Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕСПЧ впервые принял жалобу на бездействие полиции из-за онлайн-преслед». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку Россия в 1998 году ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и часть протоколов к ней, она признала юрисдикцию ЕСПЧ и обязалась выполнять принятые им постановления. Однако некоторые протоколы РФ не ратифицировала. Судьей ЕСПЧ от России в октябре 2012 года был избран Дмитрий Дедов.
Обязана ли Россия исполнять постановления Страсбургского суда?
В последние годы наметилась напряженность в отношениях между Россией и ЕСПЧ. В частности, президент РФ Дмитрий Медведев в 2010 году заявил, что Россия не передавала ЕСПЧ ту часть своего суверенитета, которая позволила бы Страсбургскому суду менять российское законодательство.
В том же году глава Конституционного суда Валерий Зорькин высказал похожую позицию и заявил, что ЕСПЧ руководствуется исключительно Конвенцией и не берет в расчет конституции других стран, и России не обязательно исполнять те решения, которые идут в разрез с Конституцией РФ.
Особенности рассмотрения жалоб Единолично судьей
Единоличный судья вправе объявить неприемлемой индивидуальную жалобу, или исключить её из списка подлежащих рассмотрению Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Если Единоличный судья не объявляет неприемлемой жалобу или не исключает ее из списка подлежащих рассмотрению дел, то этот судья направляет ее в Комитет или Палату для дополнительного изучения (статья 27 Конвенции).
В Регламент Суда введены новые правила, направленные на реализацию Конвенции в редакции 14 Протокола. Так Согласно правилу 18А (внесудебный докладчик) Регламента Суда «заседая в Единоличном составе, Суд будет пользоваться услугами внесудебных докладчиков, которые действуют под руководством Председателя Суда. Они образуют часть Секретариата Суда. Внесудебные докладчики назначаются Председателем Суда по предложению Секретаря». При этом согласно правилу 1 Регламента термин «внесудебный докладчик» означает члена секретариата назначенного для оказания помощи Единоличным судьям, предусмотренных в статье 25 § 2 Конвенции.
Данное положение направленно на реализацию статьи 24 Конвенции, согласно которой если Суд заседает в составе Единоличного судьи, Суд пользуется услугами докладчиков, которые осуществляют свои функции под руководством Председателя Суда.
В Регламент Суда добавлено новое Правило 52А (Производство у единоличного судьи). В соответствии со Статьей 27 Конвенции Единоличный судья может объявить неприемлемой или исключить из списка дел Суда жалобу, поданную в соответствии со Статьей 34, если такое решение может быть принято без дальнейшего рассмотрения. Решение должно быть окончательным. Заявителю нужно направить письмо и сообщить о решении. В соответствии с пунктом 3 Статьи 26 Конвенции Единоличный судья не может рассматривать любую жалобу против Договаривающейся Стороны, в отношении которой избран судья. Если судья не принимает во внимание решение, предусмотренное в первом параграфе Правила 52 А, он должен передать жалобу в Комитет или в Палату для дальнейшего рассмотрения.
Таким образом, практически полностью все действия по предварительному изучению жалобы поступившей в Суд, и подготовка по нему решения совершаются теперь членом секретариата – внесудебным докладчиком. Единоличный судья будет лишь принимать окончательное решение относительно приемлемости индивидуальной жалобы.
Право на справедливое судебное разбирательство
1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.
2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.
3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права: a) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения; b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; c) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия; d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него; e) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.
Направить жалобу можно через интернет, по почте или лично. Практически все перечисленные выше структуры, за исключением районных отделений, имеют свои сайты. Там выделены целые разделы – интернет-приемные, через которые направляются обращения.
Все поступившие жалобы, независимо от способа подачи, регистрируются. Даже если заявитель направляет письмо через сайт, ему на электронную почту приходит оповещение о том, что его письмо принято и ему присвоен номер. При личной подаче в канцелярии ставится отметка с входящим номером, дата обращения и подпись сотрудника.
Любой ответ, полученный из указанных органов, может быть обжалован в вышестоящую инстанцию.
Жалоба в Прокуратуру на бездействие следователя
Граждане в случае возникшей необходимости могут пожаловаться на органы правопорядка за бездействие. Если выявлены нарушения в работе следственных органов или органов дознания, жалоба передается прокурору.
Жалоба направляется в прокуратуру, которая находится на территории размещения следственного органа или органа дознания, которые занимаются предварительным расследованием дела. Подать жалобу можно лично, с помощью адвоката или привлечь к этому доверенное лицо (имеющее нотариально заверенную доверенность).
Обращение граждан в прокуратуру рассматривается в течение 3-х дней с момента его получения. Иногда этот срок продлевается до 10 дней.
Такая ситуация характерна для рассмотрения жалоб, которые требуют доп. проверки, истребования документации или иных необходимых мер.
Важно! Когда прокурор принимает решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, заявитель извещается об этом факте в первую очередь.
Процедура подачи и рассмотрения жалобы по факту
Прокуратура представляет собой государственной орган, осуществляющий надзор за нижестоящими государственными инстанциями, в частности полицией. Так, районный, городской или областной прокурор может истребовать у сотрудников полицейских дежурных участков любые документы и осуществить плановую или внеплановую проверку правомерности действий работников данных учреждений.
Если в ходе такой проверки выявляются какие-либо законодательные нарушения, прокурор приказывает их незамедлительно ликвидировать. Параллельно этому издается представление на имя начальника подразделения, в котором было обнаружено правонарушение, о привлечении виновных в нем лиц к той или иной степени ответственности. Так, виновное лицо может быть привлечено к дисциплинарной или уголовной ответственности.
Отслеживать стадии рассмотрения жалобы на полицию можно по электронным письмам, которые работники прокуратуры обязаны высылать заявителям, обратившимся к ним за помощью.
Помимо этого гражданин вправе узнать, кто именно в прокуратуре занимается исполнением надзора по факту поданной им жалобы. Получить данную информацию можно, обратившись в канцелярию. Контактные телефоны канцелярии, как правила, выставляются на официальных порталах надзорного органа.
Ответ на жалобу может быть дан как в письменном (бумажное или электронное письмо), так и в устном варианте (в ходе личного визита обратившегося с просьбой гражданина). То, в какой форме гражданин желает получить ответ, он может заявить в момент подачи претензионного ходатайства.
Стоит иметь ввиду, что в ответе на жалобу должна иметься отметка с указанием о возможности его оспаривания в вышестоящей инстанции (суде), в случае, если он не удовлетворит заявителя. Например, станет явно, что в ходе рассмотрения претензии в ней не были учтены многие доводы и обстоятельства.
По закону, жалоба на неправомерные действия /факт бездействия работников полиции может быть подана в течение 30 дней с момента фиксации правонарушения. Уплата государственного взноса при подаче такого ходатайства не предусматривается.
Процедура подготовки жалобы к рассмотрению
Как правило, рассмотрение жалобы в ЕСПЧ осуществляется в несколько этапов. Первая стадия является предварительной, в ходе которой осуществляется переписка заявителя с Секретариатом ЕС. Еще несколько лет назад данный этап занимал довольно длительное время, поскольку у заявителя уточняли ту или иную информацию. Все данные необходимо было предоставлять в письменном виде, поэтому процесс затягивался на месяцы и даже годы.
Сегодня ситуация в корне изменилась. Секретариат ЕС отказался от такой практики. После регистрации жалобы заявитель получает на руки решение, что его обращение считается приемлемым, либо неприемлемым и не подлежит рассмотрению. В первом случае обращение поступает в почтовый отдел.
Каждый день международный судебный институт получает порядка 1500 корреспонденции, поэтому обработка писем отнимает немало времени. Центральный почтовое подразделение направляет заявление в юридический отдел, который рассматривает дела страны-ответчика. Его специалисты знакомы с законодательством этого государства и свободно владеют языком.
Следующие этап – обращению присваивается номер. Однако это не говорит о том, что дело принято к производству, работник начинает заниматься подготовкой данных для судей, которые в дальнейшем будут рассматривать жалобу. Эта процедура может занять длительное время, поскольку ежегодно в ЕС поступает около 50 тысяч жалоб.
Для того, чтобы жалоба была принята и рассмотрена надлежащим образом, в ней должно быть представлено достаточно веское основание. В качестве него может выступить какое-либо неправомерное действие или факт проявления безосновательного вопиющего бездействия.
Ниже представлены наиболее распространенные причины обращения граждан с жалобой на работников правоохранительных органов:
- Если обращение работника полиции к гражданскому лицу происходит не по регламенту. По правилам, полицейский должен обращаться к гражданину на «Вы», называя его ФИО, а также предоставляя своё удостоверение;
- Если в общении с гражданином правоохранитель использует бранную лексику, матерится, употребляет оскорбительные выражения или повышает голос;
- Если правоохранитель злоупотребляет своими должностными полномочьями, например: просит показать документы гражданина, не имея на то веских оснований;
- Если работник полиции проводит досмотр или обыск, не получив на данные действия официального разрешения;
- Если правоохранитель безосновательно применяет физическую силу по отношению к гражданскому лицу;
- Если полицейский предпринимает попытку вымогательства, требует дачи взятки;
- Если сотрудник правоохранительного органа производит несанкционированное задержание гражданского лица;
- Если правоохранитель проявляет вопиющее бездействие в ответ на просьбу гражданина предпринять какие-то действия, которые находятся в его компетенции.
В ситуациях, представленных выше, следует жаловаться в вышестоящие инстанции. О том, куда именно можно пожаловаться и как правильно составить жалобу на работника полиции, читайте в последующих разделах.
Жалоба неприемлема: как работает доктрина четвертой инстанции ЕСПЧ — Сфера
Одна из сторон спора недовольна судебным решением. Она начинает использовать все способы, чтобы его обжаловать в рамках национальной правовой системы, пока не исчерпывает все доступные средства.
Когда предел достигнут, сторона решает обратиться в Европейский Суд по правам человека. Однако уже на первой стадии получает отказ, когда речь идет о стадии приемлемости жалобы.
Подобная судьба настигает многих заявителей.
«В чем дело? Можно услышать разные оценки: кто-то, например, считает, что суд просто выбирает наиболее интересные для себя дела. Это, конечно же, не так. Вопрос в соблюдении существующих критериев приемлемости жалобы.
Критериев много, каждый может стать самостоятельным основанием, чтобы жалобу отклонили», – объясняет кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета Александр Зезекало.
Одними из самых популярных причин для отказа становятся принципы, которые лежат в основе доктрины четвертой инстанции.
Доктрина была выработана из-за повторяющейся практики и сейчас применяется на базе статьи 6 Конвенции «Право на справедливое судебное разбирательство».
Пункт 1 гласит, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство.
Образцы документов для обращения в Европейский Суд по правам человека
Для обращения в ЕСПЧ можно использовать один из официальных языков ЕСПЧ (английский или французский) или официальный язык любого государства, ратифицировавшего Конвенцию.
Для подачи жалобы необходимо отправить в ЕСПЧ заполненный и подписанный формуляр жалобы.
Не имеет смысла направлять формуляр по факсу, так как это не прерывает течение срока, установленного Конвенцией для подачи жалобы в ЕСПЧ . ЕСПЧ рассматривает исключительно оригиналы формуляров, поступившие по почте.
Формуляр должен содержать:
- краткое изложение фактов и предмет жалобы;
- указание прав, гарантированных Конвенцией, которые считаются нарушенными;
- указание средств правовой защиты, которые использовались заявителем;
- копии решений по делу, вынесенных государственными органами (эти документы не возвращаются, поэтому следует направлять только их копии);
- подпись заявителя или подпись представителя.
Для обеспечения анонимности необходимо проинформировать об этом ЕСПЧ, объяснив причины. Председатель решит, оправдана ли просьба.
На начальном этапе рассмотрения жалобы юридический представитель (адвокат) не нужен. Если обращение в ЕСПЧ осуществляется через представителя, то его данные должны быть внесены в соответствующий раздел формуляра жалобы.
ЕСПЧ не взимает пошлины, и рассмотрение жалобы осуществляется бесплатно. Заявитель информируется о любом решении, вынесенном ЕСПЧ.
Формуляр со всеми относящимися к делу подтверждающими документами нужно отослать по следующему адресу:
|
|
Исковое заявление об обжаловании неправомерных действий сотрудника полиции
Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.
К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.
Получение информации о расследовании
Если следователь не сообщает вам о ходе расследования уголовного дела, по которому вы являетесь потерпевшим, это серьезное нарушение ваших прав. В большинстве постановлений Европейский Суд указывает, что заявители (потерпевшие по уголовному делу) не имели достаточной информации о ходе предварительного расследования. Поэтому вы можете ссылаться на постановление Суда по вашему делу, когда требуете получения информации о расследовании.
Вы должны стараться узнать все о ходе уголовного расследования. Получить информацию можно двумя способами. Во-первых, вы можете написать запрос о ходе раследования уголовного дела (образец запроса находится в приложении 1). Во-вторых, вы можете требовать, чтобы вам разрешили ознакомиться с материалами уголовного дела и сделать с них копии (пример такого ходатайства в приложении 2).
Напоминаем, что все запросы, ходатайства, жалобы и заявления нужно писать в двух экземплярах и на каждом из них необходимо поставить свою подпись и дату. Один экземпляр вы сдаете в канцелярию следственного отдела или прокуратуры, либо отдаете на личном приеме следователю или прокурору. На втором экземпляре просите поставить штамп или отметку о принятии с указанием даты принятия. Если вы передали заявление лично следователю или прокурору, то вы должны попросить его расписаться в том, что именно он принял от вас заявление, и указать дату принятия заявления на втором экземпляре, который остается у вас. Если сотрудники следственного отдела или прокуратуры отказываются поставить штамп с указанием даты, то вам необходимо отправить свою жалобу, заявление, ходатайство и т.д. ценным письмом с уведомлением. В описи к ценному письму указываете, какой документ вы отправили в прокуратуру или следственный отдел. |
Неисполнение решений Европейского Суда
Неисполнения решений Суда государствами — членами Совета Европы, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. Бывают и исключения. Так, например Великобритания отказалась выполнять решение ЕСПЧ по делу Хёрста. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.
В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы. Таким образом Решения Европейского Суда воздействуют на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.
Причины исчезновения людей
Для того чтобы исключить или хотя бы уменьшить вероятность пропажи людей, стоит разобраться в чем причины их исчезновения. Мы возьмем причины пропаж из официальной статистики МВД за последние 5 лет.
Итак, причины исчезновения людей следующие:
- Криминальные происшествия:
- Похищения. За похищение человека грозят меры наказания, указанные в статье 126 Уголовного Кодекса РФ;
- Нападения;
- Убийства.
- Медицинские:
- Приступы и иные случаи, когда человека срочно госпитализируют по вызову от прохожих;
- Расстройства психики, потеря памяти.
- Личные и внутрисемейные:
- Ссоры и разлады в семье;
- Желание убежать из дома, нередко у подростков.
- Политические и идеологические причины.
В некоторых случаях причины могут быть смешанными. Например, похищение ребенка у приемных родителей его настоящей матерью. В этом случае родителям просто необходимо знать, куда обращаться если пропал человек и в какие сроки.