Проект «Права несовершеннолетних» 9 класс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект «Права несовершеннолетних» 9 класс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.

Какие права даются при достижении 14 лет

Дети в возрасте 16 лет являются частично дееспособными. Они могут вести половую жизнь, а при наличии особых обстоятельств вступать в официальный брак.

Позже (с 10 лет) для него становится возможной смена фамилии, имени и отчества, выражение собственного мнения при решении семейных вопросов, совершение мелких бытовых сделок и вступление в детские общественные объединения. 14 лет — особенный возраст в жизни каждого человека.

С какого возраста получают права на мотоциклы В отличии от ситуации с мопедами и легкими мотоциклами, порядок получения прав на категорию «А» строго регламентирован.

Но, есть и те права, которые человек приобретает по мере своего взросления. Чаще всего, они непосредственно зависят от законодательной структуры того государства, в котором родился и вырос ребенок. В данной статье мы рассмотрим права детей с 14 лет в России, какие особенности присущи этой возрастной категории.

Ответственность подростков

С 14 лет подростка можно привлечь к ответственности. При совершении правонарушения лицо подлежит наказанию в соответствии с уголовным законодательством. Если ранее максимальной мерой была постановка на учет, то, достигнув указанного возраста, в зависимости от преступления, ребенок может получить наказание, даже связанное с лишением свободы.

С 16 лет несовершеннолетний может привлекаться к мерам административного воздействия. Нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения являются основанием для привлечения подростка к ответственности на общих основаниях.

Кроме того, теперь на несовершеннолетнего возлагается обязанность по возмещению нанесенного ущерба. Данные действия производятся в соответствии с Гражданским законодательством.

Проект » Права подростка в современном обществе»

Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)

С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».

75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно.90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».

84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос

По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.

Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».

Участники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данный проект дал возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.

Реализация проекта «Права подростка в современном обществе» позволила: расширить у подростков область правовых знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях; приобрести практический опыт применения своих прав; помочь в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.

Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагаем выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:

  • Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
  • Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
  • В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками.
  • В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
  • Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
  • Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее.
  • Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
  • Следить за порядком и чистотой не только на своей парте, а в классе и школе.
  • Работа над проектом протекала интересно и увлекательно.
  • Тема эта достаточно актуальна и не нова, однако, я надеюсь, что своим проектом я помогу тем, кто только начинает углубляться в эту тему. Эта работа призвана помочь подросткам в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка

Исследовательская работа «Мои права после 14 лет»

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, которые детализируют права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенцией установлены четыре принципа: не дискриминация; право на жизнь, выживание и развитие; наилучшее обеспечение интересов ребенка; уважение взглядов ребенка.

Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.

Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.

Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

Читайте также:  Какие документы нужны для получения СНИЛС ребенку

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.

Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.

Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов

Цель опроса — выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди

обучающихся 7 и 8 классов ; проверить знание ребятами документов , отражающих их права и обязанности,; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении.

Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)

С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».

75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно.90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».

84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос

По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.

Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».

Проектная работа по теме Права и обязанности несовершеннолетних

Защита в судебном порядке.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Согласно ст. 1, 8, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной формой защиты.

Средствам судебной защиты прав ребенка являются: иск (заявление, жалобу), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационную и надзорную жалобы, участие органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей, учет мнения ребенка при разрешении спора.

Так как гражданская дееспособность возникает с достижения совершеннолетия, либо со дня вступления в брак до достижения возраста 18 лет, ребенок, не приобретший полную дееспособность, не может самостоятельно подать в суд иск (заявление, жалобу). Таким правом обладают его родители (лица, их заменяющие), прокурор, органы опеки и попечительства (ст. 32 ГПК РСФСР, ст. ст. 35, 36, 26, 28 ГК РФ, ст. ст. 64, 80, 137, 145, 147 СК РФ).

Но, ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ). В этом случае органы опеки и попечительства должны назначить ребенку представителя. В этом состоит одна из особенностей судебной защиты прав ребенка. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен. Лишь в том случае, когда это противоречит интересам ребенка, суд может не учесть его мнение.

Защита в административном порядке.

Административную форму защиты осуществляет:

  • Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка
  • Органы Прокуратуры по месту жительства
  • Органы опеки и попечительства по месту жительства
  • Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
  • Органы полиции по месту жительства

Таким образом, средства и формы защиты прав и интересов ребенка разнообразны, их нужно знать и при необходимости использовать.

Согласно Конвенции ООН, каждый ребенок имеет безусловное право на жизнь, развитие и защиту своих прав. Также у детей есть право на активную жизнь в социуме.

Права подростка в школе – это возможность получения бесплатного образования, которое должно соответствовать современным стандартам. Кроме того, ребенок может самостоятельно выбирать учебное заведение и при необходимости менять его. Подросток имеет право на психологическую и педагогическую помощь, свободу выражения своих убеждений.

Прежде всего, это уважительное отношение к членам своей семьи. Если нет объективных причин для отказа, то каждый ребенок может и должен помогать членам своей семьи.

Домашние обязанности подростка – наводить за собой порядок и беречь имущество семьи.

На сегодняшний день работает множество организаций и учреждений, которые занимаются защитой прав детей и подростков. И все же, каждому подрастающему члену общества, важно объяснить в дружеской беседе, что кроме прав, подросток должен выполнять и определенные обязанности.

«Мировая конституция» прав ребенка

С рождением, ребенок получает сразу много прав. Эти права нужны ему для выживания, развития, защиты. Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.

Декларация прав ребенка была принята резолюцией 13/86 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного нормативного документа сказано: «…Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство».

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН, а через год она была ратифицирована нашей страной. Этот документ закрепляет права детей всего мира на особую защиту и обязывает государства, которые подписали Конвенцию, уважать и гарантировать эти права.

Право и правовой статус подростка

По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Право — это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством». Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства. Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.

Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.

Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак о. Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий.

Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.

✅ Как защищаются права несовершеннолетних в РФ

В случае нарушения своих прав и законных интересов ребенок может принимать определенные меры в целях их защиты. Он вправе пожаловаться на своих родителей, которые не выполняют свои обязанности или выполняют их ненадлежащим образом, нарушают его законные интересы, злоупотребляют доверием.

Семейное законодательство обязывает граждан и уполномоченные лица обратиться в контролирующие инстанции, если им стало известно о нарушении прав ребенка (в особенности, если есть угроза жизни и здоровью). Сообщить о жестоком обращении могут соседи, близкие родственники, школьный учитель и пр.

Если кому-то стало известно о совершенном преступлении в отношении ребенка, то он может позвонить по телефонной линии «Ребенок в опасности», которая организована во всех регионах, или по бесплатному телефону.

Пожаловаться на нерадивых родителей также можно:

  • в судебные инстанции (сам ребенок вправе сделать это с 14 лет);
  • в органы опеки и попечительства по месту жительства;
  • в прокуратуру или полицию;
  • уполномоченному по правам ребенка;
  • в общественные правозащитные организации.
Читайте также:  Новые правила маломерных судов 2023 году

В органах опеки обязаны принять меры по результатам обращения и навестить семью. При необходимости сотрудники обращаются за помощью к полиции.

При обращении в суд ребенок в возрасте 14-18 лет может самостоятельно защищать свои интересы. Несовершеннолетние освобождены от уплаты госпошлины при подаче искового заявления. На основании ст. 23, 24 Гражданского процессуального кодекса дела по защите прав и интересов детей входят в подсудность мировых и районных судов. В частности, в юрисдикцию мирового суда входит рассмотрение дел об оспаривании отцовства, ограничении родительских прав, усыновлении и пр.

Для подачи жалобы на родителей нужно подать заявление и изложить факты нарушения прав несовершеннолетних. Образец заявления о лишении родительских прав обоих родителей можно скачать по ссылке.

Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде

В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.

Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.

Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.

В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.

В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).

Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:

  • ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
  • ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
  • ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.

Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.

Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.

К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.

Документы, отражающие права подростка

Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.

Основными международными документами по защите прав ребенка являются:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Декларация прав ребёнка;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Семейный кодекс РФ
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Закон РФ «Об образовании».

В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.

Проект » Права подростка в современном обществе»

Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)

С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».

75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно.90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».

84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос

По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.

Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».

Участники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данный проект дал возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.

Реализация проекта «Права подростка в современном обществе» позволила: расширить у подростков область правовых знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях; приобрести практический опыт применения своих прав; помочь в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.

Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагаем выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:

  • Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
  • Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
  • В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками.
  • В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
  • Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
  • Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее.
  • Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
  • Следить за порядком и чистотой не только на своей парте, а в классе и школе.
  • Работа над проектом протекала интересно и увлекательно.
  • Тема эта достаточно актуальна и не нова, однако, я надеюсь, что своим проектом я помогу тем, кто только начинает углубляться в эту тему. Эта работа призвана помочь подросткам в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка
  1. Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность, «обеспечение» прав ребенка» Государство и право. 2006. №6.
  2. Абрамов В.И. Правовой статус ребенка Современное право. 2005. №9.
  3. Всеобщая декларация прав человека
  4. Декларация прав ребенка
  5. Конвенция о правах ребенка
  6. Конституция РФ
  7. Лебедев О.Е., О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. 2011
  8. Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в Poccии 2004 г
  9. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2
  10. Д.Н. Ушаков Словарь современного русского языка 2013
  11. Федеральный закон «Об образовании»
Читайте также:  Сколько получат семьи при рождении третьего ребенка в 2023-м?

Исследовательская работа «Мои права после 14 лет»

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, которые детализируют права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенцией установлены четыре принципа: не дискриминация; право на жизнь, выживание и развитие; наилучшее обеспечение интересов ребенка; уважение взглядов ребенка.

Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.

Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.

Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.

Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.

Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов

Цель опроса — выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди

обучающихся 7 и 8 классов ; проверить знание ребятами документов , отражающих их права и обязанности,; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении.

Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)

С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».

75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно.90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».

84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос

По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.

Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».

Защита в судебном порядке.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Согласно ст. 1, 8, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной формой защиты.

Средствам судебной защиты прав ребенка являются: иск (заявление, жалобу), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационную и надзорную жалобы, участие органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей, учет мнения ребенка при разрешении спора.

Так как гражданская дееспособность возникает с достижения совершеннолетия, либо со дня вступления в брак до достижения возраста 18 лет, ребенок, не приобретший полную дееспособность, не может самостоятельно подать в суд иск (заявление, жалобу). Таким правом обладают его родители (лица, их заменяющие), прокурор, органы опеки и попечительства (ст. 32 ГПК РСФСР, ст. ст. 35, 36, 26, 28 ГК РФ, ст. ст. 64, 80, 137, 145, 147 СК РФ).

Но, ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ). В этом случае органы опеки и попечительства должны назначить ребенку представителя. В этом состоит одна из особенностей судебной защиты прав ребенка. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен. Лишь в том случае, когда это противоречит интересам ребенка, суд может не учесть его мнение.

Защита в административном порядке.

Административную форму защиты осуществляет:

  • Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка
  • Органы Прокуратуры по месту жительства
  • Органы опеки и попечительства по месту жительства
  • Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
  • Органы полиции по месту жительства

Таким образом, средства и формы защиты прав и интересов ребенка разнообразны, их нужно знать и при необходимости использовать.

Согласно Конвенции ООН, каждый ребенок имеет безусловное право на жизнь, развитие и защиту своих прав. Также у детей есть право на активную жизнь в социуме.

Права подростка в школе – это возможность получения бесплатного образования, которое должно соответствовать современным стандартам. Кроме того, ребенок может самостоятельно выбирать учебное заведение и при необходимости менять его. Подросток имеет право на психологическую и педагогическую помощь, свободу выражения своих убеждений.

Прежде всего, это уважительное отношение к членам своей семьи. Если нет объективных причин для отказа, то каждый ребенок может и должен помогать членам своей семьи.

Домашние обязанности подростка – наводить за собой порядок и беречь имущество семьи.

На сегодняшний день работает множество организаций и учреждений, которые занимаются защитой прав детей и подростков. И все же, каждому подрастающему члену общества, важно объяснить в дружеской беседе, что кроме прав, подросток должен выполнять и определенные обязанности.

Права ребенка в современном обществе

В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях.
О задержании и заключении под стражу обязательно сообщается законным представителям (ст. 423 УПК РФ). По делам с участием несовершеннолетних обязательно участие защитника (ст. 51 УПК РФ). В допросе несовершеннолетнего до 16 лет обязательно принимает участие защитник, педагог или психолог (ст. 425 УПК РФ).

Закон закрепляет права ребенка в 14 лет в России, которые дети могут реализовывать самостоятельно. Они добавляются к сделкам, разрешенным малолетним.

Чем больше подростки знают о своих правах и обязанностях, тем меньше будет вероятность их попадания в сложную жизненную ситуацию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *