Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уставный капитал — обязательная составляющая любой организации, начинающей свою деятельность. Это не только живые денежные средства, но и различное имущество, акции и иные бумаги, имеющие ценность. Уставный капитал — это минимальная сумма финансов юридического лица, которая служит гарантом, что предприятие выполнит свои обязательства перед кредиторами.
Можно ли пустить денежные средства уставного капитала на нужды предприятия?
Один из главных вопросов, волнующих начинающих бизнесменов: «Можно ли расходовать денежные средства стартового капитала?». Законодательство не предъявляет требования, чтобы финансы в нужном размере всегда были на счету. Их можно смело использовать на покупку производственного оборудования, организацию рабочего места, приобретение компьютерной техники и мебели, расширение бизнеса.
Продажа имущества также не отразится негативным образом на размере общего уставного капитала. Но важно контролировать объем чистых активов на балансе. Он не может быть меньше минимального стартового капитала. Операции, совершаемые с денежными средствами из общего фонда, подлежат обязательной регистрации во внутреннем документообороте.
Особенности финансов унитарных предприятий
Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.
Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.
Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.
Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.
Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.
По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.
Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:
- — внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
- — развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
- — строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
- — проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.
Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.
Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.
Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.
Виды уставного капитала
Выделяют несколько видов УК. В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта это может быть:
- складочный капитал. Вид УК, создаваемый полными товариществами и товариществами на вере — организациями, не предполагающими разработку и подписание устава. Образуется из взносов и долей участников, внесенных в денежном или неденежном эквиваленте;
- уставный фонд. Характерен для муниципальных и государственных предприятий. Включает в себя нематериальные активы, обеспечивающие функционирование компании;
- паевой фонд. Вид УК, формируемый кооперативами. Образуется путем объединения паев участников и прибыли, вырученной в ходе деловой активности;
- уставный капитал. Традиционный вид УК, создаваемый ООО, ОАО, ЗАО. Состоит из учредительских вкладов, обеспечивает запуск бизнеса и гарантирует контрагентам безопасность сотрудничества с компанией.
Цель деятельности унитарных предприятий
Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.
Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):
-
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
-
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).
Источники формирования имущества унитарного предприятия
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
-
имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;
-
другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;
-
прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;
-
полученные кредитные и заемные средства;
-
начисленные суммы амортизационных отчислений;
-
осуществленные предприятием капитальные вложения;
-
полученные дотации из бюджета;
-
дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;
-
добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;
-
иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.
Как оформляется решение о создании УП?
Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.
При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.
Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).
Остальные требования носят стандартный характер:
- Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
- Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
- Информация о назначении руководителя.
Доля государственной (муниципальной) собственности
Уставный капитал образует базу, необходимую для дальнейшего функционирования компании. Причем это не только материальная база, но и юридическая, т. к. УК является неотъемлемым условием создания и существования юридического лица.
Уставный капитал выполняет сразу несколько функций:
- формирующую. Фонд УК — это средства для первоначального обеспечения созданного бизнеса, они идут на приобретение оборудования, инвентаря, товаров и пр.;
- распределительную. Распределение долей в фонде между учредителями закрепляет за ними право на определенную часть прибыли предприятия;
- гарантийную. УК — это минимальное имущество организации, которое в случае ее убыточной деятельности и банкротства обеспечит выплату долгов инвесторам и кредиторам;
- репутационную. Объем капитала компании обеспечивает ее имидж, свидетельствует о стабильности. Чем он больше, тем более привлекательно предприятие для коммерческих партнеров.
Выделяют несколько видов УК. В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта это может быть:
- складочный капитал. Вид УК, создаваемый полными товариществами и товариществами на вере — организациями, не предполагающими разработку и подписание устава. Образуется из взносов и долей участников, внесенных в денежном или неденежном эквиваленте;
- уставный фонд. Характерен для муниципальных и государственных предприятий. Включает в себя нематериальные активы, обеспечивающие функционирование компании;
- паевой фонд. Вид УК, формируемый кооперативами. Образуется путем объединения паев участников и прибыли, вырученной в ходе деловой активности;
- уставный капитал. Традиционный вид УК, создаваемый ООО, ОАО, ЗАО. Состоит из учредительских вкладов, обеспечивает запуск бизнеса и гарантирует контрагентам безопасность сотрудничества с компанией.
Решение о размере уставного капитала принимается собственниками компании. Однако законом определена нижняя граница, которая не должна нарушаться при учреждении предприятия и образовании его фондов. Она зависит от организационно-правовой формы компании.
Минимальный размер УК составляет:
- для ООО, АО — 10 тысяч рублей;
- для ПАО (публичного АО) — 100 тысяч рублей;
- для кредитного учреждения с базовой лицензией — 300 миллионов рублей, с универсальной лицензией — 1 миллиард рублей;
- для микрофинансовой организации — 90 миллионов рублей;
- для государственного предприятия — 5 тысяч МРОТ (минимальных размеров оплаты труда);
- для муниципального унитарного предприятия — 1 тысяча МРОТ.
Периодически минимально допустимые значения размера УК пересматриваются. Кроме того, в ряде регионов местные законы накладывают дополнительные условия на порядок формирования и размер фондов учреждаемых организаций.
Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ
л.п. КУРОЧКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерскогоучета и аудита Костромского государственного технологическогоуниверситета
В настоящее время становятся все более актуальными вопросы, связанные с созданием унитарных предприятий, для решения вопросов местного значения. В первую очередь это относится к поселениям. Инфраструктура многих из них находится в ветхом состоянии. При этом администрация поселений, выделяя собственные средства из местных бюджетов или получая их из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ на благоустройство поселений, часто находится в затруднительном положении.
Так, например, встречаются случаи, когда поступающие средства из другого бюджета на выделение субсидий по подстатье 241 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям» для перечисления их коммунальным организациям администрациями расходуются самостоятельно в связи с тем, что таких организаций просто уже не существует в данном поселении. Поэтому некоторые поселения стали создавать унитарные предприятия.
Право на такие действия закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений (ст. 17). Также в п. 4ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях» указано, что муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом на дату его государственной регистрации. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Он может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ).
Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д.
Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:
- При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
- При покупке земель муниципальными властями;
- При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
- При отказе частного владельца от своих наделов;
- В случае выморочных участков.
Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).
Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.
Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов).
Такими субъектами могут выступать:
- Главы муниципальных образований;
- Законодательные органы власти;
- Подразделения городской администрации;
- Унитарные предприятия;
- Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.
Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.
По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:
- Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
- Участки, полученные при разграничении государственных владений;
- Участки, приобретённые муниципальными властями;
- Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.
Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.
Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.
Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:
- Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
- Сельскохозяйственными землями;
- Промышленными землями.
- Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.
ПРАВОМЕРНО ЛИ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ УЧАСТИЕ МО В КАЧЕСТВЕ УЧРЕДИТЕЛЯ ООО?
Муниципальное образование в лице уполномоченного органа (далее – МО) заключило с учредителями (хозяйственными обществами) договор по учреждению ООО. При этом в установленном порядке МО оплатило в определенном размере уставный капитал общества.
Правомерно ли в соответствии с действующим законодательством участие МО в качестве учредителя ООО?
Ответ: В общем случае муниципальное образование не вправе выступать учредителем ООО, если другими учредителями являются хозяйственные общества. Однако, поскольку единообразная позиция по данному вопросу в судебной практике отсутствует, правомерность участия МО в качестве учредителя ООО может быть установлена в судебном порядке.
Обоснование: В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон N 14-ФЗ) определено, что обществом с ограниченной ответственностью (далее – общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 7 Закона N 14-ФЗ).
Все права участников общества с ограниченной ответственностью
Отметим, что права участников несколько шире, чем учредителей. При этом перечисленный ниже список устав ООО не управомочен сократить, а лишь дополнить новыми, иными пунктами. Итак, перечислим основные права участника:
- Управление делами ООО.
- Владение полной достоверной информацией о деятельности организации.
- Свободный доступ к бухгалтерской и прочей документации.
- Участие в распределении дохода, полученного ООО.
- Право на ликвидационную квоту — долю части имущества (или ее эквивалент в деньгах), которое останется после всех расчетов с кредиторами.
- Право выйти из состава участников в любое время, невзирая на мнения других членов, получив при этом собственную долю обратно.
- Возможность переуступить или продать свою долю.
- Участие в общих собраниях, право избирать и быть избранным в структуры управления и контроля, а также свободно выносить свои насущные вопросы на повестку дня.
Правовая природа доли
Права и обязанности членов общества, степень контроля ООО в зависимости от доли участия отражены в ст. 48 ГК РФ. Наличие вклада в уставном фонде наделяет участника следующими безоговорочными правами:
- Получение чистой прибыли общества согласно размеру своей доли.
- При случае добровольного выхода или же принудительного исключения из числа участников — выделение ему действительной стоимости его вложения.
- Получение части собственности ООО при его ликвидации — доли той, что останется после всех расчетов с кредиторами.
- Управление делами ООО, свободное получение информации о его деятельности.
- Добровольный выход из общества.
Разграничение объектов права государственной и муниципальной собственности
В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
До принятия специального закона объекты государственной и муниципальной собственности разграничиваются в порядке, введенном Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г., а также распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности». В приложениях N 1, 2 и 3 к указанному постановлению Верховного Совета РФ перечисляются виды объектов, которые могут находиться только в федеральной собственности (Приложение 1), только в муниципальной собственности (Приложение 3), а также те объекты, которые могут передаваться из федеральной собственности в собственность субъектов РФ (Приложение 2).
Передача объектов из федеральной государственной собственности в собственность субъектов РФ первоначально осуществлялась на основании указанных выше нормативных актов в безвозмездном порядке и без оформления каких-либо договоров. Впоследствии сложилась практика возмездной передачи, так как в соответствующих актах Правительства РФ предписывалось уменьшать размер средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам Федерации, на сумму рыночной стоимости передаваемых объектов. Что касается объектов муниципальной собственности, то включение их в состав последней согласно Приложению 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. влекло возникновение права муниципальной собственности на них в силу закона (п. 5 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий — приложение к информационному письму ВАС РФ от 11 июня 1997 г. N 15.
В настоящее время объекты государственной и муниципальной собственности перераспределяются в соответствии с законами, разграничивающими предметы ведения и полномочия органов государственной власти (Российской Федерации, ее субъектов) и муниципальных образований. В частности, перераспределение государственного и муниципального имущества между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями осуществляется в обязательном порядке и безвозмездно.
Как указывалось выше, Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям может принадлежать только то имущество, которое необходимо им для осуществления публичных функций и полномочий, возложенных на них действующим законодательством. Перечни соответствующего имущества, которое может находиться в собственности субъектов РФ и муниципальных образований, содержатся в ст. 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в ст. 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Перечни имущества, необходимого для осуществления полномочий субъектов РФ, устанавливаются в развитие норм федерального закона также законами этих субъектов.
Порядок передачи соответствующего имущества при его перераспределении установлен в п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Передача федерального имущества в собственность субъектов РФ и наоборот осуществляется на основании решений Правительства РФ. Передача имущества субъектов РФ в муниципальную собственность и наоборот — на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Передача федерального имущества в муниципальную собственность осуществляется на основании решений Правительства РФ.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Расширение списка категорий общественно значимых организаций
После раздумий решено было выбрать “широкий” подход с более длинным списком, который одинаково высоко ставит роли трех участвующих во всем этом сторон: национальных органов регулирования, профессиональных организаций и, конечно, самого Кодекса этики для профессиональных бухгалтеров.
Категории общественно значимых организаций перечислены в новом параграфе R400.14. Таковых авторы различают ровно шесть:
Пять основных категорий (не считая последнего шестого пункта) опираются на три основных принципа использованной логики рассуждений:
В связи с этим авторы рекомендуют брать приведенные выше категории за основу и корректировать их с учетом требований местного регулирования, включая дополнительные типы организаций или, напротив, исключая те, которые в противном случае попали бы под одну из категорий.
Обязательный – без индивидуалов
Под обязательный аудит будут подпадать эмитенты эмиссионных ценных бумаг, обязанные раскрывать информацию в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» – такое дополнение вносится в подпункт 1 пункта 1 статьи 5 «аудиторского» закона.
Весь обязательный аудит будет проводиться только аудиторскими организациями – от него отстранят индивидуальных аудиторов. В настоящее время подобное ограничение установлено для аудита отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, НПФ, организаций с долей госсобственности от 25%, публично-правовых компаний, а также отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной отчетности. Пока что индивидуалы могут проводить аудит по критериям и некоторые другие его «ответвления» (почерпнуть более подробную информацию можно в перечне случаев обязательного аудита за 2020 год).
Напомним, что это уже не первое ущемление индивидуальных аудиторов – например, правительственным постановлением их недавно лишили права на информацию от клиентов-«санкционщиков».
Сведения о проведении обязательного аудита будут вноситься в единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц с указанием сведений об аудиторской организации и ее мнения о достоверности отчетности.
В новой статье 5.1 будут определены общественно-значимые организации. Таковыми будут:
ОЗО должны выбирать аудитора на открытом конкурсе не реже, чем раз в 5 лет.
Староаттестатникам будет разрешено заниматься аудитом согласно типу имеющегося аттестата, кроме аудита ОЗО.
Акционерная собственность государства
Еще одной важной формой управления является управление государственными пакетами акций. В соответствии со ст. 66 ГК РФ акционерное общество является собственником своего имущества, т.е. в юридическом смысле негосударственной организацией. Но участие в формировании его уставного капитала государства, а затем принадлежность части его акций государству предопределяют некоторые особенности правового статуса акционерных обществ с государственным участием.
Акционерные общества с государственным участием появились в ходе приватизации. Подобным образом государство стало участником многомиллионного акционерного капитала. Особый статус таких акционерных обществ признан в ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах»: особенности создания и правового положения акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право «золотая акция», определяются федеральным законом о приватизации государственных или муниципальных предприятий. Такие же нормы мы находим и в Гражданском кодексе РФ (ст. 96, 98).
По Закону о приватизации 2001 г. одним из способов приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия является преобразование его в открытое акционерное общество. В результате появляются две категории акционерных обществ — тс, в которых государство владеет определенным количеством акций, и те, где государству принадлежит специальное право — «золотая акция».
В целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации Правительство РФ и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решения об использовании специального права («золотая акция») на участие соответственно Российской Федерации и субъектов РФ в управлении открытыми акционерными обществами. Решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.
Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта РФ в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества. Таким представителем может назначаться только государственный служащий.
Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.
Они участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:
- о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;
- о реорганизации открытого акционерного общества;
- о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
- об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;
- о совершении открытым акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров открытого акционерного общества. Места представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.
Специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества и действует до принятия решения о его прекращении.
В другой категории акционерных обществ с государственным участием, где не использована «золотая акция», права акционера осуществляют Правительство Российской Федерации и (или) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная корпорация.