Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект «Права несовершеннолетних» 9 класс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.
Какие права даются при достижении 14 лет
Дети в возрасте 16 лет являются частично дееспособными. Они могут вести половую жизнь, а при наличии особых обстоятельств вступать в официальный брак.
Позже (с 10 лет) для него становится возможной смена фамилии, имени и отчества, выражение собственного мнения при решении семейных вопросов, совершение мелких бытовых сделок и вступление в детские общественные объединения. 14 лет — особенный возраст в жизни каждого человека.
С какого возраста получают права на мотоциклы В отличии от ситуации с мопедами и легкими мотоциклами, порядок получения прав на категорию «А» строго регламентирован.
Но, есть и те права, которые человек приобретает по мере своего взросления. Чаще всего, они непосредственно зависят от законодательной структуры того государства, в котором родился и вырос ребенок. В данной статье мы рассмотрим права детей с 14 лет в России, какие особенности присущи этой возрастной категории.
Ответственность подростков
С 14 лет подростка можно привлечь к ответственности. При совершении правонарушения лицо подлежит наказанию в соответствии с уголовным законодательством. Если ранее максимальной мерой была постановка на учет, то, достигнув указанного возраста, в зависимости от преступления, ребенок может получить наказание, даже связанное с лишением свободы.
С 16 лет несовершеннолетний может привлекаться к мерам административного воздействия. Нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения являются основанием для привлечения подростка к ответственности на общих основаниях.
Кроме того, теперь на несовершеннолетнего возлагается обязанность по возмещению нанесенного ущерба. Данные действия производятся в соответствии с Гражданским законодательством.
Проект » Права подростка в современном обществе»
Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)
С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».
75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно.90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».
84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос
По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.
Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».
Участники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данный проект дал возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.
Реализация проекта «Права подростка в современном обществе» позволила: расширить у подростков область правовых знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях; приобрести практический опыт применения своих прав; помочь в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.
Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагаем выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:
- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
- Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
- В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками.
- В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее.
- Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
- Следить за порядком и чистотой не только на своей парте, а в классе и школе.
- Работа над проектом протекала интересно и увлекательно.
- Тема эта достаточно актуальна и не нова, однако, я надеюсь, что своим проектом я помогу тем, кто только начинает углубляться в эту тему. Эта работа призвана помочь подросткам в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка
Исследовательская работа «Мои права после 14 лет»
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, которые детализируют права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенцией установлены четыре принципа: не дискриминация; право на жизнь, выживание и развитие; наилучшее обеспечение интересов ребенка; уважение взглядов ребенка.
Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.
Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.
Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.
Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.
Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов
Цель опроса — выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди
обучающихся 7 и 8 классов ; проверить знание ребятами документов , отражающих их права и обязанности,; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении.
Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)
С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».
75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно.90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».
84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос
По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.
Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».
Проектная работа по теме Права и обязанности несовершеннолетних
Защита в судебном порядке.
Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Согласно ст. 1, 8, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной формой защиты.
Средствам судебной защиты прав ребенка являются: иск (заявление, жалобу), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационную и надзорную жалобы, участие органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей, учет мнения ребенка при разрешении спора.
Так как гражданская дееспособность возникает с достижения совершеннолетия, либо со дня вступления в брак до достижения возраста 18 лет, ребенок, не приобретший полную дееспособность, не может самостоятельно подать в суд иск (заявление, жалобу). Таким правом обладают его родители (лица, их заменяющие), прокурор, органы опеки и попечительства (ст. 32 ГПК РСФСР, ст. ст. 35, 36, 26, 28 ГК РФ, ст. ст. 64, 80, 137, 145, 147 СК РФ).
Но, ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ). В этом случае органы опеки и попечительства должны назначить ребенку представителя. В этом состоит одна из особенностей судебной защиты прав ребенка. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен. Лишь в том случае, когда это противоречит интересам ребенка, суд может не учесть его мнение.
Защита в административном порядке.
Административную форму защиты осуществляет:
- Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка
- Органы Прокуратуры по месту жительства
- Органы опеки и попечительства по месту жительства
- Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
- Органы полиции по месту жительства
Таким образом, средства и формы защиты прав и интересов ребенка разнообразны, их нужно знать и при необходимости использовать.
Согласно Конвенции ООН, каждый ребенок имеет безусловное право на жизнь, развитие и защиту своих прав. Также у детей есть право на активную жизнь в социуме.
Права подростка в школе – это возможность получения бесплатного образования, которое должно соответствовать современным стандартам. Кроме того, ребенок может самостоятельно выбирать учебное заведение и при необходимости менять его. Подросток имеет право на психологическую и педагогическую помощь, свободу выражения своих убеждений.
Прежде всего, это уважительное отношение к членам своей семьи. Если нет объективных причин для отказа, то каждый ребенок может и должен помогать членам своей семьи.
Домашние обязанности подростка – наводить за собой порядок и беречь имущество семьи.
На сегодняшний день работает множество организаций и учреждений, которые занимаются защитой прав детей и подростков. И все же, каждому подрастающему члену общества, важно объяснить в дружеской беседе, что кроме прав, подросток должен выполнять и определенные обязанности.
«Мировая конституция» прав ребенка
С рождением, ребенок получает сразу много прав. Эти права нужны ему для выживания, развития, защиты. Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.
Декларация прав ребенка была принята резолюцией 13/86 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного нормативного документа сказано: «…Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство».
Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН, а через год она была ратифицирована нашей страной. Этот документ закрепляет права детей всего мира на особую защиту и обязывает государства, которые подписали Конвенцию, уважать и гарантировать эти права.
Право и правовой статус подростка
По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Право — это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством». Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства. Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.
Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак о. Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий.
Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.
✅ Как защищаются права несовершеннолетних в РФ
В случае нарушения своих прав и законных интересов ребенок может принимать определенные меры в целях их защиты. Он вправе пожаловаться на своих родителей, которые не выполняют свои обязанности или выполняют их ненадлежащим образом, нарушают его законные интересы, злоупотребляют доверием.
Семейное законодательство обязывает граждан и уполномоченные лица обратиться в контролирующие инстанции, если им стало известно о нарушении прав ребенка (в особенности, если есть угроза жизни и здоровью). Сообщить о жестоком обращении могут соседи, близкие родственники, школьный учитель и пр.
Если кому-то стало известно о совершенном преступлении в отношении ребенка, то он может позвонить по телефонной линии «Ребенок в опасности», которая организована во всех регионах, или по бесплатному телефону.
Пожаловаться на нерадивых родителей также можно:
- в судебные инстанции (сам ребенок вправе сделать это с 14 лет);
- в органы опеки и попечительства по месту жительства;
- в прокуратуру или полицию;
- уполномоченному по правам ребенка;
- в общественные правозащитные организации.
В органах опеки обязаны принять меры по результатам обращения и навестить семью. При необходимости сотрудники обращаются за помощью к полиции.
При обращении в суд ребенок в возрасте 14-18 лет может самостоятельно защищать свои интересы. Несовершеннолетние освобождены от уплаты госпошлины при подаче искового заявления. На основании ст. 23, 24 Гражданского процессуального кодекса дела по защите прав и интересов детей входят в подсудность мировых и районных судов. В частности, в юрисдикцию мирового суда входит рассмотрение дел об оспаривании отцовства, ограничении родительских прав, усыновлении и пр.
Для подачи жалобы на родителей нужно подать заявление и изложить факты нарушения прав несовершеннолетних. Образец заявления о лишении родительских прав обоих родителей можно скачать по ссылке.
Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде
В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.
Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.
Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.
В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.
В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).
Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:
- ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
- ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
- ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.
Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.
Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.
К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.
Документы, отражающие права подростка
Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.
Основными международными документами по защите прав ребенка являются:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация прав ребёнка;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс РФ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об образовании».
В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.
Проект » Права подростка в современном обществе»
Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)
С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».
75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно.90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».
84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос
По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.
Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».
Участники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данный проект дал возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.
Реализация проекта «Права подростка в современном обществе» позволила: расширить у подростков область правовых знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях; приобрести практический опыт применения своих прав; помочь в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.
Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагаем выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:
- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
- Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
- В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками.
- В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее.
- Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
- Следить за порядком и чистотой не только на своей парте, а в классе и школе.
- Работа над проектом протекала интересно и увлекательно.
- Тема эта достаточно актуальна и не нова, однако, я надеюсь, что своим проектом я помогу тем, кто только начинает углубляться в эту тему. Эта работа призвана помочь подросткам в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка
- Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность, «обеспечение» прав ребенка» Государство и право. 2006. №6.
- Абрамов В.И. Правовой статус ребенка Современное право. 2005. №9.
- Всеобщая декларация прав человека
- Декларация прав ребенка
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ
- Лебедев О.Е., О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. 2011
- Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в Poccии 2004 г
- Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2
- Д.Н. Ушаков Словарь современного русского языка 2013
- Федеральный закон «Об образовании»
Исследовательская работа «Мои права после 14 лет»
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, которые детализируют права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенцией установлены четыре принципа: не дискриминация; право на жизнь, выживание и развитие; наилучшее обеспечение интересов ребенка; уважение взглядов ребенка.
Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.
Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.
Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.
Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.
Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов
Цель опроса — выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди
обучающихся 7 и 8 классов ; проверить знание ребятами документов , отражающих их права и обязанности,; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении.
Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)
С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».
75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно.90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».
84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос
По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.
Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».
Защита в судебном порядке.
Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Согласно ст. 1, 8, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной формой защиты.
Средствам судебной защиты прав ребенка являются: иск (заявление, жалобу), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационную и надзорную жалобы, участие органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей, учет мнения ребенка при разрешении спора.
Так как гражданская дееспособность возникает с достижения совершеннолетия, либо со дня вступления в брак до достижения возраста 18 лет, ребенок, не приобретший полную дееспособность, не может самостоятельно подать в суд иск (заявление, жалобу). Таким правом обладают его родители (лица, их заменяющие), прокурор, органы опеки и попечительства (ст. 32 ГПК РСФСР, ст. ст. 35, 36, 26, 28 ГК РФ, ст. ст. 64, 80, 137, 145, 147 СК РФ).
Но, ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ). В этом случае органы опеки и попечительства должны назначить ребенку представителя. В этом состоит одна из особенностей судебной защиты прав ребенка. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен. Лишь в том случае, когда это противоречит интересам ребенка, суд может не учесть его мнение.
Защита в административном порядке.
Административную форму защиты осуществляет:
- Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка
- Органы Прокуратуры по месту жительства
- Органы опеки и попечительства по месту жительства
- Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
- Органы полиции по месту жительства
Таким образом, средства и формы защиты прав и интересов ребенка разнообразны, их нужно знать и при необходимости использовать.
Согласно Конвенции ООН, каждый ребенок имеет безусловное право на жизнь, развитие и защиту своих прав. Также у детей есть право на активную жизнь в социуме.
Права подростка в школе – это возможность получения бесплатного образования, которое должно соответствовать современным стандартам. Кроме того, ребенок может самостоятельно выбирать учебное заведение и при необходимости менять его. Подросток имеет право на психологическую и педагогическую помощь, свободу выражения своих убеждений.
Прежде всего, это уважительное отношение к членам своей семьи. Если нет объективных причин для отказа, то каждый ребенок может и должен помогать членам своей семьи.
Домашние обязанности подростка – наводить за собой порядок и беречь имущество семьи.
На сегодняшний день работает множество организаций и учреждений, которые занимаются защитой прав детей и подростков. И все же, каждому подрастающему члену общества, важно объяснить в дружеской беседе, что кроме прав, подросток должен выполнять и определенные обязанности.
Права ребенка в современном обществе
В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях.
О задержании и заключении под стражу обязательно сообщается законным представителям (ст. 423 УПК РФ). По делам с участием несовершеннолетних обязательно участие защитника (ст. 51 УПК РФ). В допросе несовершеннолетнего до 16 лет обязательно принимает участие защитник, педагог или психолог (ст. 425 УПК РФ).
Закон закрепляет права ребенка в 14 лет в России, которые дети могут реализовывать самостоятельно. Они добавляются к сделкам, разрешенным малолетним.
Чем больше подростки знают о своих правах и обязанностях, тем меньше будет вероятность их попадания в сложную жизненную ситуацию.