Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Социологическая теория права также имеет свои спорные моменты:

  • При чрезмерной социализации такого явления как право велик риск утраты общего понятия юриспруденции. Если подразумевать под правом воплощение в реальность законов, то теряются конкретные рамки правомерного и неправомерного, т.к. это воплощение в реальность может быть легальным и нелегальным.
  • Уравнивание в приоритетности живого законодательства с судебным может привести к судейскому произволу, т.к. вследствие этого происходит принижение значимости законодателя.
  • Отсутствие стойкого нормативного фундамента может привести к тому, что юридические дела будут решаться преимущественно в пользу экономически и политически сильной стороны.

Любой индивид в своей повседневной жизни непременно сталкивается с проблемой выбора. Этот выбор выражается в его поступках в социальной среде в которой он непосредственно живет и реализуется и развивается. Другими словами у каждого человека всегда встает проблема согласования своего поведения с устоями общества, с поведением других людей, которые окружают его в данной социальной сфере и конечно же государства. Нужный и установленный образец поведения человека получается и складывается из установленных в этом обществе социальных норм. Социальные нормы имеют особенность видоизменяться, уходить в прошлое, заменяясь тем самым другими нормами. Этот факт говорит о том, что со временем меняется, как сама социальная сфера, развиваясь под воздействием господствующих классов и государственной властью, торжествующей в тот или иной промежуток времени. Социальные нормы весьма многообразны и определяют все человеческое бытие. Без них невозможно ни здорового функционирования, как самого общества, так и государства в целом. Конституция РФ провозглашает права и свободы человека высшей ценностью. Человек непосредственно взаимодействует с государством через право. Права человека есть высшая ценность, а законы и нормативно-правовые акты устанавливают для каждого человека его обязанности. Только право есть главный посредник во взаимодействии государства и общества. Социальная сущность права заключена в теориях, которые сформировались на рубеже XIX-XX века. Данные теории права с социальной точки зрения нашли свое отражение в трудах не только российских, но и зарубежных ученых. Актуальность данной темы является безоговорочной, так как право, выступая главным регулятором общественной жизни находит свое отражение в теориях российских и зарубежных мыслителей, что свидетельствует о его неподдельной ценности. Целью данной работы является рассмотрение социологические теории права.

К основным идеям описываемой доктрины можно отнести следующие постановления:

  • Воплощение права состоит не в законе, а в реализации уже установленных норм. Это убирает все рамки закона по отношению к правоприменительной практике.
  • Позитивная юриспруденция в противовес «живой», наблюдаемой в действии.
  • Имеет значение только настоящее поведение сторонников правовых отношений и их применение закона, правопорядок, отношения, юридические действия.
  • В роли творцов «живого» права выступают судьи и другие причастные к судебному процессу лица.

Проанализировав учение социологической парадигмы можно выяснить, что она содержит массу преимуществ.

Среди положительных постановлений данной теории стоит отметить следующее: социум и право концептуально рассматриваются как взаимосвязанные явления. существование прямых доказательств того, что кроме общепринятых норм права, установленных государством, необходимо изучать и те, что формируются в обществе. усиление акцента на ведущей роли права как средства социального контроля и достижения равновесия в социуме и пр.

Также к достоинствам следует отнести следующие факты:

  • Благодаря социологической теории, в юриспруденции впервые стали признавать настоящие потребности и требования реальных людей, а не спекулятивные желания.
  • Социология открыла юриспруденции возможность взаимодействовать с другими социальными науками. Как следствие этому, право стало занимать равные позиции в социальной структуре с политикой, экономикой и т.д..
  • Довольно выигрышно правотворчество, основанное на реальных прецедентах.
  • Становление общества и взаимоотношений в нём на первый план.
  • Социологическое правотворчество способствует децентрализации управления, что, в свою очередь, подразумевает в себе невмешательство государства в прогрессивные идеи (экономику и т.д.).

Преимущества социологической теории

Проанализировав учение социологической парадигмы можно выяснить, что она содержит массу преимуществ.

Среди положительных постановлений данной теории стоит отметить следующее: социум и право концептуально рассматриваются как взаимосвязанные явления. существование прямых доказательств того, что кроме общепринятых норм права, установленных государством, необходимо изучать и те, что формируются в обществе. усиление акцента на ведущей роли права как средства социального контроля и достижения равновесия в социуме и пр.

Также к достоинствам следует отнести следующие факты:

  • Благодаря социологической теории, в юриспруденции впервые стали признавать настоящие потребности и требования реальных людей, а не спекулятивные желания.
  • Социология открыла юриспруденции возможность взаимодействовать с другими социальными науками. Как следствие этому, право стало занимать равные позиции в социальной структуре с политикой, экономикой и т.д..
  • Довольно выигрышно правотворчество, основанное на реальных прецедентах.
  • Становление общества и взаимоотношений в нём на первый план.
  • Социологическое правотворчество способствует децентрализации управления, что, в свою очередь, подразумевает в себе невмешательство государства в прогрессивные идеи (экономику и т.д.).
Читайте также:  Новое в 2023 году: выплаты, льготы и федеральные программы

Сфера распространения концепции

Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.

В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности. Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом. В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.

Естественно-правовая теория

Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву.

Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами.

Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.

Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения.

Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров.

Психологическая теория права и ее особенности

Кратко от Матузова и Малько (если хочется подробнее – см. В.В. Лазарев «ТГП» или конец вопроса).

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права — позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д.

Достоинства:

· обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда — нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;

· акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки:

· представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

· в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

–––––Доп.––––––

Психологическая теория права возникла в середине XIX в., но наибольшего влияния и распространения достигла в начале ХХ в. Её виднейшим представителем в русской юридической науке был Л. Петражицкий(1867-1931).

В основу психологической теории легло отрицание объективной реальности права и утверждение того, что право является психическим переживанием (чувством или эмоцией). Эта теория рассматривает право как перенесение в объективную реальность комплекса психических переживаний (эмоциональная проекция). «Ныне понятие права, — писал Петражицкий, — исходит из отрицания реального существования того, что юристы считают реально существующим в области права (совокупность норм права, или объективное право) правовые явления — это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Петражицкий не составил рекомендаций по практической реализации политики права. Автор видел свою задачу в формировании отправных принципов новой доктрины, обосновании ее необходимости. Он считал, что ключевое положение в государственной правовой политике необходимо отвести не принудительным мерам, а механизмам мотивационного и воспитательного воздействия на поведение индивидов.

Общественно-политические взгляды Петражицкого очень близки к идеям этического социализма. Эта концепция также была распространена в России на рубеже 19-20 вв.

Учение Петражицкого было популярно среди кадетов. Его идеи повлияли на формирование взглядов П. А. Сорокина, Г. Д. Гурвича и многих других приверженцев немарксистского социализма. М. А. Рейснер способствовал сближению психологической теории с марксизмом.

Восприятие последователями марксизма идей Петражицкого облегчалось тем, что в Конституции 1918 г. и других актах социализм характеризовался как «безгосударственный строй». Стоит сказать, что после утверждения сталинизма и формирования концепции социалистического государства последователи Рейснера были раскритикованы за пропаганду в обществе надклассовой этики.

Естественно-правовая теория

Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву.

Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами.

Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать

Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения.

Социологический подход к пониманию права

Социологический подход к пониманию права

Законодательные акты, которые не реализуются, не применяются в реальной жизни, перестают быть правом, они отмирают и становятся «мертвым правом». Живое право — это такие нормы, которые закреплены в законодательных актах, осознанны населением и действуют, реализуются в конкретных правоотношениях. Без реализации законы остаются «куском макулатуры» или историческими памятниками права. Право есть антипод правонарушений, а правонарушения не сводятся к повреждению того или иного кодекса или закона.

Правонарушения наносят ущерб и имеют социальную опасность для реальных материальных и духовных ценностей общества, государства и людей. Кроме того, нужно подчеркнуть, что в обществе бывают случаи, когда законы не приняты, а правоотношения сформировались на основании морали, соглашений, договоров, сознания и т.п.

Таким образом, в обществе могут существовать правоотношения без законодательных актов. Эти правоотношения могут существовать также на основании обычного права, прецедентного права, договорного права, религиозного права (там, где существует система религиозного права).

Можно подчеркнуть, что право может иметь также естественный характер, как совокупность субъективных прав, свобод и обязанностей людей и организаций, которые возникают в результате вступления людей в экономические, политические, торговые, семейные и другие социальные отношения. Естественное право может быть оформлено и закреплено в законодательных актах по деятельности правотворческих органов. Право, созданное государством, иногда называют положительным, объективным правом, поскольку оно не зависит от воли конкретного лица.

Право, которое сводится к конкретным правам, свободам и обязанностям гражданина, предприятия, организации и государства, называют субъективным правом. Таким образом, может существовать естественное право, объективное позитивное право и субъективное право. В западных странах ставят вопрос и о существовании права социальных групп, коллективов и т.д. законодательный правоотношение государственный юридический

Таким образом, право — сложное явление, поскольку оно отражает очень сложные экономические, политические и другие социальные отношения. Право, законодательство должно отражать экономические, политические закономерности развития общества, тогда законы будут иметь правовой характер. На основании анализа этих концепций можно дать много определений права. Оно сводится к нормативной концепции плюс моральный, социологический, генетический (природный) подходы.

Право — это система или совокупность формально выраженных норм (правил поведения), которые отражают и регулируют наиболее важные экономические, политические и другие социальные отношения (закономерности их развития), установленные или санкционированные государством, имеют общеобязательный характер, выражают меру справедливости, равноправия, свободы и ответственности участников общественных отношений, охраняемых государственной властью от нарушений, закрепляют юридические права и обязанности субъектов правоотношений, охраняют социальные ценности общества, государства и граждан и направлены на развитие демократии, укрепление законности и правопорядка.

Социологический подход к трактовке права тесно переплетается с этическим, поскольку право выступает не только как мера справедливости, но и как оценка взаимоотношений между людьми, между личностью и государством, государством и обществом. Право регулирует общественные отношения. При помощи государства и права общество определяет, какие отношения требуют правового оформления и государственной защиты. Право устанавливает пределы свободы личности и государства (других субъектов) в этих взаимоотношениях, а также юридическую ответственность за нарушение этих границ.

Право, по сути, ограничивает абсолютную свободу своих субъектов, потому что жить в обществе и быть свободным от него невозможно (по Марксу). По выражению Маркса: «Свобода — это право делать все и заниматься всем тем, что не вредит другому. Границы, в пределах которых каждый может двигаться без вреда для других, определяются законом подобно тому, как граница двух полей определяется межевым столбом. Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность». Свобода человека является одной из высших социальных ценностей гражданского общества, как и жизнь, честь и достоинство личности. Иногда свобода ценится выше, чем сама жизнь человека. Проблема свободы человека — это очень большая и сложная проблема.

Социологические концепции права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Возникла в XVIII в. в рамках школы «свободного права». Ее сущность заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества.

По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.

В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности.

Согласно социологическому подходу, закон — собрание во многом «волевых», но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня.

Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное — не «буква», а «дух» закона.

Высшее благо — не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных, формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.

Социологический подход к праву как средство обеспечения динамизма общественной жизни.

Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Читайте также:  Патент для иностранных граждан 2024 какие изменения

Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни.

Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права.

Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

Социальная теория права плюсы и минусы

Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат естественным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право.

В теоретической разработке всех этих проблем принимали участие М. Вебер, Т. Парсонс, Н. Луман, П. Бурдье. Обращение к их идеям представляется необходимым условием любого обсуждения теоретической проблематики социологии права.

Такое определение социологического подхода к праву исторически характерно для отечественной юриспруденции. Например, С.А.

Масловская Елена Витальевна — кандидат философских наук, доцент Межвузовского центра гуманитарного образования при факультете социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Адрес: 603000 Нижний Новгород, Университетский пер., д. 7, к. 201. Телефон: (8312) 338-349.

1. Регулятивная функция. Эта функция представляет государственное регулирование позитивного развития общественных отношений. Регулирование осуществляется путем закрепления в нормативных актах прав и свобод , обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности , а также установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни.

2. Охранительная функция. Она обеспечивает охрану общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений, вредных для личности и общества . Эта функция осуществляется путем установления запретов совершать общественно-опасные деяния и применения юридических санкций к виновным в правонарушениях .

Сфера распространения концепции

Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.

В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности. Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом. В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.

Познакомимся поближе с трудами яркого теоретика социологической школы права Роско Паунда (1870-1964). Ученый был деканом Гарвардской правовой школы, президентом Международной академии сравнительного правоведения.

Основой для его теории стала философия прагматизма. Суть ее состоит в том, что научная истина достигается только опытным путем, а ценность заключается в прикладной полезности. Отсюда Паунд считал, что право – это субъективный опыт, который не складывается в общие законы. Дальше – больше: цель и задачу права невозможно познать, отчего и все данные ему оценки противоречивы.

При этом ученый выделял один объективный критерий – его полезность для общества. Поэтому юрист должен изучать именно жизнь, применение права, где практическое воплощение последнего наиболее заметное, где оно близко пододвигается к общественной практике.

Паунд полагал, что главная задача теории права – это создание так называемой «социальной инженерии». Так назывались средства социального надзора над обществом, которые бы контролировали противостояние агрессивного и социального инстинктов общества, что и является, по мнению теоретика, сутью жизни людей. А что же право? Оно должно быть высшей формой соцконтроля, так как способно принуждать, дать правомочие на применение силы. Высшая миссия законов здесь — защита вечных начал и ценностей цивилизации, а именно принципов, норм и институтов либерального типа правопорядка.

По Паунду внешних форм у права всего три:

  • Административные и судебные процессы.
  • Режим упорядоченной гражданской деятельности, который поддерживает политически организованный социум путем систематического применения силы.
  • Весь объем правовых предписаний, применяемый судебной и административной системой в политически организованном сообществе.

Отметим еще несколько любопытных высказываний этого теоретика социологической школы права:

  • Законодательство («книжное право») и судебный процесс, правопорядок («право в действии») должны быть разграничены.
  • Право обязано максимально быстро реагировать на изменения в общественной жизни, отчего нужно сделать легальным судопроизводство, крепко не привязанное к законодательству («юстиция без права»).
  • Ученый призывал расширить правомочия судей и иных правоприменительных органов. Гарантом защиты от возможного произвола он называл их правосознательность.

Согласно рассматриваемой психологической теории государства и права, эмоции разделяются на 2 вида: моральные и, собственно, правовые. Первые Петражицкий называет односторонними. Он связывал их с осознанием индивида своей обязанности, долга. Моральные нормы рассматривались в концепции как внутренние императивы.

Поясняя свои идеи, автор приводит следующий пример. Если человек подает милостыню из чувства долга, то у него не возникает представления, что нуждающийся в деньгах имеет право требовать их. Иная ситуация с правовыми эмоциями. Чувство обязанности (долга) сопровождается представлением о наличии у других лиц правомочия (равно как и наоборот).

Правовые эмоции, согласно исследуемой психологической теории права, являются, таким образом, двусторонними. Нормы, возникающие из них, обладают атрибутивно-императивным (предоставительно-обязывающим) характером.

Основываясь на этих рассуждениях, Петражицкий формулирует следующий вывод: право является закрепленной за индивидом, принадлежащей ему (как его добро) обязанностью другого лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *