Ошибки в оформлении путевых листов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ошибки в оформлении путевых листов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское законодательство не классифицирует бланки путевых листов на какие-либо разновидности в зависимости от срока их заполнения. В качестве таких бланков российскими организациями и ИП, как правило, используются либо разработанные самостоятельно формы, либо утвержденные законодательно — постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Общими требованиями к ним является наличие обязательных реквизитов и соблюдение порядка заполнения.

Путевые листы: изменения

Новые правила оформления путевых листов утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Что изменилось?

  1. Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
    • организованная перевозка группы детей,
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
    • перевозка грузов,
    • перевозка для собственных нужд.

    Штраф за отсутствие путевого листа

    Путевой лист подтверждает маршрут следования ТС, его техническую исправность, способность водителя управлять авто.

    Документ могут проверить представители Минтранса, ГИБДД, Роструда и Росздравнадзора. Если его нет — штраф за отсутствие путевого листа грозит как водителю, так и организации. Его размер варьируется от 500 до 30 000 рублей.

    Кроме того, путевые листы проверяют сотрудники трудовой инспекции и ИФНС, по ним они отслеживают соблюдение работодателем норм трудового законодательства, правильность начисления зарплаты и соблюдение норм списания ГСМ.

    На практике получается так: в дороге могут потребовать права, регистрационные документы и документы на право владения, пользования, распоряжения ТС.

    Таким образом, у водителя могут спросить полис ОСАГО, путевой лист, разрешительные документы на перевозимый груз. Например, разрешение нужно для перевозки лома или отхода цветных металлов. Если водитель не указан в полисе ОСАГО, лучше выписать ему доверенность.

    Штрафы за нарушения по путевым листам

    По путевым листам предусмотрены такие штрафы:

    Нарушение

    Штраф

    Нет путевого листа

    Предупреждение или штраф на водителя 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП)

    Нет отметки о медосмотре или техосмотре

    Штраф:

    • 3 тыс. руб. для граждан;
    • 5 тыс. руб. для должностных лиц;
    • 30 тыс. руб. для компаний и ИП (ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП)

    Отметка о медосмотре не соответствует действительности (например, водитель пьяный за рулем)

    Штраф:

    • 20 тыс. руб. для должностных лиц;
    • 100 тыс. руб. для компаний и ИП (ст. 12.32 КоАП)

    Дополнительно штраф 30 тыс. руб. — 3 млн. руб. водителю за вождение в алкогольном опьянении (ч. 1 ст. 12.8 КоАП, ст. 264.1 УК).

    Также возможен штраф на владельца ТС за то, что передал автомобиль нетрезвому водителю (ч. 2 ст. 12.8 КоАП).

    Водителя лишают прав на управление ТС на срок 1,5-2 года

    Отметка о техосмотре не соответствует действительности (например, по автомобилю есть неисправности, при которых не разрешено его использование)

    Штраф 5-8 тыс. руб. для должностных лиц (ст. 12.31 КоАП)

    Подозрение о непроведении медосмотра или его порядок нарушен

    Штраф:

    • 2-3 тыс. руб. на должностных лиц;
    • 30-50 тыс. руб. на компанию или ИП (ст. 11.32 КоАП)

    Нет подтверждения расходов на ГСМ

    Штраф 20% от неуплаченной суммы налога на прибыль (п. 1 ст. 122 НК).

    Общий размер штрафа = (Зарплата водителя + Затраты ГСМ + Амортизация автомобиля) * 0,04

    Как составить путевой лист на месяц

    В соответствии с п. 10 приказа Минтранса № 152 российские фирмы могут составлять путевые листы на срок от 1 дня до 1 месяца.

    Однако бланки, утвержденные постановлением № 78, изначально рассчитаны на однократное использование в течение 1 рабочей смены. Исключением можно назвать формы № 3 и № 6 — их Госкомстат допускает оформлять и на более длительный срок. Но их структура также не оптимальна для указания месячного срока действия соответствующего листа.

    Госкомстат России утвердил перечень из 7 бланков путевых листов, адаптированных для легковых, грузовых машин, автобусов и т.д. Эти документы значительно различаются по способам компоновки данных, но всех их объединяет:

    • обязательное указание даты рабочей смены водителя — в верхней части формы;
    • обязательное указание времени выезда водителя на задание и возврата в гараж — в часах и минутах.

    Для заполнения месячного листа, таким образом, можно:

    • указывать в бланке только месяц и год, не фиксируя дату;
    • отредактировать бланк Госкомстата, сделав новые ячейки — в них будут указываться конкретные дни, в которые водитель выходит на работу.

    Еще раз обращаем ваше внимание: очень важно, чтобы в бланке обязательно фиксировались минуты выезда водителя из гаража и возврата в него: данное требование содержится в подп. 4 п. 5 приказа Минтранса РФ № 152.

    Для всех стандартных легковых автомобилей применяется исключительно единичная стандартизированная форма под номером 3. А вот грузовой транспорт, как мы уже сказали, рассчитывается по-другому. Здесь используется сразу 3 варианта:

    • 4-П. Такой вариант в основном используется для оплаты труда сотруднику, если используется повременной тариф.
    • 4-С. А этот выбор применяется к ситуациям, когда водитель осуществляет свою деятельность на основе сдельной оплаты. То есть, каждая отдельная поездка оплачивается в индивидуальном порядке.
    • 4-М. Этот бланк становится актуальным, если груз отправляется за границу, тогда используется особая форма.

    С подписью диспетчера разобрались. Однако кроме сотрудника, ответственного за путевые листы, и водителя, форма предполагает наличие и других подписей:

    • контролера технического состояния транспортного средства;
    • медицинского работника.

    В небольших фирмах, таких сотрудников может не быть. Кто подписывает путевой лист, если нет механика и диспетчера? Как и функции диспетчера может выполнять любой работник организации, например, бухгалтер, так и работу механика, контролирующего техническое состояние авто, можно возложить на иного сотрудника. Например, на самого водителя.

    Для этого компании придется подписать с водителем соглашение о совмещении должностей. Кто подписывает путевой лист если нет механика? Сам водитель или любой другой сотрудник, на кого возложили данные обязанности.

    Еще одна отметка в путевом листе, заверенная подписью, – это запись о предрейсовом (послерейсовом) медицинском осмотре. По их результатам медработник ставит:

    • штамп с надписью «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» («прошел послерейсовый медицинский осмотр»);
    • подпись с расшифровкой и дату (п. 16 приказа Минздрава от 15.12.2014 № 835н).

    Заметим, что сведения о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителя – обязательные реквизиты путевого листа. Они включают:

    • дату и время предрейсового и послерейсового медосмотра;
    • подпись и расшифровку подписи медицинского работника. Штамп врача ставить не требуется.

    Предрейсовые медосмотры нужно проводить:

    • перед рейсом, если длительность рейса более одного дня;
    • перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель совершает один рейс или более.

    Важно в бухгалтерском деле правильно отражать и вести учет израсходованного топлива. Так, использованные ГСМ записываются в дебет «Расходы на продажу» и кредит «Топливо». Если было использовано больше бензина, чем планировалось и выдавалось, то в таком случае излишки отражаются в дебете счета «Прочие расходы». Налоговой базой всегда служит общее количество израсходованного горючего.

    На вопрос о том, нужно ли вообще вести путевые листы, может быть дан только положительный ответ. Без них просто невозможно контролировать расход топлива и пробег, а значит, рабочие смогут хитрить и забирать часть ГСМ себе, тем самым нанося финансовый ущерб организации. Чтобы этого не допустить и иметь возможность отчитаться перед налоговыми органами, надо организовать бухучет в этом направлении правильно. Документация эта относится к первичному типу, поэтому ее оформление должно быть юридически точным.

    При выезде автомобиля из гаража остаток топлива составлял 10 л, выдано по заправочному листу — 40 л, остаток топлива при возвращении — 5 л. Следовательно, фактический расход топлива составляет 45 л (10 + 40 – 5).

    В том случае, если расход топлива по норме превышает его фактический расход, образуется экономия топлива. Если же фактический расход оказался больше расхода топлива по норме, возникает его перерасход.

    Информацию о работе автомобиля в течение дня в путевой лист вносит водитель.

    На оборотной стороне путевого листа он указывает маршрут следования транспортного средства. Его необходимо записывать по всем пунктам следования автомобиля. По каждому пункту следования необходимо указать адрес, время выезда и возвращения, а также количество километров, которое прошёл легковой автомобиль до пункта назначения. Не допускается вместо описания маршрута следования делать записи “по служебному заданию” и другие записи аналогичного характера. Обращаем внимание на то, что отсутствие в путевом листе информации о маршруте зачастую является основной причиной, по которой налоговики отказываются признавать расходы на ГСМ.

    В колонке “Код заказчика” указывается код, присвоенный организацией определённому заказчику. В обычной (не транспортной) организации используемый в служебных целях автомобиль может предоставляться различным сотрудникам (генеральному директору, руководителю отдела продаж или отдела поставок, главному бухгалтеру, кассиру, курьеру и т. д.). В этом случае вместо кода заказчика можно указать должность и фамилию сотрудника организации, который воспользовался автомобилем, или табельный номер этого сотрудника.

    В конце дня водитель заполняет раздел “Результат работы автомобиля за смену”. В нём водитель должен указать время работы и количество пройденных километров.

    Что такое путевой лист и для чего он нужен

    Путевой лист — это формуляр, подтверждающий право водителя использовать транспортное средство и служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя. Согласно п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ без оформления путевого листа запрещается использовать транспортное средство.

    Форма путевого листа утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, однако она не является обязательной (см. информацию Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012). Начиная с 01.01.2013 налогоплательщики вправе разрабатывать свою форму путевого листа в соответствии с требованиями ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также при условии отражения в этом документе реквизитов, установленных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, к которым относят:

    • наименование и номер путевого листа;
    • срок действия;
    • сведения о собственнике транспортного средства, а именно: данные о названии, адресе, номере телефона и ОГРН;
    • сведения о транспортном средстве, включая дату и время предрейсового (или предсменного) техосмотра;
    • сведения о водителе.

    Что такое путевой лист и в каких случаях требуется его оформление?

    Путевой лист — это документ для служебного транспорта, который подтверждает право управления транспортным средством и помогает рассчитать затраты. С 1 января 2021 года путевой лист нужно оформлять на каждое транспортное средство юр. лица или ИП, а не только на те, которые перевозят грузы, пассажиров и багаж.

    Путевой лист подтверждает фактический расход горюче-смазочных материалов (ГСМ) на производственные цели для транспортного средства. Стоимость израсходованных ГСМ включается в расходы по видам деятельности или в составе прочих расходов. Также путевой лист можно использовать как первичный документ для подтверждения факта оказания услуг и их объема, если прописать это в договоре.

    Если транспортное средство используется водителем в личных целях, то надобности в оформлении путевого листа нет, так как это предусмотрено только для юридических лиц и предпринимателей, эксплуатирующих автотранспорт. Но если транспорт эксплуатируется по служебной необходимости, например, для отправки водителя в рейс для доставки продуктов, путевой лист обязателен.

    Путевые листы могут быть разными в зависимости от вида транспортного средства и области их применения. Отдельные их виды разработаны для владельцев и арендаторов легковых или грузовых автомобилей, специального транспорта, легкового такси, грузового такси, автобусов общественных и необщего пользования. Юридическое лицо или ИП могут самостоятельно разработать уникальный путевой лист, он не должен быть каким-то единым для всех, но в нем необходимо обозначить обязательные пункты, о которых поговорим ниже.

    Срок действия путевого листа с 2023 года

    Правила, касающиеся периода действия п/л, отражены в новом Приказе №390. В I главе п. 2 регламентирован порядок заполнения срока действия путевки:

    • заполняют число, м-ц, год, когда документ выдается на 1 день;
    • если рейс длится более, необходимо указывать период (даты) с какого по какое число длится командировка.

    Раньше путевой лист могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 путевки. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 путевой лист несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:

    • путевка оформляется на каждое ТС юрлица или ИП;
    • документ выдается перед началом рейса, который может длиться более суток, или на 1 смену. Срок действия: восьми часовой день + не более 4 (в исключительных случаях — 5) часов на отдых;
    • допускается на 1ТС выписывать 2 п/л, если водители работают посменно.

    Из вышесказанного следует, что водитель может находиться за рулем не более 12 часов. Время выезда с места постоянной парковки фиксируется. Поэтому за превышение трудовой нормы могут наложить штраф, как за просроченный, а значит недействующий или отсутствующий путевой лист. Если график превышен незначительно (отвозили последнего пассажира, занимались устранением поломки), наказания не будет. Но за продолжительную работу более установленной нормы могут последовать административные санкции в виде штрафа.

    Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.

    Штраф за отсутствие п/л для ИП и Юридического лица

    Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность. Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса. Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.

    Организации — юридические лица, казалось бы более подготовлены. Возможностей следовать нормативам РФ у них гораздо больше. Как правило:

    1. Штат сотрудников укомплектован специалистами, согласно требуемой квалификации.
    2. Налажен Бухгалтерский учет путевых листов.
    3. Фиксируются расходы на ГСМ.
    4. Ведется рабочий график водителей.
    5. Имеется свой персонал медиков и пр.

    Но при проверке находят нарушения, которые выливаются в штрафные санкции. Неправильно оформленные п/л или их отсутствие обернутся миллионными потерями. Это не только увеличение налогооблагаемой суммы. Возможны штрафы при отсутствии медицинского или технического осмотра, умноженные на количество водителей. В судебной практике подобные случаи уже зафиксированы.

    Предусмотренная система штрафов за отсутствие бланка путевого листа в 2021 году

    Система штрафных взысканий выглядит следующим образом:

    • Отсутствие путевого листа грозит водителю штрафом в 500 р.
    • Уклонение от прохождения предрейсового медосмотра грозит владельцу автомобиля штрафом в размере 30000 р.
    • Отсутствие предрейсового техосмотра накладывает на владельца авто штраф 30000 р.
    • Неправильное оформление путёвки или отсутствие одной или обеих печатей контролёра и медика — 30000 р.
    • Отсутствие квалификации, установленной Приказом Минтранса №287 — 100000 р. для ИП или юридического лица.
    • Если лист заполнен неправильно или не полностью, налоговая инспекция откажет в возмещении расходов, что приносит большие убытки крупным предприятиям.
    • Водители такси без путевых листов не только выплачивают штраф, но и лишаются прав на два месяца.
    • Поддельные документы и печати преследуются уголовной ответственностью.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *