Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за разглашение государственной тайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.
Комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса
1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.
2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии. Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.). Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.
3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч. 1). Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом. По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч. 2). Понятие тяжких последствий оценочное. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия. Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).
4. Субъективная сторона (ч. 1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Наступление тяжких последствий (по ч. 2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст. 275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.
5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Что считается государственной тайной
Речь идет о сведениях, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Если разглашение данных угрожает безопасности другой страны, то они не являются государственной тайной для РФ. Заботиться о своих секретах – это задача отдельно взятого государства.
РФ защищает информацию в таких областях:
- Внешнеполитическая. Речь идет о данных проведения международных переговоров, разглашение которых способно нанести ущерб безопасности государства.
- Военной. Под грифом «секретно» оказываются данные о планируемых военных операциях, новых видах оружия и т. д.
- Экономическая. Не подлежит разглашению информация о платежном балансе РФ на период войны. Также к государственной тайне относятся сведения о расходах на разработку вооружений.
- Оперативно-розыскная, разведывательная, контрразведывательная. Речь идет об информации, связанной с борьбой с терроризмом, охраной государственных границ, организации правительственной связи и т. д.
Далеко не вся информация из вышеперечисленных областей является секретной. Чтобы данные считались государственной тайной, необходимо соблюсти определенные условия. Например, существует перечень сведений, которые не подлежат разглашению. Также на государственном уровне определены организации, способные засекретить те или иные данные. Этот список является исчерпывающим, а потому та компания, которая в нем не указана, не может требовать от своих сотрудников неразглашения каких-либо сведений, угрожая им уголовной ответственностью.
В первую очередь право засекречивать сведения могут силовые ведомства, к которым относятся:
- Минобороны;
- МВД;
- ФСО;
- МЧС;
- ФСБ;
- Аппарат Президента РФ;
- Минюст.
Особенности получения доступа к гостайне
Многие граждане считают, что для работы с засекреченными материалами достаточно устроиться в любое силовое ведомство. Однако это не так. Например, полицейский кинолог может проработать 30 лет в правоохранительных органах, но так и не увидеть ни одного секретного документа.
Иногда допуск можно получить автоматически, при назначении на определенную должность. При этом гражданин может даже не проходить никаких дополнительных проверок. Подобное возможно при получении таких должностей:
- Судей. Доступ к засекреченной информации дается на период исполнения должностным лицом определенных полномочий.
- Депутатов Госдумы.
- Членов Совета Федерации.
- Адвокатов. В данном случае допуск дается лишь тем лицам, которые ведут дела, непосредственно связанные с государственной тайной. Адвокат получает возможность изучить материалы конкретного дела. Иные данные остаются для него недоступными.
Для вышеперечисленных лиц не предусматривается специальная процедура допуска. Например, перед тем как предоставить адвокату засекреченные данные, его предупреждают о неразглашении гостайны и берут расписку. В случае нарушения режима секретности, должностное лицо будет привлечено к ответственности.
Сложнее получить допуск к секретным материалам обычному гражданину. Ему придется пройти через ряд проверок.
Заработок на гостайне: возможно ли это
Будучи допущенным к работе с гостайной, гражданин может претендовать на получение доплат, надбавок и льгот. Однако такие привилегии распространяются не на всех граждан. Доплаты осуществляются из государственного бюджета, поэтому начисления производят в соответствии с нормами федерального законодательства.
Если гражданин получил разовый допуск к тайне, то никакие льготы ему не полагаются. Это касается адвокатов. Для тех же лиц, кто работает с секретной информацией постоянно, предусмотрен целый пакет дополнительных социальных гарантий. И в первую очередь речь идет о надбавках к заработной плате.
Увеличение зарплаты для лиц, работающих с засекреченными сведениями – это обязательное условие, которое распространяется как на государственные, так и на частные компании. Например, если частная фирма выполняет госзаказ по строительству секретного космодрома, то руководство обязано платить надбавки своим сотрудникам.
Причем размер доплат зависит от степени секретности тех сведений, к которым конкретный сотрудник получил допуск. При расчете учитывается тарифная ставка или должностной оклад, к которому прибавляется определенный процент надбавки.
На государственном уровне определены следующие размеры доплат:
- При работе с секретными сведениями все зависит от того, проводилась ли проверка. Если да, то сотрудник получит надбавку от 10 до 15%. Если нет, доплата составит 5-10%.
- Доплата за работу с совершенно секретными сведениями составляет 30-50%.
- Если человек работает с данными особой важности, то размер надбавки будет 50-70%.
Также существует доплата для сотрудников структурных подразделений по защите гостайны. Получить надбавку человек может лишь в том случае, если защита засекреченных сведений является его основной функцией. Речь идет о работниках секретариатов, в которых хранятся секретные материалы, системных администраторах, занимающихся обеспечением безопасности мероприятий по защите государственной тайны.
Размер надбавки в подобных ситуациях напрямую зависит от стажа сотрудника. Здесь возможны такие варианты:
- 10%, если стаж составляет 1-5 лет;
- 15% для сотрудников со стажем в 5-10 лет;
- 20%, если человек занимал определенную должность более 20 лет.
Примеры из судебной практики
За разглашение государственной тайны в судебной практике есть много примеров.
Решением Северного флотского военного суда был уволен с военной службы капитан первого ранга Синев Г.В. за деяние, предусмотренное частью 1 ст. 283.
Синев обратился в суд, чтобы признать решение суда недействительным. В апелляционной жалобе значилось, что деяния было совершено по неосторожности. Суд в удовлетворении требований Синева отказал.
Славянский городской суд рассмотрел дело Королёва Д.М. Суд признал гражданина Королева виновным по части 2 статьи 283 и приговорил к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении.
Спустя два года, Королев был освобожден досрочно.
Комментарий к ст. 283.1 УК РФ
Комментарий под редакцией Есакова Г.А.
1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.
2. Объективная сторона выражается в форме действий по незаконному получению указанных сведений путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом. О понятии похищения см. комментарий к ст. 276 УК. Обман — намеренное введение лица в заблуждение с целью получения указанных сведений. Шантаж — предъявление требований о получении указанных сведений под угрозой распространения компрометирующих сведений и наступления неблагоприятных последствий для лица, обладающего ими, или его близких. Принуждение — получение указанных сведений под давлением на лицо, обладающее указанными сведениями. Под угрозами применения насилия следует понимать информационное сообщение, оказывающее психическое воздействие на лицо, в котором выражено намерение применения физического воздействия, опасного или неопасного для жизни и здоровья лица, обладающего указанными сведениями. Под иным незаконным способом может пониматься получение указанных сведений путем подкупа, незаконной аудио- или видеофиксации и т.п. Указанные действия (бездействия) не должны содержать признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).
3. Преступление признается оконченным с момента совершения общественно опасных действий по получению сведений, составляющих государственную тайну. По п. «в» ч. 2 требуется наступление тяжких последствий (оценочное понятие).
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. По п. «в» ч. 2 умыслом должно охватываться и наступление тяжких последствий, по п. «д» ч. 2 — взаимосвязь (сопряженность) обозначенных действий.
Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены
Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.
Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление).
Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.
Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.
Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.
При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.
Другой комментарий к статье 283 Уголовного Кодекса РФ
1. Общественная опасность разглашения заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения и могут быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России.
Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.
Предмет преступления — сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275).
2. С объективной стороны преступление выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну.
Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.
Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.
Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).
Порядок сохранности государственной тайны регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619), Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775), а также системой подзаконных нормативных актов в виде инструкций, положений, памяток и т.п. Поэтому при расследовании фактов разглашения подлежат точному установлению характер преданных огласке сведений, а также то, какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующими нормативными актами, а при необходимости — проведением экспертизы.
Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление. Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.
3. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной, и неосторожной формами вины .
———————————
В юридической литературе высказывается мнение о том, что разглашение государственной тайны может быть только при умышленной форме вины (см.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Юрайт, 2004. С. 867). Происходит оно из-за редакционной и смысловой неточности в понимании ч. 2 ст. 24 УК, что требует законодательной коррекции или руководящего разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
При прямом умысле лицо, осознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми). Так, работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою «солидность и осведомленность».
Действуя с косвенным умыслом, субъект осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми либо безразлично относится к этому. Так оценивается ведение разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение деловых вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят посторонние лица, развешенных схем, таблиц, графиков и т.п.
Разглашение может быть совершено и по неосторожности в силу преступного легкомыслия либо небрежности. Чаще всего это выражается в разглашении в письменной форме, когда снимаются выкопировки из документов, содержащих государственную тайну, в неучтенные тетради, блокноты, отдельные листы, которые в последующем теряются. Более того, от неосторожного разглашения, как и от умышленного, могут наступить тяжкие последствия.
Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью — показать постороннему свою осведомленность и компетентность, подчеркнуть «важность» и «значимость» своей персоны при решении практических вопросов. В основе мотивации могут быть и иные побудительные стимулы: «помочь» близкому человеку в выполнении научной работы, выступлении с лекцией и т.д.
4. Субъект при разглашении — специальный, т.е. лицо вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Квалифицированным составом преступления (ч. 2 ст. 283 УК) признается то же деяние, если оно повлекло по неосторожности тяжкие последствия.
Тяжкими последствиями при разглашении признаются: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв вследствие разглашения важных государственных мероприятий, «замораживание» перспективных научных исследований и т.п. По отношению к наступлению тяжких последствий вина может быть только в форме неосторожности, о чем указано в самой норме.
От государственной измены умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, отличается направленностью умысла, т.е. мотивами и целями содеянного .
———————————
Пробелом в сохранности государственной тайны является отсутствие нормы о ее незаконном получении при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа // Российская газета. 2008. 10 июля.
Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны
В отличие от довольно легкомысленного обращения государства с коммерческой тайной сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а процедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. Проверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.
Понятие “государственной тайны”
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон).
Сведения, подлежащие защите
Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”. Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:
- военная;
- экономика, наука и техника;
- внешняя политика и экономика;
- разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.
Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Проблемы разграничения ответственности за гостайну
Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.
Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.
Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.
Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем.
Заказать звонок
Разглашение государственной или военной тайны это
предание огласке сведений, составляющих государственную или военную тайну, лицом, которому они были доверены или которому они известны в связи со службой или работой, в результате чего эти сведения стали достоянием посторонних лиц.
Разглашение государственной или военной тайны представляет большую общественную опасность и рассматривается как тяжкое преступление. Разглашение государственной тайны является иным государственным преступлением, ответственность за которое предусмотрена в ст. 75 УК РСФСР. Ответственность за разглашение военной тайны предусмотрена и ст. 259 УК РСФСР, как за воинское преступление. Для состава разглашения государственной или военной тайны необходимо наличие в деянии субъекта двух моментов: нарушения правил хранения государственной или военной тайны и предания ее огласке (разглашения).
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — преступления, объединенные в разделе Х УК.
Какова ответственность
Наказание для преступника, обвиненного в разглашении государственной тайны, будет заключаться в наложении ареста на срок от четырех месяцев до полугода или лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
В случае, если преступление привело к тяжким для государства последствиям, преступнику грозит тюремное заключение от 3 до 7 лет с изъятием права на занимаемую должность сроком до трех лет.
Соответственно, в случае вынесения приговора по данной статье, преступник фактически оказывается отрезанным от возможности продолжать карьеру в области, предполагающей предоставление сотрудникам конфиденциальной информации, содержащей секретные сведения о государстве.
Другой комментарий к статье 283 УК РФ
1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.
2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.
Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.
3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.
4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. ст. 275 или 276 УК.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна:
— была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей);
— стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК) — оценочное понятие, оно может включать в себя необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.
Комментарии к СТ 283 УК РФ
Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны
Комментарий к статье 283 УК РФ:
1. Общественная опасность разглашения заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения и могут быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России.
Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.
Предмет преступления — сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275).
2. С объективной стороны преступление выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну.
Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц.
Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.
Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.
Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).
Порядок сохранности государственной тайны регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619), Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775), а также системой подзаконных нормативных актов в виде инструкций, положений, памяток и т.п. Поэтому при расследовании фактов разглашения подлежат точному установлению характер преданных огласке сведений, а также то, какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующими нормативными актами, а при необходимости — проведением экспертизы.
Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации.
Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление.
Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.
3. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной, и неосторожной формами вины .
———————————
В юридической литературе высказывается мнение о том, что разглашение государственной тайны может быть только при умышленной форме вины (см.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Юрайт, 2004. С. 867). Происходит оно из-за редакционной и смысловой неточности в понимании ч. 2 ст. 24 УК, что требует законодательной коррекции или руководящего разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
При прямом умысле лицо, осознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми).
Так, работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою «солидность и осведомленность».
Действуя с косвенным умыслом, субъект осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми либо безразлично относится к этому.
Так оценивается ведение разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение деловых вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят посторонние лица, развешенных схем, таблиц, графиков и т.п.
Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.