Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разбираем понятие муниципальной пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо выплаты за выслугу, сотрудники органов власти на местах вправе рассчитывать на долю страховой выплаты, размер которой определяется по правилам ст. 19 400-ФЗ. Той же нормой установлены условия ее получения.
Назначение страховой выплаты по старости
Гражданские и местные служащие были первой группой граждан РФ, которых коснулась пенсионная реформа, возраст выхода на страховую пенсию для них стал увеличиваться уже с 2017. Пенсионный возраст муниципального служащего с 2020 года составит 57 — для женщин и 62 — для мужчин. Постепенное увеличение продолжится вплоть до 2026, когда он составит 65 — для мужчин и 63 — для женщин. Схема повышения пенсионного возраста приведена в приложении № 5 к 400-ФЗ:
Момент, когда гражданину назначается страховая выплата по старости, в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 400-ФЗ (по состоянию на 31.12.2016) | Возраст, по достижении которого назначается страховая выплата по старости в период замещения местных должностей | |
Мужчины | Женщины | |
2017 | V + 6 месяцев | V + 6 месяцев |
2018 | V + 12 | V + 12 |
2020 | V + 18 | V + 18 |
2020 | V + 24 | V + 24 |
2021 | V + 36 | V + 36 |
2022 | V + 48 | V + 48 |
2023 | V + 60 | V + 60 |
2024 | V + 60 | V + 72 |
2025 | V + 60 | V + 84 |
2026 и последующие | V + 60 | V + 96 |
V: 55 — для женщин и 60 — для мужчин.
Как и госслужащие, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии минимального стажа государственной гражданской службы и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по следующим основаниям:
- соглашение сторон служебного контракта;
- истечение срока действия срочного служебного контракта;
- расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
- отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;
- отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном;
- отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
- сокращения должностей гражданской службы в государственном органе;
- упразднения государственного органа;
- несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:
- по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
- вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
Расчет муниципальной пенсии
В соответствии с федеральным законодательством размер данного вида соцобеспечения не может превышать 45% от довольствия чиновника.
Формула расчета муниципальной пенсии такова:
МП = СМО/100xБС+Н
где:
СМО – усредненный оклад чиновника за последний год.
БС – базовая ставка выплаты, которая установлена в размере 45% среднего оклада.
Н – надбавки.
МП – размер муниципальной пенсии.
Следует отметить, что местные власти могут самостоятельно увеличивать размер базовой ставки до 50% или даже более.
Кроме этого, если чиновник отработал сверх выслуги, то ему полагается дополнительно 3% от оклада за каждый год переработки.
Однако предельный размер всех выплат данной категории лиц не может превышать 75% от их среднего оклада, который выплачивался им в последний год осуществления служебной деятельности.
Особенности реформы пенсии муниципальных служащих
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года, уйти на заслуженный отдых по старости муниципальные сотрудники ранее могли:
- после 55 лет (для женской половины населения);
- после 60 лет (для мужской половины населения).
В связи с принятыми изменениями к российскому законодательству, с прошлого года данный возраст стал повышаться ежегодно на полгода. При этом служащие сохранили за собой право выйти на пенсию досрочно, если имеют соответствующий стаж.
Ниже представлена таблица, демонстрирующая поэтапное повышение пенсионного возраста данной категории работников.
Год, в котором возникает право ухода на отдых |
Возраст, при достижении которого гражданин получает пенсионные выплаты |
|
для мужчин |
для женщин |
|
2017 |
60 лет + полгода |
55 лет + полгода |
2018 |
60 лет + 1 год |
55 лет + 1 год |
2019 |
60 лет + 1,5 года |
55 лет + 1,5 года |
2020 |
60 лет + 2 года |
55 лет + 2 года |
2021 |
60 лет + 2,5 года |
55 лет + 2,5 года |
2022 |
60 лет + 3 года |
55 лет + 3 года |
2023 |
60 лет + 3,5 года |
55 лет + 3,5 года |
2024 |
60 лет + 4 года |
55 лет + 4 года |
2025 |
60 лет + 4,5 года |
55 лет + 4,5 года |
2026 |
60 лет + 5 лет |
55 лет + 5 лет |
2027 |
55 лет + 5,5 лет |
|
2028 |
55 лет + 6 лет |
|
2029 |
55 лет + 6,5 лет |
|
2030 |
55 лет + 7 лет |
|
2031 |
55 лет + 7,5 лет |
|
2032 и далее |
55 лет + 8 лет |
Нормативно-правовое регулирование
Базовые юридические основы, определяющие пенсионное обеспечение муниципальных служащих изложены в федеральных законах. Сюда входят:
- № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001. Этот законодательный акт рассматривает общие принципы начисления пенсий для граждан РФ и появления права на этот вид социальной поддержки.
- № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007. В этом законе разъясняются профильные понятия и терминология. Тут обозначается круг лиц, которые являются муниципальными служащими и определяются их права.
- № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003. Здесь рассматриваются общие положения назначения госпособий по старости, например, с какого возраста появляется право на эти социальные пособия.
Региональное законодательство дополняет и конкретизирует базовые нормативные акты, например, определяет конкретный размер выплат. Федеральный закон № 166-ФЗ устанавливает минимальный размер пенсии в 45% среднемесячной оплаты труда (СОТ). Местное законодательство может увеличивать этот показатель. Так, в Московской области стандартная величина таких отчислений для муниципальных работников равна 55% СОТ.
Что такое муниципальная пенсия
Муниципальные служащие осуществляют свою деятельность в особых условиях, связанных с исполнением властных и государственных функций.
Их заработная плата формируется исключительно за счет местных бюджетов.
Также их них назначается дополнительное пенсионное обеспечение при выполнении чиновником определенных условий, которые касаются стажа работы и возраста выхода на заслуженный отдых.
Муниципальная пенсия представляет собой вид социального обеспечения, выплачиваемого при наличии достаточной выслуги работников местных органов исполнительной власти. По своей сути она дополняет страховую пенсию по старости или инвалидности, на которую чиновники могут рассчитывать так же, как и остальные граждане.
Поскольку специальные выплаты служащих местных органов власти финансируются из бюджетов субъектов федерации, то последние вправе устанавливать дополнительные надбавки.
Так, в регионах чиновникам полагается определенная доплата в том случае, если выслуга превышает установленный федеральным законодательством норматив (помимо 3%, установленных повсеместно). Размер этой надбавки и основания для ее получения разнятся в зависимости от особенностей законодательства на местах.
Кроме этого, распространенной практикой является назначение единоразовой выплаты чиновникам при выходе на пенсию. Ее величина и порядок расчета также определяются решениями региональных властей.
Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:
Виды страховой пенсии |
Условия предоставления |
По старости |
Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):
|
По инвалидности |
Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия). |
На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.
Как рассчитывают сумму
Мнение эксперта
Григорьев Павел Кириллович
Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ
Расчеты размера платежей осуществляются исходя из значения среднего заработка лица. СЗ в свою очередь определяется за последний год, предшествующий выходу на заслуженный отдых или появлению законного на это права.
Учитывают все возможные выплаты — премии, поощрения, должностной оклад, довольствия и надбавки за ранги, звания. В расчетный период не включают время отпуска за свой счет, отпусков по беременности и родам, уходу за ребенком, а также пребывание на лечении.
Важно! Минимальный размер регулярных компенсаций пенсионерам-служащим не может быть меньше 45% средней заработной платы. Существует также максимально допустимый объем выплат — 75% от средней заработанной суммы за последние 12 месяцев
Что требуется для назначения пенсионных выплат за выслугу
Пенсия по выслуге положена гражданину при следующих условиях:
- наличие стажа местной службы — самой выслуги. Ее продолжительность определяется по правилам из приложения № 2 к 166-ФЗ и зависит от момента выхода: выслуга лет муниципальным служащим в 2020 году составит 17 лет;
- наличие определенных оснований для увольнения: соглашения сторон, инициативы работника, ликвидации органа местной власти или достижения гражданином предельного возраста нахождения на службе, равного 65 годам;
- в некоторых случаях, например, если гражданин увольняется по собственному желанию или по соглашению сторон, для получения выплаты за выслугу ему необходимо соблюсти требования для получения страховой пенсии: достичь пенсионного возраста и иметь необходимое количество пенсионных коэффициентов, на 2020 это количество составляет 16,2.
- у него имеется стаж работы на местной службе не менее 25 лет;
- как минимум последние семь из них до увольнения он провел на местной службе;
- гражданин уволился по собственной инициативе.
Планируются изменения: последние новости о муниципальной пенсии в 2020 году обещают, что минимальная выслуга увеличится, к 2026 г. она станет 20 лет и больше расти не будет.
Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:
Виды страховой пенсии
Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):
- Достижение установленного законом возраста (55 лет для женщин и 60 – для мужчин).
- Наработка необходимого страхового стажа (9 лет).
- Наличие достаточного количества индивидуальных пенсионных коэффициентов (12,8 баллов).
Нормативно-правовое регулирование
Базовые юридические основы, определяющие пенсионное обеспечение муниципальных служащих изложены в федеральных законах. Сюда входят:
- № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001. Этот законодательный акт рассматривает общие принципы начисления пенсий для граждан РФ и появления права на этот вид социальной поддержки.
- № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007. В этом законе разъясняются профильные понятия и терминология. Тут обозначается круг лиц, которые являются муниципальными служащими и определяются их права.
- № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003. Здесь рассматриваются общие положения назначения госпособий по старости, например, с какого возраста появляется право на эти социальные пособия.
Региональное законодательство дополняет и конкретизирует базовые нормативные акты, например, определяет конкретный размер выплат. Федеральный закон № 166-ФЗ устанавливает минимальный размер пенсии в 45% среднемесячной оплаты труда (СОТ). Местное законодательство может увеличивать этот показатель. Так, в Московской области стандартная величина таких отчислений для муниципальных работников равна 55% СОТ.
В 2022 году власти планируют увеличить пенсии на уровень инфляции. Чиновники заверяют, что февральская индексация пенсий позволит полностью покрыть рост цен в течение 2022 года. В результате доходы пенсионеров будут сохраняться от обесценивания.
Однако основные показатели свидетельствуют о кризисе действующей пенсионной системы. Дефицит ПФР остается внушительным и требует значительных вливаний из государственной казны. Кроме того, власти используют средства, аккумулированные в накопительной системе, что позволяет покрывать существующие разрывы, однако является временной мерой.
В таких условиях реальные доходы пенсионеров продолжат сокращаться, что будет отражаться на реальном качестве жизни. В результате правительству необходимо ускорить реализацию изменений, которые позволят исправить существующие тренды.
Реформа пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих может стать прототипом дальнейших преобразований системы пенсионного обеспечения. Эксперты ожидают изменения ключевых параметров пенсионной модели, что позволит сбалансировать государственную казну.
Пенсия муниципального служащего
Величина пенсионных выплат складывается из фактического трудового стажа гражданина, среднемесячного дохода за предыдущий год службы, соответствующих надбавок (в случае их наличия).
Кроме этого, требуется набрать достаточное количество индивидуальных баллов (коэффициентов).
В прошлом году правительством Российской Федерации была проведена реформа, касающаяся порядка ухода на заслуженный отдых муниципальных работников. Так, начиная с 2017 года пенсионный возраст должен был увеличиваться поэтапно каждый год на шесть месяцев.
Конечная цель реформы – повышение возраста для выхода на муниципальную пенсию до 63 лет у женщин-служащих и до 65 лет включительно у мужчин.
Переходный период будет продолжаться вплоть до 2032 года. Увеличение возрастной планки осуществляется поэтапно.
Так, для выхода на пенсию требуется учитывать имеющийся у сотрудника стаж работы и дату появления права на получение соответствующих пенсионных выплат. Например, если вы должны были уйти на заслуженный отдых в 2021 году, данная возможность у вас появится лишь через год.
Правила расчета размера пенсии муниципальных служащих
Вычисления для понимания того, какой будет пенсия за выслугу лет муниципальным служащим, приводят нас к цифре, равной 45% от среднемесячной заработной платы без учета социальных выплат разного рода и иных доплат. Конкретный размер выплат устанавливается соответствующим местным законом.
При этом размер пенсионных выплат муниципального служащего не может быть выше суммы ежемесячной денежной компенсации государственного гражданского служащего субъекта РФ.
За каждый год работы больше требуемой нормы, выплаты будут увеличиваться на 3% вплоть до верхней границы увеличения в 75% от усредненной заработной платы госслужащего, которая вычисляется на основе усредненного дохода за последний год службы. Но и эти цифры могут различаться от региона к региону.
Общая сумма конечной пенсии к фиксированной части муниципалам включает:
- надбавки за профессиональные обязанности;
- процент от размера оклада;
- надбавки по проценту ежегодной индексации;
- накопительной части.
При расчете выплат учитывается должностной оклад, соответствующий определенному классному чину. Для каждого конкретного субъекта Российской Федерации порядок расчета может быть разный. Местное правление каждого субъекта само прорабатывает систему подсчета пенсионных выплат.
Выход на пенсию по новому закону, таблица по годам рождения для мужчин и женщин
В 2018 году уходили на пенсию последние пенсионеры по старой схеме – 60-летние мужчины и 55-летние женщины. А вот как начал работать переходный период:
Год рождения | Пенс. возраст по
новому закону |
Наступление пенс. возраста | |
По старому | По новому | ||
1959 (1)/1964(1) | 60,5/55,5 * | 2019 (1) ** | 2019 (2) |
1959 (2)/1964 (2) | 60,5/55,5 | 2019 (2) | 2020 (1) |
1960 (1)/1965 (1) | 61,5/56,5 | 2020 (1) | 2021 (2) |
1960 (2)/1965 (2) | 61,5/56,5 | 2020 (2) | 2022 (1) |
1961/1966 | 63/58 | 2021 | 2024 |
1962/1967 | 64/59 | 2022 | 2026 |
1963/1968 | 65/60 | 2023 | 2028 |
(*) Слева от дроби – мужчины, справа – женщины.