Юридические лица и ИП: количество и состав (2023)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридические лица и ИП: количество и состав (2023)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сначала разберемся с названием. С помощью этого классификатора формируются информационные ресурсы, которые содержат многочисленные сведения и конкретные данные относительно хозяйствующего объекта. Также он помогает при решении аналитических задач в сфере экономики, налогообложения и статистики. Все эти решаемые задачи, так или иначе, связаны с управлением и распоряжением конкретным видом имущества.

  • В — включение в классификатор записей с новыми кодами
  • А — аннулирование записей в классификаторе
  • И — изменение записей классификатора без изменения кодов
  • ИР — внесение правок в позиции или в текст документа классификатора без изменения кодов
Номер Дата приказа Введение в действие Действия
8/2023 14.03.2023 01.04.2023 ИР
7/2023 09.02.2023 01.03.2023 ИР
6/2022 21.11.2022 01.01.2023 В ИР
5/2021 10.09.2021 01.01.2021 ИР
4/2018 24.10.2018 01.01.2019 В А ИР
3/2018 16.10.2018 01.01.2019 ИР
2/2014 12.12.2014 01.01.2015 В А И ИР
1/2013 28.06.2013 01.09.2013 В И ИР

Общероссийский классификатор организационно — правовых форм (ОКОПФ)

  • 10000 — ОПФ коммерч. юрлиц. Состоит из подкодов с 11000 по 19000
  • 11000 — Хоз.товарищества
  • 11051 — Полн. товарищества
  • 11064 — Товарищества на вере
  • 12022 — Хоз.общества
  • 12200 — АО
  • 12247— ОАО
  • 12267 – ЗАО
  • 12300 — ООО
  • 13000 – Хоз.партнёрства
  • 14000 – ПК (артели)
  • 14100 – СПК
  • 14153 – Колхозы
  • 14154 – Рыбартели
  • 14155 – Коопхозы
  • 14200 – ПК
  • 15300 – КФХ
  • 19000 – проч. Юрлица
  • 20220 — код ОПФ некоммерческих юрлиц. Состоит из подкодов с 2 01 00 по 2 12 00
  • 20220 — Потреб. Кооперативы
  • 20221 — Гаражн. Кооперативы
  • 20222 — Жилищн. Кооперативы
  • 20223 – Жилищн. накопительные кооперативы
  • 20224 – Кредитн. Потребкооперативы
  • 20225 – Кредитн. потребкооперативы граждан
  • 20226 – Кредитн. кооперативы 2-го уровня
  • 20227 – ПО
  • И т.д.
  • 30000 – код ОПФ организаций, без прав юрлиц. Состоит из подкодов с 30001 по 30008
  • 30001 — Представительства юрлиц
  • 30002 — Филиалы юрлиц
  • 30003 – Обособл. подразделения юрлиц
  • 30004 – Структурн. подразделения обособлен. подразделений юрлиц
  • 30005 – Паевые инвест. Фонды
  • 30006 – Простые товарищества
  • 30008 – Райсуды, горсуды, межрайон. Суды
  • И иное.
  • 40000 – код ОПФ международн. организаций, работающих в РФ. Состоит из подкодов с 40001 по 40002
  • 4 00 01 Межправительствен. Международн. Организации
  • 4 00 02 Неправительствен. Международн. Организации
  • 50000 — код ОПФ физлиц. Состоит из подкодов с 5 01 00 по 5 02 02
  • 50100 ОПФ для коммерческой деятельности граждан
  • 50101 Главы КФХ
  • 50102 ИП
  • 50200 ОПФ для граждан непредпринимателей
  • 50201 Адвокаты с адвокатским каб.
  • 50202 Частн. нотариусы
  • 6 00 00 – код ОПФ коммерческих унитарных юрлиц. Состоит из подкодов с 6 50 00 по 6 52 43
  • 65000 УП
  • 65100 КП
  • 65141 ФКП
  • 65142 КП субъектов
  • 65143 МКП
  • И другие.
  • 70000 – код ОПФ некоммерч. унитарных. Состоит из подкодов с 70400 по 75505
  • 70400 Фонды
  • 70401 Благотворительн. фонды
  • 70402 НПФ
  • 70403 Обществен.фонды
  • И т.д.
  • АО – уставный капитал состоит из акций, участники АО – акционеры. АО подразделяются на: ОАО, ЗАО.
  • ООО – могут быть созданы одним участником, а могу несколькими. Их капитал разделён на доли.

Коммерческие организации

1. Общие положения о коммерческих организациях.

1.1. Коммерческие организации в ряду прочих искусственных субъектов гражданского оборота являются наиболее распространенными и, пожалуй, главными его участниками и «потребителями» правил о юридических лицах. Участие в гражданском обороте для коммерческих организаций является главной целью и смыслом существования, в отличие от некоммерческих организаций, для которых это скорее необходимость.

1.2. Определение юридического лица как коммерческой организации является исключительной прерогативой законодателя, т.е. юридическое лицо является коммерческой организацией не в силу волеизъявления ее участников, независимо от формы его выражения (например, указания в уставе или принятом единогласно решении), но в силу прямого указания закона.

Виды юридических лиц таблица 2021

В законодательно закрепленную систему организационно-правовых форм входят:

  • две формы предпринимательской деятельности (без образования юридического лица);

  • 7 разновидностей организаций коммерческого характера;

  • 7 видов организаций некоммерческого характера.

Согласно ГК РФ возможны следующие организационно-правовые формы собственности:

  • хозяйственные товарищества;

  • хозяйственные общества;

  • производственные кооперативы;

  • унитарные предприятия.

На практике используются такие виды ОПФ коммерческих образований: общества, товарищества, унитарные предприятия, кооперативы.

В некоммерческих образованиях выделяют такие типы: кооператив, общественная организация, различные фонды, товарищества, ассоциации.

Наиболее распространенные формы коммерческих организаций – это общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Они отличаются особенностями своего создания, природой корпоративных прав, порядком отчуждения долей/акций, требованиями к раскрытию информации и др.

Общие положения, касающиеся обоих типов обществ как юридических лиц, содержатся в главе 4 ГК РФ. Детализированные правила создания и функционирования ООО и АО предусмотрены отдельными федеральными законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

Даже беглое сопоставление указанных законов говорит о том, что АО – это более сложная в администрировании правовая форма по сравнению с ООО. Максимум формальностей и процедур предусмотрен для публичных акционерных обществ (ПАО), сравнительный минимум – для ООО. Непубличные АО занимают среднее положение: являясь полноценными акционерными обществами, они вправе использовать некоторые опции, характерные для ООО. Отсюда, регистрация ООО обычно рекомендуется компаниям малого или среднего бизнеса, а АО – среднего или крупного.

Принцип создания ООО и АО схож – они создаются одним или несколькими учредителями, которые, приобретая статус участников общества, образуют его высший орган управления (общее собрание). В этом заключается корпоративный характер обоих типов обществ.

Количество участников ООО не может превышать 50. Максимальное количество участников АО не ограничено. В обществах обоих типов может быть единственный участник (однако таким участником не может быть другое ООО или АО, состоящее из одного лица).

Участники (в ООО) и акционеры (в АО) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале (для ООО) или акций (для АО).

Участники ООО вправе принимать участие в распределении прибыли общества. Аналогичным образом, акционеры АО имеют право на получение дивидендов.

Как участники ООО, так и акционеры АО могут заключать корпоративные договоры (договоры об осуществлении прав участников ООО либо акционерные соглашения).

Уставный капитал ООО разделен на доли, выраженные в процентах или в виде дроби. Такие доли являются имущественными правами.

Читайте также:  Выбытие основных средств с баланса предприятия

Уставный капитал АО разделен на определённое число акций, удостоверяющих права акционеров по отношению к обществу. Акции являются бездокументарными ценными бумагами. Права на них удостоверяются записями на лицевых счетах у держателя реестра (отдельной организации, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра). Акции могут различаться по своему типу и условиям выпуска и, соответственно, образовывать различные группы акционеров, наделённых разным объёмом прав по отношению к компании.

Минимальный размер уставного капитала для ООО и непубличных АО составляет 10 000 рублей, для ПАО – 100 000 рублей.

Ключевым отличием акций ПАО является возможность их предложения для приобретения неограниченному кругу лиц. ПАО, в отличие от непубличных АО, вправе размещать свои акции посредством открытой подписки.

В то же время, любые АО (а равно и ООО) вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах.

Поскольку доли в ООО (как имущественные права) являются объектами гражданских прав, участник ООО вправе продавать или иным образом отчуждать свою долю или часть доли другому участнику ООО или иному лицу. Однако, действующие участники ООО пользуются преимущественным правом покупки такой доли по цене предложения третьему лицу и пропорционально размерам своих долей.

Сделка по отчуждению долей в ООО требует нотариальной формы, а сведения о произошедших изменениях в составе участников отражаются в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Акционер любого АО вправе отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров и общества. Однако для непубличных АО уставом может быть предусмотрено преимущественное право других акционеров на приобретение продаваемых акций. Кроме того, устав непубличного АО может предусматривать необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акционером АО своих акций третьим лицам.

Таким образом, акции ПАО могут отчуждаться свободно, а акции непубличных АО (в случаях, когда это предусмотрено уставом) – с соблюдением преимущественного права других акционеров и/или при их согласии на отчуждение ак��ий. Если устав таких ограничений не содержит, то акции непубли��ного АО также могут свободно отчуждаться. Переход прав на акции фиксируется только в реестре акционеров и не отражается в ЕГРЮЛ.

Начать знакомство с действующими в России организационно-правовыми формами (ОПФ) следует с четкого понимания термина «юридическое лицо (ЮЛ)».

Итак, ЮЛ это предприятие с обособленным имуществом и правом ответа по обязательствам, которое может от своего имени осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности.

Если проще, то это официально и правильно зарегистрированная компания, которая сама по себе рассматривается как субъект права.

К признакам ЮЛ можно отнести:

  • Государственную регистрацию;
  • Наличие учредительных документов;
  • Наличие уставных документов;
  • Действия в правовом поле;
  • Наличие юридического адреса;
  • Ведение бухгалтерского учета;
  • Подчинение надзорным органам;
  • Выстроенную внутреннюю структуру;
  • Действие органов управления.

Определяющим документом в классификации ОПФ является действующий классификатор организационно-правовых форм – ОКОПФ, согласно которому формы можно разбить на три основные категории:

  1. Коммерческие, с образованием ЮЛ;
  2. Некоммерческие, с образованием ЮЛ;
  3. Без образования ЮЛ.

Такие формы наиболее популярны в нашей стране для ведения бизнеса, а их основной целью является извлечение прибыли. Основными типами для них являются:

  • Товарищества – полные товарищества или основанные на вере;
  • Общества с ограниченной ответственностью – ООО;
  • Акционерные общества – публичные (АО) и непубличные (ЗАО);
  • Унитарные предприятия – с правом хозяйственного или оперативного управления;
  • Партнерства – производственные кооперативы, хозяйственные партнерства и фермерские хозяйства.

К прибыли такие предприятия не стремятся, а их цели предусмотрены уставом. Тут ситуация пограничная, и на самом деле конечная цель всех участников бизнеса – заработок, однако в данном случае он выражается не в количественном, а в качественном эквиваленте. Некоммерческие формы подразделяются на:

  • Потребительские кооперативы;
  • Общественные объединения, в том числе религиозные;
  • Общественные фонды и учреждения;
  • Государственные корпорации;
  • Различные некоммерческие партнерства;
  • Ассоциации и союзы;
  • Различные товарищества, за исключением полных товариществ или товариществ на вере.

Когда и кто присваивает код ОКОПФ хозяйствующему субъекту

Организации и предприниматели получают код ОКОПФ при регистрации.

Код ОКОПФ устанавливается на основании формы собственности, заявленной при регистрации.

При регистрации код ОКОПФ получают:

  • унитарные предприятия;

  • филиалы, представительства, подразделения, действующие без образования юридического лица;

  • коммерческие и некоммерческие организации;

  • международные компании;

  • ИП и физлица, ведущие деятельность не относимую к предпринимательству.

Пример употребления на «Секрете»

«Ретейлер «Лента» сменит юрисдикцию с Британских Виргинских островов на Кипр. Решение о «переезде» одобрило подавляющее большинство акционеров. Также меняется организационно-правовая форма компании — она была частной, а станет публичной. На смену названию Lenta Ltd приходит Lenta Plc».

(Из новости 2019 года.)

«Процедуру раздела бизнеса во многом определяет его организационно-правовая форма. Если муж или жена — индивидуальный предприниматель, при разводе будет поровну делиться всё имущество, приобретённое в ходе бизнес-деятельности. При этом бывшие супруги станут долевыми участниками средств предпринимательской деятельности, например цеха или оборудования, и для продолжения работы им придётся договариваться о совместном управлении. <...> Если один из супругов — совладелец ООО, при разводе его доля также подлежит разделу. Самый негативный для бизнеса сценарий — если разводящийся супруг владеет 100% активов. Раздел компании поровну неизбежно приведёт к спорам относительно управления ООО (решения, кто будет генеральным директором, и т. д.). Если конфликты и не развалят бизнес, то точно парализуют работу компании хотя бы на некоторое время».

Код Наименование Алгоритм сбора
39

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями

40 + 48 + 52 + 53
48 Хозяйственные товарищества и общества 51 + 60 + 64
51 Полные товарищества
64 Товарищества на вере
65 Общества с ограниченной ответственностью
66 Общества с дополнительной ответственностью
60 Акционерные общества 47 + 67
47 Открытые акционерные общества
67 Закрытые акционерные общества
52 Производственные кооперативы
53 Крестьянские (фермерские) хозяйства
Пояснение: сохраняют статус юридического лица на период до 1 января 2013 г.
40 Унитарные предприятия 41 + 42
42 Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
41 Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
70 Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями 76 + 77 + 78 + 80 + 81 + 82 + 83 + 84 + 85 + 86 + 88 + 89 + 93 + 94 + 96 + 97
85 Потребительские кооперативы
83 Общественные и религиозные организации (объединения)
84 Общественные движения
86 Государственные компании
88 Фонды
81 Учреждения 71 + 72 + 73
82 Государственные корпорации
78 Органы общественной самодеятельности
96 Некоммерческие партнерства
97 Автономные некоммерческие организации
93 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
77 Объединения крестьянских (фермерских) хозяйств
80 Территориальные общественные самоуправления
94 Товарищества собственников жилья
76 Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества
89 Прочие некоммерческие организации
71 Частные учреждения
72 Бюджетные учреждения
73 Автономные учреждения
99 Организации без прав юридического лица 87 + 90 + 92 + 95 + 98
79 Исключено. — Изменение N 4/2007
92 Паевые инвестиционные фонды
87 Простые товарищества
90 Представительства и филиалы
91 Индивидуальные предприниматели 91
98 Иные неюридические лица
95 Крестьянские (фермерские) хозяйства

Общероссийский Классификатор Организационно-Правовых Форм (ОКОПФ)

Ниже представлен полный справочник ОКОПФ (Общероссийский Классификатор Организационно-Правовых Форм) на 2017 год. В таблице представлены коды ОКОПФ с расшифровкой наименования хозяйствующего субъекта и его организационно-правовой формы.

Читайте также:  О порядке налогообложения доходов арбитражных управляющих
Наименование ХС Код ОКОПФ
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями 1 00 00
Хозяйственные товарищества 1 10 00
Полные товарищества 1 10 51
Товарищества на вере (коммандитные товарищества) 1 10 64
Хозяйственные общества 1 20 00
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 21 00
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 21 65 — 1 21 66
Акционерные общества 1 22 00
Публичные акционерные общества 1 22 47
Непубличные акционерные общества 1 22 67
Общества с ограниченной ответственностью 1 23 00
Хозяйственные партнерства 1 30 00
Производственные кооперативы (артели) 1 40 00
Сельскохозяйственные производственные кооперативы 1 41 00
Сельскохозяйственные артели (колхозы) 1 41 53
Рыболовецкие артели (колхозы) 1 41 54
Кооперативные хозяйства (коопхозы) 1 41 55
Производственные кооперативы (кроме сельскохозяйственных производственных кооперативов) 1 42 00
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 50 00
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 51 00
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 51 41 — 1 51 43
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 52 00
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 1 52 41 — 1 52 43
Крестьянские (фермерские) хозяйства 1 53 00
Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями 1 90 00
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями 2 00 00
Потребительские кооперативы 2 01 00
Гаражные и гаражно-строительные кооперативы 2 01 01
Жилищные или жилищно-строительные кооперативы 2 01 02
Жилищные накопительные кооперативы 2 01 03
Кредитные потребительские кооперативы 2 01 04
Кредитные потребительские кооперативы граждан 2 01 05
Кредитные кооперативы второго уровня 2 01 06
Потребительские общества 2 01 07
Общества взаимного страхования 2 01 08
Сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие кооперативы 2 01 09
Сельскохозяйственные потребительские сбытовые (торговые) кооперативы 2 01 10
Сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы 2 01 11
Сельскохозяйственные потребительские снабженческие кооперативы 2 01 12
Сельскохозяйственные потребительские садоводческие кооперативы 2 01 13
Сельскохозяйственные потребительские огороднические кооперативы 2 01 14
Сельскохозяйственные потребительские животноводческие кооперативы 2 01 15
Садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы 2 01 20
Фонды проката 2 01 21
Общественные организации 2 02 00
Политические партии 2 02 01
Профсоюзные организации 2 02 02
Общественные движения 2 02 10
Органы общественной самодеятельности 2 02 11
Территориальные общественные самоуправления 2 02 17
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 03 00
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 04 00 — 2 04 04
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 05 00
Ассоциации (союзы) 2 06 00
Ассоциации (союзы) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации 2 06 01
Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации 2 06 03
Союзы (ассоциации) кредитных кооперативов 2 06 04
Союзы (ассоциации) кооперативов 2 06 05
Союзы (ассоциации) общественных объединений 2 06 06
Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов 2 06 07
Союзы потребительских обществ 2 06 08
Адвокатские палаты 2 06 09
Нотариальные палаты 2 06 10
Торгово-промышленные палаты 2 06 11
Объединения работодателей 2 06 12
Объединения фермерских хозяйств 2 06 13
Некоммерческие партнерства 2 06 14
Адвокатские бюро 2 06 15
Коллегии адвокатов 2 06 16
Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства 2 06 17
Ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений 2 06 18
Саморегулируемые организации 2 06 19
Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций 2 06 20
Товарищества собственников недвижимости 2 07 00
Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества 2 07 01
Товарищества собственников жилья 2 07 16
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 08 00 — 2 08 03
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 09 00 — 2 09 08
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 10 00 — 2 10 03
Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации 2 11 00
Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации 2 12 00
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 80 00 — 2 80 08
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 80 10
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 80 12 — 2 80 14
Исключены — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 80 16 — 2 80 17
Исключен — Изменение 2/2014 ОКОПФ Приказ Росстандарта. 2 90 00
Организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица 3 00 00
Представительства юридических лиц 3 00 01
Филиалы юридических лиц 3 00 02
Обособленные подразделения юридических лиц 3 00 03
Структурные подразделения обособленных подразделений юридических лиц 3 00 04
Паевые инвестиционные фонды 3 00 05
Простые товарищества 3 00 06
Районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды) 3 00 08
Организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории российской федерации 4 00 00
Межправительственные международные организации 4 00 01
Неправительственные международные организации 4 00 02
Организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц) 5 00 00
Организационно-правовые формы для коммерческой деятельности граждан 5 01 00
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств 5 01 01
Индивидуальные предприниматели 5 01 02
Организационно-правовые формы для деятельности граждан, не отнесенной к предпринимательству 5 02 00
Адвокаты, учредившие адвокатский кабинет 5 02 01
Нотариусы, занимающиеся частной практикой 5 02 02
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями 6 00 00
Унитарные предприятия 6 50 00
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) 6 51 00
Федеральные казенные предприятия 6 51 41
Казенные предприятия субъектов Российской Федерации 6 51 42
Муниципальные казенные предприятия 6 51 43
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения 6 52 00
Федеральные государственные унитарные предприятия 6 52 41
Государственные унитарные предприятия субъектов Российской Федерации 6 52 42
Муниципальные унитарные предприятия 6 52 43
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями 7 00 00
Фонды 7 04 00
Благотворительные фонды 7 04 01
Негосударственные пенсионные фонды 7 04 02
Общественные фонды 7 04 03
Экологические фонды 7 04 04
Автономные некоммерческие организации 7 14 00
Религиозные организации 7 15 00
Публично-правовые компании 7 16 00
Государственные корпорации 7 16 01
Государственные компании 7 16 02
Отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций 7 16 10
Учреждения 7 50 00
Учреждения, созданные Российской Федерацией 7 51 00
Федеральные государственные автономные учреждения 7 51 01
Федеральные государственные бюджетные учреждения 7 51 03
Федеральные государственные казенные учреждения 7 51 04
Учреждения, созданные субъектом Российской Федерации 7 52 00
Государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации 7 52 01
Государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации 7 52 03
Государственные казенные учреждения субъектов Российской Федерации 7 52 04
Государственные академии наук 7 53 00
Учреждения, созданные муниципальным образованием (муниципальные учреждения) 7 54 00
Муниципальные автономные учреждения 7 54 01
Муниципальные бюджетные учреждения 7 54 03
Муниципальные казенные учреждения 7 54 04
Частные учреждения 7 55 00
Благотворительные учреждения 7 55 02
Общественные учреждения 7 55 05

Организационно-правовые формы предприятий в России

В этой статье поговорим о существующих видах организаций, что более научно называется видами организационно-правовой формы организаций. Имея представление о существующих видах организаций, вы станете лучше разбираться в мире российского бизнеса и сможете выбрать подходящую форму для своей компании, когда это в этом будет необходимость.

Организационно-правовая форма – это форма организации предпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом. Она определяет ответственность по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий. Применяемая в России система организационно-правовых форм отражена в Гражданском кодексе РФ, а также в вытекающих из него нормативных актах.

Читайте также:  Выдача исполнительного листа по правилам ст. 319 АПК РФ

Одним из главных критериев предприятий является классификация по целям деятельности. Выделяют коммерческие организации и некоммерческие организации. Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли с ее последующим распределением между участниками.

Основными видами коммерческих организаций являются:

  1. унитарные предприятия.
  2. хозяйственные общества,
  3. производственные кооперативы,
  4. хозяйственные товарищества,

Некоммерческие организации создаются ради других целей и не преследуют получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К таким целям, как правило, относят: социальные, культурные, образовательные, духовные, благотворительные и др.

ОКОПФ, как орган самоорганизации населения

Поскольку организационно-правовая форма хозяйственных субъектов (и не только) – официально признается законодательством, то должен существовать такой способ регламентирования субъектов хозяйственной собственности, каким является способ регистрации ОКОПФ. Исходя из того, что к ОКОПФ можно отнести любые юридические представительства, которые могут вести свои дела без обращения к установлению юридического лица, в классификаторе код означает только индивидуальный код, который больше нигде не применяется.

Про появлении инициативы какой-либо группы лиц о желании организовать орган сообщества самостоятельно в сельской или городской местностях, совет должен подать обращение жильцов этой местности по месту их жительства. Обращение будет действительно только при условии того, что желающих организовать сообщество будет более 50% населения данной местности. Как правило, лидером такой самоорганизации является инициативная группа, которая будет представлять интересы всех жителей. Обращение подается в виде заявления о создании самоорганизации и протокол жильцов по месту их жительства. В заявлении должно быть указано: основное направление организации и список желающих участников с паспортными реквизитами.

Про создание органа будет поднят вопрос на совете местной конференции. В случае одобрения создания самоорганизации, разрешение предоставляется местным советом. Но совет может дать отказ о создании организации с четко аргументированными нарушениями о подаче прошения.

После одобрения советом про самоорганизацию, проходит легализация сообщества путем регистрации его в ОКОПФ. Для регистрации понадобятся следующие данные: копия разрешения совета, протокол всех жильцов, утверждение жителей, состав членов организации. Затем сельский или городской совет организует правовую помощь и регламентирует созданную организацию.

ОКОПФ, как орган самоорганизации населения

Поскольку организационно-правовая форма хозяйственных субъектов (и не только) – официально признается законодательством, то должен существовать такой способ регламентирования субъектов хозяйственной собственности, каким является способ регистрации ОКОПФ. Исходя из того, что к ОКОПФ можно отнести любые юридические представительства, которые могут вести свои дела без обращения к установлению юридического лица, в классификаторе код означает только индивидуальный код, который больше нигде не применяется.

Про появлении инициативы какой-либо группы лиц о желании организовать орган сообщества самостоятельно в сельской или городской местностях, совет должен подать обращение жильцов этой местности по месту их жительства. Обращение будет действительно только при условии того, что желающих организовать сообщество будет более 50% населения данной местности. Как правило, лидером такой самоорганизации является инициативная группа, которая будет представлять интересы всех жителей. Обращение подается в виде заявления о создании самоорганизации и протокол жильцов по месту их жительства. В заявлении должно быть указано: основное направление организации и список желающих участников с паспортными реквизитами.

Про создание органа будет поднят вопрос на совете местной конференции. В случае одобрения создания самоорганизации, разрешение предоставляется местным советом. Но совет может дать отказ о создании организации с четко аргументированными нарушениями о подаче прошения.

После одобрения советом про самоорганизацию, проходит легализация сообщества путем регистрации его в ОКОПФ. Для регистрации понадобятся следующие данные: копия разрешения совета, протокол всех жильцов, утверждение жителей, состав членов организации. Затем сельский или городской совет организует правовую помощь и регламентирует созданную организацию.

Таблица 4. Предельная численность участников различных ОПФ*

Виды ОПФ Вид лица
Физическое Юридическое
ООО 1-50 хозяйственное общество из 2-х и более лиц
ОДО 1-50** хозяйственное общество из 2-х и более лиц
ЗАО от 1** хозяйственное общество из 2-х и более лиц
ОАО от 1** хозяйственное общество из 2-х и более лиц
ДХО от 1 от 1
ЗХО от 1 от 1
ТНВ от 2 ИП*** (1 полный товарищ и 1 вкладчик) от 1 (только вкладчиком)
ПТ от 2 ИП*** от 2
СПК от 5
ОСПК от 5 от 2
КФХ от 1
ГКП от 1
МП от 1

На что обратить внимание при выборе организационно-правовой формы

Информацией об организационно-правовой форме и изменениях в законодательстве, связанных с созданием предприятий различных форм собственности необходимо владеть для выбора выгодной организационно-правовой формы деятельности.

Перед выбором организационно-правовой формы необходимо определиться со следующими вопросами:

  • Каким образом будет финансироваться компания? Понадобится ли привлечение инвесторов или инвестировать компанию будет только собственник.

  • Собственник желает вести дело самостоятельно или нанимать директора, бухгалтера и других работников?

  • Насколько крупный будет бизнес, какой предполагается месячный и годовой оборот?

  • Какому расчету с контрагентами отдается преимущество: наличному или безналичному?

  • Возможна ли продажа бизнеса в будущем?

От решения этих вопросов зависит форма ведения бизнеса, а также количество форм отчетности и периодичность их сдачи.

Окопф с 2022 года расшифровкой и группой

Каково его назначение Классификатор ОКОПФ требуется не часто, рассмотрим основные ситуации, когда он может понадобиться: Формирование информационных баз данных Которые содержат актуальную информацию о субъектах коммерческой деятельности на всей территории РФ Проведение анализа Формирование аналитических отчетов в сфере статистики, налогообложения и экономической деятельности, которые непосредственно связаны с контролем и распоряжением имеющимися объектами собственности Проведение анализа и составление прогнозов Развития социально-экономической сферы страны Составление обоснованных рекомендаций По регулированию экономических процессов Код ОКОПФ присваивается предприятию в процессе государственной регистрации. Выяснить свой код ОКОПФ организация может посредством обращения с заявкой в орган Росстата или путем заполнения онлайн заявки на официальном портале учреждения статистики.

Система выдает сведения о коде юридического лица, в данном случае речь идет об ООО, на сновании налогового номера общества или его ОГРН. Все что необходимо сделать, это ввести данные об ООО (ИНН или ОГРН) в соответствующую ячейку и дождаться получения информации о присвоенном коде.

Расшифровка и назначение

Классификатор был разработан и утвержден Росстандартом (приказ от 16.10.2012 № 505-ст). Цель создания Классификатора – упорядочить виды предпринимательской деятельности в России и эффективно собирать статистические данные.

Полная расшифровка ОКОПФ 50102 – общероссийский классификатор организационно-правовых форм. Пятизначный код после аббревиатуры указывает на раздел классификатора с определенным типом и видом предпринимательской деятельности. Введение общероссийского классификатора преследовало одновременно несколько целей:

  • сбор более полной информации о хозяйствующих субъектах, работающих на российской территории;
  • сбор статистической информации и получение более подробных данных, необходимых для целей налогового учета;
  • анализ собранной статистики и решения ряда задач в области экономики;
  • прогнозирование текущих и будущих экономических процессов;
  • сбор информации обо всех хозяйствующих субъектах и типах работающих в России предприятий;
  • подготовка рекомендаций для Правительства на основе полученной информации.

Таким образом, классификатор стал полезным инструментом для сбора статистической информации о российских предприятиях, необходимой для статистического и налогового учета.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *