Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индексация зарплат в 2023 году затронет около 20 млн работников бюджетных сфер». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы разобраться в том, кому именно должны прибавить зарплату в следующем году, стоит уточнить, что в России к бюджетникам относят педагогический и медицинский персонал, чиновников, госслужащих, работников социальной сферы, персонал муниципальных и государственных учреждений культуры и спорта, служащих силовых ведомств и, конечно, работников администраций и органов власти, не отнесённых к категории государственных или муниципальных служащих, и некоторых других работников.
Кому положена индексация
При этом зарплаты силовиков и госслужащих регулируются в том числе и отдельным законодательством, поэтому для них реальная прибавка может быть больше, чем у тех, кто получает оплату труда из бюджета.
Например, в бюджете на 2023−2025 годы предусмотрена индексация с 1 октября 2023-го денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на 10,5%. А ещё существенный процент надбавок составляют доплаты за чины, звания, ранги и т. д., но это касается только тех, кому они положены.
Повышение выплат медицинским работникам анонсировала вице-премьер РФ Татьяна Голикова, которая заявила, что с 2023 года врачи центральных, а также районных больниц будут получать ежемесячную надбавку в размере 18 500 рублей; сотрудники первичного звена получат надбавку в размере 14 500 рублей, а медики скорой помощи — 11 500 рублей.
Фельдшеры скорой, принимающие вызовы, получат ежемесячную доплату в 4500 рублей.
На сколько повысят зарплату бюджетникам в 2023 году
Глава Минфин России Антон Силуанов в конце ноября 2022 года уточнял, что уровень заработной платы для сотрудников бюджетных организаций вырастет более чем на 8%. Это решение, в том числе связано с принятием бюджета страны на 2023—2025 года, где расходы на индексацию зарплаты также учитываются.
Например, в 2023 расходы на бюджет РФ составят 29 триллионов рублей. Индексация заработной платы планируется для работников, кто представляет бюджетную сферу. В этот список входят работники социальных учреждений, педагоги, работники культуры, медработники, представители социальной сферы, работники силовых ведомств, военнослужащие, а также сотрудники Росстандарта и Роспотребнадзора. Согласно документу Минфина в 2023 году оклады бюджетникам могут вырасти на 104,7 миллиарда рублей.
Законодательные обоснования
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:
- учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
- в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
- на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.
Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.
Индексация бюджетникам
Важно! Владимир Путин потребовал от правительства подготовить все необходимое для проведения индексации зарплат бюджетников РФ уже с 01.01.23. Таким образом, уже в начале 2023 года все работники бюджетной сферы получат повышенный оклад. Правда президент не озвучил в своем обращении, каким именно должен быть коэффициент индексации. Вероятнее всего этот параметр мы узнаем после анализа инфляции за весь 2022 год.
Напомним, что ранее Минфин планировал увеличить федеральный заработный фонд бюджетной сферы более чем на 1 триллион рублей в период с 2023 по 2025 год:
Год | Увеличение фонда |
2023 | 104,7 млрд. |
2024 | 359 млрд. |
2025 | 541,7 млрд. |
Как регулируется сетка для бюджетников
Постановление Минтруда № 32 от 06.06.1996 указывало, что такое 18 разряд у бюджетников — это максимальный разряд по ЕТС, его присваивали директору бюджетного (и коммерческого) учреждения с I группой оплаты труда руководителя. Теперь единую тарифную сетку не применяют, бюджетники перешли на НСОТ — новую систему оплаты труда. Эта система утверждена ПП РФ № 583 от 05.08.2008.
По новой системе зарплата бюджетника состоит из:
- окладов (тарифных ставок);
- компенсационных выплат;
- стимулирующих выплат.
Оклады и ставки зарплаты определяют руководители бюджетных учреждений в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей с учетом сложности и объема выполняемой работы. Кроме того, при распределении ставок учитывают:
- действующий ЕТКС работ и профессий;
- единый квалификационный справочник должностей руководителей;
- профессиональные стандарты;
- государственные гарантии по оплате труда;
- перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера;
- рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (обновляются ежегодно);
- мнение представительного органа работников.
Каждое бюджетное учреждение разрабатывает локальное положение об оплате труда на основе примерных положений, которые утверждают отраслевые ведомства или региональные органы власти. В этих положениях фиксируют оклады по группам оплаты труда или профессиональным квалификационным группам.
Приведем пример — таблицу окладов бюджетников в 2022 году для Ростовской области для педагогических работников по постановлению правительства Ростовской области № 886 от 25.10.2021:
Профессиональная квалификационная группа | Квалификационный уровень | Минимальный должностной оклад, ставка заработной платы, в рублях |
---|---|---|
ПКГ должностей педагогических работников | 1-й квалификационный уровень | 12 041,00 |
2-й квалификационный уровень | 12 626,00 | |
3-й квалификационный уровень | 13 242,00 | |
4-й квалификационный уровень | 13 893,00 |
Кому и на сколько повысят зарплаты в этом году
Однако по сообщению главы правительства, повышение окладов бюджетникам в текущем году — дело решенное. Оно коснется медиков, учителей школ, а также профессорско-преподавательского состава. Не забыли и про студентов, которых ожидает повышение стипендий.
Точных цифр не называют, но по информации, предоставленной министром финансов, в среднем уровень зарплат повысится как минимум на 16 %.
Поскольку оплата труда в разных областях может отличаться в два и более раза, повышение зарплат в этом году в России тоже будет проходить неравномерно. Кроме того, величина надбавки зависит от стажа, категории и ряда других факторов. Например, будет учитываться, какие обязанности выполняет сотрудник, есть ли на нем дополнительная нагрузка.
Значение имеет даже рейтинг заведения. Например, учителя, которые работают в школе, признанной лучшей в районе, получат больше работников не имеющего такого статуса учреждения. Так что некоторых специалистов ждет повышение зарплаты примерно в полтора раза.
Глава Минобразования пояснил, что заработок специалистов подведомственной ему сферы будет складываться из двух частей. Около 70 % из них составит оклад, а оставшиеся 30 % — различные стимулирующие выплаты.
Интересно, что среди сотрудников медицинских учреждений недавно провели опрос. Многие из них заявили, что об индексации зарплат слышат первый раз.
Видео: ожидается ли увеличение зарплаты учителям и врачам.
Депутат озвучил, что нужно сделать для повышения заработной платы
За последние восемь лет заработная плата россиян значительно снизилась. Олег Шеин, депутат Государственной Думы и вице-президент Конфедерации труда России, считает, что если все пойдет по плану, то неравенство в доходах исчезнет не раньше 2040 года.
«Очевидно, что в настоящее время зарплаты ниже, чем в 2014 году. в этом году провал по заработной плате составил примерно 8%, так что, исходя из имеющихся на данный момент данных, при столь «аккуратном» подходе уровень заработка россиян должен вернуться к норме только к 2040 году», – считает парламентарий.
Олег Шеин сообщил, что стоимость товаров и услуг в текущем году выросла на 13%, в то время как зарплаты в бюджетной сфере выросли не более чем на 2%. Это аналогично ситуации с зарплатами в предыдущие годы.
«Если средняя заработная плата в реальном секторе экономики снижается и отстает, понятно, что и в бюджетном секторе средняя зарплата тоже будет снижаться. Сейчас индексация заработных плат – это просто попытка догнать рост цен», – уверен Шеин.
Политик уверен, что единственный способ добиться значительного повышения заработной платы — это создание работающими гражданами профсоюзов, которые будут настойчиво агитировать за улучшение оплаты труда.
Документы, регламентирующие оплату труда работников
Согласно ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Оплата труда — это основная форма вознаграждения за результаты труда и стимулирования его количественных и качественных показателей.
ТК РФ является основным сборником законодательных актов и регулирует трудовые отношения всех работников.
Коллективный договор — основной правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками в организации. Его условия являются обязательными как для членов трудового коллектива, так и для работодателей. Предметом коллективного договора являются условия труда и его оплаты, социальное, жилищно-бытовое и медицинское обслуживание членов трудового коллектива, гарантии и льготы, предоставляемые работодателем.
На основании ст. 56 ТК РФ трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. ст. 129 — 132 ТК РФ под оплатой труда работающих по трудовому договору принято понимать вознаграждение, установленное работнику за выполнение трудовых обязанностей. Оплата труда каждого работника определяется работодателем в зависимости от количества и качества выполняемой работы и максимальным пределом не ограничивается. При этом обычно применяются тарифные ставки, оклады.
Договоры гражданско-правового характера регулируются ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и заключаются между организациями и работниками, привлеченными со стороны для выполнения конкретных работ, которые организация не может выполнить своими силами.
Новые федеральные стандарты бухучета
С 1 января 2023 г. при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях начинают применяться положения двух федеральных стандартов бухгалтерского учета. Но свою силу данные стандарты распространяют далеко не на все учреждения.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» утвержден Приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н. Данный ФСБУ устанавливает единые требования к бюджетному учету и отражению в отчетности нефинансовых активов имущества казны. Применять его должны только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.
Федеральный стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» утвержден Приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н. Документом обязано руководствоваться только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, начиная с отчетности за 2022 год.
Переход на ЭДО в бухгалтерском учете
С 1 января 2023 г. все без исключения учреждения бюджетной сферы должны перейти на применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета. Порядок применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета утвержден Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н (далее ‒ Приказ № 61н).
Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных документов Минфин России довел в Письме от 01.12.2021 № 02-07-07/98091.
В течение 2022 года в два этапа к Приказу № 61н были добавлены новые унифицированные формы электронных первичных документов и регистры бухгалтерского учета.
С 16.08.2022 введено восемь форм электронных документов Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н. С 2023 года в обязательном порядке новые документы применяют федеральные учреждения и госорганы, которые передали учет Федеральному казначейству. Для остальных учреждений обязанность использовать наступает с 2024 года. На бумажном носителе сейчас можно применять всем учреждениям.
Как быть, если у учреждения нет технической возможности формировать и хранить первичные документы и регистры в электронном виде? Учреждения, не перешедшие на применение Приказа № 61н, вправе формировать электронные документы на бумажном носителе и подписывать собственноручно. Однако отсутствие организационно-технической возможности необходимо подтвердить. Об этом сказано в п. 6 Методических указаний, п. 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций, Письме Казначейства России от 15.02.2022 № 07-04-05/08-3153.
Внимание
Если учреждение не перейдет на электронный документооборот с 1 января 2023 г., административная ответственность не установлена. Условие: применяете формы первичных учетных документов из Приказа № 61н на бумаге.
Тарифная оплата в коммерческом секторе
По фактору «Разнообразие (комплексность) работ» установлено восемь степеней сложности работ в зависимости от сферы деятельности работника, которая определяется функциональным разделением труда, его местом и ролью в управлении и обслуживании производства.
В коммерческих организациях вводится собственная тарификационная сетка, разработанная с учетом коллективного, профсоюзного мнения.
Инструкции об установлении тарифных разрядов N 13, которая гласит, что тарифный разряд у заместителей должен быть на один — три разряда ниже, чем у руководителя организации (филиала).
Заключенные договоры, соглашения и иные нормативные акты не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий, установленный трудовым законодательством.
Как показывает арбитражная практика, суды в большинстве случаев принимают сторону налогоплательщиков, когда те включают в расходы в налоговом учете так называемые непроизводственные премии.
Кроме этого он располагает 5 разрядом, а это предполагает использование коэффициента 1, 268, что указывает на заработок в данном месяце сотрудника 30 584, 16 рублей.
Тарифная сетка – это большие преимущества, если она используется согласно нововведениям и в первую очередь оценивается ценность сотрудника, его опыт и сложность производственного процесса, а уже на следующей ступени стоит ранг руководящей должности.
Настоящее Соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
Соответственно, выплаты и вознаграждения, начисляемые на основании данных документов, налогоплательщик может учесть при налогообложении прибыли.
Эту норму следует трактовать не как возможность тарификации соответствующих профессий рабочих 9 — 12 разрядами, а только как возможность их оплаты по ставкам этих разрядов, причем оплаты, не обязательно носящей постоянный характер.
Настоящая работа предназначена для руководителей предприятий ЖКХ, специалистов по организации труда в качестве практического пособия.
Единая Тарифная Сетка По Оплате Труда Работников Жкх Сферы 2021
2.1. Система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в Организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.
2.2. Работодатели обеспечивают:
а) оплату труда работников в соответствии с профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы (профессиональными стандартами), количеством и качеством затраченного труда, согласно п. 7.5.8 настоящего Соглашения;
б) тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим, специалистам и служащим по действующим Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих и/или профессиональными стандартами, с учетом квалификационного уровня работников (Перечень профессиональных стандартов, утверждённых согласно действующему законодательству приведён в Приложении № 2 настоящего Соглашения).
в) принятие локальных нормативных актов, касающихся оплаты и условий труда, с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников Организаций, а также своевременное доведение до работников информации о применяемых условиях оплаты труда;
г) своевременное заключение коллективных договоров, совершенствование нормирования и условий труда.
2.3. Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению и не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
2.3.1. В случае несоответствия даты установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, предусмотренной настоящим Соглашением, и даты изменения фактического уровня тарифов на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, работодатель вправе синхронизировать дату установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с датой изменения фактического уровня тарифов.
2.3.2. В зависимости от финансового и экономического состояния Организации работодатель вправе установить в Организации минимальную месячную тарифную ставку в размере, превышающем величину, предусмотренную настоящим пунктом.
2.3.3. Размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.
В случае отсутствия у работодателя средств на повышение оплаты труда, индексация фонда на оплату труда производится с 1 июля т. г. одновременно с повышением тарифов на предоставляемые услуги, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной согласно индексу потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал.
2.3.4. В целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. По запросу работодателя или первичной профсоюзной организации любая из сторон Соглашения вправе направить согласованные сторонами рекомендации по тарифным сеткам и тарифным коэффициентам. Рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017-2019 годы приводится в Приложении № 3.
2.4. Минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.
Если в региональных соглашениях или в коллективных договорах Организаций предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то ее размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики.
Рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.
В случае установления размера индексации минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, в тарифах на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, в отличном размере от индекса потребительских цен в Российской Федерации, работодатель вправе оспорить уровень индексации на уровне, заложенной в тарифах. Если в Организации собственных средств недостаточно для выполнения таких требований, выборный профсоюзный орган и работодатель протокольно утверждают согласованный срок выполнения данного положения ОТС.
3.1. Режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка Организации.
Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.
Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.
На основании коллективного договора Организации, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце третьем настоящего пункта, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены коллективным договором Организации.
При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня, при шестидневной — один выходной день в неделю.
Тарифная сетка по разрядам в 2021 году
Для бюджетных организаций тарифная ставка наименьшего разряда и повышающие коэффициенты устанавливаются на государственном уровне (отраслевыми соглашениями, региональными постановлениями).
Коммерческая организация может разработать свою тарифную сетку самостоятельно, с учетом коллективного, профсоюзного мнения.
Важно только учесть, что ставка низшего разряда не может быть ниже МРОТ, в 2021 году его размер составил 11 280 рублей.
Для работников транспорта установлены 13 уровней квалификации; тарифный разряд водителя трамвая и троллейбуса — 6-ой или 7-ой (зависит от длины состава); наивысший коэффициент для 13-го разряда — 4,13, однако предусмотрена вилка (от 3,90 до 4,13).
Кстати, таким образом выполняется и Постановление Правительства РФ от 10.12.
2021 № 1339 о том, что средний заработок руководителя может быть не выше, чем восьмикратный средний заработок работников (актуально для государственных и муниципальных учреждений).
Рекомендуем прочесть: Субсидии на жилье многодетным семьям в2021
Такую ставку удобно использовать в ситуациях, когда имеется возможность четкого нормирования объемов работы и временного периода, требуемого для выполнения этих объемов. Если количественные параметры работы не могут быть определены, то применяется такая экономическая категория, как оклад. Его устанавливают инженерно-техническим работникам, специалистам руководящего звена, служащим.
При обозначении величины сумм оплаты труда, смотрят на разряд сотрудника. Первый – обычно присваивается служащим и подчиненным с самой низкой квалификацией. Этих работников чаще всего ставят на несложный, менее трудоемкий труд, ли на должности с минимальной ответственностью.