Новые правила регистрации маломерных судов 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила регистрации маломерных судов 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для номерных знаков плавсредств малого размера в ГИМС также существуют определенного рода правила, которые необходимо выполнить владельцу. В этом вопросе, придерживаясь ранее взятого образца, конечно, проведем череду сравнений и в этой области. Раньше, например, в 2021 году регистрационный номер представлял собой совокупность семи различных знаков. Здесь использовались как цифры, так и буквы. Этот номер должен был наносится на обе стороны судна: внутреннюю и внешнюю.

Главные изменения 2022 года, которые действуют и в 2023-ем

  • Утратил силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.

В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается с 2022-ого с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.

Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:

  • Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
  • Заявления о регистрации будут приниматься, в основном, через портал Госуслуг.
  • Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и (по желанию) бумажный. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4. Оба выданных варианта будут иметь одинаковую силу.

По сути, в период 2022-2023 мы официально и повсеместно перешли на единый электронный Реестр со всеми плюсами и минусами современных технологий. Это принципиальный момент, который позволяет понять те нововведения, с которыми нам жить в 2023.

Техосмотр маломерных судов в 2021 какие документы нужны для техосмотра

Министерства транспорта РФ об утверждении правил плавания по внутренним водным путям РФ.

Здесь нужно сказать, что составлен определенный и довольно ограниченный перечень водных объектов, которые подпадают под внутренние водные пути. Требование об обязательном наличии на судне УКВ радиостанции не распространяется на маломерные суда, которые будут эксплуатироваться за пределами внутренних водных путей.

Надо понимать, что, допустим, Волга — это внутренний водный путь, а какой-нибудь приток Волги не является внутренним водным путем. Какие действия может предпринять инспектор ГИМС, если на воде судоводитель отказывается останавливаться, предъявлять документы или вообще начинает убегать от инспектора? Стрелять он имеет право? Амаяк Нуникян: Нет.

У государственного инспектора по маломерным судам отсутствуют полномочия по задержанию нарушителей. 3. документ, удостоверяющий личность заявителя; 4. документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения маломерным судном; 5.

техническую документацию на переоборудование маломерного судна (в случае переоборудования маломерного судна). Основанием для получения отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию является заключение о годности маломерного судна к плаванию в определенном районе безопасного плавания маломерного судна в морских, прибрежных морских и внутренних водах. Перечень вопросов, наиболее часто задаваемых гражданами по регистрации и аттестации 1.

Важно Инспекторы Центра ГИМС МЧС России по Республике

Необходимо ли регистрировать лодки ПВХ?

С 2021 года на территории Российской Федерации действуют новые правила регистрации маломерных плавательных судов, к которым относят и надувные лодки ПВХ. Отметим, что не имеет значения, из какого материала сделано плавсредство – дерево, металл, ПВХ, пластик и другие. Ключевым критерием обязанности в регистрации являются технические характеристики лодки. Кроме этого, регистрации подлежат плавсредства, которые используются для некоммерческих целей – туризма, охоты, рыбалки.

Маломерным считается судно, длина которого не превышает 20 метров и вмещает на борту не более 20 человек. Масса плавсредства не должна превышать 200 килограмм, с учетом веса мотора. Мощность двигателя должна быть не меньше 8 кВт (примерно 11 лошадиных сил).

Если ваша ПВХ лодка отвечает вышеперечисленным критериям ее необходимо ставить на учет в ГИМС. Остальные плавсредства регистрации не подлежат. Для управления зарегистрированным судном понадобятся соответствующие права. Если у лодки была старая регистрация, желательно снять ее с учета и зарегистрировать заново.

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2020 — правовая база

Весной 2022 года в СМИ появилась информация, что специалистами МЧС России разрабатывается новый проект ФЗ «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, будет изменен ряд понятий о судоходстве «маломерок» и их правовом статусе. Также планируется корректировка критериев определения маломерных судов, не подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, т.к. действующий регламент толкуется неоднозначно.

Однако, с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2022 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Однако, не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов, которые, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2022 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2022 года.

Правила водного движения маломерных судов 2021

Однако с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2021 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Но не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов.Эти правила, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2021 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2021 года.

Читайте также:  Какие Льготы Сохранили Чернобыльцам В2021

Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.

Маломерные суда в 2022 году будут регистрировать по новым правилам

Функцию ГИБДД на воде исполняют несколько организаций. В первую очередь — ГИМС, которая не только регистрирует лодки и выдаёт права, но и патрулирует водоёмы. Всегда помните о том, что инспектор ГИМС может в любой момент потребовать права у человека, который управляет судном. Если документов не будет, то придётся заплатить штраф от 10 000 до 15 000 рублей.

«Узнать инспекторов ГИМС просто: отличительный знак на патрульных катерах — оранжево-голубая полоса, ведь они относятся к МЧС», — пояснил Алексей Смирнов.

Также можно встретить водную полицию — это линейные отделы Министерства внутренних дел на водном транспорте. У них тоже есть катера и полномочия надзора над маломерными судами. Если документы на лодку или её владельца будут не в порядке, то судно могут задержать и поместить на штрафстоянку.

Новые Правила точно определяют, на какие суда они распространяются. Вместо длинного перечня со множеством малопонятных формулировок (вроде «иные плавучие объекты вместимостью менее 80 т с главными двигателями мощностью менее 55 кВт») теперь дано простое и ясное определение маломерного судна, точно такое, как в КВВТ (ст. 3) и КТМ (ст. 7).

Маломерное судно — ​судно, длина которого не должна превышать 20 м и общее количество людей на котором не должно превышать 12.

Таким образом, речь идет обо всех яхтах и катерах без исключения, независимо от того, подлежат ли они государственной регистрации и требуется ли судоводителю удостоверение на право управления ими. Проще говоря, новые Правила обязательны для всех: от байдарки до моторной яхты длиной 20 м с парой мощных двигателей.

Наконец-то получен однозначный ответ на вопрос: «Когда обязательно надевать спасательный жилет?»

П. 11
При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:
а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);
б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 м включительно;
в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;
г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

Всё! Конец спорам и разногласиям с сотрудниками ГИМС. Например, во время шлюзования, находясь на открытой палубе моторной яхты длиной, скажем, 40 футов, надеть спасательный жилет должны все без исключения: и судоводитель, и пассажиры. Несколько странным выглядит требование об обязательном нахождении в спасательных жилетах на лодках длиной до 4 м. А если лодка длиннее? Почему именно четыре, а не шесть? Ответов на эти вопросы нет, значит, просто необходимо следовать правилу.

Появились нормы, регулирующие любимое многими развлечение — ​катание на вейкбордах и водных лыжах. Теперь для этого придется «сообразить на троих» — ​и это минимум. Кроме судоводителя и лыжника/вейкбордиста, на борту должен быть специальный человек, наблюдающий за последним.

П. 12
— При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя, на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.
— Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющим маломерным судном, соответствующих решений.

В прежних Правилах этому вовсе не было уделено никакого внимания, и к новации можно относиться по-разному. Кто-то увидит здесь дополнительный повод для придирок ГИМС, но на самом деле это полезное нововведение напрямую связано с безопасностью. Буксировка человека моторным судном — ​рискованное занятие: для буксируемого опасность может возникнуть и от проходящих рядом судов, и из-за ошибки судоводителя. В новом документе появилось множество норм, регулирующих управление лодками/гидроциклами при буксировке райдеров и аналогичных вариантах использования буксировочного троса. Водные развлечения в последнее время стали очень популярными и распространенными, но легкомысленное и даже пренебрежительное отношение к правилам безопасности при буксировке людей или катании на аквабайках становится причиной происшествий, в которых страдают и участники катания, и совершенно посторонние люди. Новые правила четко устанавливают запрет для буксировщиков и гидроциклов приближаться к пляжам.

Еще один вопрос, давно требовавший новых подходов, — ​правила плавания маломерных судов в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, сумерки). Новый документ учитывает возможность установки на них современного навигационного оборудования и снимает необоснованные ограничения.

П. 13
При плавании на маломерных судах запрещается:
у) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях при ограниченной (менее 1 км) видимости, за исключением судов, использующих радиолокационное оборудование.

Итак, при наличии радара на маломерном судне теперь можно идти в условиях ограниченной видимости, что совсем неплохо, поскольку в длительном плавании время — ​немаловажный фактор. И пусть вас не удивляет, что такое разрешение находится среди запретов: так уж пишут у нас нормативные акты — ​по принципу «разрешено то, что не запрещено или прямо исключено из числа запретов».

Замена удостоверения на право управления маломерными судами

Услугу предоставляет: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

Стоимость услуги:

  • 650 рублей – Замена удостоверения, в случаях, предусмотренных законодательством.

Срок выполнения услуги: 5 рабочих дней

Читайте также:  Завещание совершенное в чрезвычайных обстоятельствах

Документы, необходимые для получения услуги

  • Личная карточка судоводителя
  • Медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (транспортным средством)
  • Две фотографии размером 3×4 см

Результатом предоставления государственной услуги является:

  • Выдача оформленного удостоверения производится после представления судоводителем личной карточки судоводителя с отметкой о проверке навыков практического управления маломерным судном и квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу удостоверения на право управления маломерным судном, под личную роспись судоводителя в журнале учета выдачи удостоверений, который ведется в инспекторском подразделении.

Срок действия документов для ГИМС

Бумага, подтверждающая прохождение медицинской комиссии, действительная в течение года. Справку рекомендуется сделать заранее, чтобы в гимсе на продлении прав бланк уже был на руках.

Любые виды необходимо менять по истечении 10 лет. Права на лодку в новом варианте утверждены в 2015 году, однако, обмен в связи с этим не нужен. Старые документы считаются действительными до истечения срока.

Заменять удостоверение рекомендуется в своевременные сроки, но если документ просроченные, платить штраф не придется. Наказание предусмотрено только за управление маломерным судном с недействительным документом на руках. Если срок документа закончился, водитель не управляет судном, штрафа не будет.

Санкции за использование недействительного документа невелики, но составляют большую сумму, чем госпошлина. За нарушение инспекторы выписывают 1000 рублей.

При этом не имеет значение давность просрочки по правам. Если по истечении 10 летнего срока не было замены прав и документ необходим, можно в любое время подать заявку, пройти медкомиссию и оплатить государственную пошлину.

При неиспользовании плавательного средства, лодку рекомендуется снять с учета. Это удобно сделать через портал государственных услуг. Посещение ГИМС при этом исключается вовсе, никакие бумаги собирать не нужно. Чтобы не стоять в очередях и в других государственных учреждениях, необходимо подтвердить учетную запись в МФЦ. Затем предпринимается следующий порядок действий:

  • вход в личный кабинет;
  • поиск услуг ГИМС;
  • выбрать «Исключение судна из реестра;
  • ознакомление с информацией;
  • заполнение данных о судне;
  • проверка сведений и отправка заявления;
  • оплата государственной пошлины.

Нередко снятие маломерного судна с учета производится в связи с его продажей. В этом случае придется посетить ГИМС, причем с новым владельцем вместе.

Документы для перерегистрации идентичны первичному пакету бумаг. Продлить действующие права при этом не нужно, с ними можно плавать и на новом судне.

Замена прав на управление маломерным судном

Согласно пунктов 22 и 37 Административного регламента действительность документов с ограниченным сроком действия является необходимым условием их приема для предоставления государственной услуги по аттестации, а представление заявителем документов с истекшим сроком действия является основанием для отказа в приеме таких документов. Между тем, представление заявителем неполного комплекта документов, или документов с истекшим сроком действия не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по аттестации, поскольку в соответствии с пунктом 38 Административного регламента в случае выявления при представлении входных документов несоответствий заявителю указывается на ошибки и назначается время повторного представления входных документов.

Желательно выделить отдельное помещение, где лодка будет дожидаться следующего сезона. Изделие не должно соприкасаться с другими вещами. Желательно не сворачивать плавсредство в тугой сверток. Иначе увеличится вероятность растрескивания материала. Лодка должна быть свободно свернутой или частично наполненной воздухом.

Нельзя допускать, чтобы на поверхность материала попадала вода. Следует выбрать для хранения не затапливаемое помещение с нормальным уровнем влажности. В противном случае скопившаяся влага превратится в лед и будет разрушать ПВХ. Установить лодку можно на постамент или ровную поверхность.

Хранить лодку можно и гараже, и в городской квартире. Однако, минусовые температуры не пойдут на пользу. Надувное судно крайне нежелательно оставлять вблизи отопительных приборов и тем более, около открытого огня. Не ставьте на дно тяжелые предметы, даже если держите судно дома, в тепле.

Лодки с мотором которые не требуют регистрации и прав

К вопросу о том, какие надувные (и не только) лодки сейчас не требуют регистрации в ГИМС. Как указано в законе №36, не подлежать государственной регистрации маломерные суда массой до 200 кг. Это именно взвешенная масса, а не грузоподъемность. Согласно этому закону теперь такие моторные лодки как “Казанка“, “Обь” и “Крым” можно уже не регистрировать. Но здесь есть несколько “НО”. 200 кг. это лодка со всем необходимым оборудованием, полностью укомплектованная. Паспортная масса тут не прокатит. Т.е. вы ставите на лодку все, что вы с ней используете и потом взвешиваете. Если, к примеру, вы ходите под мотором, то он также является частью комплектации лодки и соответственно увеличивает ее итоговую массу. Так, что имея лодку весом в 190 кг., на которой установлен мотор в 15 л.с., который весит 35 кг., то в итоге мы имеем уже 225 кг. и соответственно такое маломерное судно подлежит регистрации в ГИМС. ГОСТ 19356- 79 как раз это четко определяет: «Массу суд­на, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием».
Что касается технического освидетельствования, то можно сказать так “нет регистрации – нет ТО”. Но и тут есть оговорка. Новый порядок освобождает от проведения ТО такую категории судов как “гребные лодки, используемые на внутренних водах”. Так что, владельцы гребных лодок, теперь смогут спать чуть спокойнее. Правда если ваша деревянная гребная лодка весит больше 200 кг., ее все равно надо ставить на учет.

И самый популярный вопрос: Нужно ли иметь права на управление если у меня на лодке мотор мощностью 10 л.с.? Во-первых, в законе ничего о лошадиных силах не знают, мощность у нас измеряют киловаттами. Если мощность вашего мотора не превышает 8 кВт, то права на управление вам получать не нужно. А 8 киловатт это 10,88 л.с. Владельцы Ямах 9.9 слышу выдохнули с облегчением.

Резюмируя: Если у вас судно (надувная лодка, каркасная лодка, катер) весит в снаряженном состоянии (вместе с мотором) не более 200 кг. и мощность мотора не превышает 10 л.с. то вам беспокоиться не о чем, ни куда ходить не нужно и ничего регистрировать от вас не требуется.

Штрафы на воде для маломерных судов и их владельцев 2021

В прошлом году был принят Федеральный закон 217-фз от 27.07.19 о внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях. Были существенно увеличены штрафы и наказания , в том числе связанные с маломерными судами.

Читайте также:  Как пенсионерам индексируют пенсию после увольнения в 2023 году

Поскольку близится открытие навигации на всех водоемах страны, то полезно будет напомнить о том, что и как будет наказываться. Например, если раньше лишение прав на управление маломерным судном следовало только за управление судном в нетрезвом виде, то сейчас увы, перечень расширился существенно. Но, пожалуй сделаем обзор по порядку, комментируя, как может применяться та или иная статья.

Статья 11.7. Нарушение правил плавания

Для нас, водителей маломерных судов, актуальна вторая часть этой статьи.

2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков —

влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Видим очень большой разброс наказаний за нарушения. От пятисот рублей, до лишения права управления на полгода. А в чем разница? Чем будет руководствоваться должностное лицо, выбирая степень наказания? В теории — степенью тяжести нарушения. То есть, если вы среди белого дня рассекаете водную гладь с неясно читаемым номером, и не создали при этом ни для кого угрозы, то скорее всего «для профилактики» инспектор ГИМС выпишет 500 рублей, если маломерное судно ночью будет без огней стоять на судовом ходу, подвергая риску и себя и мешая проходящим судам, то скорее всего это будет лишение прав. (Это в лучшем варианте, если не причинен никому ущерб, и угроза движению не реализовалась в аварию)

Существует распространенное заблуждение, что инспекция ГИМС смотрит только за зарегистрированными судами. Отнюдь, есть четкое примечание в кодексе к этой статье :

Примечание. Под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Всё! Никаких «зарегистрированных в установленном законом порядке». Любое судно попадающее под эти критерии не должно нарушать правила, другое дело, что при отсутствии прав нельзя лишить и права управления.

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Что это означает в переводе с казенного на русский? Вроде понятно — ТО надо раз в 5 лет проходить, если твоя лодка зарегистрирована, или получаешь штраф. Но вот два острых момента особенно актуальны :

1- «нарушение ограничений по району и условиям плавания». Многие ли из нас помнят, какой район плавания записан у них ? Напомню районы плавания это то , что обозначается буквами МП (морские водные пути), ВВП (внутренние водные пути — то есть реки и озера с обозначенной навигацией),ВП (водные объекты без обозначенных навигационных путей)в правах и судовом билете и, например, если у вас в правах например нет района МП (морские водные пути), то на Финском заливе вас не спасает от штрафа в 5000 рублей даже техосмотр и полная комплектация лодки. Равно как если у вас есть права на МП, но в судовом (пункт 17.1 этой неудобной простыни) не написано «годен на МП», то снова на заливе вас ожидает неприятность означенного масштаба. Но ладно, если б было все так очевидно, но есть еще «условия плавания», которые в судовом билете раньше обозначались как формула, ограничивающая ваши возможности по высоте волн и удалению от берега(укрытия). Теперь эти параметры скрыты в билете за словами «Категория сложности, район плавания», например практически у всех рыбацких маломеров стоит кс IV р IV, что это значит? Это значит, что лодка (катер) может ходить в районах МП и ВВП (ВП- по умолчанию) , относящихся к 4 категории сложности и с требованиями безопасности 4 разряда. А вот что это на практике ограничивает? Оказывается 4 разряд это как раз и есть ограничения по удалению от берега и высоте волны.

Правила регистрации МС

Как говорят эксперты, последний законодательный акт немного «ослабил гайки», и после его принятия перечень МС, не подлежащих обязательной регистрации, заметно расширился.

Регистрировать не нужно:

  • любые безмоторные плавсредства массой до 200 кг (включительно);
  • моторные изделия до 200 кг с мощностью двигателя до 8 кВт, т.е. до 10,88 л.с. (включительно).

Внимание! Вес лодки и мощность мотора определяются по документам (паспорту) лодки.

Материал, из которого изготовлено плавательное средство, значения не имеет. Главное, соблюдать требования по весу. Значит, регистрации не подлежат следующие МС до 200 кг:

  • надувные транцевые лодки;
  • надувные, типа «Турист»;
  • пластиковые;
  • металлические;
  • деревянные;
  • разборные композитные;
  • лодки с электромоторами указанной мощности;
  • различные байдарки;
  • гребные и парусные катамараны.

Документы для юридических лиц

Для юридических лиц регистрация маломерных транспортных средств так же необходима, как и для физических, однако, перечень документов в их случае будет несколько отличатся. Что же в этот список входит:

  1. Все реквизиты организации в письменном виде. Банковские в том числе.
  2. Справка, в которой содержится информация о правах на маломерные суда определенной компании. Здесь должна быть информация о наименовании двигателя, его модели и серии.
  3. Паспорт средства со всеми описанными деталями.
  4. Двигатель также должен иметь свой паспорт.
  5. Заявление должно быть заполнено по определенному образцу. На этом документе должна находиться печать организации-хозяйки плавательного средства.
  6. Доверенность на человека, который будет назначен водителем данного средства, а также приказ о назначении этого человека.

Некоторые правила регистрации маломерного водного судна подверглись изменениям. Однако правила для коммерческих организаций остались прежними.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *