10.3. Нецелевое использование земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10.3. Нецелевое использование земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если участок находится в садовом товариществе, то уставом СНТ и решениями общего собрания владельцев участков могут быть предусмотрены специфические санкции, пояснила адвокат. По ее словам, собственника могут оштрафовать за порчу имущества или даже разведение домашних животных, которые мешают членам товарищества. «Владелец питомцев сначала получит предупреждение от председателя СНТ, его обяжут выполнить ряд мероприятий по устранению причин возникновения претензии. Решить возникшую проблему обычно получается путем обращения к председателю СНТ. Если соседи направят претензию в муниципалитет, власти выделят специалиста для оценки ситуации. Жалобы удовлетворяют, но не всегда, так как отдельные граждане могут направлять претензии «из вредности». Если объективно установить нарушение правил невозможно, дальнейшие жалобы от недовольного соседа будут игнорироваться», — объяснила Тарасова.

По решению главы СНТ за домашних животных

Можно ли признать нарушение по целевому применению ЗУ, если проводимая деятельность не соответствует разрешенному виду?

Признание нецелевого использования участка допустимо, если производимая собственником деятельность нарушает нормы, предписанные для данной категории. То есть земли населённых пунктов предназначены для застройки жилыми домами, здесь недопустимо возводить промышленные предприятия, разводить скотные дворы или использовать таковые под огороды.

Сельскохозяйственные угодья предназначены только для сельхоз мероприятий. Жилые комплексы здесь возводить нельзя. При определённых условиях допускается застройка дачными домиками.

Если строится промышленное предприятие – оно должно соответствовать предусмотренным нормам и отвечать установленной категории земель, соответствуя роду сельскохозяйственной деятельности, например – обработке сельхозпродукции. Другие предприятия здесь возводить недопустимо.

При предоставлении участка указывается его назначение, которое внесено в Росреестр. Это основное доказательство, служащее критерием нормированного извлечения пользы из полученного надела. Нарушение выявляется путём сравнения рода деятельности владельца ЗУ с указанной Росреестром целью использования.

Выявив несоответствие, подать жалобу в администрацию населённого пункта могут соседи по участку и иные заинтересованные лица, чьи права нарушаются нецелевым использованием. Доказать правомочие жалобы они могут поданным на административную комиссию заявлением, с просьбой выявить нарушения, обнаруженные на участке.

Можно ли доказать невиновность и как это сделать?

Если к собственнику или арендатору пришла административная комиссия для составления акта, ему нужно срочно принять меры для исправления сложившейся ситуации:

  1. выполоть сорняки;
  2. навести порядок;
  3. подготовить площадку для начала строительства.

Об этом следует сообщить в земельный отдел (департамент) администрации ещё до вынесения административного предписания. Если всё же такое предписание будет вынесено – в течение 10 дней подать иск в суд по месту расположения ЗУ, чтобы обжаловать решение административной комиссии.

В суд предъявить вместе с выданным предписанием:

  • копии правоустанавливающего и правоудостоверяющего документа на ЗУ;
  • доказательства того, что нарушение исправлено до вынесения решения;
  • квитанцию об уплате госпошлины – 300 рублей.

К доказательствам можно отнести:

  1. свидетельские показания;
  2. фото отчёт о проделанной работе;
  3. договор услуг, если приглашалась бригада рабочих.

В исковом заявлении указать причины, по которым земля не была приведена в порядок вовремя и факт исправления ситуации и оповещения о приведении ЗУ в порядок администрации населённого пункта.

Административная ответственность за нецелевое использование земельного участка

  1. Законодательство предусматривает административное наказание в виде наложения штрафа для лиц, земельные участки которых используются не по целевому назначению (ст. 8.8 закона № 195-ФЗ). По общему правилу, расчет производится следующим образом:
    • как процент от кадастровой стоимости участка; при этом процентный разбег составляет от 0,5 до 2% — в зависимости от субъекта: физическое, должностное или юридическое лицо; также для каждой группы субъектов обязательства установлен свой минимальный порог размера штрафа;
    • в фиксированных суммах от 10 000 до 200 000 руб. (если кадастровая стоимость не установлена) — в зависимости от субъекта правонарушения.
  2. Если земельный участок сельхозназначения не служит для ведения соответствующего производства или иной связанной с ним деятельности, то закон № 195-ФЗ предусматривает иные штрафы для такого случая: расчет происходит в процентах от кадастровой стоимости участка (от 0,3 до 10% — в зависимости от субъекта правонарушения) с установленным минимальным порогом суммы штрафа — см. п. 2 ст. 8.8 закона № 195-ФЗ.
  3. Участки земли, предназначенные для строительства (в т. ч. жилищного), ведения садоводческой и огороднической деятельности в регламентированный федеральным законом конкретный срок должны быть использованы для указанных целей. В противном случае лица, владеющие ими, будут оштрафованы:
    • в процентах от кадастровой стоимости участка: разбег от 1 до 5% в зависимости от типа субъекта обязательства при установленном минимальном размере штрафа;
    • в фиксированных суммах от 20 000 до 700 000 руб. (если кадастровая стоимость не рассчитана) — в зависимости от субъекта обязательства — см. п. 3 указанной статьи.

Таким образом:

  1. Законодательство за использование земель не по целевому назначению применяет административные наказания в форме штрафов.
  2. Сложившаяся судебная практика в части квалификации действий лица по пользованию землей как административного правонарушения по ст. 8.8 КоАП РФ термин «нецелевое использование земель» толкуется как несоответствие фактического использования земли разрешенному использованию по документам, в связи с чем рекомендовано своевременно осуществлять смену вида разрешенного использования земель или перевод земель из одной категории в другую в законном порядке.

Могут ли изъять участок

Если участок долгое время находится в запущенном состоянии, то в будущем его могут изъять. Это возможно, если участок не обрабатывается в течение трех лет, что считается нецелевым использованием земли и подразумевает штрафы в соответствии с ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, отметил зампредседателя коллегии адвокатов города Москвы «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов.

«У земель садового некоммерческого товарищества (СНТ) есть срок обработки. Человек должен обрабатывать свой участок каждый год. Если в течение трех лет дачник не обрабатывает участок, то к нему могут быть применены санкции, предусмотренные ст. 8.8 КоАП. Такой земельный участок может быть впоследствии изъят. В этом вопросе правовой режим СНТ схож с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения. Что касается земель ИЖС, то их человек может не обрабатывать годами, но такая санкция, как «изъятие участка», к нему не может быть применена, как и ст. 8.8 КоАП РФ», — рассказал Тимур Баязитов.

Читайте также:  Щедро и по закону: дарение недвижимости в вопросах и ответах

Прежде чем заброшенный участок изъять, нарушителя обязательно не раз уведомят о том, что объект не используется по назначению, отметил юрист. «К собственнику могут обратиться председатель СНТ, инспектор земельного контроля или муниципалитет. Они же могут обратиться с иском в суд, и уже в судебном порядке может быть принято решение об изъятии земельного участка», — пояснил он.

В теории изъять земельный участок за нерадивое использование могут, но на практике реализовать это сложно, потому что есть право собственности, и оно абсолютно, добавила Софья Волкова из Asterisk. «Неиспользование земельного участка — когда на нем растет бурьян, борщевик, а забор и дачный домик разрушаются — не означает, что дачный участок могут отнять. Максимум — могут выписать штраф. Сейчас нет реального механизма изъятия участка у дачников из-за того, что они не заботятся о них, как нет и судебной практики. Хотя проблема такая существует — в каждом СНТ есть заброшенные дачные участки. Были даже идеи ужесточить контроль за этой сферой. Например, в 2019 году Минэк готовил подобный законопроект, но в итоге его не поддержали», — пояснила юрист.

Штраф за мойку авто на дачном участке

Строго запрещено мыть транспортные средства на территории СНТ. Такое ограничение введено с целью сохранения природы. Технические масла и грязь могут навредить растениям как на вашем, так и на соседском участке. Штраф за это варьируется от трех до пяти тысяч рублей.

«Если вы решили помыть на даче ковер, тут переживать не стоит – это законом не запрещено. При его мытье в почву не будут выделяться вредные вещества для смазывания техники и бензин», – уточнил эксперт.

Штраф за шашлыки, костры и салют

В случае, когда мангал стоит слишком близко к дому, беседке, забору, можно получить штраф размером от двух до трех тысяч рублей. По нормам барбекю позволено устраивать на расстоянии не менее пяти метров от построек и не ближе двух метров к ограждению.

Разводить костры на дачном участке не представляется возможным, так как открытый огонь разрешено разжигать не ближе чем 30 метров от дома, беседки или теплицы. За сжигание травы или листвы на участке можно заплатить до четырех тысяч рублей.

Когда разрешённое использование — возведение жилища, а основная цель — размещение магазина, то при наличии желания и реальной возможности этот момент возможно скорректировать, избежав ситуации: использование земли не по назначению. Разумеется, весьма затруднительно однозначно определить, что получится в итоге.На это влияют разные существенные, объективные и социальные обстоятельства, среди которых:

  • инфраструктура территории;
  • положительное отношение владельцев-соседей;
  • ограничивающие факторы, какое-либо бремя;
  • спецпроект для представления сооружения в эксплуатацию;
  • допустимость проверки инженерных сооружений (газ, вода, электроэнергия);
  • определение границ (межевание, периметр), если под точку планируется часть территории участка.

Существенный момент для принятия решения — мнение проживающих по соседству. «За» должно высказаться более половины жителей в округе, интересы которых могут не совпадать, они вполне могут утверждать нецелевое использование земель, когда этого на самом деле нет. Просто есть нежелание по тем или иным причинам.

Естественно, собственник допускает вероятность отграничить что-то от своего участка под ИЖС и изменить нужный вариант допустимого пользования.

Земли, не занятые под жилище, могут применяться как деловые (коммерческие), если удастся получить дозволение на условно разрешённый вид пользования участка (ситуации нецелевое использование земли не возникнет).

Чем грозит использование земельных участков не по назначению?

Об этом рассказала старший специалист 3 разряда отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области

Екатерина Искоренко.

Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена между категориями в зависимости от целевого назначения участков. Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяется единый федеральный классификатор.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ зафиксированы 7 категорий земель, соответствующих различным целям назначения: участки сельхозназначения; территории населенных пунктов; земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спец.назначения; участки охраняемых территорий; земли, отнесенные к лесному фонду; участки водного фонда; земли, отнесенные к фонду запаса.

Присвоение участку определенной категории, а также его перевод из одной категории в другую осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.

Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою. Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям.

Нецелевая эксплуатация земельных наделов создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом. Поэтому каждый случай нарушения правового режима эксплуатации земельного надела будет выявляться государственными и муниципальными ведомствами, а правонарушитель будет привлечен к санкциям по ст. 8.8 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье:

— в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании;

— для назначения наказания не имеет значения, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования;

— санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории или вида разрешенного использования.

Куда жаловаться, если владелец смежного участка систематически использует землю вопреки разрешенному виду пользования или закрепленной категории? Граждане могут обращаться непосредственно в местные органы власти, в прокуратуру или к государственным земельным инспекторам. Основанием для обращения являются любые факты нецелевого использования – возведение промышленного объекта на землях ИЖС, строительство потенциально опасного объекта на участке сельхозназначения.

Штрафы

Единственным видом санкций по ст. 8.8 КоАП РФ является штраф – его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0,5 до 1 % от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 тысяч рублей), либо от 10 до 20 тысяч рублей (если кадастровая стоимость не определена).

Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах:

— по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельхозназначения;

— по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельхоз.назначения в течение одного года с момента возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца;

— неиспользование участка, выделенного под ИЖС, строительство иных объектов, для огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка.

Административные дела за указанные правонарушения могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами.

Еще до передачи административного материала в суд в адрес собственника или владельца земельного надела направляется требование о прекращении противоправных действий. В этом документе указывается на возможность назначения административных санкций, а также на изъятие участка, используемого с нарушением категории или вида разрешенного пользования.

Читайте также:  Северная пенсия: новые условия выхода

Изъятие участка

Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка. Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения. Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ:

— у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхоз.назначения или ИЖС в течение трех лет либо при нецелевом использовании любых категорий земель;

— за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;

— если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.

Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности. Следовательно, порядок применения указанной меры воздействия будет состоять из следующих этапов:

— выявление факта нецелевого использования – проверка органами прокуратуры или земельного надзора обращения граждан или муниципальных учреждений;

— направление в адрес собственника или владельца требования о прекращении противоправных действий иди бездействия;

— оформление процессуального протокола за нарушение, предусмотренное в ст. 8.8 КоАП РФ;

— рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о наложении штрафа;

— если нецелевое использование или иное нарушение правового режима земель продолжается, в адрес владельца или собственника направляется письменное требование о предстоящем изъятии участка;

— если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги для определения выкупной цены участка;

— при несогласии собственника с предъявленным требованием, изъятие участка происходит через судебные инстанции по иску уполномоченного органа.

Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитывать на выплату выкупной цены за принудительное изъятие. Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли. Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения.

Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц. Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца. Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной ответственности.

Ответственность за ненадлежащее использование участка

Действующим законодательством предусмотрены различные виды правовой ответственности за ненадлежащее использование земель: гражданскую, административную и уголовную. Такую ответственность несут не только законные владельцы, но и к пользователи земель, на которых по договору или законодательным предписанием возложено право и обязанность по использованию недвижимого имущества.

Помимо этого, административные нарушения земельного законодательства подразумевают наложение штрафов, а также имеют следующие последствия для пользователей:

  • признание договоров и финансовых сделок с земельными территориями недействительными;
  • признание недействительными решений о передаче в пользование земель, которые поступают от органов государственного или местного самоуправления;
  • отказ в процессах государственной регистрации территорий или же признание предыдущих регистрационных манипуляций недействительными;
  • привлечение к ответственности физических и юридических лиц, которые нарушают правила эксплуатации или меняют целевое предназначение земель по своему усмотрению.

Обжалование решения об изъятии земельного участка в судебном порядке

Решения об изъятии земельных территорий принимаются государственными исполнительными органами или учреждениями местного самоуправления. Обжалование таких документов возможно лишь при условии, что решение не соответствует всем требованиям действующего законодательства или же нарушает права и законные интересы заявителя.

Право на обжалование решений о принудительном изъятии территорий появляется у физических и юридических лиц с момента получения уведомления о государственной регистрации соответствующего решения. Основанием для обжалования решений об изъятии земельной недвижимости является отсутствие действительной связи между решением органа государственного или муниципального управления об изъятии участка с возможностью реализации права лица на обжалование такого документа.

Основным фактором при рассмотрении судебных исков с обжалованием решений об изъятии территорий является наличие законных оснований для изъятия.

Таким образом, ненадлежащее распоряжение земельными территориями влечет за собой серьезные правовые последствия для всех видов пользователей (владельцев, собственников и эксплуататоров) наиболее распространенным среди которых является изъятие участков.

С 1 июля обо всех таких выявленных фактах в налоговую службу будут сообщать органы земельного надзора. Таким образом, у ФНС появится еще один повод для доначисления земельного налога. Соответствующие изменения зафиксированы в Налоговом кодексе. Однако эта мера вряд ли целесообразна.

По моему мнению, такие подходы свидетельствуют об отсутствии свежих идей и понимания, куда нужно двигаться в земельной политике. Во-первых, государство остается крупнейшим земельным собственником — на его балансе около 92 процентов земель. Среди земель сельхозназначения эта доля существенно меньше — в пределах 20 процентов, так как здесь была проведена массовая приватизация. Но между площадью сельхозугодий, которые числятся по учету, и сельхозугодьями, которые предоставлены сельхозпроизводителям, что называется, дистанция огромного размера. Всего сельхозугодий в стране 222 миллиона гектаров, а предоставлено сельхозпроизводителям 193 миллиона. Вся непредоставленная земля находится в госсобственности, она не может быть используемой. А это 29 миллионов гектаров. Чтобы эти участки могли быть использованы, они должны быть сформированы, зарегистрированы соответствующим образом и выставлены на обзор для всех желающих. Однако ничего из этого не сделано.

В ходе сельхозпереписи 2021 года нашли сельхозпроизводителей, за которыми было закреплено 142,7 миллиона гектаров сельхозугодий из 193 миллионов. А где же остальные? Если их не нашли переписчики, то как найдут контролеры?

Далее. Из земель, которые были закреплены за найденными во время сельхозпереписи производителями, использовалось только 125 миллионов гектаров. С ненайденных площадей налог не платится. С тех, кого не нашли, налог не соберешь. Остается лишь 18 миллионов гектаров. Возникает закономерный вопрос: ради чего затевается вся эта кампания? Ради того, чтобы повысить сумму собираемых налогов или чтобы стимулировать к использованию земель?

Кроме того, не везде то, что числится сельхозугодьями, возможно или целесообразно вводить в производство. Драматически снизилось поголовье крупного рогатого скота, овец и коз, пропорционально этому снизилось использование пастбищ. Разве поможет ввести их в сельхозоборот повышенный налог? Я уверена, что пользователь скорее откажется от такого участка и даже обычного налога за него. Может, и удастся один раз получить большой налог, но во второй раз это вряд ли получится.

Читайте также:  Что нужно знать собственнику при сдаче квартиры в аренду

Чтобы сократить площади неиспользуемых, заброшенных сельхозземель, необходимо разработать целостную земельную стратегию

Все площади посевов культур, на которые есть спрос, растут или как минимум не сокращаются. Практика показывает, что посевы кормовых и поголовье КРС снижались одинаковыми темпами. Так под какие цели можно вовлекать новые площади? Если нет резона производить на новых землях дополнительную продукцию, то это приведет только к отказу от такой земли.

Во-вторых, хотелось бы понять, как будут находить собственников или тех, кому земля передана в пользование, если в ЕГРН нет всех собственников и их участков? Предположим, проверяющие даже выявят, что участок не используется. Однако далеко не во всех субъектах можно легко найти, чей именно этот участок.

Далеко не все заброшенные земли, которые тем не менее числятся сельскохозяйственными угодьями, возможно или целесообразно снова возвращать в производство

В-третьих, кому и как будут вменять повышенный налог? Большая часть земли находится в долевой собственности. Будут каждому дольщику писать извещение? Но в отдельных хозяйствах их сотни. В общем, предлагаемые нововведения сработают, если на территории есть большой спрос на землю, если вся земля от тысяч дольщиков перешла нескольким юрлицам и вся она зарегистрирована по полям и участкам в ЕГРН. И при всем этом есть и неиспользуемый участок. И его хочет использовать сосед. Ему нужно помочь, если хозяин забросил участок. Но если такая идеальная картинка и существует, то в отдельных местах единичных субъектов.

Кроме того, при наших масштабах земельных угодий для выполнения этой задачи нужна целая армия проверяющих. Значит, нужны стимулы. Кроме того, сами признаки неиспользования требуют корректировки. Пока существующие механизмы коррупционноемкие. При такой ситуации непонятно, для чего именно придумана эта инициатива. По моему мнению, чтобы сократить площади неиспользуемых, заброшенных земель, необходимо разработать целостную земельную стратегию как часть экономической. И в ней понуждение к использованию земли может быть лишь одним из механизмов достижения единой цели. Но далеко не первым.

Справка

Сейчас для земель сельхозназначения применяется пониженная ставка земельного налога 0,3 процента. Для всех прочих земель установлена ставка 1,5 процента. Возможность доначислений налога до 1,5 процента существует и сейчас, если доказано неиспользование земель по целевому назначению. Такие судебные прецеденты есть. Но с 1 июля органы земельного надзора наделены правом по своей инициативе сообщать о выявленных фактах нецелевого использования земель в налоговую службу. Кроме того, налоговая служба сможет запрашивать такую информацию у органов земельного надзора. Поэтому случаев доначисления может стать существенно больше. Нововведение не коснется личных подсобных (дачных, садовых и т.п.) участков.

Привлечение к ответственности

За охрану земли и порядок ее использования отвечают специальные органы. Если ними выявлен факт нецелевого использования земли, они действуют по такой схеме:

  • Выявляют факт нарушения. Это может произойти в ходе проверки.
  • Инспектор отправляет нарушителю требование о прекращении действий, нарушающих законодательство.
  • Оформляется административный протокол.
  • Дело рассматривается уполномоченным на это органом или в суде. После рассмотрения выносится постановление о назначении штрафа.
  • Если нарушение не устранено, то владельцу земли отправляется уведомление, в котором говорится о том, что участок будет изъят.

Если собственник соглашается с уведомлением, проводятся публичные торги. Если же он против этого, то проводится принудительное изъятие. Дело рассматривает суд.

Суть, понятия и особенности

Когда нарушается разрешённый вид использования, это обозначает, что землепользователь не только не выполняет свои обязанности как владелец, но и не применяет меры, чтобы культивировать землю, охранять территорию от негативного воздействия, улучшать ее качество.

При использовании земли законодатель требует, чтобы владелец придерживался определенных правил:

  • сохранял межевые и другие специальные знаки, которые устанавливают государственные службы;
  • охранял природные объекты, расположенные на участке (озера, пруды, реки, леса);
  • использовал территорию в течение срока, на который она предоставлена, если это не права собственности или бессрочного пользования;
  • своевременно оплачивал арендную плату, если участок предоставляется на соответствующих правах;
  • соблюдал строительные, градостроительные, противопожарные нормы, санитарные и других;
  • защищал территорию от различных негативных воздействий;
  • распоряжался участком в соответствие с положениями Гражданского и Земельного кодекса.

Государство некоторые территории выделяет для муниципальных нужд, местные власти в свою очередь имеют право предоставлять территории в частные руки. К примеру, если земля выделена садовому товариществу, то выпасать на ней скот нельзя.

Когда территория предназначена для застройки, то заниматься на ней сельским хозяйством никак не получится. Когда луга целенаправленно выделяются для выпаса скота, то возводить на них постройки не разрешат.

Когда требуется возвести многоэтажный комплекс на определенной территории, построить там частный или 1−2-этажный дом также не получится. Если на участке требуется возвести промышленный комплекс, значит строить складские помещения там нельзя.

Контроль за использованием земель осуществляет государство и муниципалитеты, т. е. 2 основных собственника, которым подчиняются госструктуры. Ими должна контролироваться каждая подведомственная территория.

Доказать, что участок используется не по назначению можно в течение 3 лет с момента, как поступила информация о нарушении закона. Это обусловлено сроком исковой давности.

Процедура доказательства делится на несколько этапов для лица, которое обнаруживает нарушения.

Например, ситуация может быть такой:

  • владелец участка видит, что соседней территорией пользуются чужие люди, в то время как настоящий собственник давно на ней не появляется;
  • гражданину потребуется обратиться в полицию или прокуратуру, администрацию и оповестить в письменном виде о нарушениях;
  • в заявлении гражданину необходимо сообщить информацию о себе и собственнике соседнего участка, указать точный адрес земли, и т. д.

Фактически оформить образец заявления о нецелевом использовании земельного участка может лицо, которое знает настоящего владельца.

Изъятие земельного участка за нецелевое использование в Москве

Изъятие земельного участка за нецелевое использование – самая строгая мера наказания за рассматриваемое нарушение. Штраф – напротив, самая распространенная применяемая к нарушителям мера за нецелевое использование земельного участка.

Судебная практика показывает, изъятие участка применяется крайне редко и сопровождается существенными нарушениями. Среди самых распространенных причин изъятия участка выделяют следующие положения:

  • фиксирование осуществления опасной деятельности на территории земельного участка, представляющей опасность для жизни и физического здоровья человека, а также экологической обстановки окружающей среды.
  • снижение плодородной способности земельного участка, предназначенного исключительно для выращивания культур и ведения сельского хозяйства;
  • нахождение территории в неиспользуемой стадии в течение трех лет при условии, что участок выделен для сельскохозяйственных работ;
  • отсутствие строительной деятельности в течение трех лет на участке, выделенном специально для строительства.

Первоначально на собственника налагается взыскание в виде штрафа. Если после выплаты штрафа не зафиксированы попытки устранить нарушение, то земельный участок изымается и выставляется на продажу с помощью публичных торгов.

Стоит понимать, что изъятие участка у физического лица вследствие его неиспользования – нарушение конституционного права, поэтому данное положение применимо только к масштабным сельскохозяйственным угодьям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *