«О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одним из основных методов, применяемых компетентными государственными органами при реализации ими деятельности в сфере ГЭН, являются проверки деятельности государственных органов, организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан и иных субъектов при осуществлении ими своей деятельности (п. 9 положения № 426).

Формы государственного экологического контроля

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме:

  1. предупредительного;
  2. текущего.

При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспектора в пределах своей компетенции имеют право:

  1. посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
  2. проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  3. проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
  4. проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  5. предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
  6. привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  7. осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Приведенный перечень прав убеждает в том, что государственные инспектора по охране природы и использованию природных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.

Отталкиваясь от обозначенных в законе функций ГЭН, можно выделить следующие формы экологического надзора (п. 1 ст. 65 закона «Об ООС»):

  • предупреждение нарушений в сфере охраны окружающей среды (далее — ООС);
  • выявление существующих нарушений в сфере ООС;
  • пресечение нарушений в сфере ООС;
  • систематический контроль за соблюдением требований законодательства в сфере ООС;
  • анализ исполнения требований законов в сфере ООС государственными органами, организациями, гражданами и иными субъектами при осуществлении своей деятельности;
  • прогнозирование уровня исполнения требований законодательства в сфере ООС названными субъектами при осуществлении ими своей деятельности.

Государственный экологический контроль

Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства, государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов — прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего.

Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Объекты государственного экологического надзора

Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при ведении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903. Данным Постановлением утверждены Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Ниже отобразим Критерии, определяющие объект федерального государственного экологического надзора, названные в поименованном Постановлении.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Критерии определения объекта, подлежащего экологическому надзору ¦
L--------T------------------T---------------T-------------------T----------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
---------+--------¬---------+-----¬---------+-------¬-----------+---------¬
¦Место размещения ¦¦Сфера ¦¦Влияние объекта ¦¦Виды деятельности, ¦
¦объекта ¦¦использования ¦¦на окружающую ¦¦при оказании которых¦
¦ ¦¦объекта ¦¦среду ¦¦используется объект ¦
L------------------L---------------L-----------------L---------------------

Принимая во внимание особенности деятельности государственных (муниципальных) учреждений и руководствуясь нормами Постановления Правительства РФ N 903, подробнее рассмотрим объекты, в отношении которых проводится экологический надзор. Это объекты, размещаемые:

  • в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;
  • в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;
  • в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения.

Объекты, используемые в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства:

  • объекты федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • объекты земельных отношений, в отношении которых осуществляется государственный земельный надзор в рамках федерального государственного экологического надзора;
  • порт, расположенный на внутренних водных путях РФ, допускающий проход судов водоизмещением 1350 т и более;
  • морской порт.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, выделяются согласно критериям, установленным в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды).

Достаточно небольшое количество государственных (муниципальных) учреждений имеет в своем оперативном управлении объекты, относящиеся к объектам экологического надзора. Поэтому перечень лиц, для которых обозначенная тема будет интересна и актуальна, ограничен. Однако, поскольку тематика нашего журнала — ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений, а среди наших подписчиков есть те, которые в своем оперативном управлении имеют объекты, подлежащие экологическому надзору, и те, кто этот контроль проводит, мы решили осветить данную тему.

Читайте также:  Проезд на красный штраф 2023 с камеры светофора свет

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

— государственные природные заповедники

— государственные природные заказники

— национальные и природные парки

— памятники природы

— дендрологические парки и ботанические сады

— лечебно-оздоровительные местности и курорты

Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права – некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники – это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

Отталкиваясь от обозначенных в законе функций ГЭН, можно выделить следующие формы экологического надзора (п. 1 ст. 65 закона «Об ООС»):

  • предупреждение нарушений в сфере охраны окружающей среды (далее — ООС);
  • выявление существующих нарушений в сфере ООС;
  • пресечение нарушений в сфере ООС;
  • систематический контроль за соблюдением требований законодательства в сфере ООС;
  • анализ исполнения требований законов в сфере ООС государственными органами, организациями, гражданами и иными субъектами при осуществлении своей деятельности;
  • прогнозирование уровня исполнения требований законодательства в сфере ООС названными субъектами при осуществлении ими своей деятельности.

При этом одним из основных методов, применяемых компетентными государственными органами при реализации ими деятельности в сфере ГЭН, являются проверки деятельности государственных органов, организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан и иных субъектов при осуществлении ими своей деятельности (п. 9 положения № 426).

Такие проверки делятся:

  • на плановые;
  • внеплановые;
  • выездные;
  • документарные.

Все мероприятия, направленные на осуществление ГЭН, должны быть проведены в соответствии с требованиями закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Организация экологического контроля

В ПЭК должна быть прописана структура экоконтроля, которая может быть организована в соответствии с организационной структурой хозяйствующей единицы, так как данное требование не регламентировано законодательством.

Данная система контроля утверждается директором компании и может выглядеть в виде отдельного структурного подразделения с должностью эколога; подразделения с начальником —заместителем директора; или совмещенного отдела с другим подразделением, в зависимости от масштабов организации производства.

На небольших предприятиях, экоконтроль сводится к возложению обязанностей в данной сфере в виде совмещения с основными обязанностями специалиста и заключается в заполнении требуемых форм отчетности.

Чем больше масштабы производства и воздействие на экологию, тем больше требований по снижению рисков предъявляется к предприятию. Следовательно, и организация экологического контроля будет соответствующая — отдельная служба с руководителем, наделенным кругом полномочий по реализации мероприятий ПЭК.

Важно! В таких рамках и инвестиционные расходы будут значительнее, для обеспечения экологической безопасности.

Состав функций экологического надзора

Функции экологического надзора можно проклассифицировать по компонентам природной среды. Выделение данных направлений деятельности государства подразумевает определение его сущности и социального назначения, а также целей и задач.

Рассматриваемые активности государства не могут осуществляться внутри самого механизма продукта общества, т.е. государства – их выделение приводит к необходимости указания на общественные отношения. Эволюция общественных отношений в свою очередь приводит к необходимости смены функций, осуществляемых государством. На данном этапе, чего не было в советский период, всеми признается присутствие экологической функции государства. Это связано с новыми вызовами, стоящими на данном этапе перед обществом.

Целью земельной, литосферной функции представляется обеспечение законного развития отношений по поводу земли. Необходимо констатировать, что в области охраны земель экологическая и земельная функции государства совпадают. Указанное предполагает, в том числе, реализацию следующих экологических природоохранных функций:

государственного земельного надзора (о его определении см. ст. 71 Земельного кодекса) и государственного надзора в области обращения с отходами (см.: Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 по делу № А36-476/2013).

В Постановлении ФАС Уральского округа от 22.04.2010 № Ф09-2707/10-С1 по делу № А76-40396/2009-58-804/34 указывается, что т.к. предоставление аттестата, целью выдачи которого является установление соответствия земельного объекта общему порядку функционирования такого рода объектов, и в данном случае не является подтверждением соответствия земельного объекта санитарным и экологическим нормам, то следовательно, не подменяет надзорные функции государственных органов власти.

Согласно постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 по делу № А75-7825/2010, функции контроля за выполнением работ по восстановлению нарушенных земель являются составной частью государственного экологического контроля, который включает в себя также и контроль за использованием и охраной земель.

К основным (главным) направлениям деятельности государства в области недр как прочно сложившейся предметной деятельности государства в данной важнейшей сфере общественной жизни относятся:

  • государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (утвержденного также приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 196, т.е. Административный регламент № 196, как указывается в Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу № А23-2839/2013). Функции государственного горного надзора отнесены к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Иной путь передачи недр организациям и гражданам является противозаконным. Основания для получения права пользования недрами предусмотрены ст. 10.1 Закона РФ «О недрах».

В отношении недр, также как и в отношении земельных объектов, действует принцип разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в организации государственного управления.

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2013 по делу № А45-9746/2012 установлено, что в том числе в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», федеральная и региональная регистрации опасного объекта является обязанностью владеющей и использующей недра организации. При этом такая организация обязана проводить идентификацию на предмет тождества производства. Результаты идентификации могут являться основанием для обращения владеющей и пользующейся недрами организации в территориальный орган Ростехнадзора за государственной регистрацией опасного производственного объекта.

Постановлением ФАС Московского округа от 04.03.2011 № КА-А40/17007-10 по делу № А40-51805/09-20-309 установлено, что для перевода бездействующей скважины в консервацию необходимо согласованное с Региональной государственной технической инспекции разрешение. Соблюдение данного порядка должно подтверждаться документально. Инспекция может ссылаться на занижение налогоплательщиком налоговой базы по налогу на имущество в связи с начислением в 2004 году амортизации по бездействующим скважинам и скважинам, находящихся на консервации свыше 3 месяцев, однако это должно быть подтверждено документально.

На текущий момент федеральное и субъектное регулирование использования и охраны вод подразделяется на общее и ведомственное: разделяемое по субъектам осуществления. В судебной практике встречается понятие водное правоотношение (см.: Постановление ФАС Центрального округа от 28.11.2013 по делу № А35-11035/2012; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу № А69-1840/2009-12). Также указывается, что данные Водного кадастра необходимы лишь для учетной функции (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2007 по делу № А65-14906/06). Водопользование – гражданско-правовое отношение (см.: Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 № 06АП-6402/2012 по делу № А73-13068/2012). К средствам и способам такого предмета деятельности государства, как обеспечение функционирования правоотношений, связанных с поверхностными и подземными водами, гидросферной функцией, обусловленными социальным назначением государства в данной сфере, являются:

  • государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (рассматриваются его гарантии в Апелляционном определении Верховного суда Удмуртской Республики от 07.10.2013 по делу № 33-3630/2013).
  • государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
  • государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации.
  • государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
  • федеральный и субъектный экологический надзор в области охраны озера Байкал(см.: Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу № А19-2719/2013).
Читайте также:  Разворот через двойную сплошную: штраф 2023 года

К целям, методам, формам и средствам осуществления деятельности государства в области атмосферного воздуха относятся:

  • федеральный и субъектный надзор в области охраны атмосферного воздуха (см.: Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 по делу № А15-2226/2012).

Постановление президиума Ленинградского областного суда от 03.12.2013 № 44г-41/2013 относит лесной контроль к государственному экологическому контролю. К деятельности государства, в том числе, без которой существование государства невозможно, в области растительного и животного мира и иных организмов, флористической функцией, относятся:

  • федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, см.: решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.09.2013 по делу № А60-26002/2013).
  • федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (см.: Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.04.2013 по делу № А19-773/2013).
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (его определение см.: ч. 1 ст. 43.2 Федерального закона № 166-ФЗ).
  • федеральный государственный охотничий надзор (см.: Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
  • субъектный и федеральный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (см.: ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 23.04.2012) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

К основным направлениям государственной деятельности, нацеленные на нормальное состояние озонового слоя атмосферы, и функционирования отношений по поводу его относятся:

  • государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

References (transliteration):

  1. Administrativnoe pravo. Uchebnik / Pod red. Yu.M. Kozlova i L.L. Popova. M., 1999.
  2. Eniseyskaya N.A. Gosudarstvennyy kontrol’ v oblasti obrashcheniya s otkhodami proizvodstva i potrebleniya / Pod red. prof. M.M. Brinchuka. M., 2008.
  3. Kichigin N.V. K voprosu o ponyatii ekologicheskogo kontrolya. Pravovye problemy gosudarstvennogo, munitsipal’nogo i inykh vidov ekologicheskogo kontrolya v Rossii: Materialy Kruglogo stola. Moskva, 9 aprelya 2008 g. M., 2008.
  4. Khludeneva N.I. Rol’ munitsipal’nogo kontrolya v oblasti okhrany okruzhayushchey sredy. Pravovye problemy gosudarstvennogo, munitsipal’nogo i inykh vidov ekologicheskogo kontrolya v Rossii: Materialy Kruglogo stola. Moskva, 9 aprelya 2008 g. M., 2008.
  5. Munitsipal’noe upravlenie v sfere okhrany okruzhayushchey sredy (zakonodatel’stvo i praktika ego primeneniya) / Pod red. M.I. Vasil’evoy. M., 2007.
  6. Bogolyubov S.A. Teoreticheskie problemy pravovogo regulirovaniya vidov ekologicheskogo kontrolya. Pravovye problemy gosudarstvennogo, munitsipal’nogo i inykh vidov ekologicheskogo kontrolya v Rossii: Materialy Kruglogo stola. Moskva, 9 aprelya 2008 g. M., 2008.

Органы экологического контроля

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения.

Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды регулируется положением, утверждаемым Правительством. Экологический контроль – это одно из наиболее масштабно применяемых организационно-правовых средств управления охраной окружающей среды. Он проводится на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду. В нем заняты многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабу полномочий. Так, одни субъекты осуществляют лишь проверку соблюдения и исполнения законодательства по охране окружающей среды, другие наделены правом осуществлять надзор в сфере государственного экологического управления.

Государственный экологический контроль носит вне- и надведомственный характер, представляет собой одну из функций государственного экологического управления и сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановлением деятельности, лишением права природопользования, наложением штрафов и других административных взысканий).

Государственный экологический контроль за состоянием окружающей среды согласно ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления и другими структурами.

Государственный экологический контроль осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору координирует вопросы в сфере ведения нормотворчества, прогнозирования, лицензирования деятельности по размещению, сооружению, эксплуатации ядерных установок, ядерного топлива и т.д.

Программа экологического контроля

Программа экологического контроля (ПЭК) — это система мероприятий, которые организация должна проводить для защиты окружающей среды, рационального использования и восстановления ресурсов природы. ПЭК формирует основные мероприятия экологического контроля.

Разрабатывать и утверждать ПЭК должны юрлица, если объекты, на которых они осуществляют свою деятельность, относятся к I, II или III категориям негативного воздействия на окружающую среду — присваивают категорию в зависимости от степени влияния на экологию. ПЭК необходимо периодически обновлять. При этом необходимо учитывать применяемые технологии, особенности производства.

Система организации производственного экологического контроля определяется самим предприятием в специальном Положении. Структура, которая обеспечивает проведение ПЭК, это специализированное подразделение (отдел, бюро, группы)в зависимости от масштабов производства, видов воздействий и т. п., на мелких предприятиях могут назначаться должностные лица, ответственные за охрану окружающей среды.

Порядок осуществления производственного экологического контроля определяется внутрипроизводственными программами, графиками контроля, технологическими регламентами и другой методической документацией.

Перечень объектов для составления программы включает системы очистки использованных вод и отходящих газов; стационарные или мобильные источники выброса вредных веществ; цеха, участки, другие источники образования отходов; склады, места хранения материалов, сырья, готовой продукции.

Контроль за состоянием окружающей среды

Лекция 6

Дополнительная

Основная

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Калмыков, С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: Учебное пособие / С.И. Калмыков, Ю.М. Мохонько, А.Л. Пономарева и др.; ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2007. – 182 с.

2.Николайкин, Н. И. Экология: Учебник/ Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. — М.: Дрофа, 2004. — 624 с.

3.Половцев, О.П. Экология и окружающая человека среда: Учебное пособие / О.П. Половцев, С.И. Калмыков; ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2007. – 280 с.

4. Пузанова, Т.А. Экология/Т.А. Пузанова. – М.: Экономика, 2010. — 288 с.

5.Розанов, С.И. Общая экология / С.И. Розанов. — Санкт-Петербург: Лань, 2003. — 288 с.

1. «Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области».

2. Журналы: «Экологический вестник России», «Экология», «Использование и охрана природных ресурсов России».

3. Федеральный закон РФ т 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ « Об экологической экспертизе» (в ред. ФЗ от 15.04.1998 №65-ФЗ).

5. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ.

6. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ. ГОСТ 17.2.4.02-81.

7. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения. ГОСТ 17.4.1.02-83.

8.Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 4630-88.

Читайте также:  Штраф за неправильную парковку: когда могут наказать и как оспорить

9. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.111.1200-03.

1.1. Экологический контроль: понятие, виды и формы

Экологический контроль – это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.

Цели экологического контроля:

1. проверка исполнения требований экологического законодательства;

2. проверка соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Выполнение этих задач возложено на систему экологического контроля, которая состоит из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

В настоящее время сложились три формы экологического контроля: предупредительная, карательная, информационная.

Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов. Сюда можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий.

Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушений не позволяют ограничиться только предупреждением. Данная форма выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, административной, уголовной, гражданско — правовой). В качестве карательной формы экологического контроля может применяться пресечение экологически вредных действий. Например, ограничение, приостановление или прекращение какого либо производства.

Объектами экологического контроля являются: состояние окружающей среды, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного воздействия; выполнение обязательных мер по охране окружающей среды и ее объектов; соблюдение природоохранного законодательства.

Государственный экологический контроль проводится от имени государства, а не какого- либо ведомства, что дает независимые и более объективные результаты.

В процессе такого контроля государственные инспекторы могут использовать следующие действенные меры:

— предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений;

— приостанавливать хозяйственную и иную деятельность нарушителей;

— привлекать нарушителей к административной ответственности.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды имеют право:

— посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;

— проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;

— устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;

— назначать государственную экологическую экспертизу;

— требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан.

1.2. Экологический мониторинг: понятие, цели, задачи и виды. ГСМОС и его подсистемы

Термин «мониторинг» впервые применительно к экологии употребили на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде.

Мониторинг – это система наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды с целью разработки мероприятий по ее охране, рациональному использованию природных ресурсов и предупреждению критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей, живых организмов и их сообществ, природных комплексов и объектов.

Различают несколько видов мониторинга:

1. по территориальному признаку (локальный, региональный и глобальный (биосферный);

2. по используемым методам (наземный, авиационный и космический);

3. по методам исследований (химический, биологический, физический).

На основании п. 4 ст. 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) общественные инспекторы по охране окружающей среды (далее — общественные инспекторы) могут осуществлять общественный экологический контроль[1].

Общественные инспекторы обладают следующими правами:

• принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

• сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

• содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

• обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного экологического контроля информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

• участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

С точки зрения предприятий-природопользователей интерес из числа предоставленных общественным инспекторам прав представляют права, связанные с обеспечением сохранности вещественных доказательств, а также на запрос указанной выше информации.

Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 12.07.2017 № 403. При этом утверждение перечня государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Порядку общественные инспекторы оказывают содействие:

• Росприроднадзору;

• Рослесхозу;

• территориальным органам указанных федеральных органов исполнительной власти;

• органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственный экологический надзор и федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Что будут смотреть в первую очередь?

В вышеупомянутом Постановлении № 1096 приведен список документов и требований, которые проверяются на предприятии в ходе государственного федерального или регионального экологического надзора. В том числе и перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).

Список разрешительной документации, которую будут проверять в первую очередь:

  • Разрешение на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы;
  • Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты;
  • Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • Нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы;
  • Разрешение на временные выбросы;
  • Разрешение на временные сбросы;
  • Положительное заключение государственной экологической экспертизы;
  • Комплексное экологическое разрешение;
  • Свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС;
  • Согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • Решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
  • Согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
  • Согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
  • Утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • Разрешение на трансграничное перемещение отходов;
  • Разрешение на транзит через территорию РФ ядовитых веществ, Заключение о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения;
  • Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
  • Договор водопользования;
  • Решение о предоставлении водного объекта в пользование;
  • Согласование плана снижения сбросов в ЦСВ;
  • Заключение на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, в отношении озоноразрушающих веществ, опасных отходов, ядовитых веществ;
  • Разрешение на прокладку подводных кабелей, на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, на проведение буровых работ во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • Прочие работы, исследования, захоронение отходов и грунта, проводимые во внутренних водах и на территории континентального шельфа РФ;
  • Разрешение на вывоз видов дикой флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов;
  • Разрешение на использование объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ и/или находящихся на ООПТ федерального значения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *