Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определить класс страхования ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коэффициентом водителя часто называют КМБ — показатель «бонус-малус». В переводе с латыни это означает «хороший-плохой». Этот показатель влияет на стоимость полиса ОСАГО в зависимости от страховой истории автовладельца. Водителю присваивается класс, который определяется количеством страховых случаев (СС), возникших по его вине за предыдущие периоды страхования. Он может как повышаться, так и понижаться.
Как проверить класс автомобилиста
Чтобы узнать класс водителя для ОСАГО, необходимо обратиться на сайт Российского союза автостраховщиков или другой информационный ресурс, предоставляющий подобную возможность. Для получения сведений следует указать: фамилию, имя и отчество, дату рождения и номер удостоверения водителя. После введения информации будут предоставлены другие данные в отношении страховой истории автомобилиста. Поэтому получить нужные сведения можно независимо от даты оформления полиса и организации, предоставляющей услуги страхования.
Эта система может оказаться полезной водителям и страховщикам. Автомобилисты смогут получить сведения для переоформления полиса либо оформления нового. В этих случаях данные о КМБ не будут потеряны. Страховые компании могут проверить сведения об автомобилистах даже при изменении юридического лица и покупки нового договора. Такая система позволяет предотвратить мошенничество, когда автомобилисту уменьшается класс и проходит этап разработки новой документации.
Каждый страховщик имеет общую базу автомобилистов. Они также вводят информацию в систему. Действия производятся в такой последовательности:
- При покупке автогражданки в первый раз вся информация об автомобилисте, обозначенная выше, будет занесена в базу РСА.
- При обращении клиента за выплатой по страховому случаю в базу будут внесены поправки с обозначением величины выплаты и типа повреждений.
- При обращении автомобилиста к другому страховщику его работники могут проверить базу данных по номеру ВУ и получить сведения о страховой истории.
Классы страхования водителей
Существует 15 классов страхования. Первый обозначается буквой «М», последующие – числами от 0 до 13. Чем выше класс, тем ниже «Бонус-малус», влияющий на цену ОСАГО.
КБМ может как увеличить, так и уменьшить стоимость. Например, полис для водителей самого низкого класса «М» будет стоить в 2,45 раза больше, чем для автомобилистов 3-го уровня. Последние покупают ОСАГО по базовому тарифу.
Классность водителя изменяется каждый год. Показатель зависит от числа аварий. Если страхователь за указанный период не был виновен ни в одном в ДТП и не обращался за выплатами, то его класс повышается на один пункт.
Если водитель был признан инициатором хотя бы одном происшествии, то его «уровень профессионализма» для страховой уменьшается. Данные приведены в таблице класса аварийности, представленной ниже.
Если автолюбитель виновен в четырех или более ДТП (за один страховой год), то его класс опускается до «М».
Как рассчитывается класс водителя по ОСАГО?
Класс водителя по ОСАГО считается на момент срока действия полиса. Он зависит от количества страховых случаев, произошедших за этот период. Если за срок действия страховки по вине водителя не произошло ни одной аварии, то класс водителя перейдет на следующую ступень. Если за это время произошел хотя бы один страховой случай, то класс откатится на несколько позиций назад. Чем больше было страховых случаев, тем сильнее откатится класс.
Например, водитель впервые оформил ОСАГО и получил класс 3 с коэффициентом 1. Если за срок действия полиса не будет страховых случаев, то ему будет присвоен класс 4 с коэффициентом 0,95 — следующий полис он оформит со скидок. Если за это время произойдет один страховой полис, то класс уменьшится до 1 с коэффициентом 1,55. Тогда следующий полис будет стоить заметно дороже.
Класс водителя действует в течение года после окончания срока действия полиса. Если в течение этого времени вы не оформите новую страховку, то показатель обнулится. В этом случае при оформлении нового полиса вам будет присвоен класс 3 с коэффициентом 1. То же самое происходит, если владелец меняет автомобиль. Если договор расторгнут досрочно, то за ним сохраняется тот класс, который действовал на дату оформления полиса.
Возможные ошибки при определении класса
При расчете КБМ и определении класса водителя возможны различные ошибки. Рассмотрим наиболее частые проблемы при расчете класса:
- Класс может пропасть по вине сотрудников страховой компании. Ошибка может быть случайной или намеренной: часто менеджеры намеренно занижают класс, чтобы продать полис дороже. Водители, которые не знают о существовании классов, могут переплачивать до 55% от стоимости
- При покупке фальшивого полиса ОСАГО класс водителя не изменится. Если приобрести поддельный осаго, то информация в реестре не обновится и класс спустя годовой период может снизиться
- Водитель должен быть вписан в ОСАГО в дату оформления договора, чтобы его класс засчитался. Если договор уже начал действовать, то у вписанного водителя коэффициент не улучшится. Если договор был расторгнут раньше срока, то класс водителя будет равен показателю на момент заключения договора
- Класс может обнулиться после замены водительского удостоверения. КБМ привязан к номеру и серии прав — если они изменятся, то скидка не будет за ними закреплена. Чтобы этого избежать, заполните соответствующее заявление в отделении страховой компании
- С 1 декабря 2015 года РСА ввело упрощенную процедуру восстановления неверного КБМ.
- При оформлении полиса страховая компания обязана проверить историю страхователя в АИС РСА и попробовать сделать КБМ ниже.
- Если страховая компания не может оперативно снизить коэффициент, то нужно отправить обращение в Российский союз автостраховщиков
- Рассмотрение производится в течение 10 рабочих дней, и при наличии возможности КБМ могут исправить.
- Если проверка привела к уменьшению значения, то вы можете обратиться к страховщику и подать заявление о пересчете и возврате переплаты.
- В случае отказа вы имеете право составить жалобу для отправки по почте или написать через официальный сайт в Центральный Банк России.
Как влияет класс водителя на цену ОСАГО
При оформлении ОСАГО класс водителя играет решающую роль в определении его стоимости. Цена рассчитывается на основании таких данных:
- Базовый тариф для каждого типа транспортного средства (легковое авто, автобус, мотоцикл, грузовой транспорт и т.д.);
- Марка и модель. Для каждой из них разработаны тарифы с учетом их частоты попадания в ДТП;
- Место жительства. Так как каждый регион имеет свою статистику аварий, то и коэффициенты для них назначаются в соответствии с ней;
- Возраст клиента. Для молодого и взрослого человека коэффициенты будут различны, так как первый склонен к более быстрой езде и не всегда способен трезво оценивать ситуацию на дороге;
- Водительский стаж. Для опытного водителя тариф будет ниже.
- Количество и характеристики дополнительно внесенных в полис водителей. Для каждого из них определяются коэффициенты и учитывается самый больший из них.
- История вождения. Согласно нее определяется класс водителя и КБМ. Коэффициент бонус-малус определяет размер страхового взноса для клиента.
Класс водителей по ОСАГО. Как рассчитать коэффициент бонус-малус (КБМ) самому. Реально полезно
Сейчас на рынке обязательного автомобильного страхования в народе ОСАГО, творится просто «черти что». Если в 2007 – 2009 годах, как я помню, можно было легко и просто застраховаться, то сейчас ЭТО ПРОСТО НЕВОЗМУТИМО СЛОЖНО! Конечно, правительство старается навести порядок путем покупки электронного полиса, но работает, как оказывается это не во всех компаниях, хотя вроде как с 2017 года обяжут всех.
Но для того чтобы застраховаться обычному рядовому водителю, нужно обязательно знать свой класс водителя или как его называют страховщики свой коэффициент бонус-малус (сокращенно КБМ). А вот с этим у 90% водителей складывается большая проблема! Хотя вроде бы как все элементарно! НО я решил вам рассказать, как его реально рассчитать самому.
Информация очень полезная, так что читаем, добавляем в закладки …
Собственно что больше всего бесит. У меня была страховка ОСАГО в компании «ЖАСО», очень долго страховался в этой организации — имею безаварийный стаж, около 9 лет! Пролонгация полиса в этой компании, для таких водителей как я, происходила максимум за полчаса. ТО есть подъехал и оформился еще на год, быстро и удобно.
Но вот вся проблема в том, что компания с 2016 года перестала заниматься страхованием именно по ОСАГО, а все дела передала в «СОГАЗ». Решил я позвонить туда, на что мне было сказано – сегодня вы уже не успеете (я звонил в 13.
00), приезжайте с утра перед открытием за час, тогда возможно вы сможете застраховаться этот день! ОХРЕНЕТЬ! Типа очереди просто огромные – ЛЮДИ ПО ДВА ДНЯ СТОЯТ! И что самое обидное это практически в любой организации, без разницы куда звонить. Я мониторил рынок весь день
Что такое КБМ и как его узнать?
У водителя имеется информация о собственном классе. Но класс, сам по себе, это не более, чем буквенное обозначение коэффициента КБМ (бонус-малус). Данный показатель является единственным способом уменьшения размера выплат по страховке. Вся информация, которую мы рассматривали о классах водителя, в большей мере относится и к коэффициенту КБМ.
Ранее КБМ использовался только для определенного автомобиля, поэтому при продаже транспортного средства скидка или лишняя стоимость по страховке пропадала. В таком случае водитель должен быть зарабатывать новые баллы для получения скидок. С 2008 года система поменялась, и в 2020 году КБМ присваивается не автомобилю, а непосредственно водителю. Это означает, что вне зависимости от транспортного средства или страховщика, КБМ у водителя остается единичным показателем.
Как проверить КБМ водителя по базе РСА? Для этого необходимо выполнить действия, описанные в предыдущем разделе, после чего приступать к вычислению собственной страховой ставки по ОСАГО. Для удобства наших читателей мы приведем в пример таблицу, в которой доступно разъясняется информация о коэффициенте КМБ как на нынешний период, так и на будущий год. Для того, чтобы пробить информацию о КБМ по данной таблице, достаточно лишь знать собственный класс и количество страховых компенсаций за год.
В таблице ниже вы узнаете о действующих классах КБМ, установленных для них коэффициентах и изменениях при наличии или отсутствии страховых случаев:
Класс на начало годового срока страхования | Значение коэффициента (КБМ) | Класс на окончание годового срока страхования | ||||
Без страховых выплат | 1 страховая выплата | 2 страховые выплаты | 3 страховые выплаты | 4 или более страховых выплат | ||
М | 2,45 | М | М | М | М | |
2,3 | 1 | М | М | М | М | |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
КБМ — это коэффициент, используемый для расчета цены полиса ОСАГО наравне с другими показателями. Аббревиатура расшифровывается как «коэффициент бонус-малус». КБМ является частью тарифной системы и базируется на актуарных расчетах. Это рейтинговая система, в соответствии с которой аккуратный водитель может купить полис ОСАГО со скидкой, а водитель, который часто попадает на авто в ДТП, должен будет доплачивать за страховку.
Бонус-малус (Bonus-Malus) в переводе с латинского означает «хороший-плохой». Система была введена в действие в 2003 году, но полноценно заработала только в 2013 году после внедрения автоматизированной информационной системы (АИС).
Страховой класс водителя имеет прямое отношение к КБМ. В зависимости от того, какой класс у владельца автомобиля или лица, допущенного к управлению, будет определяться коэффициент бонус-малус. Всем новичкам, впервые покупающим полис ОСАГО, присваивается 3 класс и КБМ, равный 1,17. Если за страховой период (1 год) новый водитель не попадет ни в одну аварию, его класс будет увеличен, а КБМ уменьшен и наоборот.
Транспортный налог, онлайн калькулятор
Проверка класса водителя
Чтобы узнать присвоенный на текущем этапе водительский класс, необходимо обратиться в открытой базе РСА, размещенной на официальном сайте данной ассоциации.
Детальнее о том, как узнать класс водителя. Поиск в реестре производится на основе внесения следующих данных водителя:
- ФИО, указанных полностью;
- даты рождения;
- реквизитов водительских прав.
После ввода этих сведений открывается полная страховая история указанного гражданина. Внесение изменений в эту базу, влияющих на данную классификацию, осуществляется непосредственно страховщиками в следующих ситуациях:
- при первоначальном оформлении полиса ОСАГО;
- при оформлении компенсационной страховой выплаты, с соответствующим снижением класса;
- при закрытии договора;
- в случае жалобы водителя, если оказались необоснованно не внесены изменения за прошедший период.
Водитель может самостоятельно рассчитать значение коэффициента, руководствуясь таблицей изменения КБМ, если учтет количество аварий, при которых он выступал в роли виновника. После этого останется сверить полученный результат со значением в базе РСА.
Регулярный контроль позволит своевременно определить, на каком этапе допущена ошибка, и исправить эту неточность. Но если длительное время правильность коэффициента не проверялась, разобраться в ситуации окажется сложнее.
Кроме страховой компании, обратиться можно с жалобой в прокуратуру или Роспотребнадзор, если обращение в СК или РСА не позволило добиться желаемого результата.
При подаче жалобы в прокуратуру, заявителю необходимо обеспечить указание следующей информации:
- прав страхователя, которые оказались нарушены СК;
- детального описания сути проблемы, с соответствующим документальным подтверждением;
- требований, предъявляемых заявителем;
- контактных данных.
Как рассчитывается стоимость ОСАГО
Принцип расчета цены полиса ОСАГО установлен на федеральном уровне, в виде закона. Страховые компании не вправе применять свои коэффициенты и повышать цену, включая дополнительные параметры. Исключение – добавление опций, которое происходит при согласии владельца авто.
Рассмотрим, из каких показателей формируется индивидуальная цена страховки:
- Ставка согласно разновидности ТС. Принимаются в расчет вид и категория транспортного средства. В случае, если речь идет о легковых автомобилях, то роль играет и кому он принадлежит – фирме, такси или гражданину.
- Территориальный коэффициент зависит от прописки собственника. Самый высокий показатель 2,0 в Москве и на севере страны (Якутия, Чукотка), низкие параметры на юге России. В среднем показатель варьируется от 08, до 1,3.
- Характеристика водителя. Чем старше и опытнее человек, тем ниже цена полиса. Для коэффициента равного единице водитель должен быть не моложе 23 лет и иметь ВУ свыше 3 лет. Если оформляется, так называемая, «открытая» страховка, то есть доступ к транспортному средству есть у всех, то применяется максимальный в данной категории коэффициент – 1,8, притом, возраст и стаж граждан уже роли не играет. Если круг лиц, допущенных к управлению, состоит из нескольких граждан, то для страховки берется показатели самого молодого и неопытного.
- Мощность автомобиля – чем больше лошадиных сил, тем больше параметр. Например, до 50 л.с. – коэффициент равен 0,6, а при 130 л.с. – 1,6. На сайте РСА представлена полная таблица.
- Срок пользования полисом – на какой период по времени оформляется. Наиболее выгодный вариант, который и использует большинство граждан – годовой.
- КБМ – коэффициент бонус-малус. Индивидуальный показатель, ежегодно присваиваемый автовладельцу. Зависит от наличия и отсутствия ДТП с участием клиента.
На нашем сайте представлен калькулятор, позволяющий рассчитать цену ОСАГО и КАСКО. Ими можно воспользоваться для того, чтобы определить персональную сумму онлайн.
Возможные ошибки при определении класса
При расчете КБМ и определении класса водителя возможны различные ошибки. Рассмотрим наиболее частые проблемы при расчете класса:
- Класс может пропасть по вине сотрудников страховой компании. Ошибка может быть случайной или намеренной: часто менеджеры намеренно занижают класс, чтобы продать полис дороже. Водители, которые не знают о существовании классов, могут переплачивать до 55% от стоимости
- При покупке фальшивого полиса ОСАГО класс водителя не изменится. Если приобрести поддельный осаго, то информация в реестре не обновится и класс спустя годовой период может снизиться
- Водитель должен быть вписан в ОСАГО в дату оформления договора, чтобы его класс засчитался. Если договор уже начал действовать, то у вписанного водителя коэффициент не улучшится. Если договор был расторгнут раньше срока, то класс водителя будет равен показателю на момент заключения договора
- Класс может обнулиться после замены водительского удостоверения. КБМ привязан к номеру и серии прав — если они изменятся, то скидка не будет за ними закреплена. Чтобы этого избежать, заполните соответствующее заявление в отделении страховой компании
При смене страховщика можно столкнуться с ошибочным определением коэффициента. В тех случаях, когда автовладелец уверен в размере КБМ, но в ответ на запросы получаете ошибочные данные, а компания-страховщик отказывается исправлять допущенную ошибку, следует обращаться в прокуратуру с соответствующим заявлением.
В заявлении в прокуратуру необходимо включить:
- Суть предъявляемой претензии: перечислить ваши права, нарушенные страховщиком.
- Описание обстоятельств выявленного нарушения.
- Просьбу принять меры к страховщику, а также возбудить дело в отношении указанных в заявлении лиц, допустивших ошибку.
- Персональные данные заявителя, его контактный номер телефона.