Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Партнерство с иностранцем: кому платить НДС? (Котова С.В.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приобретая услуги у иностранных организаций (нерезидентов Республики Беларусь), нужно учитывать особенности импортных операций. В частности, у белорусского заказчика может возникнуть необходимость исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и налога на доходы (прибыль) иностранных организаций.
Импорт услуг: исчисление и уплата НДС и налога на прибыль
Рассмотрим подробнее, как определить место и момент реализации импортируемых услуг для целей НДС, в каких случаях по ним нужно уплачивать налог на доходы иностранных организаций и как отразить импорт услуг в бухгалтерском учете.
НДС при импорте услуг
При приобретении услуг у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее — нерезиденты), у заказчика этих услуг может возникать обязанность по уплате НДС. Это зависит от того, признается ли Республика Беларусь местом реализации данных услуг .
Для целей исчисления НДС местом реализации услуг считается Республика Беларусь в следующих общих случаях:
1. Если приобретаемые услуги связаны с расположенным не на территории Республики Беларусь недвижимым имуществом (включая аренду) либо движимым имуществом (за исключением его аренды) .
На заметку
При оказании нерезидентами стран ЕАЭС услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества, дизайнерских, инжиниринговых услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством, связанных с расположенным в Беларуси недвижимым имуществом, местом реализации таких услуг тоже будет считаться территория Республики Беларусь .
2. Услуги оказываются нерезидентом на территории Беларуси в сфере культуры, искусства, физической культуры и спорта, туризма, отдыха, обучения (образования) .
3. Покупатель (заказчик) импортируемых услуг находится (осуществляет деятельность) в Беларуси. В частности, это касается приобретения следующих видов услуг :
- — консультационных, бухгалтерских, аудиторских, юридических, маркетинговых, рекламных услуг;
- — дизайнерских, инжиниринговых услуг. При этом, если они оказываются нерезидентами стран ЕАЭС по недвижимому имуществу, то место реализации этих услуг определяется по местонахождению такого имущества;
- — услуг по предоставлению (найму) персонала, если персонал работает в месте деятельности покупателя (заказчика);
- — услуг поверенного (агента);
- — услуг по обработке информации;
- — услуг по разработке, модификации, тестированию и обеспечению технической поддержки программного обеспечения.
Также существует ряд услуг, по которым подходы признания места их реализации для целей исчисления НДС несколько отличаются в зависимости от того, кем оказываются услуги: резидентами государств — членов ЕАЭС или резидентами иных иностранных государств. У белорусского заказчика по этим услугам тоже может возникать обязанность уплаты НДС.
Например, при получении образования в дистанционной форме на основании договора с резидентом страны ЕАЭС место реализации определяется по месту оказания услуг (по месту деятельности учреждения образования). А в сделках с резидентами иных государств — по месту деятельности (нахождения) покупателя (заказчика) .
Ситуация: нужно ли платить НДС, если российская организация оказывает услуги по сдаче недвижимого имущества в субаренду? Недвижимое имущество находится за пределами России.
Нет, не нужно.
Объект обложения НДС возникает, если местом реализации работ (услуг) является территория России. Об этом сказано в пункте 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ устанавливает, что местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом, признается территория России, если такое имущество находится на территории России. При этом к работам (услугам), непосредственно связанным с недвижимым имуществом, относятся и услуги по аренде. В свою очередь статья 615 Гражданского кодекса РФ прямо указывает, что к субаренде применяются правила об аренде.
Значит, услуги, связанные со сдачей в субаренду недвижимого имущества, находящегося за пределами России, считаются оказанными за пределами России. Поэтому на их стоимость НДС не начисляйте (п. 1 ст. 146, подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 декабря 2005 г. № А56-52630/04).
Ситуация: нужно ли платить НДС, если российская организация передает в лизинг иностранной организации движимое имущество (за исключением наземных автотранспортных средств)? Иностранная организация на налоговом учете в России не состоит.
Нет, не нужно.
Объект обложения НДС возникает, если местом реализации работ (услуг) является территория России. Об этом сказано в пункте 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен в статье 148 Налогового кодекса РФ. В подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ сказано, что местом реализации услуг по сдаче движимого имущества (кроме наземных транспортных средств) в аренду является Россия, только если арендатором является организация, находящаяся в России.
Гражданский кодекс РФ определяет, что лизинг является разновидностью аренды (ст. 665–670 ГК РФ).
Значит, услуги, связанные с передачей в лизинг движимого имущества (кроме наземных транспортных средств) иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в России, считаются оказанными за пределами России. Поэтому на их стоимость НДС не начисляйте (п. 1 ст. 146 и подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 октября 2008 г. № 03-07-08/246.
Российская Федерация: особенности признания места оказания услуг
Данная статья посвящена требованиям российского налогового законодательства, соответственно, мы рассматриваем, какому налогообложению подлежат услуги, которые оказывались на территории РФ. Как же определить, что работы или услуги были реализованы именно в границах нашего государства? Этот вопрос регулируется ст. 148 Налогового кодекса РФ.
Признак | Когда РФ будет считаться местом оказания услуг |
---|---|
По месту нахождения имущества | 1. Недвижимое имущество (как несложно догадаться, к нему относится все то, что невозможно переместить: строения, здания, сооружения, земельные участки и т. д.) – строительство, монтаж, реставрация, озеленение, аренда, ремонт, строительно-монтажные работы. 2. Движимое имущество, суда (морские, воздушные, внутреннего плавания) – техническое обслуживание, переработка, сборка, монтаж, ремонт, обработка |
По месту фактической реализации | Если организация или место, где оказывается услуга, находится на территории РФ. Этот критерий применяется для деятельности в сферах искусства, культуры, образования, физической культуры, спорта, туризма и отдыха. В качестве примеров может выступать проведение различных выставок, семинаров, курсов, покупка услуг по дизайну, реализация услуг по организации спортивных мероприятий, баз отдыха, детских и оздоровительных лагерей и т. д. |
По месту деятельности покупателя услуг | Местом деятельности покупателя признается РФ, если: 1) есть государственная регистрация; 2) нет государственной регистрации, но территория РФ является местом: ● указанным в учредительных документах; ● нахождения постоянно действующего исполнительного органа компании; ● нахождения постоянного представительства организации; ● управления организации; ● жительства физического лица. Данный критерий применим для следующих услуг: ● разработка компьютерных программ и баз данных; ● предоставление и передача лицензий, патентов, торговых марок, авторских и аналогичных прав; ● предоставление персонала; ● бухгалтерские, консультационные, аудиторские, юридические, маркетинговые, рекламные, инжиниринговые, обработка информации; ● сдача в аренду движимого имущества (кроме наземного автотранспорта); ● агентские услуги; ● услуги в электронной форме посредством телекоммуникационных сетей; ● передача единиц сокращения выбросов. |
Составление счета-фактуры
Счет-фактура – это документ, на основании которого покупатель принимает к вычету суммы налога, предъявленные продавцом услуг.
Документ выставляется продавцом при реализации услуг и содержит следующие данные:
- номер и дата оформления;
- информация о продавце-налогоплательщике и покупателе (наименование, адрес, идентификационные номера);
- номер платежного документа (если использовались такие способы оплаты за услуги, как полный или частичный авансовый платеж);
- описание услуг и единицы измерения (если применимо);
- объем оказанных услуг;
- валюта;
- цена за единицу измерения (если применимо) без учета налога;
- стоимость всего объема услуг без налога;
- налоговая ставка;
- сумма налога;
- стоимость всего объема услуг с учетом налога.
Реализация работ и услуг иностранными компаниями
Два основных налога, которые взимаются с организаций, – это налог на добавленную стоимость (далее – НДС) и налог на прибыль. Но в данной статье мы сосредоточимся на первом и рассмотрим, каким образом он исчисляется, кем и когда уплачивается.
Руководство иностранной организации, решившей вступить в борьбу за российского потребителя, должно понимать специфику нашего рынка и налогового законодательства. Начать можно с малого и выяснить, например, платят ли иностранные компании НДС, если реализуют свои услуги в России. И хотя понятие НДС знакомо практически любому обывателю (а топ-менеджеру тем более), порядок работы с этим налогом имеет свои особенности в каждой стране.
Российская Федерация в этом смысле не является исключением: деятельность иностранных компаний подлежит налогообложению (включая уже упомянутый НДС). Но наше законодательство никак нельзя назвать простым и однозначным, ведь иногда разобраться в его хитросплетениях под силу лишь юристам. Именно поэтому, прежде чем расширять зону своего присутствия, нужно уточнить, как уплачивается НДС при реализации услуг на территории РФ.
Существует лишь два варианта ответа на этот вопрос: в первом случае компания самостоятельно рассчитывает и перечисляет сумму налога в бюджет, во втором все то же самое проделывает посредник – налоговый агент. Все зависит от того, зарегистрирована ли иностранная организация в российском налоговом органе – Федеральной налоговой службе (далее – ФНС).
В российском законодательстве есть такие понятия, как резидент и нерезидент.
Резидентом называется физическое или юридическое лицо, зарегистрированное и состоящее на налоговом учете на территории РФ, а к нерезидентам, как несложно догадаться, относятся все те, у кого отсутствует регистрация (в том числе и в ФНС) в России.
Рекомендуем ознакомиться с более подробной информацией о том, как определить, является ли юридическое лицо резидентом или нерезидент.
Если заграничная компания встала на учет в ФНС, то взаимодействие с налоговым ведомством целиком и полностью ляжет на ее плечи. В противном случае – если регистрация в налоговых органах отсутствует – рано или поздно клиенту придется задуматься, что делать с НДС при покупке услуг у иностранной компании.
Ведь Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) не оставляет выбора: налог в любом случае должен быть уплачен. И это как раз та ситуация, когда покупатель будет выступать в роли налогового агента, который улаживает все вопросы с перечислениями в бюджет.
Российская Федерация: особенности признания места оказания услуг
Данная статья посвящена требованиям российского налогового законодательства, соответственно, мы рассматриваем, какому налогообложению подлежат услуги, которые оказывались на территории РФ. Как же определить, что работы или услуги были реализованы именно в границах нашего государства? Этот вопрос регулируется ст. 148 Налогового кодекса РФ.
ПризнакКогда РФ будет считаться местом оказания услуг
По месту нахождения имущества | 1. Недвижимое имущество (как несложно догадаться, к нему относится все то, что невозможно переместить: строения, здания, сооружения, земельные участки и т. д.) – строительство, монтаж, реставрация, озеленение, аренда, ремонт, строительно-монтажные работы. 2. Движимое имущество, суда (морские, воздушные, внутреннего плавания) – техническое обслуживание, переработка, сборка, монтаж, ремонт, обработка |
По месту фактической реализации | Если организация или место, где оказывается услуга, находится на территории РФ. Этот критерий применяется для деятельности в сферах искусства, культуры, образования, физической культуры, спорта, туризма и отдыха. В качестве примеров может выступать проведение различных выставок, семинаров, курсов, покупка услуг по дизайну, реализация услуг по организации спортивных мероприятий, баз отдыха, детских и оздоровительных лагерей и т. д. |
По месту деятельности покупателя услуг | Местом деятельности покупателя признается РФ, если: 1) есть государственная регистрация; 2) нет государственной регистрации, но территория РФ является местом: ● указанным в учредительных документах; ● нахождения постоянно действующего исполнительного органа компании; ● нахождения постоянного представительства организации; ● управления организации; ● жительства физического лица. Данный критерий применим для следующих услуг: ● разработка компьютерных программ и баз данных; ● предоставление и передача лицензий, патентов, торговых марок, авторских и аналогичных прав; ● предоставление персонала; ● бухгалтерские, консультационные, аудиторские, юридические, маркетинговые, рекламные, инжиниринговые, обработка информации; ● сдача в аренду движимого имущества (кроме наземного автотранспорта); ● агентские услуги; ● услуги в электронной форме посредством телекоммуникационных сетей; ● передача единиц сокращения выбросов. |
Составление счета-фактуры
Счет-фактура – это документ, на основании которого покупатель принимает к вычету суммы налога, предъявленные продавцом услуг.
Документ выставляется продавцом при реализации услуг и содержит следующие данные:
- номер и дата оформления;
- информация о продавце-налогоплательщике и покупателе (наименование, адрес, идентификационные номера);
- номер платежного документа (если использовались такие способы оплаты за услуги, как полный или частичный авансовый платеж);
- описание услуг и единицы измерения (если применимо);
- объем оказанных услуг;
- валюта;
- цена за единицу измерения (если применимо) без учета налога;
- стоимость всего объема услуг без налога;
- налоговая ставка;
- сумма налога;
- стоимость всего объема услуг с учетом налога.
Когда физлицо-покупатель обязан платить НДС
Российское законодательство обязывает платить НДС также физлиц, если местом осуществления деятельности покупателя признается РФ, и они пользуются следующими услугами иностранных компаний:
- права на программное обеспечение;
- электронные книги;
- хранение и обработка информации;
- маркетинговые услуги в интернете;
- администрирование сетей;
- хостинг;
- а также другие работы, связанные с использованием, сбором, анализом информации в интернете.
Чтобы доказать место ведение деятельности достаточно выполнение хотя бы одного из таких условий:
- покупатель проживает в России;
- банк, где открыт счет для приема оплат в пользу иностранной компании находится в России;
- IP-покупателя зарегистрирован в РФ;
- международный номер телефона, который используется для покупки услуг присвоен РФ.
Выставление счета-фактуры в качестве налогового агента
Создать документ Счет-фактура выданный вид Налоговый агент можно из документа Списание с расчетного счета вида операции Оплата поставщику по кнопке Создать на основании.
В счете-фактуре (далее СФ) в автоматическом режиме заполняется код вида операции 06 «Налоговый агент, ст. 161 НК РФ».
В поле Платежный документ документа Счет-фактура выданный указываются номер и дата платежного поручения на уплату НДС в бюджет, а не реквизиты поручения на оплату поставщику.
По этой причине в 1С сначала отражается оплата НДС в бюджет, а потом оформляется счет-фактура налогового агента, чтобы сразу внести данные о платежном поручении в счет-фактуру.
НДС по услугам нерезидентов за пределами РФ
Если ИП применяет ОСН, он является плательщиком НДС. Уплата НДС производится в общеустановленном порядке. Немного неправильно поняли суть вопроса.
Оказывать услуги будет ИП-нерезидент. Какие требования по работе с ИП-нерезидентом, и налоговые последствия в связи с исполнением работ за пределами РФ. А принятие работ получается на территории РФ?
При приобретении услуг налоговые последствия по НДС зависят от того, территория какого государства (территория РФ или территория иностранного государства) признается местом реализации услуг в соответствии со ст. 148 НК РФ. Расходы по уплате налога, предъявленного иностранным исполнителем (в том числе резидентом государства — члена ЕАЭС), могут быть учтены при расчете налога на прибыль. — контракт, заключенный с иностранными или российскими партнерами; —
Если вы налоговый агент, база по НДС определяется как стоимость услуг с учетом налог а п. 1 ст. 161 НК РФ .
О том, как исчислить и заплатить налог, если деньги за приобретенные у иностранного контрагента товары (работы, услуги) вы перечисляете третьему лицу — российской фирме, см. 2011, № 3, с. 57
То есть налог надо будет удерживать из перечисляемой иностранцу суммы, указанной в контракте. Сумму дохода за вычетом налога вы перечисляете своему иностранному контрагенту. Поэтому еще на стадии заключения сделки следует проинформировать своего иностранного контрагента об удержании НДС и установить в контракте цену так, чтобы он при этом ничего не потерял. Тем не менее некоторые иностранцы этого не понимают, считая, что плательщиками НДС они не являются. Поэтому возможны две ситуации.
Глава 21 НК РФ постановку на учет как плательщика НДС предусматривает в качестве самостоятельного основания для постановки на налоговый учет иностранной организации в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика НДС по месту нахождения постоянного представительства в Российской Федерации составляет право иностранной организации, а не ее обязанность.
Следовательно, наличие постоянного представительства у иностранной компании не означает, что компания обязана самостоятельно исчислять и уплачивать НДС с доходов от операций по реализации на территории РФ услуг, не связанных с деятельностью ее постоянного представительства. В этом случае исчисляет, удерживает и уплачивает НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 161 НК РФ налоговый агент, то есть организация, являющаяся источником выплаты дохода.
Иностранные юридические лица — компании, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, являются самостоятельными налогоплательщиками, что следует из статей 11 и 143 НК РФ. Следовательно, при раздельном оказании и документальном оформлении юридических услуг, оказанных иностранной компанией и ее представительством в РФ, НДС исчисляется и уплачивается отдельно иностранной компанией и ее представительством в РФ. Поэтому возложение на представительство обязанности исчислять и уплачивать НДС за иностранную организацию равнозначно возложению такой обязанности на другого налогоплательщика, что нельзя признать правомерным.
Следует отметить, что изложенная позиция расходится со сложившейся судебной практикой. Следование ей влечет риск доначисления иностранной компании НДС и пеней, привлечения иностранной компании к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС, а также статьей 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС. Однако в случае фактического исчисления, удержания и перечисления НДС налоговым агентом с высокой вероятностью можно утверждать, что арбитражный суд признает недействительным соответствующее решение налогового органа. Избежать судебного спора с налоговым органом в такой ситуации вряд ли возможно.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах и сложившейся арбитражной практики, в ситуации, когда российская компания приобретает консультационные услуги иностранной компании, имеющей постоянное представительство на территории РФ, она не обязана исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС, предъявляемый ей к уплате иностранной компанией.
По нашему мнению, на российскую компанию — клиента, которой юридические услуги оказывает непосредственно иностранная организация, а не ее представительство в РФ, должны быть возложены обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению НДС при выплате иностранной компании вознаграждения за оказанные услуги.
Такая позиция авторов основана на системном толковании статей 11, 143, 144 и 161 НК РФ, но не поддерживается правоприменительной практикой налоговых органов и судебной практикой. Поэтому при следовании ей вряд ли возможно избежать доначисления НДС, пеней и привлечения к налоговой ответственности, а также судебного спора с налоговым органом. Однако, как мы уже отмечали, высока вероятность признания арбитражным судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
Согласно Письму Минфина 03-07-08/76139 от 24.10.2018, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учет в России, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация. В случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.
Как мы указали выше, с 01.01.2019 г. на нерезидентов возлагается обязанность по исчислению и уплате НДС независимо от статуса покупателя услуг в электронной форме.
До 2019 года российские организации и индивидуальные предприниматели при покупке услуг в электронной форме у иностранной организации несли обязанности налогового агента на основании п.9 ст.174 НК РФ. Применение покупателем УСН или ЕНВД, которые исключают уплату НДС с собственной реализации, не снимали с российских организаций и ИП обязанности платить НДС за иностранную компанию. Такая иностранная компания не должна была становиться на налоговый учет в России и НДС за нее платили налоговые агенты.
С 2019 года упомянутый выше п.9 ст.174.2 НК РФ утрачивает силу. Поэтому российские организации и предприниматели прекращают уплачивать НДС в качестве налоговых агентов в случае покупки услуг в электронной форме у нерезидентов.
При этом не имеет значения, встала данная иностранная организация на налоговый учет в России или нет, а также уплачивает она фактически НДС или нет.
В то же время сохранили силу положения п.10 ст.174.2 НК РФ, согласно которым налоговыми агентами по-прежнему признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, — посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги.
В итоге, если российский предприниматель или организация приобретают услуги в электронной форме для собственного использования, они не признаются налоговыми агентами и не платят НДС за нерезидента. И наоборот, если предприниматель или российская организация только участвуют в расчетах с покупателем услуги в качестве посредника по договору с иностранной организацией, у российского посредника возникает обязанность по оплате НДС с суммы реализации услуг такому покупателю. Прямое исключение из данного правила сделано только для участников национальной платежной системы и операторов связи.
Открытый перечень «посреднических» договоров порождает правовую неопределенность. По нашему мнению, лицензионная схема передачи прав не является посреднической по своей правовой природе. Права приобретаются и реализуются с уплатой собственных налогов в России с полной суммы продажи.
Однако возможны проблемы с квалификацией отношений по дистрибьюторским договорам, где отсутствует четкое описание лицензионной схемы, а говорится только о «праве на перепродажу». Для снижения указанных налоговых рисков требуется локализация дистрибьюторских соглашений путем их приведения в соответствие с описанными в российском законодательстве видами договоров.