Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему из правил перевозки детей убрали требование про «возраст» автобусов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.
Перевозка в ночное время
Пункт 11 правил регламентирует особенности перевозки детей в ночное время:
12. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускаются организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
Перевозка ночью (с 23 до 6 часов) возможна в следующих случаях:
- К железнодорожному вокзалу, аэропорту или от них.
- Завершение перевозки при отклонении от графика.
- Если перевозка осуществляется на основании правового акта высшего исполнительного органа субъекта РФ.
Дополнительные правила
Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:
-
Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.
-
Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.
-
Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.
-
В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.
-
На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.
-
Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.
-
В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.
Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.
Регулирующие нормы законодательства
Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.
В процессе оформления лицензии информация о перевозящем людей автобусе включается в специальный реестр лицензий и транспортных средств, для чего подаётся отдельное заявление.
Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ
Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору маршрута школьного автобуса? Какие приказы должны быть в школе на перевозку детей школьным автобусом? Какие нужно разработать приказы для организации перевозки детей в школе и необходим ли акт обследования маршрута школьного автобуса?
Ответ: Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
При разработке маршрута для подвоза обучающихся к школе необходимо учитывать, что транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 км от школы. При этом предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»)
Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте следования школьного автобуса должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследование).
По результатам обследования дорожных условий производится составление акта маршрута школьного автобуса, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.
При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. (Методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» письмо Минобрнауки РФ от 29.07.20014 г. №08-988)
Остановочные пункты по маршруту следования школьного автобуса оборудуются указателями, определяющими место остановки автобуса для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей.
Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:
- нерегулируемые железнодорожные переезды;
- ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).
При организации перевозки детей школьным автобусом в школе необходимо издать следующие приказы:
- О назначении ответственного за безопасность дорожного движения при перевозке обучающихся школьным автобусом;
- О назначении сопровождающих при перевозке детей школьным автобусом;
- О режиме работы и отдыха водителя школьного автобуса;
- Об утверждении списка детей, подлежащих подвозу;
- О мерах по предупреждению дорожно- транспортных происшествий;
- О назначении лиц, ответственных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств.
Правила посадки и высадки детей
Для посадки несовершеннолетних пассажиров в автобус и высадки их из автобуса тоже существуют специально разработанные правила:
По имеющемуся списку проверить, все ли дети находятся в автотранспорте.
- Собирают детей в надёжном месте, не меньше чем в 14 км от места непосредственной посадки в автобус.
- Погрузить вещи в специально отведённые для этого места.
- Проверить ручную кладь. Здесь необходимо смотреть на размеры ручной клади, что в ней находится и как упаковано.
- Проинструктировать пассажиров:
- Обозначить, как нужно вести себя во время стоянки и движения автобуса;
- Проговорить порядок посадки и высадки;
- Рассказать о поведении во время ЧС. Особо отметить, что если кому-то из детей станет плохо, нужно немедленно сообщить об этом ответственному лицу.
К тому же сопровождающий должен контролировать и исправлять (если возникнет необходимость) маршрут следования.
Если нужно перевезти большое количество детей, тогда посадка их осуществляется под присмотром шофёра и под руководством ответственных. Сопровождающие приводят детей в организованном порядке к месту посадки, в автобус дети заходят в переднюю дверь. Если дети маленькие, то их строят в пары.
Ответственные поочерёдно усаживают детей на их места. В их обязанности входит проверить, правильно ли уложена ручная кладь. Только после полной проверки вышеперечисленных пунктов, водителя следует проинформировать о завершении посадки.
При остановке из автобуса первыми выходят сопровождающие. Выход детей из автобуса так же происходит через переднюю дверь.
Помните: если вы остановились и дети вышли из автобуса, один из ответственных должен быть около задней части автобуса, а второй – впереди. Количество ответственных лиц в поездке должно быть определено так, чтобы у каждой двери, через которую производится посадка, было по 1 человеку.
как уже говорилось ранее, список детей составляется за 48 часов до поездки. Изменения можно внести, но только до начала движения. Во время движения изменений не может быть никаких. Все изменения вносятся в одностороннем порядке ( это говорит о том, что не обязательно уведомлять об этом организацию-перевозчика). Не соблюдение водителями, сопровождающими, организаторам, вышеперечисленных правил перевозки несовершеннолетних, все ответственные лица понесут соответствующие наказание, согласно законодательству РФ. Следуйте правилам, о которых говорилось выше, не подвергайте жизнь детей опасности.
Количество сопровождающих в автобусе
Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтователь обеспечивает назначение в каждый автобус, осуществляющий перевозку детей, сопровождающих, которые сопровождают детей при перевозке до места назначения.
Количество сопровождающих на 1 автобус назначается из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) пассажиров двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе.
Организатор перевозки назначает в каждый автобус, используемый для организованной перевозки группы детей, лиц, сопровождающих детей в течение всей поездки (далее — сопровождающие лица). Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери автобуса. Допускается назначение одного сопровождающего лица,если группа включает 20 и менее детей и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь автобуса.
Если в автобусе находятся несколько сопровождающих лиц, организатор перевозки назначает из них ответственного за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу, который осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих лиц в указанном автобусе.
Действующие правила говорят о том, что количество сопровождающих должно быть не меньше, чем количество дверей в автобусе. И в большинстве ситуаций это оправдано. Тем не менее рассмотрим следующий пример:
Группа из 10 детей и 1 учителя запланировала поездку в театр, для этого был заказан небольшой микроавтобус (Газель). В назначенный день Газель сломалась и в качестве замены фирма предложила использовать большой туристический автобус на 40 мест.
Однако описанная группа не может ехать в большом автобусе, т.к. в нем две двери, а в группе есть лишь один взрослый сопровождающий.
Начиная с 1 января 2021 года данная проблема исключена. Для группы детей, в которой меньше 20 человек, допускается наличие одного сопровождающего. Однако при этом есть одно дополнительное условие — все дети должны заходить в автобус только через одну дверь, около которой и размещается сопровождающий.
Какие штрафы за нарушения правил?
Для водителей легковых автомобилей есть штраф 3 000 рублей за перевозку ребёнка до 7 лет без автокресла или непристёгнутым в нём.
А вот за нарушения правил перевозки группы детей транспортом есть свои наказания.
Норма КоАП | Нарушение | Штраф |
---|---|---|
Часть 4 статьи 12.23 | Если автобус не соответствует правилам, нет договора фрахтования, водитель не соответствует обязанностям, без программы маршрута, сопровождающего или без списка детей. | 3 000 рублей – на водителя, 25 000 – для должностных лиц, 100 000 – для юр. лиц и ИП. |
Часть 5 статьи 12.23 | Нарушение правил перевозки в ночное время. | 53 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев – на водителя, 50 000 – для должностных лиц, 200 000 – для юр. лиц и ИП. |
Часть 6 статьи 12.23 | Другие нарушения. | 25 000 – для должностных лиц, 100 000 – для юр. лиц и ИП. |
Сопровождение группы и согласие на перевозку детей от родителей (образец заявления)
Во всех регионах России, согласно действующему законодательству, организованные перевозки детей школьными или специализированными автобусами могут проходить исключительно в сопровождении ответственного лица и только с согласия родителей, поданного в адрес организатора перевозок в письменном виде.
Сопровождение групп детей в рамках школьной доставки или детских экскурсионных поездок осуществляется:
-
с привлечением представителей ГИБДД – при организованных групповых перевозках детей автобусами, при использовании трех и более транспортных средств одновременно
-
для сопровождения колонны организатор перевозок должен обратиться в региональное представительство ГИБДД не позднее, чем за 2 суток до выезда, подав уведомление в адрес руководителя в котором должны быть указаны сведения о маршруте, дате и графике движения, цели поездки, количестве транспортных средств и составе группы, водителе, медицинских работниках и лицах, сопровождающих группу несовершеннолетних
*если для поездки организованной группы планируется привлечь 1-2 автобуса, организатор в установленном порядке направляет соответствующее уведомление в органы ГИБДД, но сопровождение колонны не осуществляется;
-
с привлечением медицинских работников – при планируемой продолжительности поездки от 12 часов;
-
с привлечением ответственного лица, назначаемого локальным распорядительным документом (приказом организатора перевозок) – при каждом выезде группы.
Документация для осуществления поездки
Для осуществления организованной перевозки группы детей нужны:
- Договор фрахтования, если поездка осуществляется по нему.
- Схема рассадки пассажиров, если поездка проводится не по договору фрахтования.
- Копия об уведомлении о поездке ГИБДД. Данную бумагу нужно подать не позже, чем за 48 часов до начала междугородней поездки и не позже, чем за 24 часа при поездке в пределах города или в пригород, если задействуется один либо два автобуса. При большем количестве транспортных средств необходимо подать заявление за 10 дней. При указании в отметке о количестве ТС более двух единиц они будут сопровождаться автомобилями ГИБДД, которые могут двигаться с колонной с 6 до 23 часов. В данном случае требуется копия решения ГИБДД о назначении сопровождения. Подать уведомление можно в том числе и в электронном формате.
- Водительское удостоверение шофера и данные о нем. Указываются в отдельном документе. Если водителей несколько, информация нужна по каждому из них.
- Перечни детей-пассажиров с контактами их родителей (опекунов либо представителей).
- Списки сопровождающих, медицинского персонала, представителей турфирм. Последним требуется наличие документов, подтверждающих трудовые отношения с туроператором.
- Детальная программа организованной перевозки. Она должна содержать информацию об общем времени в пути, количестве остановок, их пунктах и длительности.
- Если организованная группа отправляется на экскурсию, необходима информация о туроператоре и местах, посещение которых включено в программу.
- Если дорога займет больше трех часов, то требуется наличие в транспорте воды и продуктов, список которых составляется предварительно. К таковым относится так называемый «сухой паек», ассортимент которого должен быть согласован с соответствующими органами.
- Организованная детская перевозка 3-мя и более автобусами. В случае если указанная перевозка осуществляется 3 автобусами и более, перед началом осуществления такой перевозки подается заявка на сопровождение автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции.
- Подача уведомления об организованной перевозке группы детей осуществляется не позднее 48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении и не позднее 24 часов до начала перевозок в городском и пригородном сообщениях.
- Если согласно графику движения время следования автобуса при организованной перевозке группы детей превышает 4 часа, в состав указанной группы не допускается включение детей возрастом до 7 лет.
Новые правила организованной перевозки группы детей требуют указания в уведомлении для ГИБДД не только даты поездки, но и начала и конца перевозки, а также данных о лицензии на перевозку. С октября 2020 года руководители подразделений ГИБДД проверяют актуальность лицензии.
Правила посадки и высадки
Требования к организованным перевозкам группы несовершеннолетних на автобусе включают в себя рекомендации относительно посадки и высадки детей. Так, лица, являющиеся сопровождающими группы, должны запомнить следующее:
- Дети должны быть собраны в безопасном месте, находящемся не более чем в 15 метрах от автобуса.
- Необходимо сверить пассажиров по имеющемуся списку.
- Багаж должен быть загружен в отсек, который предназначен для этого.
- Важно убедиться в том, что ручная кладь соответствует критериям, которые для нее установлены.
- Несовершеннолетние должны пройти инструктаж относительно правил поведения в дороге и при непредвиденных ситуациях.
- Дети должны быть рассажены по местам. Также важно проследить за тем, что ручная кладь размещена правильно и безопасно.
- Водителя необходимо проинформировать о том, что все готовы начинать поездку.
- Выходить из автобуса дети должны исключительно через переднюю дверь. Первыми выходят сопровождающие лица.
Перечень детей может меняться до начала поездки сопровождающим (при наличии свободных сидений). Оповещать об этом организацию-перевозчика не нужно.
Требования к школьным автобусам
1 января 2017 года вступили в силу новые требования к школьным автобусам для перевозки детей. В частности, это ГОСТ Р 51160 98, действующий в отношении ТС при передвижении по территории нашей страны. На школьный автобус распространяются следующие требования:
- использование спутникового устройства ГЛОНАСС;
- дата выпуска автобуса: не более 10 лет;
- обязательно присутствие тахографа (контроль времени управления ТС одним водителем), а также аптечки и 2-3 огнетушителей;
- наличие техталона либо диагностической карты для подтверждения исправного состояния ТС;
- размещение опознавательных табличек «Перевозка детей» впереди и позади школьного автотранспорта (ГОСТ 33552-2015);
- окраска кузова только в желтый цвет;
- снаружи и по обеим сторонам ТС должны быть нанесены надписи «Дети». Если автобус движется в организованной колонне, он оснащается табличкой с указанием его порядкового места и сведениями о количестве ремней безопасности.
Используемый для перевозки детей автобус проходит обязательный предрейсовый осмотр, где проверяются все детали и комплектующие. Их исправное состояние крайне важно для безопасного передвижения автобуса и благоприятной обстановки на дороге.
С 1 января 2021 года вступят в силу новые Правила организованной перевозки детей
8. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:
- имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей из последнего года и одного месяца;
- не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
- прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации;
- прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
17. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители:
а) имеющие на дату начала организованной перевозки группы детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 2 лет;
б) прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
в) не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.
Стаж водителя автобуса — это, судя по всему, самое сложное требование, с которым законодатели не могут определиться в течение многих лет. Поэтому необходимый стаж постоянно изменяется. То в большую, то в меньшую сторону.
Дата | Стаж |
До 10 июля 2015 года | 1 год из 1 года |
С 10 июля 2015 года по 3 января 2018 года | 1 год из 3-х лет |
С 3 января 2018 года по 1 октября 2019 года | 1 год из 1 года |
С 1 октября 2019 года по 1 января 2021 года | 12 месяцев из 13 месяцев |
С 1 января 2021 года | 1 год из 2-х лет |
С 1 января 2021 года водитель должен иметь стаж работы водителем автобуса категории D не меньше 1 года из последних 2-х лет. То есть на этот раз требования стали менее суровыми.
А как Вы считаете, будут ли требования по стажу изменяться в будущем? И на какой цифре в итоге остановятся законодатели?
Нумерация автобусов при движении присваивается руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтовщиком и передается фрахтователю для подготовки списка детей.
Перевозка организованных групп детей поездом
Для того, чтобы перевозить организованную группу детей поездом, нужно сначала приобрести билеты. Чтобы их приобрести, нужно:
- подать письмо-заявку строго установленного образца;
- подать список пассажиров с указанием реквизитов документов (с учётом, что на 10 детей должен приходиться один сопровождающий);
- приложить квитанцию об уплате разных сборов;
- при группе в 30 и более детей и поездке на расстояние 12 и более часов, требуется медработник — данные о нём тоже нужно приложить;
- список продуктов сухого пайка — заполнить специальную форму;
- приложить доверенность (форма М-2).
Заявки нужно подать за 45-60 дней. Заявки, поданные за 10 дней могут быть не выполнены, если поезда нужного направления перегружены. За резервирование мест берётся сбор, который не возвращается при отказе от поездки.
Обратите внимание:
- групповой билет — это один билет с перечислением всех пассажиров;
- оплатить его можно наличными и безналичным расчётом;
- если ехать надо больше суток — необходимо заключить договор о предоставлении горячего питания с вагоном-рестораном — если детей много, цепляют дополнительный вагон-ресторан с детским меню, причём расположен он будет рядом с вагоном в котором едут дети;
- питание будет четырёхразовое, рассчитанное по калорийности для каждого возраста;
- если ехать менее суток — нужен сухой паёк, оформленный по всем правилам и разрешённый Роспотребнадзором;
- медик должен следить за здоровьем, гигиеной и питанием детей; он имеет две укладки — общую и противопедикулёзную;
- все дети должны иметь справки о том, что здоровы и в контакте с инфекционными больными не были;
- перевозить детей можно только в поездах с биотуалетами нового типа;
- проводники должны убирать вагон не реже чем дважды в сутки, а туалет — каждые 6 часов;
- на станциях группу детей должен сопровождать сотрудник вокзала, следящий за их безопасностью.
Документы, которые помогут в подготовке к поездке поездом:
- ФЗ 18 от 10.01.03 «Устав ж/д транспорта РФ»;
- Приказ Минтранспорта 473 от 19.12.13 «Правила перевозок… железнодорожным транспортом»;
- Распоряжение РЖД № 1493р от 06.0807 «О порядке организации и обеспечения безопасности перевозок организованных групп детей»;
- Постановление Главного врача цГСЭН от 21.01.14 «Об утверждении сан-эпид требований к перевозке ж/д транспортом организованных групп детей».
Как же перевозить детей?
Правила перевозки детей и ужесточение наказания за их несоблюдение не вызвали понимания среди большинства организаторов поездок детей. Это понятно. Раньше организовать поездку было просто и быстро. Достаточно было позвонить в автопарк и сделать заказ.
Однако не редкостью становились случаи, когда детям выделялся старый автобус, не выдерживающий никакой критики и ломающийся в пути. Дети терпели большие неудобства: жару без кондиционеров, холод без печки, жажду — если мама не догадывалась положить бутылку с водой, голод — при отсутствии сухого пайка. Таким образом, поездки, особенно дальние, превращались для детей в настоящую пытку.
Сейчас требования к перевозке детей кажутся несоразмерно строгими и очень волокитными. Однако к ним нужно привыкнуть. Оформив несколько раз поездку по всем правилам, испытав комфорт и удовольствие от поездки, организаторам-педагогам и воспитателям самим не захочется терпеть какие-то ни было лишения в дороге. И так, в конечном итоге, будет лучше для всех.