Уголовное преследование по просьбе иностранного государства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовное преследование по просьбе иностранного государства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.

Второй комментарий к Ст. 12 УК РФ

1. В комментируемой статье изложен принцип гражданства, универсальной и реальной юрисдикций.

2. Принцип гражданства распространяется на граждан России и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства, совершивших вне пределов нашей страны преступление против интересов, охраняемых уголовным законодательством России, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения иностранного государства.

3. Принцип универсальной юрисдикции означает, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие на территории РФ постоянно, совершившие преступление вне пределов нашей страны, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Россией, в сфере отношений, регулируемых УК, если указанные лица, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.

Наличие этого принципа в УК РФ обусловлено усилившейся координацией действий многих государств в борьбе с преступностью.

4. Реальный принцип заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории РФ, совершившие преступление вне пределов нашей страны, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если преступление направлено против интересов России либо гражданина РФ или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, если указанные лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.

Запрет выдачи российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства

Согласно нормам Конституции РФ, экстрадиция в России подозреваемых или виновных в совершении преступлений и осужденных лиц для исполнения приговора, касается лишь иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, но проживаемых на территории Российской Федерации. Гражданин РФ не может высылаться за пределы страны, а также выдаваться другим государствам. Передача своих граждан — невозможна.

Также это закреплено Уголовным кодексом РФ. Однако это правило и принцип перестает действовать если требуется экстрадиция гражданина РФ для рассмотрения Международным судом как лица, виновного в совершенных преступлениях против всего человечества и мира на земле. В случаях геноцида, военных преступлений, направленных против жизни на земле и развязыванию войны, лицо, которое подозревают, будет передано в принципе не какому-то конкретному зарубежному государству, а в международный судебный орган.

Выдача иностранных граждан, находящихся на территории РФ и совершивших преступление

Конституцией России зафиксирована норма и принципы передачи иностранцев, которые обвиняются в преступных деяниях или уже осужденных для исполнения наказания.

Во второй части 13 статьи Уголовного Кодекса РФ регламентирован порядок и понятия, как может происходить экстрадиция иностранцев, которые совершили преступные действия на территориях зарубежных стран и проживающих в России.

Выдача или отказ от экстрадиции граждан иных государств также происходит на основе принципов международных соглашений.

Европейской конвенцией строго регламентированы нарушения, за совершение которых может быть гражданин выдан страной, в какой он находится и основные этапы передачи.

Основаниями могут быть преступления, которые согласно законодательству обеих стран наказуемы на заключение под стражу на срок не меньше чем один год.

В случаях просьбы экстрадиции лиц уже осужденных за совершенные преступления для заключения под стражу и отбывания тюремного заключения выдать можно, только если до конца присужденного срока еще останется не меньше чем четыре месяца. В противном случае, страна, делающая запрос на экстрадицию гражданина получит отказ.

Кроме тог, в Конвенции предусмотрено право одной из стран, которые договариваются о выдаче гражданина подозреваемого или совершившего преступление, если законом этой страны не предусмотрена экстрадиция за отдельные преступления, хотя и наказывающиеся сроком более года, просто исключить их из сферы, где применяется Международный договор о выдаче граждан. В таких случаях подается с документацией о присоединении к Конвенции список правонарушений, по отношению к которым разрешается и может отказывается выдача граждан.

Действие уголовного закона в пространстве

Действие уголовного закона в пространстве основано на территориальном принципе. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса РФ лицо, которое совершило преступление на ее территории, подлежит привлечению к уголовной ответственности по настоящему Кодексу. Из смысла закона следует, что он распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если они совершили преступление на территории РФ. Территориальный принцип действия уголовного закона также косвенно вытекает из ст. 4 Конституции РФ, в которой говорится о том, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, а сама Конституция РФ и принятые в соответствии с ней федеральные законы имеют верховенство и должны соблюдаться на всей территории России.

В свою очередь ст. 67 Конституции РФ гласит о том, что территория России включает в себя:

  • все территории ее субъектов,
  • внутренние воды,
  • территориальное море,
  • воздушное пространство над ними.
  • Все лица, которые совершили преступление на территории России, подлежат привлечению к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ. Территория России устанавливается законодательством о государственной границе, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, а также международными договорами РФ.
  • Вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, решается в соответствии с международными соглашениями РФ.
  • Граждане России и постоянно проживающие в ней лица без гражданства за совершение преступления в иностранном государстве привлекаются к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ только в том случае, если они не были ранее привлечены к уголовной ответственности и осуждены за совершение преступления за границей.
  • Граждане России выдаче другому государству в связи с совершением ими преступления за границей не подлежат.

Комментарии к ст. 13 УК РФ

1. Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Последнее может быть государством, чьим гражданином является преступник либо на территории которого совершено преступление, либо в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

2. Международно-правовые нормы устанавливают правило, согласно которому собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление. Российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству (ч. 1 ст. 13 УК). В данной норме закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ (ч. 2 ст. 13 УК).

Институт выдачи преступника основан на многосторонних и двусторонних международных договорах РФ об обязанности сторон по их требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

4. Не выдаются иностранные граждане, преследуемые в своей стране за защиту прав и свобод человека, за прогрессивную общественно-политическую, научную и иную творческую деятельность (право политического убежища). Часть 2 ст. 63 Конституции РФ провозглашает, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлениями.

Читайте также:  Какие выплаты есть на третьего ребенка в 2024 году

Может ли гражданин России быть привлечен к уголовной ответственности в стране гражданской принадлежности, если находясь за границей, он совершил преступление и вернется в Россию до того, как в отношении него будет начато уголовное преследование?

Отвечает начальник отдела экстрадиции прокуратуры г. Москвы Глеб Игоревич Козлов

Да, может. Согласно требованиям ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации действие уголовного закона Российской Федерации распространяется на граждан Российской Федерации, а также постоянно проживающих на территории Российской Федерации лиц без гражданства, совершивших преступление на территории иностранного государства.

В соответствии с положениями ст. 459 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в случае поступления от компетентных органов иностранного государства материалов уголовного дела либо материалов проверки, проведенной в данном государстве и содержащих сведения о совершении гражданином Российской Федерации преступления, уголовное преследование в таком случае ведется на общих основаниях.

Таким образом, в случае, если гражданин России совершит на территории иностранного государства деяние, являющееся наказуемым в Российской Федерации, и покинет территорию данного иностранного государства (в том числе и до начала уголовного преследования), вернувшись на родину, компетентными органами соответствующего государства в Россию могут быть представлены материалы, содержащие сведения о совершенном таким лицом преступлении.

Данные материалы рассматриваются российскими правоохранительными органами в порядке, установленном Уголовно-процессуальном кодексом Российской Федерации, и, при наличии оснований, российский гражданин, совершивший на территории иностранного государства противоправное деяние, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность иностранных граждан

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Конституционный суд в Постановлении от 17.02.1998 № 6-П отметил, что по буквальному смыслу статей 22 и 46 Конституции Российской Федерации, так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам наравне с гражданами Российской Федерации.

Вместе с тем, пребывание иностранных граждан на территории России не только предоставляет им широкий круг прав, но и возлагает серьезные обязанности. А именно, их пребывание не должно нарушать действующее законодательство РФ, не должно посягать на права и законные интересы других лиц.

Необходимо отметить, что в уголовном законодательстве встречаются лишь немногочисленные нормы, в которых законодатель рассматривает иностранных граждан с точки зрения субъектов преступления согласно действующему законодательству.

Так, согласно ч. 3 ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) иностранные граждане, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо его гражданина, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если такие иностранные граждане не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Также, согласно ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Кроме того, ст. 276 УК РФ (шпионаж) предусматривает в качестве субъекта преступления иностранного гражданина за передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации. За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Также, специальным составом для иностранных граждан является ч.2 ст. 322 УК РФ (пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранным гражданином, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации). За совершение указанного преступления иностранный гражданин может быть наказан штрафом в размере до 300 000 руб., либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Что касается видов уголовных наказаний, назначаемых иностранным гражданам, то в ч. 6 ст. 53 УК РФ содержится запрет на назначение им наказания в виде ограничения свободы. Законодатель обоснованно выделил иностранных граждан из круга лиц, которым назначается данное наказание, исходя из соображений невозможности его исполнения, лицами, не являющимися российскими гражданами и не проживающими постоянно на определенной территории.

Таким образом, иностранные граждане несут уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные УК РФ.

Исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).

В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Разъясняет прокуратура Хабаровского края, 30.08.2021

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью

Необходимость такого сотрудничества обусловлена целым рядом факторов.

Во-первых, возросла международная активность преступности, которая усугубляется размыванием государственных границ и межгосударственной экономической интеграцией. В связи с техническим прогрессом, развитием информационных технологий, а также вследствие изменений в банковской сфере и структуре торговли преступность уже более не связана национальными границами, т.е. она часто стала носить транснациональный (трансграничный) характер.

Во-вторых, усилился рост организованных форм преступности.

В-третьих, нередко доходы от преступной деятельности укрываются за границей.

В-четвертых, появились совершенно новые формы преступности (налоговые, экологические, компьютерные преступления и др.), а также наметилось «совершенствование» преступности, связанной с легализацией доходов от преступной деятельности.

Рост и качественное совершенствование преступности требует от государств координации усилий по противодействию ей. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью — это регулируемая международными и национальными нормами деятельность государств и международных организаций по защите интересов личности, государства и мирового сообщества от международных и транснациональных преступлений.

Пристатейный библиографический список

  1. Бойцов А.И. Действие уголовного закона во времени и пространстве. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.
  2. Ковалев М.И. Соучастие в преступлении. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-Издат, 2007.
  4. Курс советского уголовного права. В 6 т. / Под ред. А.А. Пионтковского, П.С. Ромашкина, В.М. Чхиквадзе. Т. 1. М.: Наука, 1970.
  5. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1. Учение о преступлении / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Зерцало, 1999.
  6. Поддубный А.А. Определение места совершения преступления при квалификации преступлений // Российский следователь. 2001. N 3.
  7. Советское уголовное право. Общая часть / Под ред. Г.А. Кригера, Н.Ф. Кузнецовой, Ю.М. Ткачевского. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  8. Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И.Я. Козаченко. М.: Норма, 2008.
  9. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. Ф.Р. Сундурова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007.
  10. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М.: Инфра-М; Контракт, 2006.
  11. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Н.М. Кропачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2006.
Читайте также:  Льготы на получение жилья ветеранам труда в 2024 году

В каких странах нет экстрадиции

Закон об экстрадиции является, по сути, формой сотрудничества и взаимодействия разных государств, при содействии которых между собой возможна поимка преступников, скрывшихся от правосудия в другой стране. Преступившие черту закона на родине ищут места на земном шаре, откуда их не вернут назад в страну, где их ожидает наказание за содеянное преступление, то есть, как избежать экстрадиции.

Российская Федерация состоит в международных договорах, по условиям которых должен производиться процесс экстрадиции с 65 странами. Но, наличие договора не подразумевает основания обязательной выдачи преступника – это остается правом каждого государства.

Отсутствие же договора не говорит о том, что преступников с этих стран нельзя отправить на родину. При умной работе дипломатов, страна в которой нашел укрытие, преступник может его выдать и вернуть на родину.

Стран без экстрадиции в Россию, то есть отказывающихся выдавать преступников РФ достаточно, так, например, экстрадиция из США в Россию невозможна.

Страны, где нет экстрадиции и с кем не заключен договор об экстрадиции можно отнести также:

  • США;
  • Великобританию;
  • Венесуэлу;
  • Израиль;
  • Польшу;
  • Китай;
  • Японию;
  • Швецию;
  • Украину;
  • Беларусь;
  • Грузию.

Нет экстрадиции в Гималайском государстве Бутан, поскольку нет и дипломатических отношений со многими странами. Нет договоров с Косово, как непризнанного государства и еще рядом стран.

Уголовная ответственность военнослужащих РФ, совершивших преступление вне пределов страны.

В тех случаях, когда россияне, проходят службу в воинских частях, которые дислоцируются вне России на территории иностранного государства и совершили преступление, то уголовная ответственность наступает в особом порядке согласно второй части двенадцатой статьи УК РФ.

Условиями международных соглашений предусматривается определенный порядок, которому следуют в случаях, когда преступление совершено российским военнослужащим вне пределов родины.

Привлечение российских военнослужащих к уголовному наказанию может быть как по Российскому законодательству, так и по законодательству страны, в которой было совершено преступление во время пребывания на службе.

Это будет зависеть, направлено ли преступление против самой службы, должностное преступление, которое само собой подлежит расследованию и наказанию согласно юрисдикции России.

Если же преступление, которое совершил этот военнослужащий, произошло вне пределов территории воинской части и носит криминальный характер, то он несет ответственность и осужден по законодательству государства, где пребывает и совершено преступное деяние.

Кроме того, если будет оговорено в межправительственных договорах России и страны, где дислоцируется воинская часть, то гражданский персонал, работающий в воинской части, дислоцированной за границей и члены семей военнослужащих, проживающие вместе с ними, привлекаются к уголовной ответственности в том же порядке, что и несущие службу.

Если уголовное преступление военнослужащим вроде бы совершено и против государства зарубежного, но международный договор не подписан, он понесет наказание опять-таки по российскому законодательству.

Практически не найден однозначный подход привлечения к ответственности, если на военную службу русского воинского формирования приняты граждане страны, в которой дислоцируется воинская часть и наоборот, когда российские граждане поступают на службу чужой страны.

Другой комментарий к статье 12 Уголовного Кодекса РФ

1. Принцип гражданства, закрепленный в ст. 12 УК, состоит в том, что граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в ней лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по российскому уголовному закону, если в их отношении по данному поводу в иностранном государстве не имеется решений суда.

2. Принцип гражданства распространяется и на военнослужащих воинских частей Российской Федерации, совершивших преступление за пределами России, например в Республике Таджикистан, в которой на основе двустороннего договора расквартированы российские воинские подразделения, выполняющие миротворческую миссию. Часть 2 ст. 12 УК РФ устанавливает, что указанные лица в подобных случаях несут ответственность по российским уголовным законам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Уголовная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, за преступления, совершенные ими вне пределов России, определяется в соответствии с реальным и универсальным принципами действия уголовного закона в пространстве.

Согласно ч. 3 ст. 12 УК в указанных случаях иностранные граждане и лица без гражданства подлежат уголовной ответственности по российским уголовным законам, если их преступления направлены против интересов Российской Федерации (реальный принцип), например приготовление к вооруженному мятежу (ст. 279), проведению диверсионных актов (ст. 281 УК) на территории Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (универсальный принцип), в частности по борьбе с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна, различными злоупотреблениями с наркотическими средствами и др. Разумеется, соответствующие составы преступлений должны предусматриваться Уголовным кодексом РФ, статьи которого и должны применяться при привлечении указанных выше лиц на территории Российской Федерации за совершение ими так называемых международных преступлений за ее пределами, если они не были осуждены в любом другом иностранном государстве. Последние изменения закона в этой части устанавливают требование, согласно которому преступление может быть направлено и против интересов граждан Российской Федерации, а также интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Этот вариант возможен только в том случае, если виновные не были осуждены в иностранном государстве, а сам процесс привлечения к уголовной ответственности происходит на территории Российской Федерации, ибо в противном случае нарушался бы принцип справедливости и, в частности, его положение о том, что «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление» (см. комментарий к ст. 6 УК).

Комментарий к Ст. 12 Уголовного кодекса

1. В ч. 1 ст. 12 УК закреплен принцип гражданства. Принцип распространяется на строго определенный в законе круг лиц — это граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства.

2. Принцип гражданства действует при наличии определенных условий: а) совершение преступления на территории иностранного государства; б) против интересов, охраняемых УК; в) деяние признается преступлением по российскому УК (при этом необязательно, чтобы оно являлось преступным по уголовному закону места совершения преступления); г) в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

3. В ч. 2 ст. 12 УК предусмотрен принцип специальной миссии (покровительственный режим). Военнослужащие воинских частей России, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по законодательству России, если иное не предусмотрено международным договором. Данный принцип действует при совершении преступлений следующих категорий: а) против военной службы; б) общеуголовных, совершенных на территории воинских частей, против военнослужащих или иных граждан России. За все остальные преступления военнослужащие несут ответственность по уголовному законодательству страны пребывания.

4. Реальный принцип (принцип защиты) действия уголовного закона в пространстве закреплен в ч. 3 ст. 12 УК. Для применения данного принципа необходимо, чтобы преступление совершило иностранное лицо либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно в России. Данные лица подлежат уголовной ответственности по УК в том случае, если: а) лицо привлекается к ответственности на территории России; б) преступление совершено на территории иностранного государства; в) лицо не было осуждено в иностранном государстве; г) преступление направлено против интересов России, т.е. вред причинен интересам Российского государства, его гражданам и организациям.

5. Часть 3 ст. 12 УК закрепляет принцип универсальной юрисдикции, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Россией. Данный принцип действует, если: а) лицо привлекается к ответственности на территории России; б) преступление совершено на территории иностранного государства; в) лицо не было осуждено в иностранном государстве; г) совершено международное преступление или преступление международного характера. К международным относятся преступления, посягающие на мир и безопасность человечества: геноцид; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; наемничество и др. Преступлениями международного характера являются: торговля людьми, пиратство, использование рабского труда, террористический акт и др.

Другой комментарий к статье 13 УК РФ

В соответствии со ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Это положение закреплено и в ст. 13 УК РФ. В этой связи выдача лиц, совершивших преступление, может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на ее территории.

Читайте также:  Договор купли продажи маломерного судна в 2024 году

Выдача лиц, совершивших преступление, представляет собой передачу лица, совершившего преступление, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения вынесенного в отношении такого лица приговора суда.

Выдача лиц, совершивших преступление, осуществляется в порядке международного сотрудничества о правовой помощи на основе соответствующих международных договоров. Отсутствие такого договора не исключает выдачу лица иностранному государству, а решается на основе дипломатических договоренностей.

В международной практике сложилась общая тенденция, в соответствии с которой выдаче не подлежат лица, которым страна пребывания предоставляет право убежища. Такое право в основном предоставляется лицам, преследуемым в своем государстве по политическим или религиозным мотивам. Поэтому лица, совершившие так называемые общеуголовные преступления, правом убежища не пользуются и подлежат выдаче иностранному государству.

Здесь следует отметить, что в международном и национальном законодательстве государств отсутствует четкое определение преступления (например, политического), совершение которого исключает выдачу. Поэтому проблема выдачи решается в ряде случаев достаточно сложно и нередко не на основе права, а исходя из политических и иных конъюнктурных позиций. Подобного рода решения известны российской правоприменительной практике, когда нашей стране отказывали в выдаче лиц, совершивших преступления.

По сложившейся международной практике государство требует выдачи преступника в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, преступник является гражданином или подданным этого государства, преступление совершено против интересов государства, требующего выдачи, или причинило ему вред. Если преступления совершены на территории ряда стран или затрагивают интересы нескольких государств, вопрос о выдаче решается на основе международных договоров, норм международного права. При этом лицо, совершившее преступление, вне зависимости от страны привлечения к уголовной ответственности должно нести ответственность за все совершенные им преступления.

Как отмечалось, выдача преступника осуществляется на основе национального законодательства и международных договоров и требует соблюдения ряда условий.

Так, в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности. Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

Выдача лица, совершившего преступление, может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Выдача лица не допускается, если:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В выдаче лица может быть также отказано, если:

1) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;

2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;

3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;

4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

Выдача осуществляется по соответствующему запросу, который должен содержать:

1) наименование и адрес запрашивающего органа;

2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;

3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;

4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.

Кроме того, в соответствии с международными договорами, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей страны и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой страны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая страна не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемое государство считает достаточными, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. В частности, такое положение содержится в Европейской конвенции о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.), которую подписала Россия с оговорками и замечаниями, приведенными в Федеральном законе от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» .

———————————
СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129.

Выдача не осуществляется и в тех случаях, когда требуемое лицо в соответствии с законом запрашивающего или запрашиваемого государства не может быть подвергнуто судебному преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности.

Нормы международного права содержат также ограничения, относящиеся к уголовному преследованию выданного лица. В частности, такое лицо, как правило, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано.

Реальный принцип действия УК РФ (принцип защиты действия уголовного закона в пространстве)

Реальный принцип состоит в распространении юрисдикции уголовного закона Российской Федерации на случаи, когда причиняется вред ее интересам вне зависимости от того, что преступление было совершено за пределами России.

Реальный принцип (принцип защиты действия уголовного закона в пространстве) закреплен в ч. 3 ст. 12 УК РФ. Для его применения необходимо, чтобы преступление совершило иностранное лицо либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в России, признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, которое не обладает видом на жительство в РФ.

Экстрадиция лиц, совершивших преступления

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

N 11 г. Москва «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания»»,»name»:»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 11 г.

Адвокат заметил, что в целом правоприменительная практика складывалась негативно: гособвинение всячески пыталось препятствовать выяснению в присутствии присяжных вопросов о противоправных действиях иных лиц, кроме подсудимого, о возможности их участия в совершении преступления, а также иных обстоятельствах совершения преступления, чем те, которые указаны в обвинении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *