- нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности.
Раньше КБМ рассчитывался отдельно по каждому транспортному средству и обнулялся в случае его продажи. Соответственно снижалась скидка на покупку полиса. Человек, купивший новый автомобиль, должен был собирать баллы повторно и еще раз повышать класс. С 2016 года методика расчетов поменялась. Коэффициент присваивается самому человеку, а не автомобилю.
Узнать КБМ можно также, как определить класс безаварийности водителя. Вариант первый — просмотреть информацию на сайте РСА. Вариант второй — посмотреть в таблицу, представленную далее.
Класс в начале года |
Класс в конце года (*) |
|
* Если за год водитель раз обращался за выплатой, то на будущий год его класс будет таким, как указано в скобках.
Как определить класс водителя автомобиля на конец года? Нужно найти в таблице значение категории, которая была присвоена водителю в начале года, и сопоставить его с количеством обращений за выплатами. Опытному водителю присваивается самый высокий класс «13» и он получает 50% скидку (КБМ = 0,5) на покупку полиса. Как определить класс водителя на начало года? Он равен количеству лет водительского стажа.
Прошу провести мне в 2010 г. квалификационную аттестацию для установления 2-го класса.
Основанием для присвоения 2-го класса считаю отсутствие нарушений Правил дорожного движения, стаж работы более трех лет и выполнение графика перевозок.
Завьялов, 20.10.2009
Заключение квалификационной комиссии о присвоении класса водителю оформляется протоколом. При вынесении решения надо руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса, а также оценить:
- показатели в работе (систематическое выполнение графиков, расписания движения и т.д.);
- соблюдение трудовой дисциплины (водитель должен не иметь за последние три года работы нарушений Правил дорожного движения, которые влекут за собой лишение права управления транспортным средством).
Приведем пример протокола заседания квалификационной комиссии.
Положение о повышении разряда рабочим
Для установления порядка присвоения классов водителям работодатель должен разработать ряд локальных нормативных актов, поскольку обязательные требования о присвоении классности ТК РФ и нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены. Необходимые условия выплаты надбавки — создание квалификационной комиссии и обеспечение ее функционирования, разработка положения о начислении надбавки за классность водителям и положения о присвоении классности водителям.
Положение о порядке присвоения классности водителям легкового автотранспорта 1.1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения класса квалификации (классности) водителям легкового автотранспорта (далее — водители) администрации города .
1.2.
Проведение квалификационных экзаменов
То насколько специалист соответствует занимаемой должности проверяется квалификационными экзаменами. Сдавать их необходимо независимо от того, в какой именно форме происходило обучение.
Чтобы иметь право участвовать в сдаче квалификационных экзаменов сотрудник должен пройти весь производственный и теоретический курс обучения.
Зачастую такого рода экзамены на предприятии проходят раз в полгода либо же раз в году, в соответствии с графиком. В этот период сотрудники, которые желают повысить разряд по своей специальности, должны подавать соответствующие заявления секретарю.
Рабочий, который желает повысить разряд, или же которому присваивается квалификационный разряд должен в устной форме ответить на задания из раздела «Должен знать», и самостоятельно выполнить некоторые виды работ, которые указаны в разделах: «Примеры работ», «Характеристики работ». Также члены квалификационной комиссии будут учитывать результаты прохождения курсов повышения квалификации специалиста.
Работнику необходимо ответить на вопросы, касающиеся требований и общего уровня проф знаний, например, он должен точно знать собственные обязанности, инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, нормы и правила по охране труда, правила использования средств индивидуальной защиты, производственную санитарию и противопожарную безопасность, требования по рационализации организации труда на рабочем месте, требования, которые предъявляются к качеству выполняемых работ.
Работник, которому присваивается более высокий квалификационный уровень, кроме работ, предусмотренных его тарифно – квалификационной характеристикой должен уметь выполнять работы, предусмотренные более низкими тарифно – квалификационными характеристиками, и руководить работниками низжих разрядов данной специальности.
Перед проведением экзаменов начальник цеха/мастер предоставляет претендентам наряд – документ, который будет устанавливать задание на выполнение работ, а также содержать перечень, временные рамки на их выполнение. Как пробные работы могут быть выбраны:
- те, которые характерны для предприятия;
- соответствующие определенным стандартам (нормам выработки, уровню квалификации организации);
- не превышающие по времени одну смену и т. д.
Перед тем как приступить к выполнению задания мастер обязан разъяснить условия и порядок выполнения задания. Далее в наряде указывается время начала выполнения работ, и время окончания.
Задания рабочему подаются соответственно с квалификационными требованиями, которые описаны в ЕТ КС (в разделе «Примеры работ»). Если по ЕТ КС предусмотрено выполнение нескольких видов работ в рамках одной специальности, проба проводиться по той, которую выбирает сам работник.
После проведения устной проверки знаний сотрудника, комиссия:
- определяет уровень сложности конкретные условия труда работника;
- оценивает профессиональную подготовленность претендента, опираясь на тарифно – квалификационные требования по определенному квалификационному разряду;
- оценивает насколько качественно была выполнена работа;
- определяет какую долю участия взял на себя работник выполняя задание, поставленное перед структурным подразделением;
- оценивает личностные характеристики претендента.
Экзамен считается несданным, если:
- работником не были выполнены нормы выработки во время пробной работы;
- работник не показал соответствующих знаний и навыков, необходимых для квалификационного уровня;
- по вине экзаменуемого был допущен брак;
- имеются нарушения к требованиям безопасности труда или вовсе отсутствуют знания о них.
Работник, который получил «неудовлетворительно», может получить дополнительные сроки на производственное обучение, по прошествую которого, будет решен вопрос о повторном допуске к сдаче экзамена.
По результата оценок и представленным документам по экзамену может быть принято одно из решений:
- о том, что работник не соответствует тарифно – квалификационным характеристикам заявленного разряда. Решение принимается путем открытого голосования. Если количество голосов за и против одинаково, принимается решение в пользу работника;
- о соответствии квалификации сотрудника заявленному квалификационному разряду и присвоение данного квалификационного разряда.
Окончательное решение комиссией принимается в присутствии работника и оглашается непосредственно после голосования.
Как оплачивается классность водителям в России
Присвоение водительского класса позволяет получать различные надбавки к заработной плате. Соглашение прописывает следующие надбавки:
- За 1 класс – 25% от оклада либо другой тарифной единицы;
- За 2 класс – 10% от оклада или тарифной единицы;
- За 3 класс доплата не предусматривается.
Надбавка за классность водителям может быть установлена работодателем на свое усмотрение, но при этом, если он в 30-дневный срок не предоставил письменный отказ от участия в Соглашении, то она не может быть меньше, той, что установлена в этом документе (25% и 10% соответственно). Это установлено письмом Минздравсоцразвития № 338-ТГ от 24.07.08.
Соответственно, доплата за классность водителям, должна быть равна или больше той, что установлена в Соглашении.
Также, вышеуказанный документ устанавливает, что работодатели, которые решились доплатить своим водителям за классность, должны разработать следующие документы:
- Положение о присвоении классности;
- Положение о доплате за классность.
Начисление такой добавки водителям устанавливается приказом по организации.
Классы водителей по ОСАГО
По системе ОСАГО выделяют 15 классов автомобилиста: 0, М, 1, … 13. При отсутствии страховой истории будет присвоен коэффициент 1. Поэтому при определении цены все обозначенные выше факторы, помимо последнего. Чем больше лет водитель оформляет страховку и не обращается за компенсацией, тем более высоким будет показатель. Для каждого из них рассчитывается КБМ. За один «чистый» год он снижает стоимость страховых услуг на 5%. Данная скидка накопительная. Многие спрашивают: какой класс страхования ОСАГО лучше? Идеальный вариант – 13.
Для второго класса применяется множитель 0.95, для третьего – 0.9. При присвоении последнего будет использоваться множитель 0.5.
Внимание! За каждое возмещение стоимость автогражданки будет возрастать, а класс – уменьшаться. При присвоении класса М будет использоваться коэффициент 2.45, в том случае полис будет стоить почти в два с половиной раза дороже! Обычно данный класс присваивается автомобилистам, которые за один год 4 и более раз получали компенсации от страховщика. Сумма может снижаться постепенно, а повышаться – мгновенно.