Ведение воинского учета в организации в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ведение воинского учета в организации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Согласно абз. 2 п. 22 Рекомендаций, организацию учета, в том числе кандидатуры ответственных за него лиц, необходимо согласовать с военкомом по адресу нахождения предприятия (компании). Ответственности за нарушение такого правила нет. Ведь оно является рекомендацией и не считается обязательным к исполнению.

Образец приказа об организации воинского учета

Приказом об организации воинского учета устанавливаются обязанности соответствующих сотрудников по его ведению. Кроме того, в этом акте указывается, кто из работников будет заменять их в случае ухода на больничный, в отпуск или при увольнении.

В итоге ответственность за ведение ВУ несет руководитель организации. Он и обязан проводить проверку правильности ведения воинского учета на предприятии (компании).

Военкому отправляются ксерокопии 2 приказов:

  1. Об организации воинского учета.
  2. О назначении лица, ведущего ВУ.

Как вести воинский учёт: алгоритм

  1. Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
  2. Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
  3. Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
  4. Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
  5. Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
    • мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
    • военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
  6. Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.

    Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.

  7. Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
  8. В организации должны иметься:

  • приказ о воинском учёте;
  • план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
  • картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
  • журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
  • расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
  • переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
  • списки граждан, пребывающих в запасе;
  • справочная информация;
  • прочие документы.

Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.

Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.

  • Поставьте организацию на учёт. Это можно сделать в территориальной комиссии по бронированию граждан в запасе. Обычно такие комиссии располагаются при городских администрациях и районных управах. Для регистрации потребуется заполнить карточку организации по форме 18.
  • Оформите информационный стенд по воинскому учёту. Специальных правил по его оформлению нет, организация оформить его на своё усмотрение. Нужно разместить всю необходимую информацию для военнообязанных работников: нормативные документы, правила оформления документов воинского учёта, контакты ответственного специалиста.
  • Как вести карточки по воинскому учёту

    С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.

    Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).

    Читайте также:  Свидетель, его права и обязанности. Свидетельский иммунитет

    В карточках необходимо указывать:

    • личные данные сотрудников;
    • сведения о воинском учёте;
    • сведения о приёмах и об увольнениях.

    Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).

    Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.

    Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.

    В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:

    1. Офицеры запаса.
    2. Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
    3. Военнообязанные запаса женского пола.
    4. Призывники.

    Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.

    Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:

    • которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
    • снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.

    III. Порядок осуществления воинского учета в организациях

    27.Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (далее — учетные документы).

    28. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в пункте 27 настоящего Положения, являются:

    • а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
    • б)военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных.

    VI. Особенности воинского учета граждан по месту их пребывания, а также граждан, работающих в отдаленных местностях

    39. Воинский учет граждан по месту их пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденному регистрацией по месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

    40. Граждане, работающие на морских и речных судах, имеющие место жительства или место пребывания в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту жительства или месту пребывания. Граждане, работающие на морских и речных судах, состоят на воинском учете по месту работы в кадровых органах соответствующих пароходств, управлений, баз флотов и флотилий.

    В случае перебазирования морских и речных судов на период зимней навигации из портов приписки в другие порты граждане, работающие на этих судах, остаются на воинском учете в кадровых органах, где они ранее состояли на воинском учете.

    41. Граждане, убывающие на работу в Антарктиду или на острова Северного Ледовитого океана, с воинского учета по месту жительства не снимаются, а военный билет, справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче) сдают на хранение в кадровые органы организаций, направивших их на работу в эти районы. Кадровые органы сообщают в военные комиссариаты о гражданах, направленных на работу в указанные районы.

    При возвращении эти граждане получают документы и справку с указанием места работы и продолжительности пребывания в Антарктиде или на островах Северного Ледовитого океана для представления в военный комиссариат.

    42. Постановку на воинский учет и снятие с воинского учета граждан, работающих в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, по решению соответствующего военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) разрешается производить без явки граждан в органы, осуществляющие воинский учет. При этом документы граждан, подлежащих постановке на воинский учет или снятию с воинского учета, доставляются в органы, осуществляющие воинский учет, администрацией организаций, в которых работают эти граждане.

    43. Граждане, работающие на гидрометеостанциях, расположенных на островах и в отдаленных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту нахождения управлений гидрометеослужбы и арктических радиометеоцентров.

    44. Граждане, работающие в полевых геологических и топографо-геодезических организациях, в поисковых, разведочных, съемочных, гидрогеологических, геофизических, лесо- и землеустроительных экспедициях, партиях и отрядах, на линейных строительно-монтажных и специализированных поездах, на путевых и машинных станциях, в передвижных механизированных и специализированных колоннах, в тоннельных, мостостроительных, плавучих отрядах (участках), в строительно-монтажных и пусконаладочных организациях, в управлениях механизации и подводно-технических работ, а также в других приравненных к ним организациях и не проживающие постоянно в местах работы, состоят на воинском учете в органах, осуществляющих воинский учет по месту нахождения этих организаций.

    45. Постановка на воинский учет граждан, принимаемых на работу в указанные организации, или снятие с воинского учета граждан, увольняемых с работы, может осуществляться администрацией этих организаций.

    VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами министерства внутренних дел Российской Федерации

    46. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.

    В этих целях должностные лица территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

    Читайте также: 

    Сведения о не вставших на воинский учет гражданах направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления.

    47. Порядок организации совместной работы территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов по вопросам обеспечения функционирования системы воинского учета определяется совместно Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

    Внутренний контроль корректности ведения воинского учета в организации

    Проведение проверки ведения воинского учета в организации целесообразно осуществлять ежегодно. Так в его рамках проводятся следующие мероприятия:

    • сверка данных раздела II личных карточек сотрудников формы Т-2 с данными военных билетов или удостоверений, выданных временно,
    • отслеживание возраста военнообязанных сотрудников. Если он уже превысил предельный для пребывания в запасе, важно уведомить работника о том, что ему пора появиться в военкомате.

    Каким образом происходит постановка на учет

    Порой случаются ситуации, когда парень не может отправиться на прохождение мероприятий в одно время с одногруппниками или одноклассниками. Такое может происходить, если молодой человек заболеет. В этой ситуации ему требуется самостоятельно отправиться в военный комиссариат.

    В инстанции необходимо найти канцелярию и доложить о цели визита. В том случае, если имеется повестка, всю подготовленную документацию примут и направят вас на медицинское освидетельствование. Если повестки нет, молодому человеку ее вручат в этот же день.

    В указанную дату необходимо снова обратиться в стол явки военного комиссариата. Сотрудники вас проконсультируют, расскажут, что делать дальше, и отправят на врачебную комиссию.

    Когда все процедуры будут пройдены, молодому человеку установят категорию годности. Далее остается лишь получить приписное удостоверение.

    Документы для постановки на учет необходимы следующие:

    • паспорт гражданина РФ и копии его страниц;
    • удостоверение о рождении и его копия;
    • 6 черно-белых фотографий размером 3х4;
    • характеристика;
    • выписка с места жительства (справка Ф9);
    • выписка с места учебы;
    • копии документации об образовании;
    • документация, подтверждающая наличии диагноза;
    • при наличии: документация, подтверждающая спортивный разряд или звание и/или подготовку в военно-патриотических организациях.

    Кто занимается воинским учетом

    За ведение учетной документации отвечают:

    • директор организации;
    • начальник отдела кадров (или его заместитель);
    • делопроизводитель, секретарь.

    Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС). В нормативах закреплено, чем занимается ВУС, — ведет учетную деятельность в учреждении, в котором работают от 2000 до 4000 военнообязанных человек. В небольших компаниях такие обязанности возлагаются на одного из сотрудников отдела кадров.

    Независимо от наличия ВУС, ответственные специалисты выполняют следующие задачи.

    1. Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
    2. Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
    3. Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
    4. Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.

    Бронирование граждан, пребывающих в запасе

    Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.

    Для бронирования граждан собирается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возраста, званий. Затем перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.

    Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (этот бланк строгой отчетности компания получает в военкомате) и планом мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.

    Получение военного билета: какие нужны документы?

    • заявление на выдачу военного билета
    • паспорт гражданина РФ
    • ксерокопия второй, третьей и пятой страниц паспорта гражданина РФ на одном листе
    • аттестат о среднем образовании (оригинал и копия)
    • диплом о среднем/высшем образовании (оригинал и копия)
    • водительское удостоверение (оригинал и копия)
    • справка об отсутствии судимостей.
    • справка Ф-9 (документ, в котором указывается, кто на жилплощади квартиры по данному адресу зарегистрирован на дату оформления справки)
    • свидетельство о браке
    • свидетельство о рождении детей
    • фотографии для военного билета (3×4, на матовой бумаге и без уголка)

    Категории годности в военном билете: что это?

    В каждом военном билете обязательно указывается категория годности к военной службе т.е. показатель, который определяет пригодность мужчины к службе в армии или прохождению военных сборов. Этот показатель полностью зависит от здоровья призывника и его физического развития.

    В документе можно встретить одну из четырех категорий годности:

    А — годен к военной службе
    Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями,
    В — ограниченно годен к военной службе
    Д — не годен к военной службе

    Диагноз, по которому мужчина был освобожден от призыва в армию, не указывается в военном билете. Точно так же не указывается в военном билете статья Расписания болезней, по которой была выставлена его категория годности к военной службе.


    Что необходимо сделать организациям

    Если в компании до сегодняшнего дня не налажено ведение воинского учета работников, следует это сделать. Положительным моментом является то, что если организация никогда не вела воинский учет, но с определенной даты начала: оформила необходимые документы и стала подавать соответствующие сведения – само по себе не ведение воинского учета до этой даты не является основанием для привлечения организации к административной ответственности.

    Читайте также:  Налоговый вычет по ипотеке: как вернуть ₽390 тыс. за уплаченные проценты

    С проверкой ведения воинского учета прийти в любую организацию, даже если она никогда не заявляла о себе в военкомате. И если организация заявила о себе – это вовсе не значит, что к ней непременно придет такая проверка. На работников, подлежащих воинскому учету необходимо оформить карточки гражданина, подлежащего воинскому призыву, по форме № 10, провести сверку документов воинского учета.

    Перечень необходимых документов

    У кадрового работника, ведающего вопросами воинского учета и бронирования на предприятии, организации, учета документов, должно быть несколько комплектов документов, которые мы предлагаем сформировать в 4 папки.

    1. Папка N 1.

    Документы по воинскому учету :

    Нормативные документы должны обновляться при принятии их новой редакции.

    1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
    2. Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 09.03.2010).
    3. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 05.05.2010).
    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (ред. от 14.02.2009).
    5. Инструкция по ведению воинского учета в организациях.
    6. Обязанности учетного работника по ведению воинского учета и бронирования.
    7. Выписка из приказа руководителя предприятия о назначении ответственного работника за воинский учет и бронирование.
    8. Годовой (должен быть согласован с военным комиссариатом не позднее 15 января), месячный, квартальный планы работы .

    Квартальный — только для неосвобожденных работников.

    1. План сверок личных карточек формы N Т-2 граждан, пребывающих в запасе (далее — ГПЗ), с их военными билетами.
    2. Инструкция о порядке ведения воинского учета ГПЗ и граждан, подлежащих призыву (далее — ГПП).
    3. Журнал проверок состояния воинского учета ГПЗ и ГПП.
    4. Книга учета ГПЗ, получивших инвалидность или заявивших об изменении состояния здоровья.
    5. Список юношей, подлежащих подготовке к военной службе.
    6. Расписки на военные билеты, изъятые у ГПЗ для оформления бронирования.
    7. Журнал учета воинов-интернационалистов, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ветеранов подразделения особого риска.
    8. Тетрадь по специальной подготовке.

    2. Папка N 2.

    Документы по бронированию:

    1. Инструкция по бронированию ГПЗ за экономическим комплексом страны на период мобилизации и в военное время.
    2. Перечень (выписка должностей и профессий), по которым бронируются ГПЗ.
    3. Бланки удостоверений и извещений формы N 4.
    4. Книга учета бланков специального учета.
    5. Книга учета передачи бланков специального учета, военных билетов и личных карточек формы N Т-2.
    6. План мероприятий по вручению удостоверений забронированным ГПЗ.
    7. Ведомость (доверенность) на выдачу удостоверений начальникам отделов (цехов) для вручения их ГПЗ.
    8. Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва ГПЗ.
    9. План замены руководящего состава и инженерно-технических работников, уходящих по мобилизации.
    10. План подготовки кадров по цехам и основным специальностям для замены граждан, пребывающих в запасе, уходящих по мобилизации.
    11. Список лиц, ответственных за вручение удостоверений об отсрочке по мобилизации и в военное время.

    Организации, имеющие мобилизационные задания, должны иметь следующие сведения:

    • общее количество граждан, работающих в организации;
    • количество работающих граждан, необходимое для выполнения плана расчетного года;
    • количество граждан, пребывающих в запасе, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих призыву по мобилизации;
    • количество граждан, пребывающих в запасе, предназначенных на укомплектование специальных формирований;
    • количество забронированных граждан, пребывающих в запасе, остающихся для работы в организации в период мобилизации и в военное время;
    • количество граждан, пребывающих в запасе, не забронированных и не имеющих мобилизационных предписаний, временно остающихся для работы в организации;
    • количество граждан, пребывающих в запасе, которых возможно переместить на должности взамен граждан, пребывающих в запасе, подлежащих призыву по мобилизации;
    • количество водителей, убывающих вместе с поставляемой техникой и без нее, и количество водителей, остающихся в организации.

    3. Папка N 3.

    Документы по оповещению и подготовке техники к передаче в Вооруженные Силы РФ:

    1. Положение о военно-транспортной обязанности.
    2. Пакеты с распоряжениями.
    3. Сводный наряд на поставку техники .
    4. Документы штаба оповещения и проведения оборонных мероприятий .
    5. Приказ о создании штаба оповещения и проведения оборонных мероприятий .
    6. Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за подготовку техники к поставке в ВС РФ .
    7. Документы по подготовке техники к передаче в ВС РФ :
    • обязанности ответственных лиц за подготовку техники к передачи в состав ВС РФ;
    • списки автомобилей по партиям;
    • списки водителей, закрепленных за техникой, предназначенной в состав ВС;
    • накладные на выдачу ЗИП;
    • схема оповещения водителей посыльными в рабочее и нерабочее время;
    • список посыльных за водителями и руководящим составом;
    • опись ЗИП-техники;
    • журнал проверки АТТ в предприятии.

    5.1. Режим работы Ответственного за работу по ведению воинского учета определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

     Начальник отдела кадров Иванова А.И. Иванова
    ------------------------------- ----------- ----------------------
    должность руководителя подпись расшифровка подписи
    структурного подразделения
    Начальник юридического отдела
    -------------------------------------
    должность руководителя
    юридической службы
    Рогозин Р.Р. Рогозин
    --------------- -------------------
    подпись расшифровка подписи
    15.01.2011
    -----------------
    дата

    Обязанности специалиста по учету

    Основная обязанность специалиста – постановка на учет вновь поступивших сотрудников и актуализация данных о них. Также в обязанности сотрудника входит:

    • Оформление карточек по форме Т-2 (их можно заменить самостоятельно разработанными бланками).
    • Оформление и ведение карточки N-2.
    • Снятие с учета лиц, которые уволились с предприятия.
    • Проверка документов нового сотрудника при поступлении на работу.
    • Информирование сотрудников о предстоящей мобилизационной подготовке.
    • Предупреждение об ответственности в случае отказа от мобилизации или подготовке к ней.
    • Предоставление сведений в комиссариат, если в процессе проверки документов сотрудника выявлены неточности либо нарушения.
    • Ведение установленной отчетности.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *