Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коротко об основах бюджетного учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
Бухгалтерский учет операций по санкционированию
Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:
- лимитам обязательств – счет 150201000;
- отчислениям на основании принятых смет – счет 250202000.
При этом делаются такие бухгалтерские проводки:
- дебет 150115000, кредит КРБ 150113000 – отражение сумм по лимитам принятых обязательств, доведенных до получателей, а также суммы корректировок в течение отчетного года;
- дебет 150113000, кредит 150113000 – разбивка лимитов, доведенных до получателей, по кодам статей и подстатей видов расходов бюджета;
- дебет 150113000, кредит 150211000 – учет сумм принятых обязательств (в пределах лимитов и их корректировок).
Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:
- дебет 250411000, кредит 250412000 – учет сумм ассигнований по затратам организации согласно расходно-доходной сметы;
- дебет 250412000, кредит 250212000 – отражение сумм обязательств организации в пределах выделенных ассигнований (в данном отчетном периоде).
Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
Учет принимаемых и отложенных обязательств (санкционирование расходов учреждения)
В первую очередь необходимо вспомнить о том, что существует проект внесения изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Так, в Инструкцию № 157н были введены новые счета:
Новый счет | Пояснения |
502 07 000 «Принимаемые обязательства» | Счет предназначен для учета учреждением, финансируемым из средств бюджета, сумм бюджетных обязательств рамках ЛБО, принимаемых при определении конкурентным способом исполнителей, подрядчиков, поставщиков (путем назначения конкурсов, запросов предложений, аукционов, запроса котировок). |
0 502 09 000 «Отложенные обязательства» | Предназначен для учета сумм отложенных бюджетных обязательств учреждениями, финансируемыми из средств бюджета. Предполагается, что обязательства возникли в связи с принятием на себя иных обязательств (оплату гарантийного ремонта по просьбе покупателя, оплату отпусков за фактически отработанное время, оплату текущего обслуживания по договорам поставки, оплату компенсации за неиспользованный отпуск), а также расходных обязательств, которые подлежат оспариванию через суд (взыскание судебных издержек, штрафных санкций и пеней, вытекающих из ГПД (контрактов)). |
Единый тариф страховых взносов
С 1 января 2023 г. ПФР и ФСС объединили в единый фонд ‒ Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее ‒ Социальный фонд России). Такая реформа повлияет на порядок исчисления и уплаты страховых взносов, состав отчетности и порядок ее сдачи, а также условия назначения пособий. Источник изменений: Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ.
В связи с созданием нового Социального фонда России и переходом на уплату страховых взносов в составе ЕНП отдельные тарифы страховых взносов на ОПС, ОМС, ОСС и ВНиМ отменяются и с 2023 года будет действовать единый тариф страховых взносов (далее ‒ ЕСТ). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не входят в ЕСТ. Начислять и уплачивать эти взносы по-прежнему надо отдельно в соответствии Федеральным законом № 125-ФЗ.
Страховые взносы следует начислять единой суммой. Для этих целей Минфин России ввел новый счет бухгалтерского (бюджетного) учета, который предназначен для ведения расчетов с бюджетом в части обязательств по уплате ЕСТ ‒ счет 303 15 «Расчеты по единому страховому тарифу». Порядок начислений останется прежним, изменится лишь номер счета (Проект приказа Минфина России от 03.11.2022).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний продолжайте отражать по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 303 06 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2021 году
В соответствии с пунктами 1, 2, абзацем третьим пункта 5 статьи 219 и частью второй статьи 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2019, N 30, ст. 4101; N 52, ст. 7797) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. N 213н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 января 2017 г., регистрационный N 45354);
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 198н «О внесении изменений в Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. N 213н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2017 г., регистрационный N 49186).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Министр
А.Г. СИЛУАНОВ
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 30.10. 2020 г. N 257н
1. Настоящий Порядок устанавливает порядок санкционирования территориальными органами Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства) оплаты за счет средств федерального бюджета денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.
2. Для оплаты денежных обязательств получатель средств федерального бюджета (администратор источников финансирования дефицита федерального бюджета) представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (далее — соответствующий лицевой счет) распоряжение о совершении казначейского платежа в соответствии с порядком казначейского обслуживания, установленным Федеральным казначейством (далее — Распоряжение, порядок казначейского обслуживания).
Пункт 4 статьи 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).
3. Орган Федерального казначейства проверяет Распоряжение на наличие в нем реквизитов и показателей, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка (с учетом положений пункта 5 настоящего Порядка), на соответствие требованиям, установленным пунктами 6, 7, 10 и 11 настоящего Порядка, а также наличие документов, предусмотренных пунктами 7 — 9 настоящего Порядка:
не позднее рабочего дня, следующего за днем представления получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета) Распоряжения в орган Федерального казначейства;
не позднее четвертого рабочего дня, следующего за днем представления получателем средств федерального бюджета Распоряжения в орган Федерального казначейства, в случаях, установленных абзацем вторым подпункта 16 пункта 6 настоящего Порядка.
4. Распоряжение проверяется на наличие в нем следующих реквизитов и показателей:
1) подписей, соответствующих имеющимся образцам, представленным получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета) для открытия соответствующего лицевого счета в порядке, установленным Федеральным казначейством ;
Пункт 9 статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).
2) уникального кода получателя средств федерального бюджета по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, порядок формирования и ведения которого устанавливается Министерством финансов Российской Федерации (далее — код участника бюджетного процесса по Сводному реестру), и номера соответствующего лицевого счета;
Абзац двадцатый статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 52, ст. 6983).
3) кодов классификации расходов федерального бюджета (классификации источников финансирования дефицитов федерального бюджета), по которым необходимо произвести перечисление, уникального кода объекта капитального строительства или объекта недвижимости, отраженного на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, кода мероприятия ведомственной программы цифровой трансформации мероприятий государственных органов, направленных на создание, развитие, эксплуатацию или использование информационно-коммуникационных технологий, а также на вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее — мероприятие по информатизации), доведенных до органа Федерального казначейства в соответствии с порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета (далее — Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета), в случае оплаты денежных обязательств, связанных с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства или объекты недвижимого имущества, или с реализацией мероприятий по информатизации, а также текстового назначения платежа;
Абзац восемнадцатый статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2017, N 47, ст. 6841).
С 2011 года бюджетные структуры, которые учреждены государством или муниципалитетами, делятся на 3 разновидности:
- автономные;
- бюджетные;
- казенные.
Законодатель в целях оптимизации регулирования бухучета в отмеченных структурах разработал специальные НПА. Главный из них — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н, утвердивший, в частности, Единый план по счетам бухучета.
Юрисдикция приказа Минфина России № 157н распространяется на все разновидности учреждений, функционирующие в рамках бюджетной системы РФ. Однако с целью повышения эффективности регулирования учета в различных разновидностях соответствующих структур законодателем были изданы дополнительные НПА:
- приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н, который регулирует учет финансовых и хозяйственных операций в учреждениях, классифицируемых как казенные, а также в фондах — ПФР, ФСС, ФФОМС и органах власти (ниже мы рассмотрим пределы юрисдикции данного НПА подробнее);
- приказ Минфина от 16.12.2010 № 174н, в котором утверждены нормы, регулирующие учет финансовых операций в бюджетных учреждениях;
- приказ Минфина от 23.12.2010 № 183н, положения которого регулируют бухучет в учреждениях, классифицируемых как автономные.
Исследуя особенности законодательного регулирования бухучета в бюджетных структурах РФ, следует уделить большое внимание понятийному аппарату законодателя.
Приведем нюансы учета в рассматриваемой структуре:
- Учредитель участвует в управлении финансами.
- Счета открываются в казначействе.
- Финансирование осуществляется в пределах сметы.
- Доходы от работы направляются в бюджет.
- Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
- Операции с ценными бумагами не проводятся.
- Структура не имеет прав на использование УСН.
Вопрос: Как отразить в учете организации — плательщика ЕСХН расчеты с казенным учреждением по аренде земельного участка, находящегося в федеральной собственности?
Согласно договору аренды:
— арендная плата в сумме 90 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным;
— стоимость арендуемого земельного участка равна 3 000 000 руб.
Земельный участок используется организацией для выращивания сельскохозяйственных культур. Договор аренды заключен на срок менее года.
Посмотреть ответ
Также существенными являются следующие особенности:
- Данные об активах фиксируются за балансом. Двойная запись не применяется.
- Учреждение использует только ОСНО.
Налоги не начисляются только на доход от основной деятельности.
ВАЖНО! Субъекту нужно направлять декларацию. Однако допускается предоставление документа в сжатом виде. Указывается минимальная информация.
Санкционирование расходов казенных учреждений в 2021 году
Приложение N 1 изменено с 10 февраля 2021 г.
Все изменения, непосредственно происходящие с хозяйственными средствами и их источниками, приводят к их изменению в денежном выражении. Официально утвержденный в РФ перечень счетов — План счетов подходит для использования для любых отраслей.
— Минфина России от 28 декабря 2021 г.
N 298Н Изменения при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2021 г. Приложение N 1 Единый план счетов бухгалтерского учетадля органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений 12 октября 2012 г., 29 августа 2014 г., 6 августа 2015 г., 1 марта, 16 ноября 2021 г., 27 сентября 2021 г., 31 марта, 28 декабря 2021 г.
Доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений
Доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений — процедура, регламентированная нормативными актами Минфина РФ. Рассмотрим ее особенности.
Лимит бюджетного обязательства — финансовый показатель, отражающий предельную сумму бюджетных денежных средств, которую вправе использовать казенное учреждение в рамках своей деятельности.
Финансовое обеспечение работы учреждения осуществляется за счет перечисления распорядителем (как правило, вышестоящим ведомством) целевого ассигнования в пределах лимита и при условии доведения до учреждения соответствующего лимита.
Специфика работы казенного учреждения заключается в том, что получаемые им лимиты — это, по сути, единственный доступный источник денежных средств, за счет которых можно вести деятельность.
Казенные учреждения вправе заниматься разрешенными видами коммерческой деятельности, но получаемый вследствие этого доход считается доходом бюджета и зачисляется на бюджетные счета.
В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут зарабатывать сами.
Если учреждение принимает обязательства сверх лимитов, оно может быть оштрафовано на основании норм ст. 15.15.10 КоАП РФ. Договоры, заключенные с контрагентами в рамках контракта, обусловившего превышение лимита, могут быть признаны в судебном порядке недействительными — если распорядитель бюджетных средств направит в суд соответствующий иск (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Таким образом, казенное учреждение должно точно знать, в каком лимитированном объеме оно может принимать обязательства по договорам. Для этого соответствующий лимит доводится до него в порядке, определенном законодательством. При этом сведения о лимитах отражаются в особых документах.
Рассмотрим подробнее специфику данных документов, а также порядок их передачи от одних участников бюджетного процесса к другим.
Как принимать бюджетные и денежные обязательства?
Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.
Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.
Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным. Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.
Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к Приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.
Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:
- по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
- по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов
После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.
Роль казначейства в исполнении обязательств
Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).
Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.
Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.
Санкционирование расходов бюджета
Учет санкционирования расходов бюджетов — это учет сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.
Операции по санкционированию расходов учреждения ведутся на счетах раздела 5 «Санкционирование расходов бюджета», инструкции N 162н:
- — 0 501 00 000 «Лимиты бюджетных обязательств»;
- — 0 502 00 000 «Принятые обязательства»;
- — 0 503 00 000 «Бюджетные ассигнования»;
- — 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения».
Учет по счетам лимитов осуществляется в течение всего финансового (бюджетного) года. По окончании финансового года остатки по счетам на следующий год не переносятся.
Процесс санкционирования расходов казенного учреждения включает в себя следующие этапы:
- · получение и использование бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
- · принятие учреждением бюджетных обязательств;
- · исполнение денежных обязательств;
- · утверждение сметных назначений;
- · отражение указанных операций в бюджетном учете.
Что делать с управленческими расходами в 2021 году?
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2 .0, для отражения бюджетных ассигнований (БА) и лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) текущего финансового года, доведенных распорядителем бюджетных средств (РБС) используется документ «Бюджетные данные», который находится на вкладке «Планирование и санкционирование».
В документе «Бюджетные данные» обязательны для заполнения:
- «Лицевой счет» – должен быть указан лицевой счет, по которому учитываются передаваемые бюджетные средства.
- «Введено в действие» – дата должна соответствовать дате ввода в действие бюджетных данных, указанных в Расходном расписании.
- «Организация» – выбирается организация, бюджетные данные которой регистрируются.
- «Вид бюджетных данных» – указывается вид бюджетной классификации КРБ или КИФ.
В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .
Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:
Счет учета | Шаблон КПС |
101, 102,103,104, 105, 108
Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000 |
ХХХХ 0000000000 000.
Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества б |
111.40, 111.60 | ХХХХ 0000000000 000. |
201.00 | ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000 |
201.35 | ХХХХ 0000000000 000 |
204.00 и корреспондирующий 401.20.200 | 0000 0000000000 000 |
209.81 | ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000 |
304.01 | 0000 0000000000 000 |
401.30 | 0000 0000000000 000 |
401.60 и корреспондирующий 401.20 | ХХХХ 0000000000 ХХХ |
В шаблоны КПС в счетах учета бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России от 30.10.2020 N253н (для бюджетных) и N 256Н (для автономных) были внесены изменения, некоторые из них мы привели в нижеследующей таблице.
Порядок и учет санкционирования расходов
После того как обстоятельства приняты (заключен договор с учетом установленных лимитов), они должны быть подтверждены. Подтверждение обязательств – проверка совпадения средств сметы и платежных документов по заключенным договорам. Подтверждение происходит перед списанием средств с бюджетных счетов. Проводит проверку орган, уполномоченный на нее госказначейством.
ИТАК, процедура санкционирования призвана исключить возможность выделения бюджетных ассигнований на нецелевое назначение либо не обеспеченных доходной частью бюджета.
Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:
- лимитам обязательств – счет 150201000;
- отчислениям на основании принятых смет – счет 250202000.
При этом делаются такие бухгалтерские проводки:
- дебет 150115000, кредит КРБ 150113000 – отражение сумм по лимитам принятых обязательств, доведенных до получателей, а также суммы корректировок в течение отчетного года;
- дебет 150113000, кредит 150113000 – разбивка лимитов, доведенных до получателей, по кодам статей и подстатей видов расходов бюджета;
- дебет 150113000, кредит 150211000 – учет сумм принятых обязательств (в пределах лимитов и их корректировок).
Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:
- дебет 250411000, кредит 250412000 – учет сумм ассигнований по затратам организации согласно расходно-доходной сметы;
- дебет 250412000, кредит 250212000 – отражение сумм обязательств организации в пределах выделенных ассигнований (в данном отчетном периоде).
- Новые счета. В 2017 году план счетов для отражения операций санкционирования пополнился следующими счетами:
- 050203000 – данные о принятых авансовых обязательствах;
- 050204000 – сведения об обязательствах к выполнению;
- 050205000 – информация о выполненных обязательствах.
- Перерегистрация обязательств. Показатели, отражающие остатки на счетах аналитического учета по исполненным обязательствам, не переносятся на следующий финансовый год, а перерегистрируются, то есть каждый новый отчетный год, принимая новые обязательства, должен учитывать и обязательства прошлых периодов.
- Авансовые обязательства – новое понятие, введенное в Инструкцию № 157н по применению Единого плана счетов.
Основные изменения в КВР и КОСГУ с 2022 года: применяем с учетом новшеств
Во-первых, казначейское сопровождение теперь распространяется на:
а) государственные (муниципальные) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
б) соглашения о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, договоры о предоставлении взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц;
в) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются средства, указанные в п. «а» и «б» (цепочка кооперации).
г) концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) и их кооперацию, если предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения.
Формулировки условий даны в письме Минфина от 30.12.2021 N 09-02-06/108295. При базовом казначейском сопровождении в договор теперь надо обязательно включать во-первых, условия, установленным пунктом 3 статьи 242.23 БК РФ, устанавливающие запрет на перечисление средств с лицевого счета:
1) в качестве взноса в уставный капитал или имущество другого юридического лица;
2) в депозиты, иные финансовые инструменты;
3) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическому лицу, за исключением:
— оплаты обязательств в соответствии с валютным законодательством РФ;
— оплаты труда с учетом начислений, социальных выплат, иных выплат;
— оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, услуг), в случае, если участник казначейского сопровождения не привлекает иных юридических лиц;
— возмещения произведенных расходов (части расходов), если условиями договоров предусмотрено возмещение;
Есть нюанс. Из формулировки исчезло окончание: «или в случае полного исполнения договора», имевшееся в Правилах казначейского сопровождения в 2021 году (Постановления № 2106 от 15.12.2020г. и №2153 от 18.12.2020г.). Теперь возместить затраты стало сложнее.
4) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения договоры за исключением приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.
Во-вторых, п.10 Постановления № 2024 от 24.11.2021г.:
а) о запрете или отказе в осуществлении операций на лицевом счете при наличии оснований, указанных в пп. 10 и 11 ст. 242.13-1 БК РФ – бюджетный мониторинг, подробнее здесь.
б) о санкционирования расходов в соответствии с Сведениями об операциях с целевыми средствами. Подробнее о санкционировании и о том, как составить Сведения здесь.;
в) о проведении операций на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (документы-основания);
г) об указании в распоряжениях, договоре, а также в документах-основаниях идентификатора государственного (муниципального) контракта (ИГК).
д) о ведении раздельного учета доходов, затрат, произведенных в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств по каждому договору , подробнее здесь;
е) о возврате на лицевые счета целевых средств, размещенных на депозитах не позднее 25 декабря текущего года;
ж) о перечислении целевых средств на счета в ЦБ РФ или в банке, при оплате обязательств, предусмотренных пп. 3 п. 3 статьи 242.23 БК РФ, а также обязательств по накладным расходам, связанным с исполнением договора;
з) об особенностях проведения операций по зачислению и списанию целевых средств при применении казначейского обеспечения обязательств.
Помимо базовых условий, есть иные условия при казначейском сопровождении:
— субсидий;
— государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) пп. 2 ч. 1 ст. 93 закона 44 ФЗ, а также договоров, заключаемых в рамках их исполнения;
— контрактов государственного оборонного заказа (ГОЗ). Подробнее о том, как составить договор ГОЗ здесь.
В целях применения кодов видов расходов государственные и муниципальные учреждения руководствуются Порядком N 85н. Новации коснулись и данного правового акта.
Отдельно хотелось бы остановиться на достаточно «проблемном» КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2021 году относительно порядка его использования было немало вопросов. Сложности возникали с оплатой расходов на горячее водоснабжение, так как описание этого кода не предусматривало отнесение затрат на водоснабжение (включая горячее водоснабжение) на него. Приходилось анализировать, в рамках какого вида договора осуществляются затраты, как выставлены первичные документы, цель использования горячей воды и т.п. Ведь учитывая, что теплоснабжение и водоснабжение могли быть предусмотрены в рамках одного договора, критерием применения КВР должно было являться направление средств на обеспечение отопления либо на обеспечение водоснабжения (см., к примеру, письмо Минфина России от 26.04.2021 N 02-05-10/31757). В общем, все было не очень определенно.
Наконец с 2022 года порядок применения КВР 247 уточнен. Закрытый перечень расходов по видам энергетических и (или) коммунальных ресурсов дополнен. Для расходов 2022 года теперь существует прямая норма, которая устанавливает, что по КВР 247 оплачиваются расходы на теплоснабжение, в том числе на горячее водоснабжение. Кроме того конкретизированы расходы на газоснабжение.
Одно небольшое уточнение! КВР 247 не применяется для отражения расходов, поименованных по данному коду, но осуществляемых за пределами территории РФ.
До внесения конкретных изменений в Порядок N 85н существовали различные точки зрения по поводу отражения расходов на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях через командируемых подотчетных лиц. Речь идет о таких расходах спортсменов как: затраты на проезд, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях в случаях, когда денежные средства выдаются не им «на руки», а сопровождающему, который является командируемым сотрудником и подотчетным лицом учреждения. Сомнения развеяны и теперь в нормативном документе четко прописано, что такие расходы следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Кстати, по этому же КВР отражаются затраты, связанные с платой, взимаемой оператором электронной площадки.
Минфин России скорректировал также и положения Порядка N 209н. Внимание! Не все нововведения касаются 2022 года. Ряд изменений уже надо применять в 2021 году.
Так, с 20.11.2021 расширено описание подстатьи 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ. Данная подстатья пополнилась следующим. Теперь на подстатью 273 КОСГУ относятся еще и операции по выбытию денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач и хищений денежных средств, а также отзыва лицензии у банка. Кроме того, на указанную выше подстатью КОСГУ должно зачисляться поступление денежных средств в качестве возмещения по таким требованиям.
С 2022 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.
Существующие на сегодняшний день подстатьи 251, 252 и 253 КОСГУ изменят свое название и будут использоваться для безвозмездных перечислений текущего характера. А вот для отражения безвозмездных перечислений капитального характера добавляются 3 новые подстатьи КОСГУ:
- 254 «Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
- 255 «Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
- 256 «Перечисления капитального характера международным организациям».
Таким образом, уважаемые бухгалтеры, во избежание ошибок будьте внимательны при планировании расходов на 2022 год!
- Совершенствование законодательства
- Исправление ошибок прошлых лет
- Иные причины, связанные с изменением законодательства
Системное письмо об особенностях составления сведений об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173, 0503373, 0503773) при формировании отчетности за 2021 год адресовано главным распорядителям средств федерального бюджета, финорганам субъектов РФ, органам управления государственных внебюджетных фондов.
Показатели в сведениях (ф. 0503173, 0503373, 0503773) должны быть подтверждены журналами операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071), журналами операций межотчетного периода (ф. 0504071), пояснениями в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503360, ф. 0503760) – в части пересчета показателей отчетности.
Изменения показателей вступительного баланса допускаются в случаях:
- совершенствования нормативного правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и отчетности о государственных финансах, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации (КБК), иных изменений законодательства;
- реорганизационных мероприятий (изменения типа государственного или муниципального учреждения);
- исправления ошибок прошлых лет, в т. ч. выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля;
- иных причин, предусмотренных законодательством.
Поскольку код вида расходов — более крупная группировка, чем кодификатор операций сектора госуправления, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия.
Подключение к системе «Электронный бюджет» как изменение в формировании и ведении сметы
Изменения, затрагивающие пункт 1 Общих требований, определяют, что формирование сметы должно производиться с использованием интегрированной информсистемы управления общественными финансами. Короткое название этой системы – «Электронный бюджет». Применяется она:
- в федеральных казённых госучреждениях и органах муниципального уровня,
- в их обособленных структурных подразделениях без прав юридического лица, уполномоченного вести бюджетный учёт,
- в органах государственной власти,
- в муниципальных органах,
- в органах управления внебюджетными госфондами.
Сама электронная система призвана повышать качество финансового менеджмента и обеспечивать открытость, прозрачность и подотчётность деятельности пересиленных учреждений путём создания единого информационного пространства с применением ИКТ в сфере общественных и государственных финансов. Благодаря «Электронному бюджету» можно:
- формировать сметы бюджетных учреждений на основании доведённых до органов и учреждений лимитов (ЛБО),
- формировать обоснования плановых сметных показателей и проводить связанные с этим расчёты,
- направлять утверждённые сметы с расчётами главному распорядителю,
- организовывать и вести свод бюджетных смет.
Изложение порядка подключения к системе (с уведомлением о необходимости подключения до 29.12.2016 финансируемых из федерального бюджета учреждений) содержалось в Письме Минфина. К системе должны были подключиться:
- сотрудники, действующие от имени главного распорядителя бюджетных средств, которые отвечают за формирование (ведение) сметы распорядителя, выступающего в роли получателя, а также те, кто отвечает за утверждение смет бюджета подведомственных учреждений и за формирование свода смет (если такое решение будет принято),
- сотрудники, ответственные за формирование смет бюджета в федеральных подведомственных казённых учреждениях.
Модуль формирования и ведения бюджетных смет
(в ред. Приказа Минфина РФ от 30.09.2021 N 141н)
В соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 27, ст. 4278; 2017, N 14, ст. 2007; N 31, ст. 4811) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений.
2. Настоящий приказ применяется при составлении, утверждении и ведении бюджетной сметы казенного учреждения, начиная с составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения на 2019 год (на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов).
Министр
А.Г. СИЛУАНОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 14 февраля 2018 г. N 26н
1. Настоящий документ устанавливает требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы (далее — смета) государственного (муниципального) казенного учреждения, его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, а также с учетом положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 49, ст. 7039; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2016, N 7, ст. 911; 2017, N 30, ст. 4458) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее — учреждение).
Составление, утверждение и ведение сметы, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется федеральным казенным учреждением в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке действовать от имени федерального казенного учреждения, с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — информационная система).
Составление, утверждение и ведение сметы учреждения, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Показатели сметы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются и ведутся обособленно.
2. Главный распорядитель средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда (далее при совместном упоминании — главный распорядитель бюджетных средств) утверждает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений в соответствии с настоящими Общими требованиями (далее — Порядок главного распорядителя бюджетных средств).
Порядок главного распорядителя бюджетных средств принимается в форме единого документа.
3. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации при утверждении Порядка главного распорядителя бюджетных средств вправе установить следующие положения для утверждения смет для подведомственных учреждений:
1) сроки составления и подписания проектов смет;
2) порядок и сроки утверждения смет (внесения изменений в сметы);
3) полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, учреждения по утверждению сметы (внесению изменений в смету).
4. Порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений устанавливается Министерством финансов Российской Федерации .
В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 27, ст. 4278; 2017, N 14, ст. 2007; N 30, ст. 4458; N 31, ст. 4811; N 47, ст. 6841).
5. Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета территориального государственного внебюджетного фонда вправе установить в Порядке главного распорядителя бюджетных средств следующие положения для составления, ведения и утверждения смет для подведомственных учреждений:
1) порядок и сроки составления и подписания проектов смет;
2) порядок и сроки составления, ведения и утверждения смет (внесения изменений в сметы);
3) полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета территориального внебюджетного фонда, учреждения по утверждению сметы (внесению изменений в смету).
6. Составлением сметы в целях настоящих Общих требований является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (далее — лимиты бюджетных обязательств).
Порядок и учет санкционирования расходов
В бухгалтерском учете одновременно отражают обе стороны события – и приходную, и расходную. Для этого используют двойную запись. Проще говоря, это отражение каждой хозяйственной операции минимум на двух взаимосвязанных счетах – по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме. В результате возникает экономическая связь, которую называют корреспонденцией счетов.
- доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу (средства, поступающие от деятельности, осуществляемой загранучреждениями) отражаются по коду доходов 000 1 14 02021 01 0100 440
Необходимость учета заработной платы стоит перед каждой организацией независимо от ее организационно-правовой формы. От того, насколько правильно и точно бухгалтер начислит заработную плату сотрудникам, связанные с ней НДФЛ и страховые взносы, зависит работоспособность организации.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств. Чтобы правильно организовать бухучет заработной платы, в локальных актах компании, определяющих учетную политику, перечисляются первичная документация, с помощью которой это будет происходить. Следует учесть, что после вступления в силу закона о бухучете от 06.12.2021 № 402-ФЗ предприятия не обязаны пользоваться едиными формами. Можно разрабатывать свои, отвечающие нуждам конкретного предприятия.
§ вариант 1.2 – расчетный счет 40601 (40701) для учета операций со средствами БУ/АУ открывается органу ФК, лицевые счета бюджетным/автономным учреждениям открываются в органе ФК. Финансовый орган не ведет бюджетного учета операций БУ/АУ.
По каждой строке указываются: — в графе 1 — порядковый номер записи (в таблице с данными уточняемого расчетного документа); — в графе 2 — измененное наименование получателя средств. Если получателем средств по расчетному документу является бюджетное учреждение, то графа заполняется в соответствии с п. 1.2.4 Положения N 298-П/173н; — в графах 3, 4 — соответственно измененные ИНН и КПП получателя; — в графе 5 — измененный код по ОКАТО, если уведомление заполнено администратором доходов бюджета; — в графах 6, 7 — соответственно измененные коды бюджетной классификации и измененный код цели; — в графах 8, 9 — соответственно измененная сумма платежа в разрезе кодов бюджетной классификации и измененное назначение платежа.
К бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд (ст. 69 БК РФ).
В бухгалтерском учете все события проводят с помощью двойных записей. Одна и та же операция отражается по дебету одного бухгалтерского счета и по кредиту другого. По одному счету отражается приход, а по другому счету та же сумма проводится как расход. В результате возникает экономическая связь, которая называется корреспонденцией. Важно правильно выбирать счета для отражения операций, чтобы не нарушить методологию учета и не исказить статьи бухгалтерской отчетности. За крупные ошибки в учете бухгалтеру придется платить административный штраф.
- Способы отражения операций в бухгалтерском учете должны быть закреплены в учетной политике,
- Основанием для проводки является первичный учетный документ,
- Записи на счетах производятся в хронологическом порядке,
- Записи на бухгалтерских счетах делаются только в валюте РФ, то есть российских рублях,
- Проводки накапливаются в специальных регистрах: журналах и ордерах.
аналогичных документов, доступных с полным текстом:
- Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц
Правительство РФ готовит еще один проект, закрепляющий обновленные правила взаимодействия организаций с Казначейством по ГОЗ. Вот что планируют утвердить законодатели:
- Сопровождаются все контракты по гособоронзаказу на сумму более 300 000 руб.
- Все операции по зачислению и списанию средств проводятся на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после завершения контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- Каждому соглашению присваивается идентификатор государственного контракта. Его указывают во всех платежных документах.
- Списание осуществляется после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления и направления расходования средств.
- Операции с лицевым счетом осуществляются по специальному режиму и только при наличии идентификатора государственного контракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК о полном исполнении контракта.
Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется на протяжении действия договора.
Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах.
В первую очередь необходимо вспомнить о том, что существует проект внесения изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Так, в Инструкцию № 157н были введены новые счета:
Новый счет | Пояснения |
502 07 000 «Принимаемые обязательства» | Счет предназначен для учета учреждением, финансируемым из средств бюджета, сумм бюджетных обязательств рамках ЛБО, принимаемых при определении конкурентным способом исполнителей, подрядчиков, поставщиков (путем назначения конкурсов, запросов предложений, аукционов, запроса котировок). |
0 502 09 000 «Отложенные обязательства» | Предназначен для учета сумм отложенных бюджетных обязательств учреждениями, финансируемыми из средств бюджета. Предполагается, что обязательства возникли в связи с принятием на себя иных обязательств (оплату гарантийного ремонта по просьбе покупателя, оплату отпусков за фактически отработанное время, оплату текущего обслуживания по договорам поставки, оплату компенсации за неиспользованный отпуск), а также расходных обязательств, которые подлежат оспариванию через суд (взыскание судебных издержек, штрафных санкций и пеней, вытекающих из ГПД (контрактов)). |