Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ 294

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ 294». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Осуществление защиты юридических лиц и частных предпринимателей осуществляется в соответствии с предусмотренными законом принципами. Согласно ст. 3 ФЗ № 294-ФЗ установлено несколько основных начал, позволяющих обеспечить интересы субъектов бизнеса.

Правовые средства защиты прав предпринимателей

Замечание 1

Правовые средства защиты прав предпринимателей (далее ПП) – это совокупность законодательно установленных механизмов по признанию или восстановлению оспариваемых или нарушенных интересов и прав их обладателей, реализуемых определенными способами, в конкретных формах, в определенных законодательством границах, с применением к лицам, совершающим правонарушения, юридической ответственности, механизма исполнимости этих мер.

В сфере предпринимательской деятельности предметом защиты выступают оспариваемые, нарушенные законные интересы и права лиц, в компетенции которых входит данная деятельность.

К способам защиты ПП относятся законодательно закрепленные процессуальные, материально-правовые меры, носящие принудительный характер, благодаря которым осуществляется признание нарушенных или оспариваемых прав, их восстановление, реализуется влияние на правонарушителя. Под материально-правовыми способами охраны и защиты ПП понимают способы действий, предусматривающие защиту прав с использованием охранительных норм права.

Способы защиты ПП:

  • пресекательные – способы, обуславливающие принудительное прекращение действий, носящих противоправный характер и несущих вред, убытки или другие негативные последствия, создающие угрозу данных последствий;
  • восстановительные – способы, направленные на признание конкретных прав субъектом, на восстановление положения, существующего до нарушения права (признание сделки недействительной, признание права, присуждение в натуре к исполнению обязанности, компенсация морального вреда и возмещение убытков и др.);
  • штрафные – способы, направленные на использование мер ответственности (нормативно установленных санкций) против нарушителя за противоправное деяние (взыскание процентов за пользование денежными средствами, взыскание неустойки, конфискации, обращение незаконно полученных доходов и др.).

В процессе рассмотрения и разрешения спора процессуальные способы защиты о нарушенном праве гарантируют и обеспечивают защиту интересов и прав предпринимателей.

Процессуальные способы защиты: право обращения по защите нарушенных ПП к компетентному органу; право на установление компетентного органа для разрешения спорных вопросов (в договорном порядке) и т. д.

Самостоятельным способом защиты прав выступает самозащита. ГК предусматривает, что способы самозащиты не должны выходить за пределы необходимых для его пресечения действий, должны быть соразмерны содеянному. Предприниматель имеет право предпринимать превентивные охранительные меры, обеспечивающие защиту от посягательств его интересов.

Законное урегулирование проверок

В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя.

Кроме того, проверки подразделяются на:

  • Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки).

  • Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это:
  1. поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
  2. поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  3. уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
  4. невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  5. нарушение прав потребителей;
  6. нарушение требований к маркировке товаров;
  7. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  8. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия.

В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

  • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
  • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
  • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля.

По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней.
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают:

  • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
  • презумпцию добросовестности:
  • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
  • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
  • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
  • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
  • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
  • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны:

  1. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  2. соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  3. осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  4. осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную – при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  5. не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  6. предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  8. строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  9. строго соблюдать сроки проведения проверки;
  10. доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  11. не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  12. при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  13. произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя.
Читайте также:  Налоговый вычет за лечение зубов

Цели защиты прав предпринимателей

Основная цель защиты предпринимателей – это восстановление их нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Конечно, можно сказать, что предприниматели могут сами обратиться за защитой своих прав в иные органы, например, в прокуратуру или в суд. Однако, не стоит забывать, что предприниматели могут быть высококвалифицированными специалистами в своей области, но при этом ничего не понимать в юридических вопросах. Может быть так, что предприниматель не знает, как ему защитить свои права, что делать в конкретной ситуации, и тогда он может обратиться к уполномоченному. Уполномоченный в свою очередь может дать разъяснения, как предпринимателю защитить свои права или же может оказать содействие в защите его прав.

В целях защиты прав предпринимателей уполномоченный также осуществляет контроль за тем, чтобы соблюдались права и интересы предпринимателей.

Формы защиты прав предпринимателей

Главная цель защиты бизнеса — признание или восстановление прав предпринимателей. Для достижения данной цели используются правовые механизмы, закрепленные на законодательном уровне. К способам защиты относятся:

  • штрафные санкции в отношении нарушителя-ответчика — взыскание неустойки, конфискация, компенсация и т. д.;
  • признание права — восстановление, признание сделки недействительной, возмещение понесенных убытков и т. д.;
  • процессуальные методы — обращение в компетентные органы для защиты прав, например, к омбудсмену по правам предпринимателей.

Существует две основные формы защиты прав предпринимателей:

  • Судебная — к ней относятся суды общей юрисдикции, арбитраж, Верховный и Конституционный суды.
  • Внесудебная — предполагает осуществление защиты предпринимательской деятельности субъектов бизнеса вне рамок судебного процесса. К такой форме относятся третейский суд, международный коммерческий арбитражный суд, нотариальная защита, внесудебное урегулирование.

Формы защиты прав предпринимателей

Спорные ситуации решают без обращения в суды или в судебном порядке. Свои особенности имеет и защита предпринимателей при проведении проверок – это мероприятие вызывает у многих ИП беспокойство. Здесь предпринимательские права и интересы закреплены в федеральном законе № 294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля». Госконтроль должен осуществляться после уведомления, недопустимы проверки одного типа различными органами, а все необходимые предпринимателю в ведении бизнеса правовые акты должны быть доступны.

Судебная форма защиты проходит через следующие инстанции:

  • Конституционный Суд Российской Федерации. В Конституционный Суд ИП может обратиться, когда властные органы и органы самоуправления на местах нарушают его права и свободы, закрепленные в российской конституции.
  • Арбитражные суды. Обратиться в арбитражный суд можно, если спор возник между предпринимателем и вторым юридическим лицом, но только в целях защиты экономических прав, деятельности ИП.
  • Суды общей юрисдикции. В компетенцию судов общей юрисдикции входят вопросы, касающиеся нотариальных действий, в том числе в случае отказа их совершения, а также восстановления прав по ценным бумагам, которые были утрачены.

Если спор решают без судебного разбирательства, актуальны такие формы:

  • Третейский суд. Любые спорные ситуации, вытекающие из гражданских правовых отношений, рассматриваются в третейском суде.
  • Нотариальная защита. Такая защита проходит согласно «Основам законодательства Российской Федерации о нотариате» – в ее процессе закрепляют гражданские права или восстанавливают право, которое было нарушено.
  • Досудебное урегулирование. Принципы защиты здесь следующие: ИП должен выступить с письменной претензией к нарушителю, перед тем как обратиться в суд. В подавляющем большинстве договоров этот пункт прописывают.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности

2) федеральный государственный контроль (надзор) — деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом;

3) региональный государственный контроль (надзор) — деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;

4) муниципальный контроль — деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации;

5) мероприятие по контролю — действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда;

Читайте также:  Расчет транспортного налога за 2022 в 1С (28.02.2023)

6) проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

7) эксперты, экспертные организации — граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю;

8) уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности — документ, который представляется зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти и посредством которого такое юридическое лицо, такой индивидуальный предприниматель сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль

1. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

2. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:

1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ пункт 2 части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

2) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля;

3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Надзорные каникулы, закон о запрете проверок малого бизнеса

Не секрет, что от постоянных проверок представители бизнеса, особенно малого, терпят неудобства. Для облегчения участи малого бизнеса в 2015 году были приняты изменения в закон № 294-ФЗ.

По этим изменениям с начала января 2016 по конец декабря 2021 года не должны осуществляться проверки планового характера в отношении юр. лиц, ИП, отнесенных к малому бизнесу.

Это новое положение получило название «надзорные каникулы», поскольку предоставляет некоторым субъектам возможность «отдохнуть» от проверок.

Однако важно учитывать следующие особенности изменений:

  • они касаются только проведения запланированных проверок, а от неплановых в этом случае никто не застрахован;
  • запрет проверок вводится только в отношении представителей малого бизнеса;
  • этот режим действует не на все виды контроля, в частности, налоговый, таможенный контроль, контроль за оплатой взносов во внебюджетные фонды, прокурорский надзор;
  • существуют исключения из общего правила, например, для бизнеса в сфере здравоохранения, образования, тепло– и энергоснабжения (приказ).

Кроме того, проверки могут проводиться проверки тех субъектов, которые в прошлом привлекались к административной ответственности, были лишены специального разрешения (лицензии).

Сертификат административной целевой программы «предприниматель и закон»

Следует отметить, что в соответствии с законом № 294-ФЗ проверки проводятся по определенным правилам. В частности, плановые проверки проводятся не чаще раза в три года. При этом планы их проведения следует представить на официальных сайтах органов.

При посещении организации проверяющему нужно представиться, предъявить документы. На все эти моменты ИП и юр. лицам стоит обращать особое внимание. В практике встречались случаи, когда предпринимателям предлагали сертификат административной целевой программы «Предприниматель и закон».

Он удостоверяет, что деятельность указанных лиц осуществляется без допущения нарушений интересов граждан-потребителей. Выдается сертификат организациями по защите прав потребителей, причем иногда и за плату. Хотя фактически он не является официальным удостоверением проверяющих, и никакой силы он не имеет.

Формы юридической защиты

Юридическая защита прав предпринимателей в нашей стране осуществляется фирмами и организациями, которые специализируются на законах о бизнесе. Законодательная база в этом отношении еще не совершенна в России, но все вышеизложенные факты говорят о том, что процесс сдвинут с мертвой точки. В судебной практике уже известно достаточно много дел, когда предприниматели выигрывают не только дела у нерадивых представителей власти, но и у самого государства. По их инициативе меняются законы, вносятся дополнения и пояснения. Если предприниматель заботиться о юридической чистоте своей деятельности, то в его штате должен быть грамотный юрист. Он должен не только знать существующие законы, но и своевременно отслеживать все изменения.

Юридическая защита прав предпринимателей может осуществляться и специализированными консалтинговыми фирмами, с которыми заключают договоры ИП. Предприниматель сам вправе решать, в каком объеме и за какую стоимость он наймет юридическую фирму. Но надо знать, что существует как абонентское обслуживание, так и обслуживание по факту необходимости. Но основные понятия работы на рынке и их юридические аспекты предприниматель должен знать сам.

Очень полезно для этого пользоваться информационными системами типа «Гарант», «Консультант» и другими. Они, конечно, являются платными, но цена за их использование ничтожна по сравнению с той пользой, которую они могут принести. Здесь вы найдете все документы, которые помогут вам правильно вести себя при проверке, познакомят вас с основными видами экономического мошенничества и защитят вас от них. Здесь так же много информации по безопасности вашего бизнеса. Поэтому очень важно держать руку на пульсе и вовремя изучать документы, если хотите работать в правовой зоне.

В следующем видео приведено интервью старшего прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генпрокуратуры в УрФО Казаковой Н.В. о работе органов прокуратуры Уральского федерального округа по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Риски и угрозы для предпринимателей

Предпринимательство всегда несет за собой определенные риски и угрозы и их можно разделить на группы, в которых могут происходить нарушения в отношении к бизнесу:

  1. Государственные структуры и их сотрудники;
  2. Учредители и партнеры;
  3. Потребители и клиенты;
  4. Люди, нарушающие закон.

Чаще всего риск образуется в состоянии неопределенности, когда владелец бизнеса только пришел на рынок или внедрил неизученные технологии. Это может произойти и в результате ошибочной информации, которой владеют руководители или незнания текущего положения дел. Эксперты отмечают основные причины того, почему это может произойти:

  1. Новые законы страны;
  2. Ухудшение политической структуры;
  3. Высокая конкуренция;
  4. Низкий спрос на товар или услугу;
  5. Ненадежные партнеры;
  6. Климат региона.

К внешним рискам относят все то, на что предприниматель повлиять не в состоянии:

  • Политические

Связаны с ситуацией в стране и работой органов власти (конфискация имущества, война, революционные действия и т.д.)

  • Природные

Возможные стихийные бедствия, потопы, пожары и землетрясения.

  • Законодательные

Изменения действующих законов, которые способны ухудшить положения компаний.

  • Макроэкономические

Связаны с развитием экономики в стране и мире. Несут за собой валютные, инфляционные и процентные риски.

Внутренние риски можно разделить на три категории:

  • Коммерческие

Появляются в результате ошибочного маркетингового анализа, из-за которого компания не может реализовать всю продукцию и в случае недооценки конкурентов на рынке.

  • Производственные

Связаны с технологическими процессами и с уровнем квалификации сотрудников. Могут возникнуть и в процессе проверки и анализа контрагентов.

  • Кадровые

Связаны с некомпетентными сотрудниками, которые затрудняют работу из-за своей некомпетентности.

  • Финансовые

Связаны с платежеспособностью потребителей или с изменением курса валют.

  • Риски по времени существования
Читайте также:  Обязателен ли кадастровый паспорт при продаже квартиры и когда он не нужен?

Статья 7. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок

1. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:

1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;

3) информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

4) подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

5) принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья, сфере образования, социальной сфере, а также совместных проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при проведении совместных плановых проверок;

6) повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.

3. Плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается.

4. Органы государственного контроля (надзора) взаимодействуют с саморегулируемыми организациями по вопросам защиты прав их членов при осуществлении государственного контроля (надзора).

5. Ежегодно органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в электронной форме, и его представление в Правительство Российской Федерации.

6. Часть 6 статьи 7 утратила силу с 1 августа 2011 г. согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ.

7. Доклады органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля представляются в указанный в части 5 настоящей статьи уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти посредством федеральной государственной информационной системы, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством Российской Федерации.

8. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок запрашивают и получают на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

9. Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований и предоставление указанных сведений предусмотрено федеральным законом.

10. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Статья 16.1. Контрольная закупка

1. Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

2. Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

3. Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона для проведения внеплановых выездных проверок. При осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено проведение контрольной закупки в соответствии с заданиями руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

4. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, проводится по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.

5. Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

6. О проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований акт о проведении контрольной закупки также представляется для подписания представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка. При отказе представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя от подписания акта о проведении контрольной закупки в акт вносятся сведения об отказе от совершения подписи.

7. Юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.

8. Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.

9. Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Сертификат административной целевой программы «предприниматель и закон»

Следует отметить, что в соответствии с законом № 294-ФЗ проверки проводятся по определенным правилам. В частности, плановые проверки проводятся не чаще раза в три года. При этом планы их проведения следует представить на официальных сайтах органов.

При посещении организации проверяющему нужно представиться, предъявить документы. На все эти моменты ИП и юр. лицам стоит обращать особое внимание. В практике встречались случаи, когда предпринимателям предлагали сертификат административной целевой программы «Предприниматель и закон».

Он удостоверяет, что деятельность указанных лиц осуществляется без допущения нарушений интересов граждан-потребителей. Выдается сертификат организациями по защите прав потребителей, причем иногда и за плату. Хотя фактически он не является официальным удостоверением проверяющих, и никакой силы он не имеет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *