Нужно ли каждый год переутверждать учетную политику?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли каждый год переутверждать учетную политику?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Санкции за отсутствие учетной политики

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Утверждение и внесение изменений в учётную политику

Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.

Что будет, если такой документ как учетная политика у налогоплательщика отсутствует?

НК РФ предусмотрено обязательное наличие в организации учетной политики для целей налогообложения, причем в качестве самостоятельного документа. Учетная политика для целей бухгалтерского учета этот документ не заменяет.

Если у налогоплательщика отсутствуют регистры налогового учета, которые статьей 314 НК РФ предписано устанавливать приложениями к учетной политике, то наступает ответственность по статье 120 НК РФ (штраф от 10 тысяч рублей).

Отсутствие учетной политики, точнее, отсутствие выбранных показателей для расчета, просто не позволит налогоплательщику, применяющему общий режим налогообложения, в большинстве случаев уплатить налоги. Например, налогоплательщик не сможет учитывать расходы на приобретение основных средств, если не выберет метод амортизации и т.д.

Должна ли организация оговорить в учетной политике все особенности, предусмотренные Налоговым кодексом?

Нет. В учетную политику следует включать те положения, которые необходимы для исполнения обязанности по исчислению и уплате налогов в связи с конкретной деятельностью, осуществляемой организацией. Принимать учетную политику с учетом особенностей, предназначенных НК РФ для видов деятельности, которые организация не осуществляет – напрасный труд.

С другой стороны, учетная политика должна являться инструментом, позволяющим налогоплательщику в максимальной степени использовать предоставляемые законодательством о налогах и сборах преференции в виде ускоренного списания расходов, переноса убытков и т.д.

Поэтому можно рекомендовать оговаривать в учетной политике применение всех тех положений Налогового кодекса, которые сформулированы как «налогоплательщик вправе», если они направлены на реализацию вышеназванной цели.

Положения об общем порядке ведения учета и НДС могут быть небольшими, тем самым учетная политика разместится на 2-3 листах?

Значительное место в учетной политике должен занять налог на прибыль. По сравнению с другими главами глава 25 НК РФ содержит наибольшее количество вариантов выбора показателей налогообложения.

Начать соответствующий раздел можно с определения даты получения дохода (осуществления расхода). При соблюдении установленных Налоговым кодексом условий общество может определять даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу. Но наиболее распространенным является закрепление метода начисления: доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Кто обязан иметь учетную политику

В Налоговом кодексе РФ не указано, кто обязан иметь налоговую учетную политику. Однако положения об учетной политике для целей налогообложения содержатся и в гл. 21, 25, 26 и 26.4 НК РФ. Следовательно, ее должны иметь все плательщики НДС и налога на прибыль.

Что касается учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета, то ПБУ 1/98 распространяется в части формирования учетной политики на организации независимо от их организационно-правовых форм, а в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе (п. 3).

С 2009 г. формировать учетную политику обязаны только организации, являющиеся юридическими лицами. А кредитные организации и бюджетные учреждения могут ее не иметь (п. 1 ПБУ 1/2008). Иными словами, в 2008 г. для целей бухгалтерского учета наличие учетной политики обязательно для всех компаний, а в 2009 г. — только для компаний, зарегистрированных как юридические лица и не являющихся бюджетными учреждениями или кредитными организациями.

Ответственность за отсутствие учетной политики

Налогоплательщики не обязаны представлять в налоговую инспекцию свою налоговую учетную политику сразу же после ее составления. Такая обязанность не предусмотрена НК РФ, в том числе ст. 23 Кодекса, где перечислены основные обязанности организаций. Но в ходе проверки учетная политика может быть запрошена налоговым органом, которому она должна быть представлена в 10-дневный срок с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Имеющаяся практика свидетельствует о том, что в случае непредставления учетной политики компания привлекается к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Штраф составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ.

На должностных лиц компании (руководителя и главного бухгалтера) может быть наложен и административный штраф согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере от 300 до 500 руб. за непредставление в определенный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Читайте также: 

Зачем нужна учетная политика организации

Учетная политика — это совокупность правил, положений и формуляров по ведению бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

Компании вправе устанавливать для себя любые удобные регистры учета и отчетности, но они не должны противоречить российскому законодательству.

Небольшие компании обычно разрабатывают одну упрощенную учетную политику, охватывающую абсолютно все уровни учета. Средние и крупные фирмы с большим валовым объемом выручки, акционерные общества, составляют отдельно документы для бухгалтерского учета и для целей налогобложения, соответствующие «Закону о бухгалтерском учете» 402-ФЗ, ПБУ и Налоговому кодексу РФ. Эти документы фирма обязана представить в ИФНС одновременно со сдачей финансового отчета за прошедший год.

Принимает и утверждает политику генеральный директор компании, ответственность за разработку и исполнение обычно несет главный бухгалтер. Учетную политику организации на 2019 год необходимо принять в 2018 году по специальному приказу руководителя.

Подробно о том, как правильно составить приказ об утверждении учетной политики ООО и образцы их заполнения в 2018 году читайте здесь.

Учетную политику организации надо менять каждый год

Это неправда. Меняют учетную политику по мере необходимости. Для этого не обязательно ежегодно утверждать новую учетную политику. Достаточно внести дополнения или изменения в действующую учетную политику, издав соответствующий приказ.

Конечно, если есть желание, можно утверждать учетную политику и каждый год. В таком случае дата утверждения должна быть не позднее 31 декабря предшествующего года. Например, учетную политику на 2017 год следует утвердить до 31 декабря 2021 года включительно. То есть дата утверждения должна стоять именно 31 декабря или раньше.

Но еще раз повторим – достаточно составить учетную политику один раз при создании организации, а затем лишь вносить дополнения или изменения.

Нужно ли ежегодно утверждать учетную политику

Однако утверждать учетную политику каждый раз вовсе не обязательно.

Для этого можно внести нужные изменения, издав соответствующий приказ. Изменения в учетную политику требуется вносить только в том случае, если они касаются тех способов учета, которые применяет организация.

Например, организация не создает резервов в налоговом учете.

Тогда даже при появлении новых правил по их созданию прописывать это в учетной политике не нужно ( Следует помнить, что оштрафовать на не внесение изменений в учетную политику не могут.

Главное, чтобы учет в организации осуществлялся по новым правилам. Для того, чтобы внести изменения в политику, действовать нужно следующим образом: Первоначально готовят текст, содержащий изменения и их обоснование; Определяют дату вступления изменений в силу; Проверяют не нарушается ли время применения отдельных методов; Подготовленные изменения утверждают приказом руководителя.

Учетная политика представляет собой «особо важный» документ, в котором собрана совокупная информация о ведении способов бухгалтерского и налогового учета на предприятии (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущая группировка и обобщение результатов фактов хозяйственной деятельности).

В нормативных актах законодательства РФ закреплено, то что УП формирует главный бухгалтер, либо лицо, ответственное за данный участок работы.

Каждый отдельный субъект экономической деятельности самостоятельно формирует свою УП, в основу которой входят факты/условия ведения хозяйственной деятельности.

Законодательно–нормативные акты не содержат требований об утверждении каждый календарный год учетную политику.

При возникновении отдельных фактов, учетную политику нужно будет пересматривать в полном объеме, например, принято решение категорически поменять учет либо налоговый, либо бухгалтерский.

Решение об утверждении учетной политики на новый календарный отчетный год принимается самим субъектом. Организация-компания самостоятельно устанавливает и закрепляет процедуру утверждения учетной политики либо ежегодно, либо по мере необходимости.

Изменения утверждаются приказом руководства, который является неотъемлемой частью имеющегося приказа по Учетной политики субъекта.

Учетная политика — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации на основании и в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и требованиями Налогового кодекса РФ.

Методика формирования Приказа об учетной политике организации.

Основание
2.1. Способ ведения учета: · учет ведет лично руководитель, · учреждается бухгалтерская (налоговая) служба как отдельные подразделения, · учет ведет бухгалтер (бухгалтера по налоговому учету), · учет ведет по договору специализированная организация или бухгалтер-специалист. пункт 2 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.2. Уровень централизации учета: · централизованный, · децентрализованный пункт 3 ст. 5 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.3. Организационная структура учета: · линейная, · функциональная, · линейно-функциональная пункт 3 ст. 5 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.4. Формы первичных учетных документов: · не установленные законодательно разрабатываются самостоятельно и утверждаются как приложения к учетной политике, · операции оформляются первичными документами, предусмотренными в альбомах унифицированных форм. пункт 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, статья 313 НКРФ, пункт 2 ст.9 ФЗ о бухгалтерском учете
2.5. Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.6. Перечень документов составляемых в момент совершения операции и после завершения операций: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.7. График документооборота: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.8. Форма учета бухгалтерского: · журнально-ордерная, · мемориально-ордерная, · упрощенная, · автоматизированная.налогового: · ручная · автоматизированная пункты 8,19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98, статьи 313, 314 НК РФ
2.9. Рабочий план счетов · для бухгалтерского учета формируется на основании типового плана счетов, утверждается в приложении · для налогового — формируется самостоятельно или не применяется пункт 3 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313, 314 НК РФ
2.10 Обработка учетной информации: · ручная, · автоматизированная пункт 3 ст.6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313, НК РФ
2.11 Реестр форм регистров для бухгалтерского учета: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политикедля налогообложения: · разрабатывается на основе данных бухгалтерского учета, · используются рекомендованные формы, · регистры формируются самостоятельно. пункты 8, 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98, статья 313, 314 НК РФ
2.12. Инвентаризация состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций · законодательно не установлены, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статья 12 ФЗ о бухгалтерском учете, пункты 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98
2.13. Внутренний контроль · организация создает контрольные службы или · передает контрольные функции отдельным работникам. пункт 3 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.14. Формы отчетности · типовые · разработанные организацией Приказ Минфина № 67н
2.15 Способ представления отчетности · лично · по доверенности · по почте · в электронном виде пункт 6 ст. 13 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НКРФ
3. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Выбор одного из вариантов Основание
3.1 Амортизация основных средств Способ амортизации основных средств:
  • для бухгалтерского учета — линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет, пропорционально стоимости продукции,
  • для налогового — линейный или нелинейный

Учет активов стоимостью до 20 000 рублей.Установить стоимость, в пределах которой активы подлежат учету в составе материально-производственных запасов (не более 20 000 р. для целей бухгалтерского учета)Примененение льготы по амортизации для целей налогообложенияУстановить, будут ли разрешенные 10% от первоначальной стоимости включаться в состав расходов периода или будут амортизироваться в обычном порядке.

пункт 18 ПБУ 6/01, статья 259 НК РФ
3.2. Способ амортизации НМА · для бухгалтерского учета — линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально стоимости продукции, · для налогового — линейный или нелинейный пункт 15 ПБУ 14/2000, статья 259 НК РФ
3.3.Способ отражения амортизации НМА · с использованием счета 05 «Амортизация НМА» · на счете 04 «НМА» пункты 20, 21 ПБУ 14/2000
3.4. Переоценка основных средств · проводить переоценку , · не проводить переоценку пункт 15 ПБУ 6/01
3.5. Ремонт основных средств · решение о создании ремонтного фонда, · единовременное списание затрат. пункт 3 ст. 260, 324 НК РФ
3.6. Учет затрат по кредитам и займам · решение о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную пункт 6 ПБУ 15/01
3.7. Оценка финансовых вложений при выбытии · по первоначальной стоимости · по средней стоимости · способ ФИФО пункт 26 ПБУ 19/02
3.8. Учет материальных ценностей · с использованием счетов 15 и 16 · без использования счетов 15 и 16 Инструкция по применению плана счетов
3.9. Способ оценки запасов при отпуске в производство · по себестоимости единицы · по средней себестоимости · способ ФИФО пункт 27 ПБУ 5/01, пункт 8 ст. 254 НК РФ
3.10 Учет транспортно-заготовительных расходов · учет на счете 15 · включение затрат в фактическую себестоимость ценностей · учет на субсчете к счету 10 пункт 83 Методических указаний по учету материально-производственных запасов
3.11. Оценка приобретаемых товаров · по покупным ценам · по фактической себестоимости · по продажным ценам для налогообложения · ФИФО · ЛИФО · средней себестоимости · стоимости единицы пункты 6, 13 ПБУ 5/01, подпункт 3 пункта 1 ст. 268 НК РФ
3.12. Оценка тары · по фактической себестоимости · по покупным ценам · по учетным ценам пункты 166, 182 Методических указаний по учету материально-производственных запасов
3.13. Оценка незавершенного производства · по фактической себестоимости · по плановой себестоимости · по прямым статьям затрат · по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов пункт 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
3.14. Порядок признания выручки · в бухгалтерском учете — по мере готовности продукции или в целом по работе, · в налоговом — метод начислений и кассовый метод Инструкция по применению Плана счетов, статьи 271-273 НК РФ
3.15. Момент реализации товаров · по мере отгрузки статья 167 НК РФ
3.16. Учет выпуска готовой продукции · с использованием счета 40 · без использования счета 40 Инструкция по применению Плана счетов
3.17 Формирование резервов · резервы создаются (по видам) · резервы не создаются пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, статья 324(п.1), 265, 266, 267 НК РФ
3.18. Перечень прямых расходов организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). статья 318 НК РФ
Читайте также:  Варианты увольнения сотрудницы после декретного отпуска

Лайфхаки при составлении учётной политики

  1. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется. Исключите неприменяемые документы из перечня обязательных для составления. Помните: аудиторы и налоговые инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые в УП документы.
  2. Не детализируйте рабочий план счетов подробнее субсчетов. Аналитические счета часто меняются в течение года. В этом случае реальный учёт не будет соответствовать рабочему плану счетов.
  3. Не нужно составлять новую учётную политику каждый год. Достаточно при необходимости редактировать пункты, которые действительно изменились.
  4. Не описывайте методы учёта, однозначно определенные законодательством. Нет смысла описывать ставки налогов или расписывать как работает линейный способ амортизации.
  5. Не описывайте правила учёта гипотетически возможных направлений бизнеса, которых нет на начало года. При открытии новых направлений всегда можно внести изменения в УП с даты начала деятельности по ним.

Как часто можно менять учетную политику организации

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

(см. текст в предыдущей редакции)

существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Читайте также:  О профессии Технолог швейных изделий

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

(п. 15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Изменения и дополнения, вносимые в учетную политику

Организация самостоятельно формирует учетную политику, руководствуясь действующим законодательством о бухгалтерском и налоговом учетах, федеральными и отраслевыми стандартами. Учетная политика применяется последовательно из года в год с момента создания организации.

Однако бухгалтер не может предусмотреть заранее все ситуации в хозяйственной жизни организации, и зачастую требуется внесение дополнений и (или) изменений в учетную политику (ч. 6 ст. 8 Закона №402-ФЗ). Также перед наступлением нового года бухгалтеру необходимо проверить, есть ли какие-либо изменения законодательства, которые необходимо учесть в своей деятельности, и, если таковые имеются, прописать в учетной политике.

Согласно ст. 313 НК РФ если изменения в учетной политике вызваны изменениями законодательства, то новые положения применяются с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.

Однако это касается именно законодательного аспекта. Когда речь идет об изменениях применяемых способах или методах учета, то новые положения применяются организацией не ранее начала нового налогового периода (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.07.2018 № 03-03-06/1/45756, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943).

Основными законодательными нормами, регламентирующими обязанность ведения учетной политики, является ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Те хозяйствующие субъекты, которые ведут свою деятельность также в соответствии с системой международных стандартов финансовой отчетности руководствуются МСФО (IAS) 8 »Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» и МСФО (IAS) 1 »Представление финансовой отчетности», где изложены требования к раскрытию учетной политики.

Что касается дополнений, вызванных, например, осуществлением новых видов деятельности, созданием обособленных подразделений (в т.ч. филиалов, представительств), реорганизацией в форме присоединения или смене режима налогообложения (вследствие утраты права), то бухгалтеру нужно внести при необходимости корректировку до момента наступления события, а новые положения применяются с момента утверждения приказа о внесении дополнений в учетную политику (ст. 313 НК РФ). Тут важно учесть, что определением ВАС РФ от 28.02.2013 № ВАС-1483/13 установлено, что распространять новый порядок учетной политики на отношения, возникшие в период, предшествовавший внесению в нее изменений, нельзя.

Принимая решение об изменении применяемых способов учета, в части положений учетной политики по налогу на прибыль, необходимо учитывать ряд действующих ограничений, которые не позволяют делать это ежегодно. (п. 1 ст. 319 НК РФ, ст. 320 НК РФ, п. 1 ст. 259 НК РФ).

Поправки по налогу на прибыль обычно вводят с начала года, поэтому корректировать учетную политику в середине года из-за изменений законодательства не приходится.

Нужно ли все-таки утверждать каждый год учетную политику?

Таким образом, законодательно–нормативные акты не содержат требований об утверждении каждый календарный год учетную политику.

Решение об утверждении учетной политики на новый календарный отчетный год принимается самим субъектом. Организация-компания самостоятельно устанавливает и закрепляет процедуру утверждения учетной политики либо ежегодно, либо по мере необходимости.

При принятии данного решения субъектом необходимо учитывать следующие факты:

• Если УП от периода к периоду не меняется, разумно применять принцип рациональности — вместо ежегодного утверждения учетной политики при ее первичном оформлении указать дату, начиная с которой указанный документ подлежит применению (вместо указания очередного года).
• Все изменения и дополнения в УП вносить, не «переутверждая» всю действующую УП, т. е. добавляя их при смене учетного метода — с начала года, при поправках в законодательстве — с момента вступления их в силу.

При возникновении отдельных фактов, учетную политику нужно будет пересматривать в полном объеме, например, принято решение категорически поменять учет либо налоговый, либо бухгалтерский.

Нужно ли сдавать учетную политику в ИФНС

В обязательном порядке у всех компаний должно быть две учетных политики – бухгалтерская и налоговая. А у бизнесменов – только налоговая учетная политика. Бухгалтерская предпринимателям не нужна, поскольку бухучет в обязательном порядке они не ведут.

Сделать учетную политику за одну минуту поможет сервис на нашем сайте «Учетная политика». Наш электронный помощник сделает документ об учетной политике безупречным и включит в него все необходимые положения.

Так вот многие бухгалтера спрашивают, нужно ли специально сдавать учетную политику в налоговую инспекцию? Ответ отрицательный – нет, не нужно. Это не предусмотрено Налоговым кодексом.

Инспекторы могут запросить у вас вашу учетную политику лишь при выездной проверке, чтобы попросту выяснить, по каким нормам вы ведете учет. И тогда вы обязаны им предоставить этот документ. Если его не окажется или он будет составлен неверно (то есть не будет содержать всех необходимых для вашей работы норм, которые однозначно не предусмотрены законодательством), бухгалтера могут оштрафовать за грубое нарушение правил ведения бухучета на сумму от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *