Порядок обжалования решения налогового органа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок обжалования решения налогового органа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Налоговые споры разбираются в суде в общеисковом порядке. Иными словами, в дело вступает принцип состязательности. У каждой из сторон спора есть возможность предоставлять свои доводы и доказательства по делу, и только после рассмотрения аргументов каждой из сторон суд выносит решение. Суд с налоговой подразумевает, что вы должны быть готовы аргументировать свою позицию.

В каких случаях налоговые органы могут обращаться в арбитражный суд?

Существует несколько различных случаев, когда налоговики обращаются в арбитражные суды. Вот наиболее распространенные из них:

  • взыскание штрафа или доначисления налогов с налогоплательщика – наиболее часто сотрудники ФНС обращаются в суды, когда не могут другими способами добиться выполнения своих требований относительно взыскания штрафов за налоговые нарушения, доначислений, пеней и т. д. Если бизнес игнорирует требования ФНС, и при том другие меры не дают необходимого влияния (например, блокировка расчетных счетов компании), налоговики могут обратиться в арбитражный суд с целью взыскать средства в принудительном порядке. По сути, это процесс, противоположный обжалованию решения налогового органа в арбитражном суде – истцом выступают представители налоговой инспекции, а ответчиком – налогоплательщик;
  • признание должника банкротом – налоговая инспекция по закону имеет право инициировать процедуру банкротства юридического лица, если оно накопило значительные размеры задолженности по налогам и обязательным платежам, и другого способа, кроме как путем банкротства, их взыскать нет. В случае, если задолженность по налогам превышает пороговые для банкротства размеры, ФНС может обратиться в арбитражный суд с иском о начале процедуры банкротства должника. Далее в ходе конкурсного производства средства будут взысканы после продажи имущества компании. Конечно, перед тем как подать в суд, налоговики будут пытаться неоднократно связаться с представителями бизнеса, и только после того как поймут, что другого варианта нет, будут обращаться в суд;
  • пропущены сроки бесспорного взыскания налоговых платежей – согласно действующему Налоговому кодексу, у представителей ФНС есть 2 месяца на то, чтобы подготовить решение о взыскании налога с налогоплательщика в случае, если были выявлены нарушения, недоплаты и т. д. Но иногда случается так, что указанный срок пропускается, и налоговики не успевают время подать требования. После истечения срока их требования не будут иметь законной силы, и единственный способ таки добиться взыскания обязательных платежей – это обращение в арбитражный суд. Судебный порядок предусматривает срок в 6 месяцев на подготовку и подачу требований, что существенно больше, чем бесспорный период, потому это может стать еще одной причиной для подачи иска против компании налоговиками.

Как видно из вышеописанного, обжалование действий налогового органа в суде – не единственная причина, по которой стороны могут встретиться в рамках судебного процесса, нередко именно ФНС становится инициатором судебного разбирательства и подает иски в арбитражный суд против налогоплательщиков. Что с этим делать и как защитить свои интересы, мы расскажем ниже.

Как проходит оспаривание решений налоговых проверок в вышестоящую инстанцию

Если налоговый орган не принял возражения на акт проверки и вынес решение, то для его оспаривания необходимо подать жалобу в вышестоящую инстанцию по подведомственности. Так, решения межрайонных инспекций обжалуются в УФНС по конкретному региону.

Налогоплательщик вправе подать жалобу в течение одного года со дня принятия решения. Если акт налогового органа не вступил в силу, то его можно обжаловать в апелляционном порядке в течение месяца.

В случае пропуска срока по объективным причинам он может быть восстановлен по ходатайству налогоплательщика. При положительном решении жалоба будет рассмотрена по существу.

Если вы пропустили срок на оспаривание решения налогового органа, желательно обратиться к юристам компании СКП. Мы поможем обосновать уважительность причин просрочки, подготовим необходимые доказательства.

Услуги юриста по оспариванию решений налоговых органов

Компания СКП помогает клиентам оспорить решения налоговых органов. Наши юристы обладают значительным опытом в данной сфере, что позволяет принимать обдуманные решения и разрабатывать оптимальные варианты для получения положительного результата.

В юридические услуги по оспариванию решений налоговых органов входит:

  • бесплатная консультация;
  • анализ ситуации и поиск оптимальной стратегии защиты;
  • составление и направление возражений на акт проверки;
  • сопровождение клиента при проведении налоговых проверок;
  • оспаривание решений налогового органа через все инстанции ФНС;
  • составление заявления для подачи в арбитражный суд;
  • сбор доказательств;
  • представление интересов клиента в суде;
  • подача жалоб в апелляцию и кассацию.

Наша команда профессионалов работает «под ключ». Мы оформим доверенность на представление интересов клиента и самостоятельно сопроводим административный и судебный порядок обжалования решения налоговой службы.

Если вам необходимо оспорить результаты налоговой проверки, заполните форму обратной связи или позвоните по телефону прямо сейчас. Мы проведем бесплатную консультацию в удобное для вас время.

Особенности налоговых конфликтов

Российское налоговое законодательство определяет НС как конфликт между налогоплательщиком и государственным органом. Под налогоплательщиком понимают как отдельного человека, так и организацию, коммерческую и некоммерческую компанию. Нарушение прав при этом может быть реальным или предполагаемым, однако данная категория споров обязательно затрагивает вопросы правильности налоговых расчетов и выплат.

Основанием для спора могут также служить действия официальных лиц, которые затрагивают интересы налогоплательщика. Как правило, речь идет о сотрудниках налоговой инспекции. Закон предлагает разрешить такой конфликт в административном или судебном порядке.

Главная особенность разрешения налоговых споров, как мы уже упоминали, заключается в том, что одной из сторон конфликта всегда выступает государство в лице ФНС. Налоговый орган представляет интересы государства, что усложняет дело. Поэтому такими спорами занимаются квалифицированные юристы, хорошо знакомые с налоговым правом и смежными областями.

Несмотря на вышеперечисленные факторы, не любой конфликт будет являться налоговым спором. Чтобы разногласие подходило под категорию НС, должны выполняться следующие условия:

  • Предмет возникшего конфликта – это всегда права или обязанности налогоплательщика, которые связаны с начислением и уплатой налогов, пошлин и других сборов.
  • Субъекты разбирательства – это ФНС и налогоплательщик в любом лице.
  • Неравное положение субъектов спора, так как оппонентами являются частное лицо и государство.

Законодательство допускает возникновение споров по различным основаниям. Это значит, что конфликты, инициированные налоговыми органами связаны чаще всего с неуплатой или нарушением сроков уплаты налоговых сборов. Физические лица или организации имеют гораздо больше оснований для инициирования разбирательства. Причины могут быть связаны с:

  • Признанием нормативно-правовых актов и вынесенных в соответствии с ними решений неправомерными.
  • Целью признать вынесенные постановления об уплате налогов или штрафов недействительными.
  • Жалобой на бездействие налоговых органов в части возмещения части налогов.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров: этапы

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров можно разделить на несколько этапов:

  • направление заявителем жалобы в налоговую инспекцию, которая является стороной спора;
  • перенаправление обращения из нижестоящего налогового отделения в вышестоящее в трехдневный срок;
  • принятие обращения вышестоящим органом к рассмотрению или отказ в этом заявителю;
  • уведомление всех причастных сторон о времени и дате проведения заседания;
  • запрос налоговиками дополнительных материалов, которые помогут рассмотреть дело по существу, а также самостоятельное предъявление налогоплательщиком дополнительных документальных доказательств нарушения его законных прав;
  • непосредственно само рассмотрение жалобы налоговиками и принятие по ней обоснованного решения;
  • информирование заявителя о принятом решении.

Когда можно обратиться в суд

Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.

Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск. В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон. Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.

Какие дела рассматривает налоговый арбитраж

В налоговый арбитраж вправе обратиться:

  • налогоплательщики и налоговые агенты – юридические лица и индивидуальные предприниматели;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы – в пределах своей компетенции в сфере так называемых таможенных налогов (налоги, пошлины, сборы и прочие обязательные платежи по линии таможни).

Юридические лица и ИП обращаются в налоговый арбитраж:

  • Для обжалования ненормативных актов налогового органа (ИФНС) или решений, действий (бездействия) его должностных лиц (Глава 24 АПК РФ). Ненормативный акт – это любой из документов, указанных в налоговом законодательстве, подписанный руководителем (его замом) и касающийся конкретного налогоплательщика. Например, акт проверки, требование, письмо и др.
  • Для обжалования решения (постановления) о привлечении к административной ответственности за совершение налогового правонарушения (§ 2 Главы 25 АПК РФ).
Читайте также:  Штраф за проезд под знак «въезд запрещён» в 2023 году

Налоговые органы обращаются в арбитраж:

  • Для взыскания обязательных платежей и санкций (Глава 26 АПК РФ).
  • Для судебного разбирательства и привлечения к административной ответственности за совершение налогового правонарушения (§ 1 Главы 25 АПК РФ).

Как работает налоговый арбитраж?

Налоговый арбитраж — это процедура разрешения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросам применения налогового законодательства. Он работает на основе действующего налогового законодательства, а также приказов и инструкций надзорных органов.

Споры в налоговом арбитраже рассматриваются независимым надзорным органом. Законодательство предусматривает права и обязанности обеих сторон — налогоплательщиков и налоговых органов.

В процессе налогового арбитража налогоплательщиками могут быть представлены любые доказательства, в том числе экспертные заключения и свидетельские показания. Налоговые органы могут воспользоваться своими правами на проверку и обыск при сборе доказательств.

Окончательное решение налогового спора принимает независимый надзорный орган, учитывая все представленные сторонами аргументы и доказательства. Решение может быть обжаловано в вышестоящих инстанциях, вплоть до Верховного суда.

Налоговый арбитраж позволяет налогоплательщикам защитить свои права и интересы в отношениях с налоговыми органами, а также предотвратить вынесение незаконных и недобросовестных налоговых решений.

Налогоплательщик имеет право в течение трёх следующих месяцев провести обжалование действий налоговых органов в арбитражном суде. Если полагает, что акт или решение:

  • препятствует экономической деятельности;
  • незаконно возлагает обязательства;
  • нарушает собственные права.

Арбитражный суд Приморского края

Компетенция арбитражного суда

Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся подведомственность и подсудность дел (споров).

Подведомственность

Подведомственность дел в федеральной судебной системе — это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.

При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.

Основным критерием определения подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).

Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

  • организаций, являющихся юридическими лицами;
  • граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;
  • в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

  • экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений;
  • экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.). В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела:
    • Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
    • Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    • Об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
      В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 — 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19.
      Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений административных органов, принятых во внесудебном порядке, о привлечении к административной ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП оспаривание решений по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
    • О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
    • Другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
  • дела об установлении фактов имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такие дела арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства (ст. 30 АПК РФ);
  • дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК РФ);
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ);
  • статьей 33 АПК РФ установлена специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражному суду.

Так в арбитражных судах подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров — дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации — далее ТК РФ) между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных судах и в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том числе автора распространенных (опубликованных) сведений.

При определении подведомственности корпоративных споров арбитражному суду необходимо учитывать такие критерии как:

  • характер спора, экономический;
  • спор связан с деятельностью юридического лица;
  • основание возникновения спорного правоотношения, участие в деятельности юридического лица;
  • организационно-правовая форма юридического лица;
  • предмет спора.

Подсудность

Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам.

Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:

  • Родовая;
  • Территориальная.

Родовая подсудность

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно части 2 статьи 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:

  • Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • Экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
Читайте также:  Как отказаться от алиментов на ребенка должнику или взыскателю

Территориальная подсудность

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности:

  • Общая территориальная подсудность — в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ).
    Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
    Местом жительства согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
  • Альтернативная подсудность — правила подсудности по выбору истца установлены статьей 36 АПК РФ.
    Так иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.
    Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.
    Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.
    Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
    Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
    Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.
  • Договорная подсудность — по правилам договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная статьями 35 и 36 АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
  • Исключительная подсудность — по правилам исключительной подсудности, установленной статьей 38 АПК РФ, дело должно быть рассмотрено строго определенным арбитражным судом.
    Так иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
    Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.
    Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
    Заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
    Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
    Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
    Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации на территории Российской Федерации организации — ответчика.
    Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории Российской Федерации, подаются в Арбитражный суд Московской области.
    Заявления об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда.
    Заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного суда, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.
  • Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Например, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ). Исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, согласно статье 50 АПК РФ должно быть заявлено в арбитражный суд, рассматривающий спор.
    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность передачи дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд (ст. 39 АПК РФ).
    Так дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.
    Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если:
    • Ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;
    • Обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
    • при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
    • Одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
    • После отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.

    О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение. Дело с определением направляется в соответствующий арбитражный суд в пятидневный срок со дня его вынесения. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.

Вступление судебного решения в силу

Но не стоит думать, что судебное решение вступает в силу с ударом молотка. У сторон разбирательства есть время на его обжалование. Этот срок насчитывает 10 дней, в течение которых необходимо подать апелляционную/кассационную жалобы. Если все будет сделано правильно, и ее примут, дело переходит в суд второй инстанции, в котором будет проверяться, была ли соблюдена законность при вынесении вердикта, и были ли рассмотрены все обстоятельства дела.

Но что именно происходит, когда решение суда официально вступает в силу? Как только решение приобретает характер непререкаемости, ему обязаны следовать все участники процесса, и суд, огласивший вердикт, уже не сможет изменить его. Другими словами, проигравшая сторона должна выполнить требования, предъявленные судом, иначе ее ждут проблемы с законом.

Главным рычагом влияния в подобной ситуации являются действия судебных приставов. Именно исполнительная служба обязана вынудить проигравшую сторону реализовать свои обязательства перед истцом, причем приставы вправе пользоваться решительными методами:

  • отправка сигнала на рабочее место (если речь идет о выплате задолженности);
  • опись движимого и недвижимого имущества, чтобы впоследствии продать его и погасить задолженность.

Срок обжалования решения налогового органа

Срок обжалования решений налогового органа в арбитражный суд установлен ст. 198 АПК РФ и составляет 3 месяца с момента, когда налогоплательщик узнал о нарушении его прав.

Применительно к налоговым спорам, с учетом необходимости первоначального административного обжалования решений ИФНС РФ, их действий (бездействий) начало исчисления срока на обжалование решений налогового органа в суд конкретизировано в п. 3 ст. 138 НК РФ как момент, когда налогоплательщик узнал о принятом по его жалобе решении (направляется налогоплательщику в течение 3-х дней с момента вынесения) или истечении установленного срока на принятие такого решения.

В случае пропуска срока на обжалование решения налогового органа по уважительной причине данный срок может быть восстановлен судом.

О распределении бремени доказывания читайте в статье «Доказывание в налоговых спорах».

Итак, если налогоплательщик сомневается в объективности результатов налоговой проверки, готов отстаивать свою правоту и при этом не видит резона заплатить немедленно (а резон такой, заметим, возникнуть может под нависшей перспективой возбуждения уголовного дела по материалам проверки), то в арбитражный суд вместе с иском об оспаривании решения налогового органа нужно подать ходатайство о принятии обеспечительных мер. Если суд его удовлетворит и вынесет соответствующее определение, это приостанавливает любые действия налогового органа по взысканию начисленной недоимки (часть 3 ст. 199 АПК РФ, пункт 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006г. №55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»).

Читайте также:  Программы CheckXML, CheckPFR, ПО ПД ПФР 2023 — тестирование файлов ПФР

Чтобы арбитражный суд удовлетворил такое ходатайство, в нем необходимо доказать, что непринятие обеспечительных мер может причинить значительный ущерб налогоплательщику и другим, зависимым от его деятельности лицам, подкрепив это соответствующими документами (ст. 90 АПК РФ). Для примера, можно ссылаться на несоразмерность доначисленных сумм налоговых платежей финансово-хозяйственному положению налогоплательщика, на то, что бесспорное взыскание доначисленных сумм без судебной оценки их законности лишает налогоплательщика оборотных средств, возможности производить расчеты с поставщиками и иными контрагентами, закупать сырье у поставщиков, осуществлять производство и реализацию продукции, выплачивать заработную плату, текущие налоги и друге обязательные платежи. Список неисчерпывающий, каждый может его скорректировать в зависимости от специфики своей ситуации и деятельности.

Отдельно отметим, что очень хорошо действуют аргументы, связанные с исполнением налогоплательщиком каких-то социальных функций, т.е. это необходимость обеспечивать теми же зарплатами штат работников, особенно, если он большой, или когда деятельность предприятия связана с поддержанием каких-то социально значимых объектов.
Если все сделано правильно, то суды идут на встречу налогоплательщику.

Но на этом не все. Даже если вы заручились поддержкой суда и им были приняты обеспечительные меры по вашему иску к налоговой, исполнение решения по проверке было приостановлено, инспекция может со своей стороны заявить ходатайство о «встречном обеспечении».

Встречное обеспечение

Арбитражный суд взамен принятых мер по обеспечению иска, по ходатайству налогового органа или по собственной инициативе может потребовать от налогоплательщика предоставить обеспечение возмещения возможных для бюджета убытков («встречное обеспечение», ст. 94 АПК РФ).

Меры встречного обеспечения могут иметь следующие формы:

  • перечисление истцом денежных средств на депозит суда в размере не менее половины суммы заявленных требований;

  • предоставление банковской гарантии;

  • предоставление поручительства.

Дела об обжаловании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 23 настоящего Кодекса.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов возбуждаются на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании таких актов недействующими. Эта категория дел рассматривается в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Можно выделить несколько обязательных оснований для подачи гражданином, организацией или иным лицом в арбитражный суд заявления о признании недействующим нормативного правового акта, принятого налоговым органом или его должностным лицом:

– оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему бульшую юридическую силу;

– оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими в арбитражный суд могут обратиться прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления или иные органы. Для этого необходимо, чтобы заявитель (прокурор, государственный орган) полагал, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим бульшую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, п. 1, 2 и 10 части 2, частью 3 ст. 125 АПК РФ, то есть заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается истцом или его представителем. В заявлении должны быть указаны:

– наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

– наименование заявителя, его место нахождения; если истцом является гражданин – его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

– перечень прилагаемых документов.

Заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют. Кроме того, в заявлении должны быть указаны:

– наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

– название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

– права и законные интересы заявителя, которые, по мнению заявителя, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

– название нормативного правового акта, который имеет бульшую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

– требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

– перечень прилагаемых документов. Так, к заявлению прилагаются документы, указанные в п. 1—5 ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

Сама по себе подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действия оспариваемого нормативного правового акта.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

О времени и месте судебного заседания арбитражный суд извещает заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Однако неявка вышеуказанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не служит препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. В то же время арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка же вышеуказанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены главой 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет в судебном заседании проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает его соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим бульшую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим бульшую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему бульшую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.

Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным главой 20 АПК РФ. По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

– о признании оспариваемого акта или его отдельных положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему бульшую юридическую силу;

– о признании оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему бульшую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:

– наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, его название, номер, дата принятия акта;

– название нормативного правового акта, который имеет бульшую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт;

– указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему бульшую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему бульшую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *