Административная ответственность военнослужащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность военнослужащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Комментируемая статья Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ была изложена в новой редакции. Данная редакция, по сравнению с предыдущей, более конкретно устанавливает, за какие административные правонарушения военнослужащие и приравненные к ним лица несут ответственность на общих основаниях, а за какие — в соответствии со специальными законодательными и подзаконными актами.

Административная ответственность военнослужащих предусмотрена Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст. 28), УВС ВС РФ (ст. 28) и конкретизирована ст. 2.5 КоАП РФ, а также рядом иных статей КоАП РФ.

Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения и реализуется в форме применения к правонарушителю административных санкций.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП РФ это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

При этом, к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний[50].

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, отягчающие вину нарушителя-военнослужащего

Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.

Этими обстоятельствами являются:

  • Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
  • События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
  • При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
  • При участии в преступлении группы лиц.
  • Если события происходили в условиях ЧС.
  • Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).

Особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности

Особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности определяются статей 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих“.

Необходимо отметить, что новый Федеральный закон “О статусе военнослужащих“ установил новый порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности, по сравнению с прежним, установленным ранее действовавшим законом Российской Федерации “О статусе военнослужащих“ и статей 16 Кодекса

РСФСР об административных правонарушениях. В соответствии 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ за административные правонарушения (нарушения правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортным средством, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

Таким образом, порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности различается в зависимости от состава административного проступка. В соответствии с указанной статьей Федерального закона “О статусе военнослужащих“ можно выделить две различных процедуры привлечения военнослужащих к административной ответственности.

Однако в настоящее время еще существует практика, когда органы ГАИ направляют материалы о нарушении военнослужащими — автомобилистами правил дорожного движения в органы военного управления и эти военнослужащие привлекаются за данные проступки к дисциплинарной ответственности. Такая практика прямо противоречит статье 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих“.

Читайте также:  Больничный во время отпуска: как продлить и как оплачивается

Порядок назначения ареста по «административке»

Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).

Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).

Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).

Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).

Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).

По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).

Я военнослужащий, у меня 14 нарушений ПДД о которых я не доложил вышестоящему начальству.


2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением им условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавший испытание;

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, войсках национальной гвардии Российской Федерации;

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;

к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Дисциплинарная ответственность

Условием наступления дисциплинарной ответственности является совершение военнослужащим проступка, связанного с нарушением им воинской дисциплины или общественного порядка. Регулирование дисциплинарной ответственности военнослужащих осуществляется Дисциплинарным уставом, утвержденным Указом Президента РФ N 2140 (далее — ДУ ВС РФ). Что подразумевается под воинской дисциплиной? Как установлено ст. 1 ДУ ВС РФ, это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Особенность воинской дисциплины в том, что военнослужащий обязан ее соблюдать не только во время военной службы, но и вне ее. Согласно абз. 7 ст. 3 ДУ ВС РФ военнослужащие должны соблюдать воинскую дисциплину, если они находятся в общественных местах.

Указ Президента РФ от 14.12.1993 N 2140 «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ».

Какие виды дисциплинарных проступков установлены законодательством? В отличие от гражданского, административного и уголовного законодательства в Дисциплинарном уставе отсутствует подробный перечень дисциплинарных проступков. В нем приведены лишь грубые дисциплинарные проступки:

  • самовольная отлучка;
  • опоздание из отпуска, командировки и лечебного учреждения;
  • опоздание или самовольный уход со службы;
  • нарушение правил несения караульной (вахтенной), внутренней служб и боевого дежурства;
  • исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • нарушение требований безопасности, приведшее к потере работоспособности;
  • нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
  • промотание или утрата военного имущества;
  • проступки в общественных местах во внеслужебное время (Приложение N 5 к ДУ ВС РФ).

Таким образом, к дисциплинарному проступку относится любое совершенное военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или контракту, нарушение воинской дисциплины или общественного порядка, за которое он лично несет дисциплинарную ответственность. При установлении факта нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка и в зависимости от тяжести совершенного дисциплинарного проступка командир имеет право не только ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, но и подвергнуть его дисциплинарному взысканию (ст. 48 ДУ ВС РФ).

Данные взыскания установлены ст. ст. 51 — 75 ДУ ВС РФ и различаются в зависимости от воинских званий военнослужащих. Обобщим их и приведем в порядке применения:

  • выговор — ко всем категориям военнослужащих;
  • строгий выговор — ко всем категориям военнослужащих;
  • лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег — к солдатам и матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву;
  • назначение солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу;
  • лишение нагрудного знака отличника — к солдатам и матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву и контракту;
  • досрочное увольнение в запас солдат и матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту; прапорщиков и мичманов; офицеров, от заместителей командиров полков, старших помощников командиров кораблей 1 ранга, им соответствующих, и ниже;
  • снижение в должности — к сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву или по контракту, прапорщикам и мичманам, офицерам (в том числе высшим);
  • снижение в воинском звании на одну ступень — для сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву;
  • снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность — к сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии — к прапорщикам и мичманам, офицерам (в том числе высшим).
Читайте также:  Материнский капитал на ремонт квартиры в 2023 году

На один и тот же проступок запрещается налагать несколько дисциплинарных взысканий (ст. 91 ДУ ВС РФ).

Законодательные нормативы ответственности военнослужащих

Конституцией РФ, а именно 59 статьей закреплено, что защита Родины является долгом и обязанностью каждого гражданина нашей страны. Эта норма является правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления против военной службы. Именно это требование запрещает уклоняться от такой службы и нарушать порядок ее прохождения.

Законодательно закреплено, что все армейцы, вне зависимости от должности или воинского звания, могут получить наказание, симметричное совершенным уголовным преступлениям общего характера или правонарушений, затрагивающих аспекты военной службы.

Принципы определения ответственности и процедура порицания отражаются в нескольких государственных актах правого характера.

К ним относятся:

  • В основном используются статьи Уголовного Кодекса.
  • Также регламентом выступает Указ Президента №1495. Касается этот документ уставов ВС РФ.
  • Алгоритм реализации наказаний лиц военной профессии прописан также в Приказе №680 от 2016 года Министра обороны РФ.

Согласно законодательству различаются следующие виды последствий, предусмотренных в отношении лиц, служащих в армии:

  • гражданские;
  • дисциплинарные;
  • материальные;
  • административные;
  • уголовные.

Степень противоправных деяний, которые совершил армеец, а также их квалификационная составляющая, оказывает непосредственное влияние на то, какую меру наказания понесёт военный.

Обстоятельства, исключающие преступные деяния

Индивидуальность правового положения военных и их статус дают право на введение определённых регламентов, которые позволяют в период их работы не усматривать в действиях военнослужащих преступной составляющей.

Этому посвящена глава 8 УК, в которой закреплены следующие виды исключений:

  • преступление совершено при необходимой обороне;
  • причинение вреда другому человеку произошло при задержании преступника;
  • действие военного совершено в состоянии крайней необходимости;
  • преступление армейца спровоцировано физическим или психическим на него воздействием;
  • противоправные действия совершены в исполнении приказа руководства.

Перечисленные обстоятельства распространяются на общих основаниях. Оценивая проступок военнослужащего, необходимо учитывать особенности несения службы. Ведь она связана с выполнением поставленных задач в различных условиях беспрекословно. Не исключая риски для жизни.

В некоторых случаях применение необходимой самообороны является не столько правом, сколько обязанностью и необходимостью. Согласно Уставу, при несении боевой, караульной и других служб, армейцы не должны уклоняться от выполнения своих непосредственных обязанностей, даже если их жизнь подвергается опасности.

Особенности административной ответственности военнослужащих

Административной ответственности военнослужащие могут быть подвергнуты не по всем статьям КоАП, некоторые из статей в обязательном порядке заменяются дисциплинарными взысканиями. Это связано с невозможностью исполнения таких наказаний, как: административный арест, исправительные работы, штрафные санкции и лишение водительского удостоверения. Противоправные поступки, которые должны быть наказаны подобными мерами, осуждаются по дисциплинарному уставу, решение принимает командование после получения протокола о правонарушении из государственных и административных органов. Наказать военнослужащего могут за проступки следующего характера: пограничные нарушения, санитарно – эпидемиологические проступки, несоблюдение закона о выборах и референдумах, нарушение противопожарных правил вне части, где проходит служба.
Особо рассматриваются нарушения ПДД, совершенные на служебном транспорте вне расположения части. Лишение водительских прав и вынесение штрафных санкций возможно после получения протокола ГИБДД. Решение воинской комиссии отображается во внутреннем служебном протоколе, посылаемом в инспекцию ГИБДД. В случае несогласия государственной автоинспекции с вынесенным постановлением, дело передается на рассмотрение в вышестоящие инстанции.

Читайте также:  Пошаговая инструкция: как открыть ООО самостоятельно в 2023 году

Следует учитывать, что при рассмотрении административного проступка служащие смежных сфер, таких как: таможенная, разведывательная, инженерная, пожарная службы отвечают за подобные нарушения по воинскому уставу и на них накладывается дисциплинарное взыскание.

Получая статус военнослужащего, человек вместе с ним обретает иные права, а также и обязательства по сравнению с госслужащими и работающими по обычному трудовому договору людьми. Эти обязанности намного объёмнее, чем у обычного человека.

К особенности админответственности военных относится дистанцирование наказаний от обычного порицания. Установлено оно отдельно, и по статье 2.5 КоАП определено, что привлечение военных наравне с гражданскими лицами невозможно.

Это норма не означает, что служебный мундир дает иммунитет. Наоборот, к военным применяются более жёсткие меры дисциплинарного притязания.

Часть 2 обозначенной статьи КоАП предусматривает, что за некоторые нарушения солдаты и офицеры могут быть наказаны наравне с гражданскими лицами

Правила законодательства распространяются на таких особ:

  • Контрактников и кадровых офицеров.
  • Лиц, проходящих срочную службу.
  • Особ, находящихся на сборах.

Для обозначенной категории граждан арест и исправительные работы в качестве наказания рассмотрены быть не могут.

Админпроизводство представляет собой наказание без протокола. К этому можно отнести вынесение предупреждения. Но в случае с воинами ВС РФ оно не применимо, даже при отсутствии возражений с их стороны. Правовой казус в этом случае выражен тем, что законодательством не предусмотрена обязанность должностного лица выяснять статус нарушителя. Но также нет и норм, которые обязывают виновного предъявлять удостоверение, что в свою очередь может быть рассмотрено как злоупотребление.

В действовавшей до 2007 года редакции КоАП РФ к причисленным к статусу ВС не могли быть применены наказания в виде общественного ареста. А к призванным на срочную службу — админштрафы.

В 2007 г. был принят ФЗ№203 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих». На основании этого норматива действуют такие ограничения по применению административных взысканий:

  • Админштраф не может быть применён к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, находящимся на срочной службе. Также это касается курсантов ВО профучреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Офицеров, призванных на воинскую службу, а также лиц, командированных на общие сборы, такое правило не касается.
  • Админарест не может быть применен к лицам, находящимся на военных сборах, с заменой его дисциплинарным арестом.
  • К военнослужащим –иностранцам административное выдворение не применимо.

По любому, даже самому незначительному факту нарушения дисциплины начальство должно провести разбирательство.

Если в совершении проступка было задействованы несколько человек, то оно может проходить как для группы, так в отношении каждого участника.

При подозрении на совершение проступка военным или лицом, призванном на сборы, выясняются и указываются в протоколе следующие обстоятельства:

  • суть проступка, дата и время его совершения, способ;
  • участники события, из ФИО, звания и должности;
  • доказательства вины и мотивы проступка, причины и условия;
  • характеристика подозреваемых;
  • последствия совершенного виновного (без)действия;
  • факты, отягчающие ответственность, а также смягчающие ответственность или исключающие ее вовсе;
  • иные полезные для дела (на усмотрение составителя протокола) детали.

С военнослужащего, которые обвиняется в нарушении дисциплины, должны взять объяснительную, однако сам служащий может отказаться ее давать.

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *