Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое КБМ и как с его помощью снизить цену ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
КБМ — коэффициент «бонус-малус», применяемый при расчете суммы, которую вы должны будете заплатить за свою страховку ОСАГО. Вообще, все базовые тарифы и показатели коэффициентов установлены на законодательном уровне, поэтому принципы исчисления одинаковы для всех и не могут изменяться по желанию страховой организации (к слову, у последней должна быть лицензия на выдачу полисов ОСАГО).
Как понизить коэффициент бонус-малус?
Чтобы снизить КБМ ОСАГО, есть 2 варианта, в зависимости от обстоятельств. Если в базе данных РСА отражено реальное положение дел относительно вашего КБМ, то единственный способ его снизить — продолжать аккуратно водить и не устраивать аварий. А вот если по вашим подсчетам КБМ уже давно нужно было уменьшить, но снижения не произошло, можно обратиться к страховщику с заявлением о проверке и перерасчете коэффициента. Некорректный класс коэффициента может быть установлен в определенных ситуациях:
- При оформлении нового водительского удостоверения (истек ли их срок или они были потеряны — неважно).
- При допущении ошибки в личных данных страхователя или техническом сбое во время отправки их в РСА.
- При смене личных данных — одного из составляющих ФИО.
Перечень является открытым. Чтобы понять, как еще могут сложиться обстоятельства, чтобы класс КБМ ОСАГО в базе данных РСА был отражен неправильно, приведем пример из жизни. Автомобилист оформил страховку на себя и вписал в нее жену. Через год безаварийного вождения они решили сменить СК.
Когда производился расчет страховой премии, обнаружилось, что первый страховщик по каким-то причинам не внес в базу данных РСА второго водителя — жену. Последствия этого: 0,95 КБМ для мужа, стартовая единица для жены. С учетом более высокого КБМ, по новому полису им присваивается стартовый 3-й класс, без скидок. Владелец авто не замедлил обратиться с заявлением в страховую, и через несколько дней инцидент был исчерпан.
Какие показатели влияют на стоимость полиса ОСАГО?
В формуле для расчета страховой премии за ОСАГО используются множество коэффициентов. Здесь и территориальный коэффициент – для крупных городов он больше, а значит, страховка будет дороже. И коэффициент по мощности автомобиля – чем мощнее машина, тем выше стоимость полиса. И многие другие коэффициенты, на которых мы не будем сейчас подробно останавливаться. В нашей ситуации важным показателем для расчета стоимости является коэффициент КВС, отвечающий за возраст и стаж водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
Что представляет из себя коэффициент КВС? Он учитывает, сколько лет человеку, который может сесть за руль автомобиля с этим полисом ОСАГО, и сколько лет он уже ездит (то есть учитывается опыт водителя). Здесь необходимо сделать важное замечание – никто не может посчитать фактическое время нахождения за рулем, поэтому при расчетах учитывается время от момента выдачи первого водительского удостоверения до сегодняшнего дня.
Если страховка необходима на автомобиль за рулем, которого будет находиться старый водитель без опыта вождения, то ОСАГО будет дороже, чем для человека, получившего права 10 лет назад. Более подробно показатели коэффициента возраста и стажа можно посмотреть в таблице ниже – здесь представлены актуальные данные на 2020 год.
Стаж, лет | 1 | 2 | 3-4 | 5-6 | 7-9 | 10-14 | более 14 | |
Возраст, лет | ||||||||
16-21 | 1,87 | 1,87 | 1,87 | 1,66 | 1,66 | |||
22-24 | 1,77 | 1,77 | 1,77 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | ||
25-29 | 1,77 | 1,69 | 1,63 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | |
30-34 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | 0,96 | 0,96 |
35-39 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,99 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
40-49 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
50-59 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
старше 59 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,93 |
Водители, которые 10 лет управляют машиной без страховых случаев по своей вине, получают скидку в размере 50%. Благодаря этому они оплачивают половину стоимости ОСАГО. После того, как максимальный бонус будет заработан, автолюбитель может постоянно экономить на оплате ОСАГО. Главное, чтобы небыло страховых случаев. При их возникновении значение коэффициента меняется.
К примеру, при наличии:
Количество аварий | Размер новой скидки |
1 | 0,8 (20%) |
2 | 1 |
3 | 1,55 |
4 | 2,45 |
Получается, заработанный бонус может быть уменьшен, если в течение страхового года будут аварии по собственной вине.
Как рассчитывается скидка за безаварийность
Было бы нечестным, если бы водители, соблюдающие правила дорожного движения, никак не поощрялись. Для них рассчитывается коэффициент «бонус-малус» или КБМ. По нему аккуратный водитель может получить большую скидку, что, в конечном итоге, снизит стоимость самого страхового полиса.
Как определить безаварийность? Анализируется история водителя, были ли обращения в страховую компанию с его стороны по поводу произошедших дорожно-транспортных происшествий. Если таковые имелись, то значение КБМ увеличивается, повышая стоимость полиса ОСАГО. Ни о какой скидке не может быть и речи.
Если же обращений не было, то значение КБМ уменьшается. Вместе с ним водителю присваивается определенный класс. КБМ рассчитывается один раз в год, раньше этого срока сделать перерасчет невозможно. Эту особенность важно учитывать при досрочном продлении страхового полиса, так как в этом случае скидка может быть потеряна.
КБМ можно узнать по специальной таблице. Они созданы Российским союзом автостраховщиков для удобства расчетов, а в их базах данных можно найти сведения 8-летней давности. Нужно узнать класс водителя и определить статус безаварийности на определенный момент времени. В зависимости это полученных результатов стоимость полиса ОСАГО может вырасти в 2-3 раза, а может упасть вполовину.
Особенности скидки КБМ при ограниченном и неограниченном ОСАГО
Несмотря на то, что страховка оформляется на автомашину, при определении КБМ учитываются навыки вождения и статистика аварий по конкретному человеку, а не по транспортному средству. Причина кроется в том, что страховой случай, как правило, возникает именно в результате неправильных действий шофёра (в силу неопытности, или неаккуратного стиля вождения).
Если вождение осуществляет только 1 человек, порядок присвоения класса водителя не вызывает вопросов. Однако чаще всего в список лиц, допущенных к управлению автомобилем, в полисе обязательного гражданского страхования ответственности автомобилистов, входит более 1 человека, либо страховка дает неограниченный доступ к вождению. Данный нюанс также считается при определении цены полиса.
При ограниченном доступе в список вносят сведения конкретных лиц, а при определении стоимости начисляется расчетный КБМ, т. е. с учетом наименьшего класса водителя. Если один человек из установленного списка в прошлом допустил нарушение с выплатой страхового покрытия, снижается класс самого водителя и повышается коэффициент, вне зависимости от того, попадали ли в ДТП другие граждане, упомянутые в списке допуска.
При неограниченном допуске для гражданского страхования скидки начисляются по собственнику автомобиля. Значения «бонуса-малуса» при неограниченной страховке считаются согласно данным о выплатах предыдущих договоров страхования, истекших не ранее 1 года до момента обращения за новым полисом и класса, определенного по последнему действовавшему соглашению.
КБМ регулируется ФЗ № 40-ФЗ от 5 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Подробности о нём можно прочитать в правовой базе. 27 декабря 2012 года Президентом также были внесены правки в закон.
Согласно этому закону, водителям следует помнить правила применения КБМ в автостраховании:
- перерасчёт параметра происходит ежегодно. Значение КБМ водителя зависит от самого владельца и аккуратности его вождения;
- на расчёт параметра влияет общий стаж вождения и возраст;
- параметр не используется при транспортировке авто или в случае отсутствия страховки;
- класс страхования привязывается к автомобилю, а не к его владельцу.
Справка о безаварийной езде
Сведения, о наличие или отсутствие страховых выплат по бланку ОСАГО можно запросить в виде справки в страховой компании. Необходимо учитывать, что подготовить справку страховщик может только по письменному запросу:
- по действующему ОСАГО
- по полису, срок действия которого закончился
Информация предоставляется в течение 5 рабочих дней, с момента обращения клиента в компанию. Шаблон справки утвержден на законодательном уровне. В указанном документе содержится такая информация, как:
- ФИО страхователя и собственника по договору
- срок действия ОСАГО
- КБМ по каждому водителю, который был допущен к управлению
- данные транспортного средства
- наличие или отсутствие страховых выплат
Стоит отметить, что справку требовали несколько лет назад. Как только появилась единая база РСА, все страховщики стали запрашивать информацию самостоятельно. Благодаря базе страховщики могут за считанные минуты получать достоверную информацию.
Сервисы для восстановления
К популярным платным сервисам-посредникам можно отнести следующие:
- «Электронный страховой центр» предлагает законное восстановление КБМ за 1–7 дней. Компания анализирует данные по полисам за последние несколько лет, вычисляет ошибку, через СК корректирует АИС РСА. ЭСЦ гарантирует возврат денег, если по результатам работы КБМ не изменится. Оплата подтверждается чеком.
- «КБМ плюс» восстанавливает коэффициент за 1–3 дня (в исключительных случаях до 10). По статистике компании, в среднем КБМ меняется на 35 %. Также проводится возврат средств, если балл не удалось поменять.
- ВозвратКБМ.рф работает с клиентами по предоплате и по факту (дороже). В подарок компания предлагает бесплатно сформировать пакет документов для компенсации излишне уплаченных сумм.
Многие автолюбители уверены, что после ДТП могут обратиться в офис другой страховой компании и купить ОСАГО без повышения ставки за ДТП. Как уже было сказано, теперь все страховые компании тщательно проверяют информацию по каждому клиенту.
Что касается процедуры оформления через интернет, то она аналогичная. Получается, даже если вы решите воспользоваться услугами другой организации, то стоимость будет сформирована с учетом повышающего показателя.
Смена страховой актуальна в том случае, если компания готова предложить приобрести договор по минимальной базовой ставке. В этом случае у водителя появляется возможность сэкономить до 1000 рублей.
Получить информацию можно о размере базовой ставки:
- по телефону горячей линии страховщика;
- на портале РСА, путем обращения через обратную связь;
- в офисе брокера, который сразу предлагает ОСАГО от нескольких компаний;
- на нашем портале, путем формирования запроса через специальный калькулятор.
Что касается последнего варианта, то предлагаем сэкономить личное время и сформировать запрос за считанные минуты. Вся информация предоставляется совершенно бесплатно. По итогам расчета вы узнаете стоимость ОСАГО во всех крупных компаниях и сможете оформить покупку в режиме реального времени, на официальном сайте страховщика или лично в офисе.
Максимальная скидка за безаварийность
Чем больше водитель ездит спокойно, аккуратно, без попаданий в дорожно-транспортные происшествия, тем больше становится его скидка на обязательное страхование. Наибольшее снижение цены страхового полиса может ожидать автолюбитель с 13 классом.
Для его получения потребуется 10 лет безаварийной езды, а скидка на страхование составит 50% от стоимости полиса ОСАГО. Каждый год такой водитель сможет экономить половину стоимости страхования. Разве это не хорошая мотивация ездить с соблюдением всех правил дорожного движения?
Не стоит бояться, если водитель допустил один страховой случай за год. Свою скидку он не потеряется целиком, просто она станет чуть меньше. Следующий безаварийный год исправит ситуацию, вернув прежнее значение КБМ
Важно отметить, что для достижения 10-летнего безаварийного периода не должно быть крупных пробелов в страховых периодах, то есть полис ОСАГО должен продляться каждый год
Как восстановить КБМ и вернуть скидки
Рейтинговая система «Бонус-Малус» позволяет каждому водителю получить скидку за полис ОСАГО. При этом бесплатно повысить КБМ может каждый водитель, если соблюдает ПДД.
Иногда КБМ может быть записан с ошибкой. В таких случаях можно восстановить водительский стаж или иные параметры (например, если было произведено обнуление коэффициента бонус-малус в связи с ошибкой другого сотрудника или если нужно изменить КБМ при замене водительского удостоверения).
Ситуации, когда требуется вернуть скидку по ОСАГО различны, и в них может попасть каждый водитель. Для решения проблемы есть проверенный порядок действий. Чтобы восстановить справедливость быстрее, всем водителям рекомендуется сохранять полиса за прошлые годы.
Если пропала скидка при замене прав, это означает, что водитель своевременно не обратился в страховую для внесения изменений. Для исправления ситуации нужно писать жалобу. Сделать это можно через сайт РСА, страховую, ЦБ РФ или спец. компании, которые занимаются решением таких вопросов, и помогут осуществить возврат КБМ при смене прав.
Подробнее о способах восстановления приведено в статье далее.
Проверка и восстановление КБМ
Проверить КБМ можно на сайте РСА или в личном кабинете на Пампаду. Наверняка всем встречались клиенты солидного возраста с большим стажем безаварийного вождения, но минимальными скидками. У меня в практике был случай, когда при пролонгации ОСАГО человек столкнулся с тем, что КБМ у него упал с 50% до 10%. Причем полис пытались продлить там же, где был оформлен предыдущий. На письменный запрос Страховщик ответил, что аварий не было, но скидка, согласно базе РСА, все равно стала на 40% ниже. Я помогла собрать документы и обратиться в Российский Союз Автостраховщиков. Итог: водителю вернули «законные» 50% скидки. Затраты на страхование автомобиля для него снизились. А я теперь страхую несколько авто, дом и коммерческую недвижимость, которые ему принадлежат. Стоит отметить, что в личном кабинете на Пампаду все намного проще. Вам нужно заполнить данные на клиента и оставить заявку на восстановление КБМ. Остальное сделают наши специалисты.
Пролонгируя страховку заранее, можно предложить владельцам достаточно «свежих» автомобилей подумать о КАСКО. Вопрос в настоящее время достаточно актуальный. Стоимость ремонта растет быстро, как и число водителей, которые не страхуют автогражданку. А это значит, что пострадавший в ДТП автовладелец, точно не сможет отремонтироваться за счет страховой компании. Направление на ремонт в качестве возмещения ущерба, тоже становится проблематичным. Автосервисы просто отказываются работать со страховыми компаниями, не укладываясь в перечисленные им суммы. С учетом этого эксперты прогнозируют рост количество угонов автомобилей в этом году просто потому, что не хватает запчастей.
Поэтому полис КАСКО, пусть даже с минимальным покрытием, сможет стать хорошим подспорьем в этой ситуации.