Приватизация — понятия и формы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация — понятия и формы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Формы и механизмы приватизации

Приватизационные ценные бумаги – это государственно ценные бумаги определенного назначения, используемые в качестве платежного средства для приобретения объектов приватизации. К таким видам ценных бумаг можно отнести ваучеры, приватизационные чеки, которые считаются подтверждающим собственность документом.

Приватизационные ценные бумаги изготавливаются и выпускаются в соответствии с законом о приватизации (1991) и обеспечивают их обладателям право приобретения государственного имущества в процессе приватизации.

Основные этапы приватизации:

  • определение формы приватизации — продажа предприятий через аукцион, на конкурсной основе конкурса либо путем их акционирования;
  • организация государственных структур – комитетов, управляющих государственным имуществом; фонды имущества организовывают тендерные торги для продажи предприятий или их акций;
  • установление объектов приватизации и их стоимости (оценка стоимости предприятия производится по остаточной стоимости основных производственных фондов).

Разгосударствление объектов – переход от государственного регулирования производства к регулированию с помощью рыночных механизмов.

В результате приватизации происходит изменение структуры собственности с преобладанием частной собственности и сокращением общественной. Происходит изменение экономической роли и функции государства, при котором оно прекращает быть субъектом хозяйствования. Процесс приватизации также способствует регулированию экономических процессов государства через реорганизацию экономических условий жизни. Ликвидируется монополия государства во внешнеэкономической деятельности.

С развитием общества в целом происходит развитие экономических процессов. Что способствует установлению современных способов приватизации: реформация государственных унитарных предприятий в общественно акционерные общества (абсолютно все акции находятся в государственной собственности); вклад государственных или муниципальных капиталов в хозяйственные общества.

На рубеже 1990-1991 гг. в нашей стране началось интенсивное концептуальное обсуждение реформы отношений собственности, за которым последовали принятие обширного законодательства в этой области и реализация уникальной по мировым стандартам приватизационной программы. И сегодня не стихают как идеолого-политизированные так и академические споры о том: насколько правильным был выбор модели для Р.Ф., позитивен или негативен эффект приватизации и более широко, частной собственности, каковы перспективы системной трансформации в этой области реформ. Острота этих дискуссий вполне закономерна, ибо именно от приватизации, как составной части радикальной реформы всей экономики, российское общество надеется получить более эффективный механизм хозяйственного регулирования.

Приватизация в России играет важную роль как в системе экономи-ческой реформы, так и всего процесса трансформации и преобразования экономического строя. Приватизация несомненно является центральным пунктом проводимых в России экономических реформ. Она вместе с реформами испытала на себе все противоречия и изгибы, связанные не только с трудностями самого процесса приватизации, но и с перипетиями политической борьбы, согласований, уступок и компромиссов. Велики были и есть силы сопротивления.

Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественного сознания и общественной жизни. Приватизация, положила начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей, в результате приватизации был образован крупный негосударственный сектор экономики, с помощью которого была преодолена монополия государственной собственности, создана основа для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции. В процессе приватизации были изменены юридические отношения собственности и связи между основными социальными группами населения. Образовались новые социальные слои, которые не были заинтересованы в возврате к прошлому и стремились достичь высокой эффективности экономики и демократия в обществе.

Важно отметить, что в девяностые годы прошлого века осуществился переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление и стал теперь таким инструментом, с помощью которого инициативы граждан привлекались к решению экономических проблем. В свою очередь приватизация, являясь ключевым звеном в становлении и развитии целого ряда новых экономических институтов, создавала благоприятные условия для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и прочее.

Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации был образован крупный негосударственный сектор экономики, с помощью которого была преодолена монополия государственной собственности, создана основа для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции. В процессе приватизации были изменены юридические отношения собственности и связи между основными социальными группами населения. Образовались новые социальные слои, которые не были заинтересованы в возврате к прошлому и стремились достичь высокой эффективности экономики и демократия в обществе.

И в настоящее время приватизация продолжает оставаться в зоне особого внимания, как со стороны различных органов власти, так и ученых: юристов, экономистов, философов, политологов, социологов и т.д. К настоящему времени, когда отчуждение основной части государственной и муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц в целом завершено, в области приватизации сложилась ситуация, требующая своего осмысления для определения стратегии дальнейшего проведения экономических реформ.

Несмотря на широкое освещение в монографиях и статьях проблем, связанных с перераспределением собственности и приватизацией государственного имущества, многие вопросы остаются недостаточно изучены.

Проблема решаемая в курсовой работе состоит в том, что приватизационный процесс еще только получает свое теоретическое обоснование как системообразующее явление, играющее значительную роль в трансформации экономической системы, воспроизводстве и накоплении национального капитала.

Поэтому исследования этой важной и многогранной проблемы требуют дальнейшей разработки с учетом особенностей современного этапа развития переходной экономики в России.

Таким образом, можно сказать, что изучение особенностей, в т.ч. понятия приватизации и ее социально-экономических последствий являет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Как показывает анализ современной литературы (нормативно-правовые акты РФ, материалы периодической печати, научные труды ученых и исследователей) приватизация была предметом внимания известных российских ученых и исследователей, таких как Абаев М.Т., Андреев В.К., Отнюкова Г.Д., Камышанский В.П., а также других.

Основными источниками для написания курсовой работы были использованы:

— Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. -№ 237.

— Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 но-ября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция) Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. — Ст. 3301.

— Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26 ян-варя 1996 г. № 14-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1996. — № 5. -Ст.410.

— Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть третья от 26 но-ября 2001 г. № 146-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 49. — Ст. 4552.

— Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 (действующая редакция) // Собрание законода-тельства Российской Федерации. 2006. — N 52 (1 ч.) — Ст. 5496.

-Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации госу-дарственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — N 44. -Ст. 4954.

-Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2-х Т. / Отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1 — М., 2016. – 345 с. Первый том учебника по предпринимательскому (хозяйственному) праву посвящен таким институтам, как инвестирование и информационное обеспечение, энергоснабжение и отчетность, ценообразование и учет, а также другим сложнейшим и интересным конструкциям, которые в системе обеспечивают ведение предпринимательской деятельности и составляют ее функциональный аспект. Изложение всех институтов построено с учетом частноправовых и публично-правовых начал регулирования предпринимательской деятельности, которые в совокупности создают реально существующий ее режим. Для студентов и аспирантов юридических вузов, преподавателей и научных сотрудников, работников государственных органов и практикующих юристов, а также лиц, интересующихся правовым регулированием предпринимательской деятельности.

— Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: учебник. В 3 т. -Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. — M., ТК Велби, Проспект, 2010. – 389 с.Учебник написан на основе Гражданского кодекса РФ, а также других правовых актов. Помимо анализа действующего законодательства в учебнике представлены судебная практика и теоретические взгляды на основные проблемы гражданского права.

— Смагин И.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М-.: Омега, 2014. – 289 с. Учебное пособие содержит основные положения, характеризующие природу российского предпринимательского права, его место в правовой системе Российской Федерации, рассматривает правовую природу предпринимательских отношений, основные понятия российского предпринимательского права (предпринимательская деятельность, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и т.д.), а также основные институты российского предпринимательского права. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также всех, кто интересуется вопросами российского предпринимательского права.

Приватизация в России проходила в два этапа:

-1 этап чековый (ваучерный), период прохождения с июня 1992 года по 1 июля 1994 года;

— 2 этап денежный, период прохождения с 1 июля 1994 года по настоящее время.

Каждому этапу соответствовали определенные цели. Цели первого этапа: создать необходимые законодательные и организационные условия и механизмы для перехода прав собственности от одних лиц к другим, обеспечить условия для повышения эффективности функционирования российских предприятий, перераспределить и закрепить права частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов, создать конкурентную среду и обеспечить условия для демонополизации народного хозяйства и расширение инвестиционной базы российских предприятий, а также массовое разгосударствление российской экономики формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально-ориентированной рыночной экономики, содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику [67].

Чековая модель приватизации осуществлялась в следующих условиях: Иностранные инвесторы не проявляли ожидаемого интереса к российской приватизации. Масштабы российской экономики вели к проблемам, т.к. избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов. В Р.Ф. не было квалифицированных кадров, которые могли бы решить задачи приватизации государственной собственности. В Р.Ф. на то время насчитывалось примерно 248 тысяч государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, которые позволили бы провести разгосударствление в короткие сроки[68].

Именно эти условия и определили характерные черты приватизации в России, например: форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации; жесткие стандартные процедуры, которые контролировались работниками государственных органов среднего уровня квалификации и обеспечивали массовый характер приватизации; компенсация необходимых финансовых средств за счет бесплатной раздачи государственной собственности или продажи ее по низким ценам[69].

Необходимо отметить, что российская приватизация заметно отличается от западной. Задачи разгосударствления были более масштабными и глубокими, т.к. помимо создания новой структуры, приватизация должна была сформировать новый класс частных собственников.

Для законодательного обеспечения приватизации в короткие сроки была разработана правовая база, включающая в себя Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Р.Ф.», государственные программы приватизации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и распоряжения Госкомимущества России.

Дальнейшее развитие приватизации на 1992 год было определено Государственной программой приватизации муниципальных и государственных предприятий в РФ. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аренду с правом выкупа, аукцион, акционирование, коммерческий конкурс.

Приватизационные чеки- это основной инструмент чекового этапа. Они выдавались всем гражданам Р.Ф. без ограничений по месту жительства, полу и возрасту. В итоге получилось, что выдано было 146,064 миллионов приватизационных чеков[70]. Чек давал возможность участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 миллионов приватизационных чеков) и продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков), а также можно было использовать его при закрытой подписке на акции своего предприятия.

Читайте также:  Правила остановки и стоянки в ПДД 2023 года

На основе этого более 40 миллионов граждан РФ стали акционера-ми чековых инвестиционных фондов или акционерных обществ. Практически все население страны участвовало в чековом этапе приватизации. Акционирование с помощью приватизационных чеков (ваучеров) позволяло привлекать крупные иностранные капиталы. Приток иностранного капитала нарастал и уже достиг 10% от объема всех инвестиций в приватизируе-мые объекты. Зарубежные предприниматели уже вложили в приватизацию российских предприятий 2 млрд долл[71]. Первый этап приватизации в РФ был закончен ваучерной приватизацией.

В результате ваучерной приватизации право собственности и хозяйствования сосредоточилось в российской экономике в руках трудовых коллективов и директоратов. На начало июля 1994 года пакет акций приватизированных предприятий распределился следующим образом: государство — 14,1 %, трудовой коллектив – 52 %, крупные внешние инвесторы — 11,5 %, фабрично-заводская администрация — 14,2 %, мелкие акционеры — 8,2 %. Стартовая структура акционерного капитала в итоге выглядела так: инсайдеры — около 66 %, аутсайдеры – 20 %, государство — 14,1 %[72]. В конце ваучерного этапа было приватизировано 40 % общего числа государственных предприятий, появилось около 40 млн акционеров.

Результат этого этапа — существенное разгосударствление экономики, т.к. наибольшая часть объектов малой приватизации стала частной, а к концу 1994 года было приватизировано уже свыше 110 тысяч предприятий[73].

В связи с не решением на этом этапе задачи передачи предприятий в руки собственников, заметного повышения эффективности производства чековая приватизация не обеспечила.

Так же не была достигнута и главная цель этапа — привлечение в российскую экономику иностранных инвестиций. В частности, к концу 1993 года иностранные инвестиции в Р.Ф. составили в целом менее 2,7 миллиардов долларов, а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 миллионов долларов[74]. Причиной являлись просчеты в организации приватизации, среди них можно назвать законодательную неопределенность положения иностранного инвестора, которая присутствовала в ходе приватизации и вынуждала большую часть иностранных инвесторов действовать через посредников, это очень затрудняло их прямое участие в процессе приватизации, трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии.

Официальное начало денежного этапа датировано 1 июля 1994 года. Его главной целью был переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных собственников[75].

Перед этим этапом ставилось 3 главные задачи:

1) Формирование инвесторов, которые владели бы значительными пакетами акций.

2) Обеспечение приватизируемых предприятий наличными средствами, которые являлись необходимыми для их структурной перестройки;

3) Пополнение госбюджета[76].

Характерная черта этого этапа — это направленность на переход от бесплатной раздачи собственности к ее продаже. Для того, чтобы привлечь инвесторов, предполагалось на денежные аукционы выставлять крупные пакеты акций.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты органов законодательной и
исполнительной власти

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. -№ 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция) Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. — Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1996. — № 5. -Ст.410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 49. — Ст. 4552.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. — N 52 (1 ч.) — Ст. 5496.

6. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. -2001. -№ 44. -Ст. 4147.

7. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. -2006. -№ 50. — Ст. 5278.

8. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. -2002. -№ 26. -Ст. 2519.

9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. -1999. -№ 42. -Ст. 5005.

10. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — N 44. -Ст. 4954.

11. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» // СЗ РФ. -1999. -№ 29. -Ст. 3697.

12. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» // СЗ РФ. -1995. -№ 1. -Ст. 3.

13. Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1991. -№ 28. -Ст. 959

14. Закон Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» //Российская газета. 1991. — 10 июля.

15. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» // СЗ РСФСР. Т. 3. — С. 498.

16. Указ Президента РФ от 29 декабря 1991 г. N 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»// Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. — № 1. — Ст. 34.

17. Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие приватизационных чеков в Российской Федерации»»// Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. — № 9. — Ст. 1934.

18. Указ Президента РФ от 22 мая 2012 г. № 695 «О мерах по приватизации находящихся в федеральной собственности пакетов акций крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ. -2012. -№ 22. -Ст. 2756.

19. Указ Президента РФ от 27 апреля 2007 г. N 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации» // СЗ РФ. -2007. -№ 18. -Ст. 2185.

20. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2002 г. № 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия»//СЗ РФ. -2002. -№ 51. -Ст. 5086.

21. Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 34 «Об управлении находящимися в собственности Российской Федерации долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации» // СЗ РФ. -2012. -№ 6. -Ст. 679.

22. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. -2008. -№ 24. -Ст. 2867.

23. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. № 3612-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. -1992. -№ 46. -Ст. 2615.

24. Государственная программа приватизации на 1992 год. Утверждена Верховным Советом РФ 11 июня 1992 года // РГ. -№ 145. -14.06.2002.

25. Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 16 июня 2004 г. //СЗ РФ. -2005. -№ 11. -Ст. 905.

26. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 г. // СЗ РФ. — 2012. –№ 4. -Ст. 453.

27. Приказ Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 г. № 423 «Об утверждении Порядка подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере геодезии и картографии» // Российская газета. -№ 240. -26.10.2011.

28. Закон Республики Дагестан от 9 ноября 2004 г. N 29 «О приватизации государственного имущества Республики Дагестан» // Собрание законодательства Республики Дагестан. -2004. -№ 11. -Ст. 909.

29. Закон Амурской области от 26 апреля 2013 г. № 182-ОЗ «Об управлении и распоряжении собственностью Амурской области»// Амурская правда. — № 25. – 29.04.2013.

30. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 июля 2007 г. № 824 «О порядке внесения денежных средств в счет оплаты государственного имущества Санкт-Петербурга при его приватизации»//Вестник администрации Санкт-Петербурга. -№ 8. -24.08.2007.

31. Решение Благовещенской городской Думы от 28 апреля 2011 года № 25/42 «Об утверждении положения о порядке планирования приватизации муниципального имущества муниципального образования города Благовещенска» // Благовещенск. — № 28. -04.05.2011

32. Решение Думы города Костромы от 28 января 2003 г. N 2 «О Положении о порядке приватизации муниципального имущества города Костромы» //Костромской курьер. -11.02.2003 — 17.02.2003

Научная и обзорная литература

33. Абаев М.Т. Понятие приватизации по действующему российскому законодательству // Транспортное право. 2008. — № 1.-С. 22-25. (Из информационного банка «Юридическая пресса»).

34. Акбашев Б.Х. Теоретические подходы и практические требования к приватизационному процессу // Российский экономический журнал. -1993. -№ 7.- С. 17-25.

35. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. — М.: Юридическая литература, 1982. – 422 с.

36. Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. -М.: Статут, РАП, 2008. – 396 с.

37. Андреев В.К. Право государственной собственности в России. -М., 2014. – 295 с.

38. Андреев В.К. Роль государства в развитии малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства. -М.: Российская юстиция, 2015. – С. 22-26

39. Белых B.C. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право. -1996.- № 10. – С. 10-13.

40. Бережной A.A. Этапы приватизации государственного и муниципального имущества // Право и политика. — 2007. — № 8. – С. 6-9.

41. Богатырев М.А. Приватизация как гражданско-правовой институт // Право и экономика. -2016. — № 10. – С. 12-17.

42. Гражданское право: В 4 т. Т. 2 / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2015. – 386 с.

43. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., Статут, 2000. – 432 с.

44. Камышанский В.П. Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий и его эффективность: Автореф. канд. юрид. наук. СПб., 1994. — 188 с.

45. Кряжевских О.В. Сделка приватизации // Юридический мир. -2016.-№ 12. – С. 20-23.

46. Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). -СПб., 2002. -367 с.

47. Медведева Э.А. Ответственность за незаконную приватизацию государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации: пробелы законодательного регулирования // Общество и право. -2017. — № 3. – С. 12-15.

48. Оксюк Т. Некоторые аспекты приватизации государственных и муниципальных земельных участков // Корпоративный юрист. -2018. — № 2. –С. 17-18.

49. Отнюкова Г.Д. Приватизация государственного имущества // Закон. 2012. — № 6. – С. 12-14.

Приватизация через акционирование в постсоветской России.

Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.

На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.

В сфере городской экономики процесс приватизации оказался наиболее трудным и противоречивым. На государственную собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.

Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.

Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.

1. Базовая модельс преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.

Читайте также:  Полный перечень документов для приватизации дачного участка

Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.

2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.

Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.

3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.

Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.

При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).

Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.

Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).

Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.

Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.

Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.

Приватизация и её значение в Российской экономике

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).


Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.


Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.


Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.


Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.


Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

Начало процесса приватизации в Россия официально заявлено в 1990 г.

Программа этапов приватизации имела наименование «500 дней» и включала 20 законодательных проектов. Регулировался процесс законом от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» №443-1, содержащий исходные положения.

Согласно разработанным пунктам в законодательстве, полномочия руководителей государственных предприятий преобразовывались в полномочия собственников. Указами президента в 1991 г, а также в 1992 г. от 29 января определены основные стадии программы приватизации. Однако, 51% акций, по условиям закона, оставались в общесоюзной собственности.

Новый юридический статус приватизированных предприятий:

  • АО – акционерные общества;
  • ОАО – общества с ограниченной ответственностью.

Инициаторами стали экономисты: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.

Цели приватизации:

  • Создание на рынке России слоя эффективных собственников;
  • Создание на российском рынке конкурентной среды.

Фактически, произошло изменение социально-экономической системы (смена экономического и политического «строя»).

Этапы приватизации в России с 1992 по 1994 годы:

  • Распродажа государственных микропредприятий с численностью сотрудников до 200 человек через торги или с помощью прямой продажи;
  • Формирование акций в сфере финансовой деятельности средними и крупнейшими предприятиями;
  • Продажа ваучеров населению в целях их активации путем обмена на акции.

Суть системы ваучеров заключалась в распределении государственного имущества между населением. Ваучер приобретался посредством прямой покупки в главном банке России – «Сбербанк».

Стоимость ваучера включала в себя 2 цены:

  • Фактическая – 25 рублей;
  • Номинальная – 10 000 рублей.

Номинальная стоимость олицетворяла собой сумму основных фондов привязанного к конкретному ваучеру предприятия в денежном выражении, в соотношении на душу населения по ценам уровня 1992 г. Однако, фактически – доходная часть ваучера оказалась, в основном, ничтожной. Голоса акционеров, в целом, ни на что не влияли, в результате чего граждане продавали акции руководителям предприятий за ничтожные деньги. Это привело к обогащению лишь узкой группы лиц.

Доля частных компаний достигла 67% к 1995 г.

Запрещены к приватизации:

  • Трубопроводы;
  • Автомобильные дороги общего пользования;
  • Шельф;
  • Недра;
  • Лесной фонд;
  • Телевизионные станции и другие стратегически значимые государственные объекты.

В 1996 г. произошел второй этап приватизации. Он проведён перед выборами президента 1996 г.

Обязательными к приватизации определены следующие сферы:

  • Торговля: оптовая, а также розничная;
  • Предприятия легкой промышленности;
  • Сфера строительства;
  • Предприятия пищевой промышленности;
  • Общественного питания;
  • И переработка или производство продуктов сельскохозяйственного назначения.

Приватизация 1996 г. представляла собой залоговые аукционы.

Цель залоговых аукционов – наполнение государственного бюджета.

Это означало, что министерство финансов осуществляло сделки с коммерческими банками. Они заключались в обмене финансовыми услугами между правительством и банками. Банки кредитовали бизнес, а правительство временно передавало им пакеты акций государственных предприятий. Особенностью сделки стало то, что многие предприятия не смогли окупить кредиты. Тогда предприятия переоформлялись в собственность банков согласно условиям кредитования. Эти действия привели к формированию олигархического слоя населения.

Для начала нужно получить согласие всех зарегистрированных в помещении лиц. Все граждане, которые собираются оформить на себя жильё, должны лично присутствовать при подаче заявления.

Необходимые документы:

  • паспорта;
  • согласие на приватизацию от всех лиц;
  • договор соцнайма или ордер;
  • выписка из домовой книги о зарегистрированных гражданах;
  • справка о неучастии в приватизации.

Граждане подписывают договор приватизации, который составляют органы государственной власти, и затем идут в МФЦ регистрировать право собственности.

Итак, право на приватизацию есть у каждого гражданина, только если он соответствует критериям, выдвигаемым государством. В случае если вы подходите по параметрам, можно встать в очередь и через несколько лет стать обладателем своей недвижимости.

Приватизация в развивающихся странах

Кризисные явления и тенденции, развившиеся в большей части стран «третьего мира» в 1970-х и особенно в 1980-х годах, заставили трезво взглянуть на роль государства. Во многих развивающихся странах активизировались попытки реструктуризации экономических механизмов различной глубины и масштаба. Приватизация заняла центральное место в реструктуризации государственного регулирования. Ко второй половине 1980-х годов программы приватизации активно осуществлялись более чем в 80 развивающихся странах.

Этот термин, часто используемый в отношении развивающихся и не только развивающихся стран, не имеет четкого определения. В целом, в широком смысле приватизация означает передачу контроля над ресурсами общества в частные руки и соответствующее повышение значимости стихийных, нерегулируемых начал в экономике за счет ослабления централизованного вмешательства государства в экономическую жизнь. В узком смысле слово приватизация означает замену государственной собственности на частную.

Процесс приватизации в странах высшего класса развивающегося мира, а также в крупных и крупнейших государствах, сумевших создать более или менее диверсифицированную промышленную базу — в Алжире, Индии, Индонезии, Турции, сталкивается с серьезными трудностями. Их часто объясняют сопротивлением влиятельных социальных сил и групп, чье материальное благосостояние напрямую связано с государственным сектором. Влияние этих общественных сил на экономическую политику своих стран достаточно сильно. Не случайно, например, в Бразилии и Индии национальный капитал в блокаде с определенными кругами государственного аппарата и армии сумел навязать заведомо бесперспективный протекционистский вариант развития едва ли не самого важного сектора современной экономики — информационного.

Тем не менее, трудности приватизации в странах, идущих дальше по пути индустриального развития, нельзя сводить к сопротивлению определенных социальных сил. Основная причина, по которой Бразилия, Индия, Турция и многие другие развивающиеся страны, за редким исключением, не предприняли серьезных шагов по масштабной приватизации, заключается в особой роли государственного сектора в функционировании системы расширенного воспроизводства. Например, в Индии, хотя государственный сектор в целом прибылен, эту прибыль получает небольшое число нефтяных компаний. Согласно статистике, некоторые крупные транспортные и энергетические компании также являются прибыльными и занимают олигополистическое положение на местном рынке. В то же время следует иметь в виду, что некоторые из компаний не могут быть объективно убыточными.

В странах с развитой рыночной экономикой отсев неэффективных фирм является обычной практикой, которая (за исключением кризисных периодов) не наносит заметного ущерба на макроуровне. В развивающихся странах ситуация принципиально иная. Здесь, как правило, национальный экономический комплекс строился как единое целое, без особого учета микроэффективности отдельных производственных единиц. С другой стороны, приватизация подразумевает смещение акцента с макро- на микроуровень. Учитывая сложную структуру промышленности в странах верхнего и среднего эшелона третьего мира, потеря цепочек с одним звеном между отраслями приводит к «эффекту триггера», когда по принципу каскада начинает рушиться все большее количество отраслей, связанных в единый технологический узел.

Стремясь избежать непредсказуемого развития событий, большинство развивающихся стран верхнего и среднего уровня выбрали, так сказать, «мягкую приватизацию». Например, в Турции, где на долю SOE приходилось почти 2/3 промышленного производства, основным методом приватизации было постепенное акционирование. В то же время, из 53 ГП, предназначенных для приватизации, только два на 100% контролировались государством путем акционирования. Более того, приватизация проводилась в основном в достаточно прибыльных отраслях, но они требовали значительных инвестиций в модернизацию устаревших производств.

Индонезия пошла по пути «мягкой приватизации», которая также осуществила частичную приватизацию банковской системы через акционирование. Кроме того, государство сохранило контроль над производственным и финансовым секторами экономики, оставив себе не менее 50% акций каждой приватизированной компании.

Алжир и Марокко не решились на быстрый демонтаж государственного сектора, а предпочли длительное совершенствование и реорганизацию деятельности государственного сектора путем расширения административных и экономических свобод государственных предприятий и либерализации их ценовой политики, акционирования через государственный «фонд участия», при этом государство обычно сохраняет контрольный пакет акций.

Читайте также:  Все изменения по УСН с 2023 года

Среди развивающихся стран приватизация была наиболее активной и относительно успешной в Латинской Америке. Мексика играла ведущую роль, на ее долю пришлось около 20% стоимости всех приватизационных сделок развивающихся стран в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Летом 1998 года в Бразилии произошла крупнейшая в мире приватизационная сделка — государственная телекоммуникационная холдинговая компания Telebras была продана на конкурентном аукционе почти за 19 миллиардов долларов.

В других развивающихся странах приватизация была менее успешной. В Африке из-за сильной коррупции приватизация стала средством обогащения политической элиты, а не улучшения экономики. В Азии управление было относительно успешным, что сделало приватизацию менее распространенной, чем в других регионах.

Основные методы приватизации

Существует два основных метода, посредством которых проводятся приватизационные действия:

  • На возмездной основе (процесс выкупа имущества за установленную стоимость);
  • Безвозмездная (бесплатная передача).

Бесплатная передача проводится в виде процесса передачи коллективу (работникам предприятия) имущества в право собственности, или же в виде предоставления приватизационных чеков гражданам страны.

Возмездная приватизация предполагает полноценный процесс смены собственника. При этом в обязательном порядке происходит антинфляция, так как бюджет наполняется средствами, полученными от таких сделок. Но, существует вероятность, что проведение всех действий может затянуться на весьма значительное количество времени, так как у населения может просто не быть необходимой суммы средств для выкупа, кроме того, существуют схемы, когда имущество попадает в руки структур криминального формата.

Приватизация безвозмездного типа предполагает под собой простой и достаточно быстрый процесс распределения государственного имущества. Посредством таких действий количество собственников увеличивается. В тоже время существует и весьма существенный недостаток: безвозмездная передача не порождает у работников чувства собственности, они продолжают считать себя наемными работниками на приватизированных ими же предприятиях.

Частная классификация методов приватизации:

  • Продажа открытого типа;
  • Приобретение имущества работниками;
  • Приватизация массового характера посредством чеков;
  • Реституция – процесс возвращения имущества владельцам законного порядка или же их наследникам.
  • Процесс реализации имущества гражданского типа при помощи различных аукционов и конкурсов существует в Европе довольно давно. В нашей же стране процедура приватизации стала активной во второй половине 1990 годов, в начале 90-х преобладал метод выкупа предприятий менеджерами и работниками.

На ранних этапах экономических реформ в Чехии, Словакии и России использовался метод приватизации на основании ваучеров (такой метод действовал и в других странах СНГ). Процессы реституции чаще использовались в странах Балтики и в Европе.

Самые крупные предприятия приватизировались посредством передачи коллективам части акций, основная же часть акций скупалась частными лицами.

Порядок проведения в отношении жилого помещения

Отдельно рассматривается такой вид приватизации, как передача жилья в собственность. В том случае, если «покупателем» выступает простой гражданин, такая передача осуществляется практически бесплатно (платится лишь пошлина за оформление документов и проведение процедуры). Если же жильё передаётся организации, то это происходит по приведённым выше правилам продажи объектов.

Чтобы состоялась приватизация жилого помещения, необходимо, согласно ст. 4 Закона РФ №1541-1, следующее:

  • дом не должен относиться к категории аварийных;
  • помещение не является общежитием;
  • оно не находится на территории городка при воинской части;
  • оно не относится к спецфонду (например, к категории служебного жилья).

ВАЖНО: Служебные квартиры могут приватизироваться только после того, как собственник (государство или муниципалитет) переоформит их в другую категорию.

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Сущность приватизационных процессов

Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.

Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.

Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.

Концепции приватизации

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Способы приватизации

Рассмотрим различные способы приватизации, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.

Прямая продажа государственных предприятий является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает, как мы видим, довольно затруднительно.

Возможно, более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (т.е. частичная продажа после предварительного акционирования).

Нельзя согласиться с положением о том, что в России в результате реформ государство устранилось из экономики. Это не устранение , а нечто иное.

Стремясь избежать непредсказуемого развития событий, большинство государств высшего и среднего эшелонов развивающегося мира избрало, условно говоря, «мягкую приватизацию». Так, в Турции, где на государственные предприятия приходилось почти 2/3 промышленного производства, главным методом приватизации стало степенное акционирование.

На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. Вопрос о преобразовании отношений собственности является актуальным и в наше время.

Стремясь избежать непредсказуемого развития событий, большинство государств высшего и среднего эшелонов развивающегося мира избрало, условно говоря, «мягкую приватизацию». Так, в Турции, где на государственные предприятия приходилось почти 2/3 промышленного производства, главным методом приватизации стало степенное акционирование.

В процессе paзвития экoнoмики вoзникают перехoдные сoстoяния, в кoтoрoм происходит борьба старой и новой экономики. Именно это состояние является причиной неустойчивости и нестабильности системы. Такого состояния не избежала и Россия. Этот состояние застало Рoссийскую экономику на выходе из oсoбoй экономической системы планoвo-централизoванного типa.

В настоящее время очень важен вопрос приватизации земли, и в то же время все более актуальной становится проблема возврата части государственной и муниципальной собственности, переданной в частные руки, которая включает в себя разработку и принятие закона о национализации и муниципализации.

В планах ведомства — до 2008 года приватизировать госимущество, которое не обеспечивает необходимые госфункции, а также продажа пакетов акций акционерных обществ, доля участия государства в которых «не обеспечивает эффективного влияния в управлении».
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю.

Национализация и приватизация

Современная экономика характеризуется многообразием форм собственности и механизмов регуляции хозяйственной жизни общества. Причина заключается в разнообразных условиях и путях экономического и политического развития стран и народов. Смешанная экономическая система начала свое формирование в результате появления на рынке предприятий различных форм собственности и расширения влияния государственного сектора в экономике. Это позволяет государству принимать более активное участие в процессах регулирования хозяйственной деятельности.

Роль государства в современной экономике не ограничивается только созданием законодательной базы. Государство формирует свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику, расширяет сеть государственных предприятий и предприятий смешанной формы собственности. Важным инструментом развития и регулирования экономики являются такие процессы, как национализация и приватизация.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *