Спецсчет в банке — что это такое для гособоронзаказа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Спецсчет в банке — что это такое для гособоронзаказа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Спецсчет по гособоронзаказу представляет собой особый расчетный счет, который открывает в уполномоченном банке головной исполнитель, заключивший контракт с Министерством обороны Российской Федерации, то есть для исполнения гособоронзаказа (Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ).

Условия для открытия спецсчета

Любой участник закупок имеет право открыть специальный счет. Сделать он это может только в одном из банков, утвержденных Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13 июля 2018 г. Другие банковские учреждения оформлять спецсчета участникам торгов не имеют права. Для открытия спецсчета необходимо соблюдение нескольких условий:

• подачи полного пакета необходимых документов;

• наличия аккредитации на одной из электронных площадок, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р от 12 июля 2018 г. (в их число входит 8 обычных и 1 закрытая специализированная ЭТП);

• внесения достаточной суммы средств для открытия счета (если такая плата взимается банком за оформление).

Перечень документов для открытия счета во всех банках примерно одинаковый. Он выглядит так же, как и при открытии обычного расчетного счета:

• заявление;

• договор;

• удостоверяющие документы;

• регистрационные документы (свидетельства ИНН, ОГРНИП, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);

• разрешительные документы на ведение деятельности в случае, если они нужны (лицензии, патенты).

Как работает спецсчет?

Чтобы разобраться в алгоритме работы специального счета, следует детально рассмотреть каждый этап процедуры обеспечения заявки. Схема выглядит следующим образом:

  1. Перед обращением в банк потенциальный исполнитель должен предварительно позаботиться о приобретении электронной подписи и пройти регистрацию на сайте ЕИС в качестве участника.
  2. Поставщик подает заявку и пакет учредительной документации в кредитную структуру для открытия счета. В некоторых банках это можно сделать онлайн. Если у клиента уже имеется расчетный счет, процедура проходит по упрощенной схеме — в финансовую организацию направляется заявка, стороны подписывают дополнительное соглашение.
  3. Сразу переводить денежные средства на счет не обязательно. Главное следить, чтобы необходимая сумма размещалась на балансе до момента окончания подачи заявок.
  4. Контрагент направляет заявку на электронную торговую площадку (ЭТП) для участия в процедуре. Так, он дает предварительное согласие на последующую блокировку определенной суммы на спецсчете.
  5. В течение одного часа после окончания приема заявок на ЭТП, банк временно блокирует операции по балансу. Ограничение снимается за 1 рабочий день после предоставления для этого основания.
  6. Денежные средства со счета победителя торгов перечисляются на р/с заказчика после подписания контракта. Транзакция осуществляется банком по запросу ЭТП.

Ограничения при работе с ГОЗ

Головным исполнителем, т.е. лицом, заключившим с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу, может быть только юридическое лицо. То есть индивидуальный предприниматель не может заключить договор с государственным органом непосредственно.

Исполнителем же, то есть лицом, заключившим контракт с головным исполнителем или исполнителем, может быть и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель.

Государственным заказчиком же по ГОЗ может выступать не только Министерство обороны, но и другие государственные органы (Например, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба охраны, МВД, Государственные корпорации Роскосмос, Росатом).

Однако вместе с возможностью предприятия или индивидуального предпринимателя (ИП) заработать необходимо учитывать такую особенность работы в гособоронзаказе как обязательность расчетов с использованием отдельных банковских счетов в уполномоченных банках в том случае, если госзакачик – Минобороны или Роскосмос либо лицевых счетов в Управлении Федерального Казначейства в том случае, если госзаказчиком выступают иные государственные органы.

Помимо того, что у предприятия (или ИП) есть возможность заключить контракт, у него должна быть возможность получить за его выполнение деньги. И на этом этапе возникает такая особенность работы в гособоронзаказе как обязательность расчетов с использованием отдельных банковских счетов в уполномоченных банках (если госзакачик – Минобороны или Роскосмос) либо лицевых счетов в Управлении Федерального Казначейства (если госзаказчик – иные органы).

И если работа с личными счетами в УФК в гособоронзаказе ничем не отличается от других госконтрактов, то с отдельными счетами совсем другая картина.

О чем нужно помнить, работая с гособоронзаказом?

Таким образом, анализируя регламент работы с ОБС в уполномоченных банках, можно сделать вывод, что, приступая к работе с контрактом гособоронзаказа, необходимо заранее проанализировать движение денежных средств и обязательства по данному контракту. Заранее составить план расходования денежных средств и убедиться, что условия финансирования по контракту совпадают с планом, позволяют предприятию выполнить контракт с должным качеством в должные сроки. То есть аванс вашего покупателя позволяет вам проавансировать ваших поставщиков и платить заработную плату сотрудникам до момента получения окончательного расчета. Либо собственных средств предприятия должно хватить для покрытия кассовых разрывов.

Читайте также:  Максимальная выплата по ОСАГО 2023 при ДТП без пострадавших

Даже один этот пример демонстрирует необходимость наличия у предприятия как минимум плана движения денежных средств. Но дальнейшая работа с госконтрактом вообще и с контрактом в целях ГОЗ в частности требует от предприятия и ведения раздельного учета затрат и ресурсов (то есть качественного бухгалтерского учета), и скрупулезного выполнения условий контракта (то есть качественной работы договорного, коммерческого, производственного отделов), и налаженного документооборота как внутри, так и вне предприятия, а также внятной организационной структуры с обязанностями и ответственностью каждого участника бизнес-процессов.

Поэтому требования к исполнителям гособоронзаказа, формально ограничивающиеся всего лишь организационной формой, на самом деле более глубокие. И руководитель любого предприятия, вступающего на путь выполнения гособоронзаказа, должен заранее понимать, как провести предприятие по этому пути без проблем и потерь.

Что происходит с деньгами на спецсчете?

Они блокируются оператором электронной площадки. Сумма, подлежащая блокировке, равна размеру обеспечения заявки на участие в закупке, указывается в извещении о проведении, и для большинства процедур закупок составляет от 0,5 до 5% от начальной максимальной цены контракта.

Такая блокировка происходит автоматически, в течение двух часов с момента окончания подачи заявок на участие в процедуре закупки.

Иными словами, заявку вы подали, убедились в том, что нужная сумма на спецсчете есть, а дальше все происходит без вашего участия.

После блокировки денежных средств оператор электронной площадки направляет участнику соответствующее уведомление. Формулировки в этом уведомлении могут быть разными, а иногда даже немного пугающими, например: « Средства по счёту 407028. на сумму ХХХ. заблокированы». Похоже на не очень приятные уведомления от налоговой инспекции. Однако на деле это положительное уведомление, подтверждающее успешную блокировку денежных средств на специальном счете.

Разблокировка денежных средств производится также оператором электронной площадки в течение 1 рабочего дня после наступления одного из следующих событий:

Кроме того, со специального счета списывается плата, которая взимается с участника в случае победы в процедуре закупки. Напомним, что размер такой платы составляет 1% от начальной максимальной цены контракта, но не более 5 000 рублей для обычных закупок, и не более 2 000 рублей для процедур, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства. Большинство площадок также добавляют к этой сумме НДС.

Правила пользования отдельным счетом при работе с гособоронзаказом

Согласно правилам пользования отдельным счётам:

  1. Списывать финансы разрешается лишь после указания в распоряжении идентификатора в договоре.
  2. Списывать финансы лишь на отдельный счёт. Исключение составляют следующие моменты:
    • выплата сбора и налога. А именно таможенных платежей, страхового взноса в ПФ РФ;
    • платы на расходы, касающихся поставок товара, выполнение работы, осуществление услуг по стоимости, касающихся гос.регулированию. Весь список работ и услуг устанавливается правительством;
    • перечисление части дохода, который согласован обеими сторонами в момент подписания договора и предусмотрен условиями контракта;
    • если использовать частично отчисления головному исполнителю денег, если результат частичного выполнения – принятый товар. Размер согласовывается с исполнителем и если он не превышает размер дохода, который подлежит применять в цену продукции.
  3. Все запреты написаны в статье 8.3 Ф3.

Также не разрешается выдавать деньги физическому лицу, если это не оплата труда. Закрытие счета по Гособоронзаказу осуществляется согласно договору.

Какие операции допускаются

Не все движения денежных средств строго контролируются банками и Казначейством. Вот перечень допустимых операций, по которым допускается использование средств по гособоронзаказу (п. 2 ч. 1 ст. 8.3 275-ФЗ):

Допускаются и расходы на оплату труда персоналу со спецсчета, если соблюдается условие об одновременной выплате вознаграждения и компенсаций работникам ГОЗ по действующему трудовому законодательству. Исполнители вправе использовать спецсчет для перечисления НДФЛ с доходности, полученной в качестве заработной платы (Письмо Минфина России №03-04-06/15565 от 21.03.2016).

Приказ Минобороны №605 от 21.10.2019 закрепляет порядок взаиморасчетов с физическими лицами, которые предоставили в ограниченное пользование земельные участки в рамках сопровождаемой сделки по ГОЗ. Головной исполнитель обязан подать в уполномоченный банк перечень таких лиц, закрепив список тех, кому надлежит перечислить целевые средства гособоронзаказа. В реестр включаются сведения о гражданине (Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации), о его земельном участке (кадастровый номер) и о связанном государственном контракте (идентификатор).

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

Читайте также:  Военком РФ Фотин сообщил, что срочники будут служить два года

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк ( пп. «е»,» п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Спецсчета для гособоронзаказа, как расходовать деньги

Для расчетов по обеспечению оборонного заказа установлен особый режим. Правила регламентированы в статье 8.3 Закона №275-ФЗ. Основные указания таковы:

  1. Исполнитель вправе расходовать средства со специального расчетного счета только на авансы за услуги, товары, работы, или на обеспечение нужд для выполнения государственного оборонного контракта.
  2. Расходование целевых денег проводится только с указанием идентификатора госконтракта (ИГК). Указать ИГК следует в распоряжении (платежном поручении, заявке на кассовый расход и прочее) на списание.
  3. Списание проводится только на спецсчета по оборонному заказу, поэтому у всех участников контракта должны быть открыты такие счета. Предусмотрены исключения в пп. а-з ч. 2 п. 1 ст. 8.3 Закона №275-ФЗ.
  4. Банк вправе приостановить осуществление операций по особым счетам для взыскания штрафов, пеней, неустоек и прочих санкций (ст. 76 НК РФ).
  5. Закрытие счета проводится банком после получения уведомления от Министерства обороны России (заказчика) об исполнении госконтракта.
Читайте также:  Коммутатор к какой группе ос относится в 2023 году

Может ли организация-исполнитель самостоятельно пополнить спецсчет?

Может. Необходимость пополнить счет своими деньгами у организации возникает в случае расчетов с уполномоченным банком за обслуживание данного спецсчета. Расходовать целевые деньги на банковское обслуживание нельзя.

На исполнителя заведено исполнительное производство. Может ли банк списать средства со спецсчета по исполнительному листу?

Если взыскателем является государство, то исполнительный лист будет удовлетворен (пп. В п. 9 ст. 8.4 Закона №275-ФЗ). В других случаях списание будет незаконным.

Наемный специалист требует компенсацию расходов за наем жилого помещения, можно ли рассчитаться целевыми средствами от гособоронзаказа?

Нет. Оплата проезда и найма жилья работникам средствами на обеспечение такого контракта недопустима (пп. Б п. 3 ст. 8.4 Закона №275-ФЗ).

Организации, осуществляющие государственный оборонный заказ, обязаны действовать строго в рамках действующего законодательства. Это касается и взаиморасчетов между государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями. Для этих целей в уполномоченном банке открывается отдельный расчетный счет по гособоронзаказу. В этой статье мы рассмотрим, зачем он нужен и как его использовать.

Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году

Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
  • авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Требования к условиям соглашения о взаимодействии оператора ЭТП с банком

Соглашение должно содержать в том числе условия:

  • об осуществлении взаимодействия в электронной форме и о его порядке;
  • о предоставлении банком оператору ЭТП сведений об участнике закупки, которому таким банком открыт либо закрыт спецсчет;
  • о порядке и случаях блокирования банком денежных средств на специальном счете, согласно ч. 10 ст. 44 44-ФЗ. А также прекращения блокирования на основании информации, направляемой оператором ЭТП в банк согласно ч. 2 ст. 24.1 44-ФЗ;
  • об ответственности оператора ЭТП перед банком за своевременность и достоверность информации;
  • о предоставлении оператором ЭТП в банк распоряжения о переводе денежных средств, согласно ч. 4 ст. 24.1 44-ФЗ.

Что было до введения спецсчетов по 44-ФЗ

  1. Для участия в торгах поставщики вносили обеспечение заявки на счет электронной площадки.
  2. Обеспечение контрактов по 44-ФЗ вносилось напрямую на расчетный счет заказчика
  3. Неудобство заключалось в том, что на каждую торговую площадку, где проходили аукционы требовалось перевести деньги.
  4. Количество площадок по 44-ФЗ увеличилось, раньше их было 5, потом 6, в 2020 году их стало 8.
  5. Перевод средств непосредственно между электронными торговыми площадками был невозможен.
  6. Требовалось выводить обеспечение заявки обратно на расчетный счет организации или ИП, а затем заново вносить на счет другой площадки.
  7. Нужно было сделать 2 перевода между 3 счетами в разных банках, которые занимали несколько дней.
  8. В итоге поставщику требовалось больше оборотных средств для участия в закупках, чтобы дублировать их наличие на разных площадках, где они участвуют в тендерах.
  9. Банки бесплатно использовали средства участников закупок, заблокированные на счете площадки на период проведения аукционов.

Обязанности банков по спецсчетам

Банк контролирует операции, проходящие через спецсчет, относящийся к ГОЗ, очень строго. Выше указывался список расходов, которые можно осуществлять, по каждой такой операции банк потребует подтверждающие документы. К примеру:

  1. По расчетам с работниками – расчетные ведомости, приказы на командировку, реестры по зарплатному проекту, внутренние положения (например, по командировке – подтвердить размер перечисляемых суточных).
  2. По оплатам поставщикам и подрядчикам – договора, контракты, с указанием ИГК, акты, накладные, ТТН, счета и счета-фактуры.
  3. При возмещении исполнителю расходов, понесенных им с отдельного (специального) счета, – контракт, выписки по перечислениям, акт приемки-передачи и т.п. Возмещение согласовывается до заключения контракта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *